Ноты для бамбуковой флейты
В этой статье — рекомендации, которые помогут начать играть на бамбуковой флейте с нуля. Обучение — процесс творческий. Поэтому информацию ниже стоит воспринимать как дружескую и энергетическую поддержку, толчок к увлекательному путешествию
1. Подготовка
Положение тела: сидя или стоя?
Играть можно как сидя, так и стоя. Важно другое — чтобы во время игры спина была прямая, плечи и шея расслаблены.
Открытие дыхания
Дыхание играет ключевую роль в звукоизвлечение. Оно влияет и на качество звука, и на состояние, которое дает флейта. Важно, чтобы вдох был глубоким, а выдох — ровным. Чтобы работала диафрагма.
Упражнение на открытие дыхания
(стоя или сидя, спина прямая) — это упражнение открывает грудную клетку, опускает дыхвние в живот и «включает» диафрагму
- по ложите ладонь на солнечное сплетение (это поможет удерживать внимание)
- сделайте резкий вдох через нос так, чтобы область под ладонью наполнилась воздухом и приподнялась (при этом грудь и плечи остаются на месте)
- энергичный выдох со звуком «щу (шу)» — область под ладонью втягивается внутрь.
Повторите 3-4 паза
2 часть
То же, что и первая, только руки, согнутые в локтях, на вдохе разводятся в стороны, а на выдохе резко соединяются, выталкивая воздух вперед
2. Звукоизвлечение
Упражнение на артикуляцию — улыбка флейтиста (лучше делать перед зеркалом)
1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку. (Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)
В рисунке допущена неточность: базовое положение головы — прямо.
Наклон головы вперед используется для игры дополнительных нот (полутонов).
Вдув (направление потока)
Верхний край флейты выполняет функцию рассекателя воздуха — часть воздуха идет внутрь флейты, часть — наружу. Соотношение внутрь-наружу где-то 50 на 50. Найти нужный угол (при котором флейта звучит) можно найти чуть приподнимая или опуская флейту.
Положение флейты относительно тела
Флейта находится под углом 45 градусов по отношению к телу. (опять-таки — это скорее ощущение, которое приходит во время игры, чем строгая геометрия)
Извлечение сигнала
Чтобы добиться чистого и ровного сигнала, потребуется некоторое время. Но в общем — это не так сложно, как кажется. Все что нужно — внимание и практика. Вот общие рекомендации.
- Возьмите флейту в левую руку
- Губы и нижняя челюсть — в положение «улыбка флейтиста»
- Плотно приложите флейту к губам, оставив открытым отверстие для вдува (флейта примерно под 45 градусов к телу)
- Дуньте, направляя воздух на верхний край флейты (рассекатель)
Постановка рук
Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть). Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.
Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению. Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.
Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание.
Постановка рук при игре на китайской Сяо
Постановка рук при игре на индийской Бансури
При игре на бансури важную роль выполняют большие пальцы — они, как опоры моста, держат флейту (остальные пальцы только слегка ее придерживают). Важно найти удобное и устойчивое положение, это даст остальным пальцам больше свободы и расслабленности в игре.
Постановка рук при игре на японской Сякухати.
Постановка примерно как на китайской сяо, только более основательная, янская. Что неудивительно, если вспомнить, что первыми игроками были самураи, вложившие мечи в ножны и взявшие в руки флейту.
Объединяющее упражнение: сигнал + основные ноты
Как только вы освоили сигнал (по крайней мере — флейта издает звук при всех открытых отверстиях) и пальцы уверенно закрывают отверстия (желательно — без подглядывания), попробуйте объединить сигнал и основные ноты. Принцип упражнения — издавая звук закрывать отверстия сверху-вниз (начиная с ближнего к вдуву), без пропусков (как показано на аппликатуре ниже).
3. Основные ошибки
Губы трубочкой
Довольно частая ошибка — губы трубочкой (особенно если человек до этого играл на кларнете или саксофоне). Механика такова: складывая губы трубочкой, мы делаем поток воздуха «круглым» и более рассеянным — теряется концентрация воздуха и, соответственно, плотность звука. (Конечно, потренировавшись, можно зазвучать и так, но КПД при этом сильно падает).
Задув
Задув — это неверное направление воздушного потока (а именно — весь или почти весь воздух задувается внутрь флейты). В результате — вместо звука появляется шипение. Как это избежать — см. пункт «вдув»
Напряжение в теле и как это влияет на звучание
- Напряжение в шее сужает поток выходящего воздуха, звук становится сухим, необъемным, сдавленным.
- Напряжение в руках (пальцы, предплечья, плечи) вносит в звучание неровность, мелодия перестает течь. К тому же играющий быстро устает.
- Напряженние в дыхании — сразу слышно в звучании, звук теряет ровность, становится немного «блеющим»
Источник
Флейта Сяо
Флейта Сяо обучение игре на музыкальном инструменте.
флейта дизи. Спасибо Fuad Efendi !
Это один из самых древних духовых инструментов мира, сохранившихся до наших дней в неизменном виде.
Флейта Сяо красивая. Даже очень. Ноты первой и второй октав берутся легко, резонатор работает отлично приятно лаская слух.
Из практического опыта пользователя ZloiSmile tenevoi: «Вторая октава взялась легче, чем на серебряной флейте Cristal КАРЛ! Что еще можно сказать? На ней очень легко играть. Тему из «Титаника» на слух сходу сыграл. Раскладка достаточно странная, всего 8 дырок для игры, слегка не привычно. Хороший качественный инструмент. Но только совсем не для начинающих, звук трудно извлечь, если не знаешь как».
Сяо это продольная свистковая флейта изготовленная из бамбука. Во время игры держат ее вертикально. Игровые отверстия располагаются, как и других подобных инструментов, вдоль всей длины. Они обладают удивительно чистым звуком, прекрасно подходящим для исполнения ласкающих слух мелодий. Обычно используются для сольного исполнения. Хорошо звучат и в ансамбле или для аккомпанирования в традиционной китайской опере.
Википедия так описывает эту флейту: «традиционный китайский деревянный духовой музыкальный инструмент, открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.»
Теперь сяо изготавливаются разной длины. Они бывают с разным диаметром и количеством отверстий. Есть флейты и с шестью, и семью и даже восемью отверстиями. Традиционно этот инструмент изготавливается из бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями. Пять отверстия расположены сверху и одно располагают снизу трубки. Больше трети этой флейты составляет традиционный «хвост», к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны и который не имеет никакого функционального значения.
Многие люди, однажды, услышав как звучит сяо, моментально влюбляются в её звучание и как они говорят «следуя скорее наитию, чем каким-либо рациональным размышлениям», начинают учиться играть на ней.
Теперь в обучающую программу Свирелька включена и аппликатура этого китайского инструмента. Так что берите программу и начинайте учиться играть на китайской бамбуковой флейте Сяо:
флейта сяо
Инструмент флояра народная флейта Карпат
Флейта Сяо : 2 комментария
Я уже давно пытаюсь заниматься на духовых инструментах. Блокфлейта, кларнет, саксофон альт и сопрано. Это всего лишь попытки что-то воспроизвести. Услышал звуки сякухати, и она меня заинтриговала своей естественностью, чистотой. Но на сякухати у меня нет возможности потратиться, т.к. я пенсионер. Зато изыскал возможность приобрести бамбуковую сяо. Камертоном еще не проверил, но звук приятный. Вот такое знакомство с сяо. Думаю что продолжится.
Приходите к нам, если вы в Москве. Научим не только разбору нотного текста, но так же игре на разных музыкальных инструментах, поставим дыхание для игры на духовых музыкальных инструментах, а так же певческое дыхание. Возможны удалённые занятия.
Добавить комментарий Отменить ответ
Китайская бамбуковая флейта сяо (xiao)
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы
Источник
Особености флейты ди (дицзы)
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Китайская культура интересна для многих любознательных людей мира, особенно своей самобытностью и связью со многим древними традициями. При этом меньше всего обычные люди знают о музыкальной культуре Поднебесной, распространённых там музыкальных инструментах, происхождение которых исчисляется не только веками, но и десятками веков. Об одном из таких инструментов — флейте ди — и говорится в этой статье.
Этому музыкальному инструменту не менее 8 тыс. лет, что подтверждено недавними археологическими раскопками в районе провинции Чжэцзян. Эти раскопки отвергли гипотезу о среднеазиатском происхождении флейты ди, которую якобы завезли в Китай незадолго до начала современного летоисчисления (примерно за 100 лет до н. э.).
Особенности
Древняя китайская ди (дицзы) относится к поперечным флейтам, так как рабочее отверстие («свисток») для вдувания воздуха изо рта музыканта у неё находится сбоку трубочки. Игровые отверстия так же размещены в один ряд после свистка по длине инструмента (ближе к краю). Кроме этих мелодических отверстий, имеется ещё одно, которое называется «димо». Оно во время игры перекрывается тончайшей плёнкой и выполняет функцию мембраны, влияющей на звучание флейты. Димо находится отдельно — между свистком и игровыми отверстиями.
Дицзы изготовляется из цельного отрезка бамбука или тростника, бывают модели из кости, металла и даже камня. Тростниковая и бамбуковая флейты обычно в нескольких местах перетягиваются рядами прочной нити для защиты стволов (корпусов) от пересыхания, а затем покрываются лаком.
Есть и другие названия китайской поперечной флейты (дизи, хенгди). Кроме того, инструмент имеет 2 разновидности — цюйди и банди. Вторая из этих разновидностей настроена на более высокий звук.
Звучание
По своему устройству и принципу действия дицзы мало чем отличается от европейской флейты, а вот звук её напоминает, конечно, китайские национальные мотивы. Бамбук славится хорошими резонаторными особенностями, поэтому флейта из этого материала звучит звонче, нежели из металла, кости или камня. Но это только в том случае, если установлена мембрана. Заклеив мембранное отверстие изолентой, можно получить лишь обычный звук флейты, без «китайского» зудящего колорита.
Ди настраивается на звуки мажорной диатоники. Инструмент имеет довольно сочное звучание, которое обеспечивается встроенной внутри тростью и поддерживается традиционным китайским зудом мембраны. В общем, звучание необычное, а диапазон флейты довольно широкий — более двух октав. Это позволяет использовать дицзы в самых разнообразных оркестровых композициях.
Как играть?
Игра на флейте подразумевает зажимание пальцами обеих рук определённые комбинации отверстий (клапанов), за счёт чего изменяется звучание инструмента. Естественно, на каждый издаваемый флейтой звук существует своя аппликатура (пальцовка).
Для начинающих флейтистов в первую очередь необходимо изучить пальцовку.
В помощь этому процессу разработаны разные схемы аппликатуры, а также варианты извлечения даже одной и той же ноты. Имеются еще различные технические нюансы с дыханием, прямым и угловым выдыханием потока воздуха через рабочий клапан (свисток), слайдовая и трельная техники пальцев, языковая техника. Но последнее всё для новичка пока что недоступно.
Начинающему музыканту нужно научиться выдувать ноты: сначала каждую по отдельности, изучая аппликатуру, а затем извлекать их по очереди, двигаясь по основному звукоряду от самой низкой ноты до верхней в пределах диапазона.
В современной исполнительской практике существуют флейты дицзы разных строев.
Эти строи обычно обозначают с помощью латинских буквенных наименований соответствующих нот.
Наиболее распространены следующие строи ди:
На флейте строя «До» (C) нужно закрыть пальцами левой рукой 3 из 6 отверстий, чтобы по высоте получить звук, соответствующий ноте «До» первой октавы. Последовательно закрывая пальцами правой руки остальные 3 отверстия, мы спустимся от «До» первой октавы к «Соль» малой октавы, и это будет самая нижняя нота в данном инструменте.
Все остальные ноты в этом и любом другом строе инструмента можно изучить по графическому типовому изображению ниже, в котором нужно понять, что номера ступеней (конкретных звуков берутся от ноты строя инструмента).
В строе «До» 1-я ступень — это и есть нота «До», 2-я — «Ре», 3-я — «Ми», 4-я — «Фа» и так далее.
Источник