Ноты для барабанов обозначения

Нотная грамота для барабанщиков

Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.

Слыхали этот анекдот?

— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…

Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.

Зачем барабанщику изучать ноты?

Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!

Длительности и нотный стан

Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.

Размеры тактов

Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».

Длины нот

Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!

Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика

С точками

Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее

Паузы

Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.

Повторы


Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.

Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!

Что дальше?

После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.

Источник

Ноты для барабанов обозначения

Барабанщик, как и любой другой музыкант, просто обязан разбираться в нотной грамоте, иначе его и музыкантом назвать будет сложно. Если Вы совершили ошибку в самом начале, посчитав, что ноты знать Вам не обязательно, то в данной статье мы поможем наверстать упущенное.

Знание нотной грамоты очень здорово помогает ориентироваться в музыкальном пространстве, импровизировать, сочинять свои собственные крутые грувы и брейки, как минимум Вы сможете снять брейки у своего любимого барабанщика.

Барабанные ноты

Длительности и нотный стан

Абсолютно все музыканты записывают музыку на нотном стане (это пять параллельных горизонтальных линий) (рис. 2). Так как у барабанных нот не существует тональностей, вначале ставиться ключ, который изображается в виде вертикального прямоугольника (рис. 2). Каждая нота у барабанных инструментов означает часть ударной установки (малый барабан, бас-бочка, тарелка) (рис. 1). Следом за ключом в нотном стане указывается размер, который обозначается в виде цифр и означает длительность каждого куска произведения (рис. 2). Такой кусок называют тактом, и, чтобы их отделить друг от друга, между ними ставят вертикальную черту (рис. 2).

Размеры тактов

Размер такта обозначается в виде двух цифр (рис. 2). Верхняя — обозначает, сколько в такте нот, а нижняя – говорит о размере нот. Например, при размере 4/4, отрывок состоит из четырех нот, четвертой длительности.

Длина нот и пауз

На рисунке 3 указано из чего состоит целая нота (или пауза), поделенная пополам, и так далее до самой маленькой длительности. Также существуют триоли – это 1/3 ноты. Аналогично четвертным нотам при делении пополам будет и с триолями, а именно получится триоль восьмой ноты, которая будет играться вполовину быстрее, чем простая восьмая нота. Триоль восьмой ноты обозначается тремя восьмыми нотами, который соединены сверху и над этим соединением пишется цифра 3. Каждая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых и т.д. Аналогичным образом разбивается нота на 5 частей (квинтоли), 6 частей (секстоли), и так далее. В общем, здесь сплошная математика.

Длительности с точками

Точка, которая стоит рядом с нотой (или паузой) означает, что эта нота (или пауза) должна длиться на 50% длиннее.

Повторы

Повторы используют, чтобы по несколько раз не писать одно и тоже, и легче воспринималось целое произведение (Рис. 4).

Все выше перечисленное и есть основа нотной грамоты, которую должен знать каждый уважающий себя барабанщик. Все оказывается куда проще, чем многие думают.

Источник

Ноты для барабанов обозначения

Нотная грамота — часть 2

Тарелки обычно обозначают нотами, расположенными в верхней части нотного стана. В составе ударной установки нотами с Х-образной головкой обозначают игру по краю (периферии) тарелки (англ. bow). Для обозначения игры по цоколю тарелки (англ. bell, он же ping, он же (редко) sock) используют ноты с Х-образной головкой в кружке. Иногда бывают исключения: ride-тарелки: игра по их цоколю, дающая прорезающий колокольный звук (англ. ride bell), иногда записывают аналогично перкуссии – с головкой ромбовидной формы (рис.1)

Другие приемы игры на тарелках, такие как акцент с глушением рукой (англ. choke) или крещендо (англ. build) обозначают при помощи знаков стакатто и трели, которые используются в «общемузыкальной» нотации, поэтому мы рассмотрим их во второй части статьи.
Хай-хет с точки зрения нотной записи также относят к тарелкам, поэтому обозначают его нотами с Х-образными головками, расположенными между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке или выше пятой линейки. Однако для обозначения открытого или закрытого положения тарелок хай-хета используют не различные формы головки, а знаки. Кружком, расположенным выше или ниже ноты, обозначают открытый хай-хет. Все последующие ноты хай-хета, если рядом нет никакого знака, также будут означать открытый хай-хет, до тех пор, пока не встретится знак закрытого хай-хета в виде плюса. И наоборот, после знака в виде плюса все последующие ноты хай-хета означают закрытый хай-хет, пока не встретится знак в виде кружка. Такими же знаками иногда обозначают открытую (англ. open) и закрытую (англ. muted) игру на перкуссии (conga и т. п.). (рис.2)

Для обозначения игры на хай-хете ногой также используют ноты с Х-образной головкой, но расположенные ниже первой линейки (см. рис.2). Это позволяет зрительно отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.

Стандартные обозначения инструментов ударной установки

К сожалению, таковые пока не существуют. Несмотря на вышеупомянутый монументальный труд профессора Вейнберга, барабанщики всего мира так и не пришли к абсолютно единому мнению о том, какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке, поэтому к каждой нотной записи партии ударных обычно прилагается так называемый ключ (англ. key), иначе говоря, условные обозначения (англ. legend), в которых указано, какой барабан какой нотой обозначается. Тем не менее, уже давно сформировались определенные традиции.

Очевидно, что традиционными стали обозначения тех инструментов, которые традиционно входят в ударную установку: большой и малый барабаны, том-томы, хай-хэт. Хуже обстоит дело с различными тарелками и перкуссией, поскольку у разных барабанщиков их разное количество и разные виды. Кроме того, обозначения даже традиционных барабанов несколько отличаются на европейской и американской части земного шара, и даже на одном и том же континенте появляются различные отклонения в записи ударных. Однако это не мешает нам читать ноты для ударной установки, поскольку обозначения похожи, а для полной ясности к каждой нотной записи прикладывают «ключ».

Рассмотрим теперь наиболее распространенные обозначения элементов ударной установки. Начнем, конечно, с большого барабана. Чаще всего большой барабан записывают нотами между первой и второй линейками нотного стана, но иногда на первой линейке. В последнем случае нота между первой и второй линейкой может означать второй бас-том (второй напольный том, см. ниже). Иногда даже встречается запись большого барабана ниже первой линейки. Во всех случаях большой барабан записывается «в окрестностях» первой линейки штилем вниз (кроме одноштилевой системы), поэтому узнать его обычно не представляет труда. (рис.3)

Малый барабан записывают нотами между третьей и четвертой линейкой, хотя (очень редко) встречается запись нотами на третьей линейке. Штиль всегда направлен вверх. Для обозначения приема cross-stick (он же side stick) чаще всего применяют ноты в кружке, а для обозначения rim shot – ноты с Х-образными головками. Тем не менее, Х-образной головой иногда обозначают cross-stick, а иногда даже удар палочкой о палочку или палочкой по ободу. Если вы сомневаетесь, на всякий случай посмотрите на «ключ». (рис.4)

Том-томы обозначают обычными нотами штилями вверх. Чем меньше по диаметру (т. е. выше по тону) том-том, тем выше расположена нота на нотном стане – как бы в соответствии с издаваемой им нотой. Есть даже предположение, что основные барабаны ударной установки изначально настраивали именно на те ноты, которыми их обозначают в современной нотации для ударной установки, в результате чего малый барабан и «попал в середину» между маленькими и большими том-томами.

Бас-том (напольный) практически всегда обозначают нотами между второй и третьей линейкой. «Место» между третьей и четвертой линейкой уже «занято» малым барабаном, и навесной том-том (альт) обозначают нотами между четвертой и пятой линейкой. Таким образом, «базовый» набор барабанов ударной установки представляет собой весьма стройную систему (рис.5).

Эта система начинает потихоньку рушиться, когда добавляются дополнительные том-томы. В отличие от барабанов времен Джона Бонэма, современные ударные установки имеют минимум три том-тома – два навесных и один напольный. Второй навесной том-том (тенор-том) записывают на четвертой линейке (как бы между первым том-томом и малым барабаном (рис.6).

Сегодня барабанщики доходят до полного сумасшествия в плане количества используемых том-томов, а современная нотация ударных, безнадежно отставая от самых ретивых барабанщиков, предусматривает максимум шесть том-томов в одной ударной установке. Здесь уже нет ни какой речи о стройной системе, поскольку том-томы занимают все свободные «места» на нотном стане. Тем не менее, существуют два «течения»: «классическая» нотация для большого барабана использует ноты между первой и второй линейкой, третья линейка остается свободной для перкуссии вроде cow-bell’а, а место между третьей и четвертой линейкой резервируют для малого барабана (на рисунке вверху). Альтернативное течение записывает большой барабан на первой линейке, положение малого барабана незыблемо – между третьей и четвертой линейкой, – а cow-bell можно записать и выше пятой линейки. В любом случае при наличии в партии такого количества барабанов следует внимательно изучить прилагаемый «ключ». (рис.7)

Хай-хет при игре ногой в подавляющем большинстве случаев записывают под первой линейкой, а иногда на первой линейке, но в обоих случаях штилем вниз (кроме одноштилевой системы). Нотация хай-хета при игре палочкой встречается самая разная: между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке, выше пятой линейки. Правда, обозначение открытого и закрытого хай-хета везде одинаково: при помощи знаков в виде кружка и плюса. Чтобы не путать хай-хет с тарелками, всегда полезно заглянуть в «ключ». (рис.8)

Запись тарелок – это самый «неухоженный» участок нотации для ударной установки – а причина та же, что и в случае том-томов. В дремучие, почти доисторические времена, когда бронтозавры джаза еще даже не различали crash- и ride-тарелок, в базовую ударную установку входили всего лишь хай-хет и две тарелки, которые называли просто «левая» и «правая». Это мизерное по современным меркам количество тарелок очень легко отобразить на нотном стане.

Пример такой «классической» формы записи показан на рисунке: хай-хет (палочкой) записывают между четвертой и пятой линейкой, ride – на пятой линейке, а crash – на первой добавочной линейке. Опять получается стройная система (вспомните том-томы), но и в этом случае хорошая идея снова пасует перед сумасшествием современности: появление невообразимого количества тарелок всяческих видов и размеров не оставляет ей шансов. Если еще можно говорить пусть не о стандартизации, но о обычной практике обозначения трех-четырех тарелок в составе ударной установки, то бóльшее их количество просто ни в какой нотный стан не влезает. Да и о каком стандарте может идти речь, если буквально каждый барабанщик считает своим долгом использовать только ему одному свойственный комплект тарелок? (рис.9)

При чтении современной нотации ударных всегда приходится предварительно обращаться к прилагаемому «ключу», чтобы не перепутать тарелки. Тем не менее, попробуем указать на некоторую сложившуюся практику.

Источник

Читайте также:  Микрофон с нотами пнг
Оцените статью