Ноты для балалайки секунды

Аккорды для балалайки

Народный строй

На этом сайте собраны аппликатуры аккордов для балалайки прима в различных вариантах «Народного строя».

Пользоваться таблицей с аккордами очень просто:

  1. Найдите нужный аккорд в списке
  2. Под названием аккорда находится информация о нотах, входящих в него и список аппликатур (одна аппликатура на строку). Первая цифра в аппликатуре показывает лад, который нужно зажать на 3 струне (самая верхняя), следующая — на второй и т.д.
  3. Для каждого аккорда сгенерированы все возможные варианты аппликатур, самые удобные из них отмечены жирным шрифтом.

Разберем на примере аккорда До-мажор(C), сторой C E G (До-Ми-Соль). Один из вариантов аппликатуры «4-3-5», значит третью (самую верхнюю) струну нужно зажать на 4 ладу, вторую — на 3-ем, а первую — на 5-ом.

На сайте есть шпаргалка для мажорных и минорных аккордов строя C-E-G, вы можете её скачать (19,3 кб).

Важное замечание по поводу септаккордов!
Т.к. на балалайке всего 3 струны, а септаккорд состоит из 4 звуков, я немного жульничаю и строю его с малой септимой от основного тона, но без чистой квинты.

Важное замечание по поводу названий нот!
Аккорды, которые вы видите на этом сайте, сгенерированы алгоритмом, который не знает всех тонкостей теории музыки, и если у него есть возможность поставить D# вместо Eb — знайте, он это сделает.

Источник

Ноты для балалайки секунды

Приветствуем вас в нашей библиотеке!

825 произведений для балалайки и фортепиано,

56 произведений для балалайки соло,

30 сборников,

а так-же этюды, сборники упражнений и ансамблевые произведения!

В разделе Мастера России собраны контактные данные мастеров, обязательно загляните туда!

Ждем ваших отзывов в Гостевой книге и в нашей группе ВКонтакте !

Напоминаем, что информация размещенная на нашем сайте, предназначена только для ознакомления! Любое коммерческое использование нотного материала запрещено!

Уважаемые правообладатели!
Если у вас возникли претензии к размещению на данном сайте материалов, являющиеся объектами Ваших авторских или смежных прав, напишите пожалуйста письмо на электронный адрес: dilibrary@yandex.ru
Мы незамедлительно удалим Ваши материалы!

Благодарности!

Выражаем сердечную благодарность композиторам и правообладателям, давшим согласие на размещение в библиотеке нот своих произведений:

Аверин Владимир Александрович,
Амосов
Андрей Николаевич,

Белоруков Андрей Львович,

Броннер Михаил Борисович,

Васильева Ольга Александровна,

Гагалаян Леон Владимирович

Гуревич Андрей Алексеевич,

Данилов Александр Степанович,

Желинский Евгений Вячеславович,

Ельчик Валерий Анатольевич,

Калинин Дмитрий Анатольевич,

Клепалов Юрий Михайлович,

Клепалов Евгений Юрьевич,

Ковалевич Николай,

Макарова Вера Алексеевна,

Марчаковский Александр Иванович,

Мурза Александр Анатольевич,

Пенюгин Денис Андреевич,

Петров Евгений Викторович,

Садальский Вадим Романович,
Сущевский Генадий Иванович,

Тремасов Александр Сергеевич,

Урбанович Владимир Георгиевич,

Источник

«Инструментовка» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

После окончания pizzicato в нотах необходимо обязательно дать обозначение следующего за ним приема.

Кроме перечисленных приемов, на домре, эпизодически применяются:

Игра у подставки (обозначение: у подставки, реже скри­пичное: sul ponticelto) применяется для придания тембру струны несколько гнусавого характера, напоминающего по звучанию не­которые восточные струнные инструменты.

Игра на грифе (обозначение: скрипичное sul tasto) применяется главным образом для придания тембру струны особой нежности. Экспрессивность звучания и динамиче­ские возможности при этом несколько снижаются.

Флажолеты. Известно, что большинство звуков, которые мы слышим, совмещают в себе звучание основного тона — более громкого и ряда обертонов — более слабых. Исполнение флажо­летов основано на принципе устранения звучания основного тона и выявления звучания одного из обертонов. На домре возможны как натуральные, так и искусственные флажолеты.

В оркестре применяются только натуральные октавные и квинтовые флажолеты, так как остальные звучат слабо и, кроме того, извлечение их достаточно сложно. Обозначаются фла­жолеты ноликом над нотой.

Глиссандо – скольжение пальца левой руки. Применяется только на одной струне. Обозначается словом qlissando (qliss) и волнистой линией.

Игра на одной струне применяется для придания испол­няемому мелодическому отрывку определенного тембра: более сочного и глубокого на струне ми, более прозрачного и нежного на струне ля, более светлого и звонкого на струне ре.

На практике пользуются латинским обозначением струны, обведенным кружочком или римской цифрой, обозначающей струну: III, II, I.

Двойные ноты и аккорды на домрах применяются в оркестре редко, в основном, в оттенке forte (громко). Наиболее употребительны двойные ноты и ак­корды, при исполнении которых используются открытые струны, так как открытые струны имеют звонкий, сильный звук, и аккорды, включающие их, допускают более удобную аппликатуру. Напри­мер, очень удобны для исполнения следующие аккорды и двойные ноты:

Цифрами над аккордами указана аппликатура. На малой и альтовой домрах в низком и среднем регистрах удобны интервалы от секунды до септимы включитель­но, трезвучия — мажорные, минорные, уменьшенные и увеличен­ные в тесном расположении.

Для четырехструнной домры наиболее удобны аккорды в широком расположении.

На басовой домре аккорды употребляются крайне редко и почти всегда с использованием открытых струн.

Позицией называется естественное положение пальцев левой руки исполнителя на грифе инструмента, охватывающее на одной струне интервал чистой кварты. В оркестро­вой практике обычно используются восемь позиций. Нумерация позиций определяется положением первого пальца для одного из звуков диатонического звукоряда.

Для домровой группы не желательны скачки, частая смена позиции, переход со струны на струну, особенно в быстром темпе. Приветствуются гаммаобразные пассажи, связное движение мелодии на одной струне (в позиции), интервалы в пределах сексты.

Аккорды обычно используются в I позиции.

Использование в оркестре.

Впервые домра ввелась в великорусский оркестр (оркестр ) в 1896 году. «Теперь состав стал обладать значительно большим колористическим разнообразием, а главное – с созданием домровой группы получил рельефную мелодическую и полифоническую основу для воплощения различного репертуара» ( «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» Москва 2008г).

Тембр домр вносит неповторимый колорит в оркестр народных инструментов.

Домра пикколо – основное ее значение удваивать партию домр – прим (малых) октавой выше. Это делает звучание более светлым.

Ни одно оркестровое tutti не обходиться без домры-пикколо. Без нее не будет достаточного блеска и силы звучания.

Партия домры пикколо часто выступает в качестве самостоятельного голоса.

При инструментовке следует учитывать специфику звучания регистров инструмента. Домры – примы могут использоваться как для красочно-тембровых сопоставлений, так и для подчеркивания динамического развития произведения.

Постепенное раскрытие регистров от низкого к верхнему является типичным в процессе развития пьесы.

Домры – примы могут быть использованы и в роли аккомпанирующих инструментов: педаль в высоком регистре, аккомпанирующие аккорды.

Домра альт – наряду с примой (малой) является ведущим инструментом русского народного оркестра.

Очень часто используется в начале произведения, имитируя запев народного хора (диапазон звучания близок диапазону и характеру тембра человеческого голоса).

Довольно распространено ведение альтовых домр в октаву с примами и басовыми. Встречается и звучание в унисон, создающее густую окраску в оркестре.

Выступают в качестве: усиления аккомпанемента;


в унисон с баяном.

Домра альт вносит красочное разнообразие в процесс развития оркестровой ткани.

Домра бас – основное назначение исполнять нижний голос (бас).

Нередко используется как мелодический инструмент при проведении мелодии – чаще всего вместе с альтовыми домрами.

Часто заполняет гармоническую середину – педаль.

Распределение многоголосья в группе домр.

1.Каждая партия самостоятельная.

3.Постепенное увеличение количества голосов – принцип крещендо:

а) с применением дивизи (div.);

б) с добавлением новых инструментов.

а) верхнего мелодического голоса октавой выше за счет домры пикколо или за счет div. I и II домры;

б) двух верхних голосов октавой выше – двухэтажное изложение;

в) трех верхних голосов

В группе домр также возможно распределение оркестровых функций. При изложении мелодии в верхнем регистре (у домр – прим), роль фигурации исполняют альты. Если мелодический голос в диапазоне домр альтов, то фигурацию предпочтительнее отдать домрам – примам. Домра бас выполняет функцию баса.

Практическая инструментовка для группы домр.

Приступая к инструментовке для группы домр, необходимо определить какой инструмент будет вести мелодию, бас, фигурацию. То есть распределить функции оркестровой фактуры. Мелодия, как фигурация и педаль, может располагаться у домр – прим и альтов. Рассмотрим наиболее распространенный способ изложения мелодии: у домр – прим. Домры альты – исполняют роль фигурации, а домра бас – функцию баса.

Тема 3. Группа балалаек.

Ø Общие сведения.

Ø Строй инструментов. Диапазон.

Ø Приемы игры и способы их записи.

Ø Исполнение двойных нот и аккордов.

Ø Использование в оркестре.

Балалайка – символ русского народа. В XVIII и XIX была, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников и пели песни. Про нее складывали сказки.

Балалайка – струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. Отличается шаловливым, бесшабашным и, в тоже время, задушевным и напевным звучанием.

В группу балалаек входят: примы, секунды, альты, басы и контрабасы. Виды балалаек отличаются друг от друга размером, настройкой и диапазоном. Особенностью настройки большинства видов балалаек является то, что 2-я и 3-я струна настраиваются в унисон. В связи с этим аппликатура имеет свои особенности: 2-я и 3-я струна обычно прижимаются большим пальцем. На балалайках широко распространена игра двойными нотами и аккордами.

Строй балалаечной группы:

Строй Объем звучания

Строй Объем звучания

Строй Объем звучания

Строй Объем звучания

Строй Объем звучания

Приемы игры и способы их записи.

1.Бряцанье – основной прием игры на балалайке. Представляет собой удар пальца по всем трем струнам. Обозначается \/ – удар вниз, /\ — удар вверх.

Двойные ноты, как правило, исполняются на трех струнах: верхняя – на первой струне, а нижняя – на второй и третьей струнах. Нижнюю ноту принято записывать без удвоения.

2.Тремоло – быстрое и непрерывное бряцанье. Тремоло обозначается лигой (как и в партиях домры).

3. Pizzicato щипок. На балалайке имеет два способа исполнения:

а) большим пальцем (Б. П.);

Этот прием дает более полный и глубокий звук.

б) двойное пиццикато (вниз – большим, вверх – указательным). Дополнительного обозначения не требует. Для использования балалаек таким приемом надо следить, чтобы пассажи были удобны для левой руки исполнителя.

4.Вибрато (vibr.) употребляется в оркестре на первой струне. Иногда обозначается так называемой французской лигой. Предпочтительнее использовать в медленных темпах и умеренных темпах и на отдельных звуках для наиболее красочного звучания.

Прием вибрато используется не только в соло. Его можно применять и с другими инструментами дл «тембрового окрашивания».

5.Дробь – удар по струнам последовательно несколькими пальцами с минимальным промежутком времени. При игре четырьмя пальцами малая дробь (М. др.), при игре пятью – большая дробь (Б. др.).

Дробь больше всего подходит на быстро повторяющиеся форшлаги.

6.Гитарный прием – пальцы левой руки прижимают все ноты на трех струнах одновременно, а пальцы правой руки по очереди извлекают звуки аккорда. Такое исполнение присуще гитаре. Обозначается как гитарный прием, либо над нотами ставиться аппликатура, чтобы избежать исполнения на одной струне. Употребляется на общем пиано всего оркестра.

7.Глиссандо скольжение пальцев левой руки по трем струнам. Для балалайки – примы является распространенным приемом.

Игра у подставки, игра на грифе, игра на одной струне, флажолеты применяются в оркестре эпизодически.

Основными приемами игры на балалайках секундах и альтах являются:

· удар большим пальцем или медиатором по всем трем струнам (вниз);

· удар большим пальцем или медиатором по одной струне;

· арпеджиато (обозначается волнистой линией)

Приемы игры на басовых и контрабасовых балалайках:

· удар медиатора вниз (стаккато);

Исполнение двойных нот и аккордов

На балалайке приме удобны двойные ноты от секунды до малой септимы. Из аккордов удобны те, в которых расстояние между крайними звуками не превышает большой сексты.

В оркестре в основном, пользуются двойными нотами. Для исполнителя удобны аккорды с открытой третьей струной.

При записи двойных нот надо следить за тем, чтобы нижний голос делала как можно меньше скачков. Так как он исполняется наименее подвижным большим пальцем.

Использование в оркестре.

Балалайка прима – «душа» русского народного оркестра. Поэтому крайне редко можно встретить оригинальные произведения для народного оркестра, в которых не поручалось бы соло балалайкам. Для раскрытия балалаечного тембра чаще всего используются основные, специфические приемы с одновременным звучанием трех струн.

При инструментовке произведения, не предназначенное специально для народного оркестра, не следует упускать возможность использовать балалайки примы solo характерными приемами.

Балалайки секунда и альт в основном выполняют функцию аккомпанемента.

При использовании в оркестре басовых и контрабасовых балалаек учитывается их меньшая подвижность по сравнению с другими инструментами. Им не следует поручать подвижные пассажи. Они выполняют роль баса.

Инструментовка для группы балалаек.

Распределим функции оркестровой фактуры:

балалайка прима – мелодия;

балалайки секунда и альт – фигурация;

балалайка бас и контрабас – бас.

Три разновидности гуслей: Звончатые, щипковые, клавишные.

Наиболее просты по устройству звончатые гусли. На корпус инструмента, имеющего форму неправильной трапеции, натянуто 13 струн. Имеют следующий звукоряд:

Играют кожаным или черепаховым медиатором. Возможны приемы: тремоло, бряцанье, арпеджиато, отдельные удары, типично и удобно глиссандо. Способ исполнения аккордов и двойных нот: левой рукой прижимают те звуки, которые не входят в состав данного аккорда. Пальцы левой руки выполняют функцию глушителей.

Щипковые гусли – их устройство аналогично устройству звончатых гуслей. Но щипковые гусли имеют большее количество струн, настроенных по

хроматическому звукоряду. Имеют форму стола. Диапазон охватывает шесть октав.

Прием исполнения на них заключается в воспроизведении определенных звуков или аккордов щипком. Струны натянуты в двух плоскостях. Верхний ряд дает ля-мажорную гамму. На щипковых гуслях каждой рукой можно извлечь созвучие из трех и четырех звуков.

Клавишные гусли – имеют такую же форму и количество струн, что и щипковые гусли, но струны натянуты в одной плоскости.

Чтобы исполнитель легче мог определить нужную ему струну, под струны подкладывается изображение фортепианной клавиатуры. Принцип исполне­ния — глушение, неучавствующих, в аккорде струн при помощи си­стемы демпферов, управляемых клавишами. Клавиатура их уст­роена по принципу фортепиано и имеет всего одну октаву, однако механизм управления демпферами соединяет одноименные звуки всех шести октав. Таким образом, при нажатии какой-либо кла­виши, соответствующей определенной ступени звукоряда, поднимаются демпфера над струнами, соответствующими этой ступени звукоряда во всех октавах. Это позволяет воспроизвести звучание тех определенных струн, над которыми приподняты демпфера. Так, например, для получения аккорда ми мажор на клавишных гуслях нужно нажать клавиши ми, соль-диез и си и провести медиатором по струнам в надлежащих октавах.

Основным приемом игры на клавишных гуслях является арпеджиато.

В подавляющем большинстве случаев для арпеджиато ис­пользуется средний регистр гуслей — от ми малой до ля второй октавы, реже — верхний регистр и еще реже — нижний. Иногда в партитурах встречается запись арпеджиато без обозначения крайних нот. В этих случаях исполнитель ориентируется на сред­ний регистр.

На гуслях применяются и другие приемы игры: staccato, piz­zicato, glissando, флажолеты, игра «штрихом».

Staccato исполняется на гуслях следующим образом: левой рукой нажимается определенная клавиша; правой рукой, медиато­ром, производится щипок соответствующей струны. Клавиша на­жимается только на момент, совпадающий с длительностью испол­няемой ноты. После освобождения клавиши звук приглушается. Такое короткое staccato применяется редко. Чаще на гуслях при­меняется staccato с постепенным затуханием звука. Для его обоз­начения необходимо от каждого звука написать французскую лигу.

Если требуется записать многозвучный аккорд, звуки которого выходят за пределы первой октавы, то нет необходимости выписывать все звуки этого аккорда — достаточно записать аккорд в первой октаве и на этом же нотном штиле обозначить крайние звуки.

В скобочках принято записывать аккорд в тех случаях, когда звуки исполняемого аккорда не входят в первую октаву. Аккорд в скобочках записывается мелкими нотами, слева от обозначен­ных крайних нот:

В случаях, когда используется низкий регистр, партия гуслей записывается в двух ключах — в скрипичном и басовом:

Использование в оркестре.

В оркестре народных инструментов гусли используются:

· в tutti (подчеркивание аккомпанирующих аккордов в партиях балалаек секунд и альтов);

· арпеджиато в диапазоне трех октав в аккомпанементе темам с широким распевом;

· в момент появления новой гармонии;

· приемом хроматическое глиссандо.

Тема 5. Группа баянов.

Ø Диапазон. Особенности правой и левой руки баяна.

Ø Основные штрихи.

Ø Технические возможности баяна.

Ø Разновидности гармоник.

Ø Использование в оркестре.

Баян имеет две клавиатуры — для правой руки и для левой. На правой клавиатуре клавиши расположенных в три ряда. Первый ряд клавиатуры находится ближе к меху. Каждая клавиша соответствует одному звуку. Наименьший диапазон правой клавиатуры — от си-бемоль большой октавы до ре-бемоль четвертой октавы (сейчас наиболее распространены баяны с более широким диапазоном — от соль большой октавы до ми четвертой октавы и даже от ми большой до соль четвертой октавы).

Звуки в каждом ряду расположены по уменьшенным септаккордам. Для исполнения однородных гамм, арпеджио и других последовательностей, начинающихся со звуков одного и того же ряда, аппликатура остается неизменной. Баяни­сту достаточно овладеть тремя основными позициями, и транспо­нирование в тональности, тоники которых «лежат» в одном и том же ряду, не составит труда.

Левая клавиатура готового баяна устроена иначе, чем правая, и имеет ряд специфических особенностей. Первые два ряда кла­виш левой клавиатуры – басы: в первом ряду (считая от меха) – вспомогательные, во втором – основные. Расположены по кварто-квинтовому кругу, с учётом наиболее часто встречающихся гар­монических сочетаний: тоника — субдоминанта и тоника — доми­нанта.

Басы вспомогательного ряда расположены на большую тер­цию вверх от соседних басов основного ряда. В обоих рядах со­держатся все двенадцать ступеней хроматической гаммы, повторя­ющиеся для удобства игры несколько раз.

Другой особенностью строения левой клавиатуры баяна явля­ются готовые аккорды, каждый из которых извлекается нажатием одной клавиши. Они расположены по косым поперечным рядам вместе с соответствующими басами. В третьем ряду, соседнем с основными басами, – мажорные трезвучия, в четвертом – минор­ные трезвучия, в пятом – доминантсептаккорды с пропущенной квинтой и в шестом ряду, если он имеется, – уменьшенные тре­звучия.

Наличие готовых аккордов и их расположение создает ряд удобств для исполнителя. Из них наиболее существенны близость основных басов и аккордов лада и одинаковая аппликатура в любой тональности. Однако такая конструкция левой клавиатуры вместе с тем сужает исполнительские возможности: аккорды зву­чат в одном и том же, раз и навсегда установленном расположе­нии и мелодическом положении, к ним невозможно применить зна­ки альтерации.

Басы на баяне звучат в трех октавах одновременно, захваты­вая все одноименные звуки от фа контроктавы до ми первой октавы. Для удобства чтения нот, басы записываются в средней, из трех октав.

Под басовыми звуками иногда ставится буква «В», означающая, что данные звуки рекомендуется брать не в основном, а во вспо­могательном ряду.

Готовые аккорды звучат в диапазоне от соль малой октавы до фа-диез первой октавы:

При записи аккордов применяются упрощенные условно-бук­венные обозначения, указывающие на аккордовый ряд:

Б – большое (мажорное) трезвучие;

М – малое (минорное) трезвучие;

УМ – уменьшенное трезвучие.

Маленькая нота в скобках, стоящая рядом с аккордом, показы­вает, от какого баса должен быть взят аккорд.

В оркестре левая рука баянистов необходима изредка, эпизодически. Целесообразно употреблять для усиления басовой партии и аккомпанемента.

Большой диапазон правой клавиатуры баяна неоднороден по звучанию. Низкие звуки громче и сочнее, верхние – тише и более тусклы. Наиболее выразительным регистром, способным переда­вать любые эмоциональные настроения, считается средний — от соль малой октавы до соль второй октавы. Характер звука баяна существенно отличается от звука домр и балалаек и создает в оркестре незаменимую окраску.

На баяне применимы все обычные приемы игры и штрихи: legato, staccato, tenuto, поп legato.

Legato звучит более плавно, чем у струнных инструментов. Необходимо, однако, иметь в виду, что при смене меха общее legato прекращается, в связи с этим баяну не следует поручать очень длинных фраз. Пределом следует считать четыре такта на 4/4 в умеренном темпе, при игре двумя руками на тf. При исполнении piano и одной рукой расход воздуха уменьшается, и сплошная лига может быть продлена. Наоборот, при игре forte и аккордами расход воздуха увеличивается, и legato должно быть сокращено.

Staccato на баяне звучит несколько суховато и в оркестре применяется сравнительно редко (у балалаек и домр оно ярче). Зато поп legato и tenuto применяются весьма часто и имеют ряд преимуществ по сравнению с этими же штрихами на струнных инструментах. Это преимущество состоит в том, что поп legato и tenuto почти не зависят от темпа и всегда звучат ровно, спокойно и прекрасно сочетаются с другими приемами в пассажах с часто меняющимися штрихами:

С технической стороны баян является весьма подвижным инструментом. Пассажи типа гамм и арпеджио легко исполнимы в быстром темпе и в любом регистре. Что касается игры аккорда­ми, то в пределах октавы баянист может извлечь правой рукой любое созвучие из четырех нот. Удобоисполним также и ряд меняющихся созвучий в относительно подвижном темпе.

С изменением регистра звуков правой клавиатуры постепенно меняется и их характер: в низком регистре они громче, сочнее, а в верхнем — более слабые. Наибольшей выразительностью и дина­мической гибкостью обладает средний регистр (приблизительно от соль малой до соль второй октавы).

Говоря о технических особенностях, следует заметить, что глиссан­до (вверх и вниз) исполнимо в любом темпе, но лишь по звукам уменьшенных септаккордов; применяется оно в очень редких слу­чаях, преимущественно для изобразительного эффекта.

Нетрудна игра октав и «ломаных» октав в поступенном движении в доволь­но быстром темпе и гораздо легче исполнение всевозможных тре­лей различной продолжительности и от любого звука. Однако двойные ноты (терции, сексты и т. п.) в быстрых темпах затруд­нительны, поэтому в оркестре в подобных случаях обычно пред­почитают divisi.

Баян обладает большой динамической гибкостью. На нем воз­можно взять созвучие (или один звук) «рр» и без повторения дове­сти его до «ff» или наоборот. Инструмент отзывчив и в других изменениях динамики, на­пример: «р – sf» или «sf – p».

В отличие от обычного регистровый баян имеет в правом полу­корпусе устройство, изменяющее окраску звука и его высотное по­ложение (октавное).

Как правило, диапазон правой клавиатуры регистрового бая­на — от соль большой октавы до си-бемоль четвертой октавы:

Тембровые регистры баяна открывают перед инструментовщиком большие возможности, но вводить их в партитуру следует осмотрительно, учитывая реальное звучание и то, насколько ор­ганично «вписываются» они в оркестровый колорит. Для удобства записи и чтения нот приняты специальные графические обозначе­ния регистров.

При включении определенного регистра реальное звучание, в сравнении с нотируемым, может оказаться октавой выше или ни­же, удвоенным в унисон или в октаву и т. п.

Источник

Читайте также:  Опера снегурочка римский корсаков ария снегурочки ноты
Оцените статью