Ноты для альта струн

Альт (скрипичный)

Струнный смычковый музыкальный инструмент

​А́льт (скрип​и́чный) — это струнно-смычковый музыкальный инструмент. По размеру он немного больше скрипки и отличается от неё более низким и глубоким звучанием. С XVIII-го века альт стал средним голосом в скрипичной семье, заняв место между скрипкой (звучащей на квинту выше) и виолончелью (звучащей на октаву ниже). Музыка, написанная для альта, отличается от произведений для большинства других инструментов, тем, что в ней в основном используется альтовый ключ, практически не используемый в других случаях. В музыке для альта применяется и скрипичный ключ, но только тогда, когда существенная её часть написана в высоком регистре.

Альт временами играет очень важную роль в оркестровой музыке. В первой части 20-го века многие композиторы начали писать для альта, так как в это время появились такие альт-солисты, как Лайонел Тертис. Для Тертиса альтовые концерты писали английские композиторы Артур Блисс, Йорк Боуэн, Бенджамин Дейл и Ральф Воан-Уильямс. Уильям Уолтон, Богуслав Мартину и Бела Барток также написали знаменитые концерты для альта. Для альта много писал и Пауль Хиндемит. Во второй половине 20-го века альтовый репертуар достиг значительных размеров.

Форма

Альт по материалам и конструкции подобен скрипке. Корпус альта длиннее скрипки на 25-100 миллиметров, его средняя длина составляет 41 сантиметр. Малые альты, как правило, делаются для детей, их размеры начинаются от 30 сантиметров. Для ребенка, которому нужен меньший размер, обычно альтовые струны надеваются на корпус скрипки. В отличие от скрипки, альт не имеет стандартного размера. Чтобы соответствовать скрипке по акустике, корпус альта должен в длину составлять около 51 сантиметра, то есть играть на нём в той же манере, что и на скрипке, непрактично. В течение многих столетий производители альтов экспериментируют с размерами и формой инструмента, регулируя его пропорции и форму, чтобы сделать инструмент легче, а его струны короче. Но все ещё его корпус достаточно велик для того, чтобы создавать характерное альтовое звучание, которое нельзя ни с чем спутать.

Читайте также:  Как выучить ноты учебник

Проводились также эксперименты по увеличению размера альта с целью улучшения его звука. Виола Альта Германа Риттера, длина которого составляет около 48 сантиметров, предназначался для использования в операх Вагнера. Модель альта Тертиса с более широкими и глубокими впадинами на боках для лучшего тона — ещё одна немного «нестандартная» форма инструмента. Многие эксперименты с акустикой альта, в частности, увеличение размера корпуса, привели к гораздо более глубокому тону, из-за чего его звучание стало походить на виолончель. Поскольку многие композиторы писали для альта традиционного размера, особенно в оркестровой музыке, изменения тона альта может непредсказуемо сказаться на балансе звучания ансамбля.

Более поздние (и более радикальные) новшества обратились к эргономическим проблемам, связанным с игрой на альте — в их результате альт стал короче и легче, но при этом сохранилось его традиционное звучание. Такие модели инструмента включают «вырезанный» альт Отто Эрдеца, альт «дубовый лист» с двумя дополнительными впадинами, альт Джозефа Куртина «Эвия» задником из углеродного волокна, благодаря которому уменьшается вес инструмента, форма «Dalí-esque» обоих малых альтов Бернарда Сабатье, а также модель Пеллегрина Дэвида Ривинуса.

Другие эксперименты коснулись проблемы «эргономики и звука». Американский композитор Гарри Партс создал альт с шеей виолончели, давшей ему диапазон в 43 тона. Лютьер создал пятиструнный альт с невероятно богатым звучанием.

Техника игры

  • Альтист держит инструмент примерно так же, как скрипку, но с небольшими отличиями, обусловленными размером. Альт, как и скрипка, располагается на левом плече между самим плечом и левой стороной подбородка. Из-за размера альта альтистам с короткими руками приходится выбирать более короткие инструменты. Наиболее заметная подстройка, которую должен сделать альтист — более широкое и интенсивное вибрато в левой руке, производимое не кончиком, а подушечкой пальца. Также левый локоть нужно отводить вперёд, доходя до низа струн — это позволяет сильнее давить и извлекать более чистый тон.
Читайте также:  Антикварные музыкальные инструменты пианино

Струны альта толще, чем у скрипки. В сочетании с крупным размером инструмента это создаёт более глубокий и мягкий тон. Впрочем, толстые струны приводят и к тому, что альт звучит «медленнее». На практике это значит, что если альтист и скрипач играют вместе, водить смычком альтист должен начать на мгновение раньше. А ещё толщина струн значит, что давить на них смычком нужно с большей силой.

  • Смычок альта отличается более широкой, чем у скрипичного, лентой из конского волоса, что особенно заметно на краях. Альтовые смычки весят 70-74 грамма, а скрипичные — 58-61. Профиль внешнего края смычка альта более округлый, чем у скрипичного.
  • Настройка

    Струны альта обычно настраиваются по квинтам: нижняя струна — C3 (на октаву ниже средней C), затем идут G3, D4 и A4. Эта настройка ровно на квинту ниже скрипичной, поэтому три струны у этих инструментов одинаковые — G, D и A — и это на октаву выше виолончели.

    Каждая струна обёрнута вокруг колка возле головки альта, с помощью которого настраивается инструмент. Чем туже натянуты струны, тем выше тон звучания. Обычно первой настраивается струна А до частоты в 440 или 442 герца. Другие струны настраиваются под неё с интервалом в квинту, иногда две струны натягиваются одновременно. Так натяжение следующей струны можно настроить быстрее. Настройке с помощью тюнеров проще научиться, она рекомендуется для начинающих альтистов, хотя часто тюнеры используются совместно с настройкой с помощью колка. Некоторые альтисты меняют местами струны C и G на колке, так более толстая струна C не образует слишком острый угол.

    Небольшую временную настройку можно также произвести, натягивая струну рукой. Тон струны можно понизить, потянув её вверх, и понизить, потянув её вниз. Эти техники полезны во время выступления, чтобы поправить звучание инструмента до полноценной настройки.

    Настройка C-G-D-A используется в большинстве альтовой музыки. Однако иногда применяются и другие настройки, как в классической (где эта техника известна как скордатура), так и в фолк-музыке. Моцарт в своей Концертной симфонии для скрипки, альта и оркестра в E, написал партию для альта в D, так струны альта были на полутон выше: этим он дал альту более яркий тон и не позволил остальным инструментам заглушить его. Лайонел Тертис в своей транскрипции концерта для виолончели с оркестром Элгара прописал медленное движение по струне C пониженной до B, позволив альту играть на октаву ниже. Струну С также можно понизить до D.

    Организации и исследования

    Возобновление интереса исполнителей и композиторов к альту в ХХ веке привело к увеличению исследований этого инструмента. Пауль Хиндемит и Вадим Борисовский в 1927 году сделали первую попытку организации Всемирного союза альтистов. Но подобная организация действительно появилась только в 1968 году и получила название Viola-Forschungsgellschaft, ныне — Международное общество альтистов (МОА). МОА теперь состоит из двенадцати представительств по всему миру, крупнейшим из которых является Американское сообщество альтистов (АСА), которое издает собственный журнал. Помимо издательства журнала АСА является спонсором Исследовательского состязания Дэвида Далтона и Международного соревнования альтистов имени Примроуза.

    В 1960-е также появился ряд научных публикаций, посвященных альту: начиная с труда Literatur für Viola Франца Цейрингера, который был несколько раз переиздан, до исследований середины 1980-х. В 1980 году Морис Райли произвел первую попытку написания всеобъемлющей истории альта в своей одноимённой книге. В 1991 году появился второй том этого труда. Международное общество альтистов публиковало ежегодное издание, посвящённое альту, под названием Viola Yearbook (с 1979 по 1994 год), некоторые другие национальные представительства МОА также публиковали тематические информационные издания. Международный Архив Альта имени Примроуза в Университете Бригама Янга содержит наибольшее количество материалов, связанных с альтом, в том числе оценки, записи, документы и архивные материалы о некоторых величайших альтистах мира.

    Музыка

    Роль альта в произведениях до двадцатого века

    В ранней оркестровой музыке партия альта часто ограничивается гармониями и небольшим количеством мелодического материала. Если альту давалась мелодическая партия, она часто дублировала (или была в унисон) мелодию, которую играли другие струнные. Исключением является Бранденбургский концерт № 6, созданный Бахом, в котором принимают участие 2 альта, виолончель, 2 виолы да гамба и бассо континуо, и в котором альты исполняют основную мелодическую партию.

    Существует несколько барочных и классических альтовых концертов, например, созданные Георгом Филиппом Телеманом (его авторству принадлежит один из самых ранних альтовых концертов), Франком Антоном Хоффмайстером и Карлом Стамицем. «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза был написан для соло альта и оркестра. Альт играет важную роль в камерной музыке. Моцарт дал альту волю, написав свои шесть струнных квинтетов, некоторые из которых причисляются к величайшим его произведениям. В квинтетах используются два альта, которые могут свободно играть партии соло (особенно первый альт). Для альта Моцарт также написал свою Концертную симфонию, в которой соло альта и скрипки одинаково важны, и Кегельштатское Трио для альта, кларнета и фортепиано. Молодой Феликс Мендельсон написал малоизвестное произведение для альта Соната до минор (датируемое 1824 годом). Роберт Шуман написал свою Märchenbilder для альта и фортепиано, а также четыре пьесы для кларнета, альта и фортепиано — Märchenerzählungen. Макс Брух написал романс для альта и оркестра, в котором исследуются эмоциональные возможности тембра альта. Тут соло альта очень заметно. Его Концерт для кларнета и альта с оркестром занял видное место в репертуаре выдающихся альтистов XX-го века.

    С самых ранних своих работ Брамс писал музыку, видное место в которой занимал альт. Среди его первых опубликованных камерных произведений — секстета для струнных, в которой есть заметные сольные партии обоих альтов. К концу своей жизни композитор написал две восхитительные сонаты для кларнета и фортепиано, которые он позже переписал для альта (сольная духовая партия в этом трио также была переписана для альта). Брамс также написал «Две песни для альта с альтом и фортепиано», «Gestillte Sehnsucht» («Приятная тоска») и «Geistliches Wiegenlied» («Духовная Колыбельная») в качестве подарков известному скрипачу Йозефу Иоахиму и его жене Амалии. Дворжак играл на альте, который был его любимым инструментом: его камерная музыка богата важными альтовыми партиями. Другой чешский композитор, Бедржих Сметана, включил значительную альтовую партию в свой квартет «Из моей жизни», который начинается пылкой партией альта. Следует также отметить, что альт время от времени включали в камерную музыку Бах, Моцарт и Бетховен.

    Альт периодически играет важную роль в оркестровой музыке. Хороший пример этого — симфоническая поэма Рихарда Штрауса Дон Кихот для виолончели соло и альта с оркестром. Другими примерами являются вариация Энигмы Эдварда Элгара и «La Paix» в балете Лео Делиба «Коппелия» с долгим соло альта.

    Репертуар произведений для альта довольно обширен, однако количество таких произведений, написанных известными композиторами до двадцатого века, относительно невелико. Есть много переписанных для альта произведений для других инструментов и большое количество альтовых композиций XX-го века.

    Двадцатый век и позднее

    В начале XX-го века многие композиторы начали писать для альта, в основном благодаря появлению виртуозов-солистов, таких, как Лайонел Тертис. Англичане Артур Блисс, Йорк Боуэн, Бенджамин Дейл и Ральф Воан-Уильямс также писали камерные и концертные произведения для Тертиса. Уильям Уолтон, Богуслава Мартину и Бела Барток создали довольно известные альтовые концерты. Пауль Хиндемит тоже написал много произведений для альта: он сам был альтистом и часто исполнял собственные произведения. Соната Клода Дебюсси для флейты, альта и арфы вдохновила многих композиторов на написание произведений для этого сочетания инструментов.

    Чарльз Вуоринен в 2008 сочинил виртуозное произведение Viola Variations для Лоиса Мартина. Эллиот Картер также написал несколько прекрасных произведений для альта, включая Элегию (1943) для альта и фортепиано, которая впоследствии была переписана для кларнета. Эрнест Блох, американский композитор швейцарского происхождения, известный своими композициями, вдохновленными еврейской музыкой, написал два знаменитых произведения для альта: Suite 1919 и Suite hebraïque для соло альта и оркестра. Ребекка Кларк — композитор XX-го века и альтистка, которая также много писала для альта. Лайонел Тертис утверждает, что Эдвард Элгар (чей концерт для виолончели Тертис переписал для альта с медленным движением в скордатуру), Александр Глазунов (который написал элегию для альта и фортепиано) и Морис Равель обещали написать концерты для альта, но все они умерли, не успев осуществить эту работу.

    Во второй половине XX-го века появился значительный альтовый репертуар. Многие композиторы, включая Миклоша Рожа, Револя Бунина, Альфреда Шнитке, Софию Губайдулину, Гии Канчели и Кшиштофа Пендерецкого, написали альтовые концерты. Американский композитор Мортон Фельдман написал серию работ под названием The Viola in My Life, в которых есть партии альта. В спектральной музыке альт появился из-за своих низких парциальных обертонов, которые легче услышать, чем скрипичные. Такие спектральные композиторы, как Жерара Гризе, Тристан Мюрай и Горацио Радулеску написали сольные произведения для альта.

    Альт в современной поп-музыке

    Альт в фолк-музыке

    Альт в фолк-музыке используется не так часто, как скрипка, но всё же используется. Обширное исследование исторического и современного использования альта в фолк-музыке было проведено доктором Линдсей Айткенхед. Альтисты в этом жанре это Элиза Карти, Мэри Рэмси, Хелен Белл и Нэнси Керр. Кларенс Браун — самый заметный альтист в жанре блюз.

    Альт также является важным аккомпанементным инструментом в словацкой, венгерской и румынской народной музыке, особенно в Трансильвании. При этом инструмент настроен на g — d’ — a на три струны (обратите внимание, что a на октаву ниже, чем в стандартной настройке), при этом инструмент играет очень ритмично. В таком виде он называется контра или брача.

    Альтисты

    Действительно известных альтистов-виртуозов немного. Возможно это потому, что музыки для альтистов-виртуозов до двадцатого века практически не было. Знаменитые альтисты до двадцатого века это: Карл Стамиц, Алессандро Ролла, Антонио Ролла, Кретьен Урхан, Казимир Ней, Луи ван Вафельгем и Герман Риттер. Самыми выдающимися альтистами двадцатого века являются Лайонел Тертис, Уильям Примроуз, Пауль Хиндемит, Теофиль Лафордж, Сесиль Ароновиц, Морис Вью, Вадим Борисовский, Лиллиан Фухс, Дино Асциолла, Фредерик Риддл, Вальтер Трамплер, Эрнст Валфиш, Чаба Эрдели — единственный альтист, выигравший на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Флеша, а также Эмануэль Варди — первый альтист, записавший 24 каприса Паганини на альте. Часто на альте выступали и записывались скрипачи, в том числе Юджин Изаи, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Пинхас Цукерман, Максим Венгеров, Юлиан Рахлин и Найджел Кеннеди.

    Некоторые из великих композиторов в ансамблях предпочитали альт скрипке, наиболее известные из них: Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт. Многие другие композиторы также использовали альт в ансамблях, в том числе Йозеф Гайдн, Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Антонин Дворжак и Бенджамин Бриттен. Среди тех, кто прославился и в качестве скрипачей, и в качестве композиторов — Ребекка Кларк и Пол Хиндемит. Современный композитор и альтист Кенджи Банч написал несколько альтовых соло.

    Электрический альт

    Усиление и уравнивание может компенсировать слабое звучание струны скрипки, настроенной ниже ноты G3, поэтому большинство электрических инструментов размером примерно со скрипку с более низкими струнами тоже называются «скрипками». Электрических альтов существует немного, они для тех, кто предпочитает их действительный размер или знакомые осязательные ощущения инструмента размером с альт. Уэльский музыкант Джон Кейл, ранее участвовавший в группе The Velvet Underground, является одним из наиболее известных музыкантов, играющих на электрическом альте: его он использовал для мелодий в своей сольной работе и для создания гула в композициях Velvet Underground (например, в песне «Venus in Furs»).

    Инструменты могут включать в себя внутренний предусилитель, или выводить небуферизованный сигнал преобразователя. Такие «сырые» сигналы могут подаваться непосредственно к усилителю или микшеру, но часто они улучшаются внешним предусилителем/эквалайзером на конце короткого кабеля перед подачей в звуковую систему.

    Источник

    Оцените статью