- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Запись барабанов в MIDI-аранжировках на синтезаторе и компьютере
- Запись барабанов для MIDI обычными нотами
- Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов
- Система DHCMA
- Как выглядят барабаны в Drum-редакторе программы Cubase?
- Как сделать, чтобы цвет ноты соответствовал ее громкости?
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Запись барабанов в MIDI-аранжировках на синтезаторе и компьютере
П А В Е Л Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала «Шоу-Мастер»
и книги «Практическая аранжировка популярной музыки на синтезаторе и компьютере»)
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Запись барабанов для MIDI обычными нотами
В настоящее время существует несколько стандартов обозначения ударных инструментов в нотной записи. При этом в различных стандартах один и тот же инструмент (например, большой барабан) может располагаться на разных нотных линейках. Кроме того, один стандарт требует, чтобы штили этого барабана направлялись вниз, другой – чтобы штили всех инструментов были направлены вверх. Множество инструментов перкашн (шейкеры, кабаса) пишутся на дополнительных одиночных линейках и т.п. И, конечно, все эти варианты нотной записи предназначались для “живых” исполнителей, которые много лет учились читать именно барабанные партии.
В связи с этим обычная запись ударных инструментов довольна сложна для восприятия обычного музыканта. Причем, особенно трудны партии ударных в современной популярной музыки, когда используются не только традиционные ударные инструменты.
Но при живом исполнении можно записать нотами только основной рисунок, а все нюансы, краски и брейки оставить на вкус и фантазию исполнителя – профессионального барабанщика или перкуссиониста.
Когда же мы записываем партию ударных в MIDI-аранжировке, такой возможности нет – что запишем, то и будет звучать. Кроме того, современные синтезаторы и звуковые модули предоставляют нам огромный спектр инструментов, которые к тому же, можно иногда и модифицировать — изменить высоту тона, добавить звуковые эффекты и т. д. Например, если у вас в какой-либо части песни много используется акцентовая тарелка, а ваш синтезатор имеет их несколько — имеет смысл использовать их все в разных сочетаниях, чтобы избежать монотонности в звучании аранжировки. Живой барабанщик-то может и сыграет это место на одной тарелке, но он добивается разного звучания этой тарелки, ударяя с разной силой, дальше и ближе к краю, применяя удар со скольжением и т.п.
Еще один пример, чтобы пояснить эту мысль.
В медленных балладах обычно используются барабаны с большой реверберацией. Но когда в соло или в брейке встречается короткий сдвоенный удар (с форшлагом), например, по малому барабану, я использую два разных малых – первый удар приходится на более “сухой” малый, а второй – на малый барабан с большой реверберацией.
Когда это место звучит в полной тишине, такая сложность не имеет смысла, однако внутри плотной инструментальной фактуры такие “форшлаги на разных тембрах” звучат лучше.
И наконец, еще одно различие между записью живого барабанщика и записью ударных инструментов в MIDI-трек. Живой барабанщик, как правило, записывает основной рисунок и все брейки в один прием (не принимая во внимание “клинические” случаи, когда сначала записывется только бочка, потом только малый барабан, потом хэт и так далее). Да и песня записывается целиком или большими кусками. В MIDI-аранжировке практически невозможно записывать все инструменты сразу – или этому надо учиться столько же лет, сколько и игре на “живых” барабанах.
Кроме того, обычно в MIDI записывается основной одно-двух тактовый барабанный рисунок, а потом он копируется на все нужные такты.
Фрагменты полной партии ударных инструментов, приведенные на рис. 1 и рис. 2, отлично иллюстрирует высказанные соображения. Здесь они записаны в том виде, как если бы вы сыграли их на MIDI-клавиатуре. Все ноты соответствуют стандарту General MIDI для ударных.
Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов
Если использовать один из стандартов записи барабанов, эти фрагменты выглядели бы так – рис. 3 и рис.4 . Очевидно, что ни тот, ни другой способ записи неудобен для практической работы. В связи с этим, многие записывают партию барабанов “на слух” — сначала “бочку набьем”, потом малый добавим, потом то и сё попробуем…
Но это хорошо, когда таких партий вы записываете немного, и все они примерно в одном стиле. А что делать, когда в день приходится записывать по 5-10 партий да так, чтобы на “живого барабанщика” были похожи?
Система DHCMA
Все перечисленные проблемы заставили меня в свое время отказаться от традиционной нотной записи ударных инструментов (если, конечно, не идет речь от простых вариантах – на 4-5 инструментов)..
Практика привела к тому, что все ударные инструменты были разбиты на пять условных групп:
большой и малый барабаны (включая удар палочкой по ребру и игра щетками), а также томы – это позволяет увидеть основной рисунок ударных и все брейки;
хай-хэт (педаль, закрытый, открытый) и все тарелки – это позволяет сразу увидеть основной рисунок “железа” и все акценты по тарелкам;
конги, бонги, тимбалес (включая высокие и низкие, открытые и закрытые) – это позволяет легко проследить ритмический рисунок латино-американских барабанов;
инструменты перкашн с мягкой атакой (так называемые, “с-с-с” и “ш-ш-ш”-инструменты) – маракасы, кабаса, шейкеры и им подобные;
Первую группу обозначим буквой D (drum/tom), вторую – буквой H (hi-hat/cymbal), далее – C (conga/bongo), M (maracas/shaker) и А (accent percussian). Итого – DHCMA.
Далее – для совместимости с GM и удобства чтения нот группа D записывается на две октавы выше (в первой октаве).
Группа Н записывается тоже на две октавы выше и в тональности си-мажор (для того, чтобы не выписывать диезы или бемоли для записи хэта).
Третья группа (конги и так далее) записывается на одну октаву выше и в тональности ля-бемоль-мажор (тоже чтобы сократить количество случайных знаков и дополнительных линеек) или до-мажор. Группы М и А записываются теми нотами, на которые и надо нажимать, чтобы вызвать нужный ударный инструмент. Иногда, когда инструментов каких-то групп в партитуре немного (как, скажем, группы M и А в первом примере), их можно объединить и записывать на одной линейке.
В данной записи фрагменты 1 и 2 будут выглядеть так – рис.5 и рис.6.
Как выглядят барабаны в Drum-редакторе программы Cubase?
Аналогично можно расположить ударные инструменты и в MIDI-секвенсоре, например, в Cubase — рис. 7 и рис. 8.
Такая запись ударных инструментов группами удобна и тем, что в этом случае легко варьировать различные инструменты, находя новые интересные сочетания, но оставляя основной рисунок партии без изменений. Легко также добавлять и изменять брейки, легко поручать какой-либо рисунок вместо одного – нескольким инструментам и так далее.
Как сделать, чтобы цвет ноты соответствовал ее громкости?
Программа Cubase позволяет изображать ноты разным цветом в зависимость от их громкости (параметра Velocity). Но тот набор цветов, которые программа предлагает по умолчанию, не очень удобен – и особенно при работе с редактором барабанных партий (Drum Edit).
Главные неудобства – маленькие ромбики (значки нот) плохо отображают свою цветовую гамму, и сочетания цветов недостаточно контрастны. Поэтому тем, кто использует прием отображения нот в зависимости от громкости, я предлагаю другой подбор цветов (созданный на основе долгого опыта) – рис 9 и табл. 1.
Рис. 9
Диапазон громкости по возрастанию | Значение параметра Red | Значение параметра Green | Значение параметра Blue |
1 | 255 | 255 | 255 |
2 | 176 | 176 | 176 |
3 | 176 | 176 | 176 |
4 | 176 | 176 | 176 |
5 | 128 | 128 | 128 |
6 | 128 | 128 | 128 |
7 | 128 | 128 | 128 |
8 | 128 | 128 | 128 |
9 | 176 | 255 | 255 |
10 | 0 | 144 | 255 |
11 | 0 | 64 | 255 |
12 | 32 | 255 | 32 |
13 | 0 | 176 | 0 |
14 | 255 | 176 | 192 |
15 | 255 | 0 | 0 |
16 | 255 | 255 | 0 |