Ноты для барабанов синтезатор

Нотная грамота для барабанщиков

Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.

Слыхали этот анекдот?

— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…

Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.

Зачем барабанщику изучать ноты?

Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!

Длительности и нотный стан

Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.

Размеры тактов

Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».

Длины нот

Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!

Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика

С точками

Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее

Паузы

Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.

Повторы


Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.

Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!

Что дальше?

После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.

Источник

Запись барабанов в MIDI-аранжировках на синтезаторе и компьютере

П А В Е Л Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала «Шоу-Мастер»
и книги «Практическая аранжировка популярной музыки на синтезаторе и компьютере»)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Запись барабанов для MIDI обычными нотами

В настоящее время существует несколько стандартов обозначения ударных инструментов в нотной записи. При этом в различных стандартах один и тот же инструмент (например, большой барабан) может располагаться на разных нотных линейках. Кроме того, один стандарт требует, чтобы штили этого барабана направлялись вниз, другой – чтобы штили всех инструментов были направлены вверх. Множество инструментов перкашн (шейкеры, кабаса) пишутся на дополнительных одиночных линейках и т.п. И, конечно, все эти варианты нотной записи предназначались для “живых” исполнителей, которые много лет учились читать именно барабанные партии.

В связи с этим обычная запись ударных инструментов довольна сложна для восприятия обычного музыканта. Причем, особенно трудны партии ударных в современной популярной музыки, когда используются не только традиционные ударные инструменты.

Но при живом исполнении можно записать нотами только основной рисунок, а все нюансы, краски и брейки оставить на вкус и фантазию исполнителя – профессионального барабанщика или перкуссиониста.

Когда же мы записываем партию ударных в MIDI-аранжировке, такой возможности нет – что запишем, то и будет звучать. Кроме того, современные синтезаторы и звуковые модули предоставляют нам огромный спектр инструментов, которые к тому же, можно иногда и модифицировать — изменить высоту тона, добавить звуковые эффекты и т. д. Например, если у вас в какой-либо части песни много используется акцентовая тарелка, а ваш синтезатор имеет их несколько — имеет смысл использовать их все в разных сочетаниях, чтобы избежать монотонности в звучании аранжировки. Живой барабанщик-то может и сыграет это место на одной тарелке, но он добивается разного звучания этой тарелки, ударяя с разной силой, дальше и ближе к краю, применяя удар со скольжением и т.п.

Еще один пример, чтобы пояснить эту мысль.

В медленных балладах обычно используются барабаны с большой реверберацией. Но когда в соло или в брейке встречается короткий сдвоенный удар (с форшлагом), например, по малому барабану, я использую два разных малых – первый удар приходится на более “сухой” малый, а второй – на малый барабан с большой реверберацией.

Когда это место звучит в полной тишине, такая сложность не имеет смысла, однако внутри плотной инструментальной фактуры такие “форшлаги на разных тембрах” звучат лучше.

И наконец, еще одно различие между записью живого барабанщика и записью ударных инструментов в MIDI-трек. Живой барабанщик, как правило, записывает основной рисунок и все брейки в один прием (не принимая во внимание “клинические” случаи, когда сначала записывется только бочка, потом только малый барабан, потом хэт и так далее). Да и песня записывается целиком или большими кусками. В MIDI-аранжировке практически невозможно записывать все инструменты сразу – или этому надо учиться столько же лет, сколько и игре на “живых” барабанах.

Кроме того, обычно в MIDI записывается основной одно-двух тактовый барабанный рисунок, а потом он копируется на все нужные такты.

Фрагменты полной партии ударных инструментов, приведенные на рис. 1 и рис. 2, отлично иллюстрирует высказанные соображения. Здесь они записаны в том виде, как если бы вы сыграли их на MIDI-клавиатуре. Все ноты соответствуют стандарту General MIDI для ударных.

Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов

Если использовать один из стандартов записи барабанов, эти фрагменты выглядели бы так – рис. 3 и рис.4 . Очевидно, что ни тот, ни другой способ записи неудобен для практической работы. В связи с этим, многие записывают партию барабанов “на слух” — сначала “бочку набьем”, потом малый добавим, потом то и сё попробуем…

Но это хорошо, когда таких партий вы записываете немного, и все они примерно в одном стиле. А что делать, когда в день приходится записывать по 5-10 партий да так, чтобы на “живого барабанщика” были похожи?

Система DHCMA

Все перечисленные проблемы заставили меня в свое время отказаться от традиционной нотной записи ударных инструментов (если, конечно, не идет речь от простых вариантах – на 4-5 инструментов)..

Практика привела к тому, что все ударные инструменты были разбиты на пять условных групп:


    большой и малый барабаны (включая удар палочкой по ребру и игра щетками), а также томы – это позволяет увидеть основной рисунок ударных и все брейки;

хай-хэт (педаль, закрытый, открытый) и все тарелки – это позволяет сразу увидеть основной рисунок “железа” и все акценты по тарелкам;

конги, бонги, тимбалес (включая высокие и низкие, открытые и закрытые) – это позволяет легко проследить ритмический рисунок латино-американских барабанов;

инструменты перкашн с мягкой атакой (так называемые, “с-с-с” и “ш-ш-ш”-инструменты) – маракасы, кабаса, шейкеры и им подобные;

  • инструменты перкашн с острой атакой – коу-белл, клавес, треугольники и им подобные.

  • Первую группу обозначим буквой D (drum/tom), вторую – буквой H (hi-hat/cymbal), далее – C (conga/bongo), M (maracas/shaker) и А (accent percussian). Итого – DHCMA.

    Далее – для совместимости с GM и удобства чтения нот группа D записывается на две октавы выше (в первой октаве).

    Группа Н записывается тоже на две октавы выше и в тональности си-мажор (для того, чтобы не выписывать диезы или бемоли для записи хэта).

    Третья группа (конги и так далее) записывается на одну октаву выше и в тональности ля-бемоль-мажор (тоже чтобы сократить количество случайных знаков и дополнительных линеек) или до-мажор. Группы М и А записываются теми нотами, на которые и надо нажимать, чтобы вызвать нужный ударный инструмент. Иногда, когда инструментов каких-то групп в партитуре немного (как, скажем, группы M и А в первом примере), их можно объединить и записывать на одной линейке.

    В данной записи фрагменты 1 и 2 будут выглядеть так – рис.5 и рис.6.

    Как выглядят барабаны в Drum-редакторе программы Cubase?

    Аналогично можно расположить ударные инструменты и в MIDI-секвенсоре, например, в Cubase — рис. 7 и рис. 8.

    Такая запись ударных инструментов группами удобна и тем, что в этом случае легко варьировать различные инструменты, находя новые интересные сочетания, но оставляя основной рисунок партии без изменений. Легко также добавлять и изменять брейки, легко поручать какой-либо рисунок вместо одного – нескольким инструментам и так далее.

    Как сделать, чтобы цвет ноты соответствовал ее громкости?

    Программа Cubase позволяет изображать ноты разным цветом в зависимость от их громкости (параметра Velocity). Но тот набор цветов, которые программа предлагает по умолчанию, не очень удобен – и особенно при работе с редактором барабанных партий (Drum Edit).

    Главные неудобства – маленькие ромбики (значки нот) плохо отображают свою цветовую гамму, и сочетания цветов недостаточно контрастны. Поэтому тем, кто использует прием отображения нот в зависимости от громкости, я предлагаю другой подбор цветов (созданный на основе долгого опыта) – рис 9 и табл. 1.

    Рис. 9

    Диапазон громкости по возрастанию Значение параметра Red Значение параметра Green Значение параметра Blue
    1 255 255 255
    2 176 176 176
    3 176 176 176
    4 176 176 176
    5 128 128 128
    6 128 128 128
    7 128 128 128
    8 128 128 128
    9 176 255 255
    10 0 144 255
    11 0 64 255
    12 32 255 32
    13 0 176 0
    14 255 176 192
    15 255 0 0
    16 255 255 0

    Самые слабые ноты – обычно это непреднамеренно нажатые (“зацепленные”) при игре – хорошо видны: они белые. Затем идет большой диапазон громкости, которая довольно редко используется – поэтому я выделил на него два оттенка серого: светлый (послабее) и темный (погромче).

    Далее идут диапазоны с резкими контрастными цветами (синий, зеленый, красный, желтый): так легче определять — особенно короткие и барабанные — ноты в редакторах Cubase. В каждой цветовой гамме более сильная громкость связана с более темным оттенком. Вот как выглядят ноты с таким набором цветов в редакторах Drum (рис. 10) и Edit (рис 11).


    И вернувшись к распределению ударных инструментов по группам замечу, что иногда, конечно, можно сделать и отступления от приведенных правил. Например, во фрагменте 2 партия бубна может быть помещена в группу М (по схожести ритмического рисунка). А хлопки в ладони часто дублируют партию малого барабана – тогда их смело можно поместить в группу D.

    Возможно, вы найдете и другие, более удобные для вас решения.

    Главное – работа с ударными по традиционной схеме при записи их в MIDI-секвенсор или синтезатор чрезвычайно неудобна и нуждается в новых подходах.

    Источник

    Читайте также:  Фиолетовая пудра ноты для фортепиано
    Оцените статью