- Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения
- Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе
- Просмотр содержимого документа «Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе»
- Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.
- Рекомендуем:
Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 8» Составитель: Колодкина Валентина Ивановна, учитель музыки
СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит). Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.) Характер, настроение – (по словарю настроений) Интонация – выразительные и изобразительные — выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д. Музыкальный жанр – простые — марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл). Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный Лад – минор, мажор. Регистр – низкий, средний, высокий Темп – быстро, умеренно, медленно. Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ( ). Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5) Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты. Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.
СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ
Веселая Радостная Игривая Задорная Звонкая Озорная Шутливая Бойкая Забавная Резвая Прыгучая Скачущая Солнечная Сверкающая Ослепительная Плясовая Улыбающаяся Живая Яркая Лучезарная Спокойная Добрая Неторопливая Убаюкивающая Колыбельная Мягкая Плавная Напевная Протяжная Хороводная Мирная Безмятежная Добродушная Наивная Светлая Прозрачная Беззаботная Покорная Невозмутимая Неприхотливая Взволнованная Встревоженная Стремительная Вьюжная Ненастная Тревожная Беспокойная Торопливая Щемящая Трепещущая Отчаявшаяся Раскаявшаяся Надломленная Торжественная Праздничная Бодрая Важная Маршевая Четкая Отчетливая Гордая Могучая Победная Величественная Призывная Ликующая Восторженная Пышная Шумная Жизнеутверждающая Оптимистичная Грациозная Эффектная Таинственная Сказочная Волшебная Колючая Пугливая Осторожная Загадочная Настороженная Острая Подкрадывающаяся Поэтичная Возвышенная Мечтательная Одухотворенная Сердечная Задушевная Трепетная Душевная Напевная Проникновенная Чуткая Лиричная Завороженная Грустная Печальная Жалобная Тоскливая Скорбная Хмурая Плачущая Просящая Серьезная Сдержанная Мужественная Бесстрашная Боевая Смелая Отважная Решительная Богатырская Грозная Суровая Динамичная Тяжелая Грузная Громоздкая Мощная Неуклюжая Угловатая Густая Насыщенная Нежная Ласковая Задумчивая Мечтательная Легкая Светлая Трогательная Приветливая Доверчивая Беззлобная Страшная Зловещая Грубая Сердитая Недовольная Темная Трагичная Тягучая Грозная Злая
Перфокарта для анализа музыкального произведения
Источник
Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе
Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения на уроке музыки.
Просмотр содержимого документа
«Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе»
Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения
СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
- Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
- Характер, настроение – (по словарю настроений)
- Интонация – выразительные и изобразительные — выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
- Музыкальный жанр – простые — марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
- Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
- Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
- Лад – минор, мажор.
- Регистр – низкий, средний, высокий
- Темп – быстро, умеренно, медленно.
- Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
- Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
- Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
- Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
- Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.
Источник
Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.
Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., 1967
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА МАЛЫХ ФОРМ
Рекомендовано Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебника специального курса для музыкальных вузов
Предлагаемая первая часть учебника по специальному курсу анализа музыкальных произведений обладает рядом особенностей, вытекающих из профиля курса. Как известно, в его задачи входит не только изучение музыкальных форм и их элементов, но и развитие навыков целостного (комплексного) анализа музыкальных произведений, раскрывающего их содержание в единстве с формой. Ясно выраженный акцент на этой последней задаче отличает учебник от обстоятельных работ по композиции и музыкальной форме А. Б. Маркса, Римана, Праута, Лейхтентритта и других зарубежных авторов. От учебников же по анализу, написанных советскими авторами, настоящий учебник отличается прежде всего тем, что он предназначен для специального (а не общего) консерваторского курса, читаемого студентам музыковедческих и композиторских отделений и предполагающего предварительное знакомство с предметом в объеме курса музыкального училища.
Не случайно данный том ограничивается в смысле изучения самих форм лишь наименьшей из них — периодом: при комплексном анализе необходимо учитывать взаимодействие различных сторон и элементов музыки (мелодии, ритма, гармонии, тембра, фактуры, динамики, масштабно-тематических структур и других); поэтому их природе, закономерностям, их музыкально-выразительным и формообразовательным возможностям в учебнике уделяется большое внимание. К тому же музыкальным формам посвящена обширная литература, тогда как специального руководства, рассматривающего под необходимым для комплексного анализа углом зрения многочисленные стороны и элементы музыки, до сих пор не было.
Разумеется, закономерности крупных и малых форм, а также закономерности музыкального целого и какой-либо его части во многом различны. Но в то же время даже развитая музыкальная тема обладает чертами относительно законченного художественного организма и, следовательно, «чудо воздействия» музыки проявляется, собственно говоря, уже на этом уровне. А раз так, то и метод анализа музыки, то есть научного раскрытия этого воздействия, может быть выявлен — если и не вполне, то все же в достаточно существенных своих чер-
тах — также и на примерах анализа небольших произведений или отдельных тем.
Сказанным и определяется характер этой части учебника. Сначала в ней излагаются общие методологические основы анализа, далее — учение о выразительной и формообразующей роли отдельных сторон музыки, затем — теория и история простейшей музыкальной формы (периода); (Наконец, обширная последняя глава содержит примеры комплексного анализа, предваряемые методическими разъяснениями.
Примеры эти задуманы как развернутая демонстрация на различном материале метода и техники детального комплексного анализа музыки. При этом отнюдь не предполагается, что от студента можно требовать работ, столь же подробных и углубленных. Назначение этой серии аналитических этюдов состоит скорее в том, чтобы показать студенту и педагогу, ведущему курс, разнообразие возможностей в этой области и тем самым активизировать их музыкально-аналитическое воображение и способности.
Другие главы тоже содержат, как правило, больше материала, чем должно и может быть пройдено в курсе. Это представляет педагогу достаточно широкий выбор, позволяет ему варьировать содержание курса в зависимости от состава группы. Часть материала педагог может не включать в лекции, а предлагать студентам для самостоятельного изучения — как обязательного, так и факультативного. Усвоение содержания учебника несомненно потребует от студента (а кое в чем и от педагога, ведущего курс) преодоления
известных трудностей. Однако это неизбежно, поскольку учебник призван способствовать повышению уровня преподавания данной дисциплины, которое в настоящее время во многих случаях еще не вполне удовлетворяет соответствующим требованиям.
Как и всякий учебник по специальному курсу, эта работа содержит элемент научного исследования, который, однако, в неодинаковой степени проявляется в различных главах книги. Например, глава VII («Масштабно-тематические структуры») почти целиком основана на исследованиях авторов и излагает положения, ранее в столь развернутом виде в печати не опубликованные, но освещающие существенные, по мнению авторов, музыкальные закономерности (эта глава основана на материалах неопубликованной рукописи В. Цуккермана «Принципы масштабного развития в музыке» и докторской диссертации Л. Мазеля «Основной принцип структуры гомофонной темы»). Наоборот, в главе V собственно исследовательский характер выражен в меньшей степени.
В целом, хотя в книге использованы различные источники (учебники музыкальной формы, труды Б. В. Асафьева и другие), авторы все же в гораздо большей мере опирались на собственные наблюдения и выводы, касающиеся различных сторон музыки и метода ее анализа.
Главы I, II, V и VII написаны, в основном, Л. Мазелем. Главы III, IV, VI, VIII и IX — В. Цуккерманом. Однако в работе над каждой главой участвовали оба автора, и это нередко выражалось также и в том, что какой-либо параграф внутри главы (не говоря уж о более мелких частях) излагался не основным ее автором. Так, параграф 7 главы II написан
В. Цуккерманом. Наоборот, параграфы 7, 8 главы III, параграф 7 главы VI, параграф 1 главы VIII и анализ побочной партии из Moderato 5-й симфонии Шостаковича в главе IX изложены Л. Мазелем.
В I и II главах Л. Мазелем частично использован материал и текст его прежних работ («О мелодии», «Строение музыкальных произведений»).
По мере написания учебника его главы обсуждались на заседаниях кафедры теории музыки Московской консерватории. Особенно активно участвовали в обсуждениях профессора В. В. Протопопов и С. С. Скребков, а также доценты В. П. Бобровский и Т. Ф. Мюллер. Ряд советов дал профессор Ленинградской консерватории Ю. Н. Тюлин, рецензировавший учебник. Анализы народных песен, содержащиеся в главе IX, обсуждались также на совместном заседании теоретической и фольклорной групп музыковедческой комиссии Московского союза композиторов, где имели место, в частности, обстоятельные выступления доктора искусствоведения А. В. Рудневой, кандидата искусствоведения Т. В. Поповой и Л. В. Кулаковского. Авторы выражают глубокую признательность всем названным здесь, равно как и другим коллегам, высказавшим свои соображения по учебнику. Авторы приносят также благодарность педагогам Московской консерватории Ю. А. Фортунатову и Ю. Н. Холопову за указание ряда примеров. Наконец, авторы будут признательны всем, кто в дальнейшем пришлет свои замечания по учебнику в издательство.
Глава I (Вводная). Общие основы курса
§ 1. Курс анализа, его задачи, преемственные связи и характер 7
§ 2. Специфика искусства. Художественный образ. Единство в нем общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Реализм в искусстве. Черты реалистического музыкального искусства 12
§ 3. Главнейшие специфические черты музыки 17
§ 4. Музыкальные жанры. Жанровые связи …. 21
§ 5. Выразительные возможности музыкальных средств. Взаимодействие музыкальных средств 28
§ 6. Музыкальная форма в широком и тесном значении. Некоторые черты метода анализа 36
Глава II. Мелодика
§ 1. Роль мелодического начала в музыке. Значение терминов «мелодия», «мелос», «мелодика»
§ 2. Природа мелодии. Важнейшие стороны мелодии 45
§ 3. Ладовая и ладогармоническая сторона мелодии 49
§ 4. Основные предпосылки выразительности мелодической линии 64 § 5. Некоторые простейшие типы интонирования 75
§ 6. Мелодическая волна. Волнообразное развитие мелодии. Мелодические вершины и их функции. Кульминация, ее различные типы 79
§ 7. Типы мелодического движения 94
§ 8. Анализы отдельных мелодий 120
Задания 132 Глава III. Метр и ритм
§ 1. Общее понятие о метре и ритме. Их взаимоотношение 133 § 2, Предпосылки и основные проявления музыкального метра . 139
§ 3. Стопы высшего порядка 152
§ 4. Внутритактовые стопы 158
§ 5. Ритмические рисунки 181
§ 6. Ритмическое развитие 200
§ 7. Некоторые вопросы ритма вокальной мелодии 215 § 8. Краткие сведения об историческом развитии метроритма и мелодики 221
Глава IV. О выразительном и формообразующем действии гармонии
§ 1. Логическая выразительная стороны гармонии 237
§ 2. Некоторые проявления гармонической выразительности 243
§ 3. О роли гармонии в формообразовании и развитии 254
Глава V. О выразительной и формообразующей роли динамики, тембра, фактуры
§ 1. Предварительные замечания 310
Глина VI. Вопросы расчлененности
§ 1. Роль расчлененности в музыке. Построения и цезуры 343 § 2. Важнейшие средства расчленения в малом масштабе (ритмические остановки,паузы, повторности) 347
§ 3. Роль гармонических средств в расчленении 358 § 4. Расчленяющее значение мелодической линии, интервалов, фактуры и динамики 367
§ 5. Значение контраста для расчленения 377
§ 6. Наложение 381
§ 7. Некоторые вопросы расчленения в вокальной музыке 383
§ 8. Заключение 385
Глава VII. Масштабно-тематические структуры
§ 1. Общее понятие о масштабно-тематических структурах 393
§ 2. Периодичность 396
§ 3. Группы периодичностей 402
§ 4. Суммирование. Прогрессирующее суммирование 414
§ 5. Дробление 437
§ 6. Дробление с замыканием 451
§ 7. Некоторые другие структуры 469
§ 8. Некоторые обобщения и дополнения. Историческое формирование и развитие основных масштабно-тематических структур 475
Глава VIII. Период
§ 1. Музыкальная тема (тематический материал, тематизм) 493
§ 2. Определение периода. Его границы и масштабы 498
§ 3. Гармоническое строение периода 508
§ 4. Тематическое строение периода 524
§ 5. Части периода 550
§ 6. Неквадратное строение 566
§ 7. Период как форма целого произведения 619
§ 8. Краткий обзор исторического развития периода 630
Глава IX. Целостные анализы
Общие замечания 641
1. Русская народная песня «Эко, сердце» (сборник Балакирева, № 23) 657
2. Русская народная песня о татарском полоне (сборник Римского-Корсакова, № 8) 674
3. Бетховен. Тема вариаций c-moll 682
4. Шопен. Прелюдия C-dur op. 28 . 689
5. Шопен. Прелюдия h-moll 703
6. Рахманинов. 2-й фортепианный концерт. Adagio sostenuto. Первая часть 713
7. Захаров. «Ой, туманы мои» 728
8. Шостакович. Побочная партия из Moderato 5-й симфонии (первый период) 736
Рекомендуем:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Источник