- Слэп — техника игры на бас гитаре
- История появления
- Как играть слэпом
- Зачем нужен слэп
- Слэп на практике: известные гитаристы и их партии
- Marcus Miller
- Слэп — техника игры на бас гитаре
- Как играть на бас гитаре
- Как правильно держать бас-гитару
- Настройка бас-гитары
- Техника игры на бас-гитаре правой рукой
- Пальцами
- При помощи медиатора
- Техника Слэп
- Техника Тэппинг
- Приемы игры левой рукой
- Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения
- Глушение струн
- Чередование корневых нот с квинтами
- Как держать ритм
- Советы и рекомендации
- Ноты для бас-гитары
- Ноты для бас-гитары
- Об инструменте
- История бас-гитары
- Особенности
- Безладовая бас-гитара
- Техника игры на бас-гитаре
- Варианты настройки бас-гитары
- Другие строи
- Строи пятиструнной бас-гитары
- Строй шестиструнной бас-гитары
- Другие модификации бас-гитар
- Другие варианты строя
Слэп — техника игры на бас гитаре
Слэп – одна из ярких техник игры на бас гитаре, позволяющая создавать настоящую звуковую атаку, привлекающую пристальное внимание слушателей. Многие бас гитаристы по всему миру применяют данную технику для придания своим партиям большей выразительности.
История появления
Дословно с английского slap переводится как шлепок, удар. Проще говоря, техника slap подразумевает, что звук извлекается не щипком, а ударом по струне. Первыми подобный прием начали использовать джазовые музыканты еще в 20-х годах прошлого века. Отличились контрабасисты – именно они показали миру музыки, что такое слэп. Постепенно техника перекочевала на бас гитару. Сначала техника игры слэпом была характерна для фанка, но позже получила распространение и среди других жанров рок-музыки. Каждый уважающий себя и стремящийся к совершенству бас гитарист спешит сегодня освоить этот прием звукоизвлечения.
Как играть слэпом
Слэп активно используются в музыке, в которой очень важен ритм. Поэтому при обучении необходимо использовать метроном. Придется сначала прочувствовать ритм музыкального произведения, прежде чем пытаться применить технику слэп.
Для бас гитары слэпом называется удар фалангой большого пальца по струне. Важно, чтобы при игре были расслаблены руки, иначе не получится добиться высокой скорости. В большей мере это относится к правой руке (если вы правша). Свесьте её свободно сбоку, а затем, не меняя позицию пальцев, перенесите руку вдоль струн в конец грифа. Большой палец находится над крайним ладом, указательный – между звукоснимателем и концом грифа.
Сразу после удара необходимо убрать палец со струны. В противном случае звука просто не будет. Важным является и следующий после удара резкий подцеп указательным или средним пальцем тонких струн, которые при этом издают характерные звук щелчка о металлический лад.
Чтобы овладеть техникой, придется много практиковаться. Мозоли на большом и указательном пальцах станут обычным делом. Первое время пальцы и вовсе будут болеть, но затем адаптируются к непривычным движениям. А в итоге Вы сможете хорошо играть слэпом на бас гитаре.
Зачем нужен слэп
Несмотря на то, что техника эта применяется в основном на бас гитаре, на акустической гитаре слэп звучит не менее круто. В любом случае слэп – это именно то, что помогает разнообразить игру, добавить в исполнение новых красок.
Слэп выглядит всегда по-разному, видоизменяясь в соответствии со строением кисти музыканта и его пристрастиями. Отличаться может положение пальца, точка удара. Воспроизводится удар наиболее удобным для гитариста способом. Важно придерживаться только базовых правил техники, избегать лишних движений. Терпение и спокойствие станут залогом быстрого обучения и совершенствования техники слэпа.
Слэп на практике: известные гитаристы и их партии
Когда новый прием будет освоен, можно приступать к проигрыванию целых слэповых партий. Для начала отлично подойдет песня Undisclosed Desires группы Muse — партия Криса Уолстенхома довольно проста в освоении. Чуть сложнее освоить партию басиста The Red Hot Chili Peppers Фли в песне Blackeyed Blonde. Настоящим мастерам слэпа покорится композиция группы The Reddings под названием The Awakening.
Кроме перечисленных выше музыкантов активно используют слэп такие виртуозы как Маркус Миллер, Виктор Вутен, Том Арайа из Slayer и Лес Клейпул из Primus.
Marcus Miller
Источник
Слэп — техника игры на бас гитаре
Слэп – одна из ярких техник игры на бас гитаре, позволяющая создавать настоящую звуковую атаку, привлекающую пристальное внимание слушателей. Многие бас гитаристы по всему миру применяют данную технику для придания своим партиям большей выразительности.
Дословно с английского slap переводится как шлепок, удар. Проще говоря, техника slap подразумевает, что звук извлекается не щипком, а ударом по струне. Первыми подобный прием начали использовать джазовые музыканты еще в 20-х годах прошлого века. Отличились контрабасисты – именно они показали миру музыки, что такое слэп. Постепенно техника перекочевала на бас гитару. Сначала техника игры слэпом была характерна для фанка, но позже получила распространение и среди других жанров рок-музыки. Каждый уважающий себя и стремящийся к совершенству бас гитарист спешит сегодня освоить этот прием звукоизвлечения.
Слэп активно используются в музыке, в которой очень важен ритм. Поэтому при обучении необходимо использовать метроном. Придется сначала прочувствовать ритм музыкального произведения, прежде чем пытаться применить технику слэп.
Для бас гитары слэпом называется удар фалангой большого пальца по струне. Важно, чтобы при игре были расслаблены руки, иначе не получится добиться высокой скорости. В большей мере это относится к правой руке (если вы правша). Свесьте её свободно сбоку, а затем, не меняя позицию пальцев, перенесите руку вдоль струн в конец грифа. Большой палец находится над крайним ладом, указательный – между звукоснимателем и концом грифа.
Сразу после удара необходимо убрать палец со струны. В противном случае звука просто не будет. Важным является и следующий после удара резкий подцеп указательным или средним пальцем тонких струн, которые при этом издают характерные звук щелчка о металлический лад. Чтобы овладеть техникой, придется много практиковаться.
Источник
Как играть на бас гитаре
Научившись строить аккорды и играть на бас-гитаре, можно внести в свою жизнь разнообразные музыкальные ритмы. На первый взгляд, обучение кажется сложным, но освоив первоначальные азы, станет понятно, что вложенные силы потрачены не зря.
Как правильно держать бас-гитару
Хорошее исполнение возможно только при правильном положении инструмента. Для надежной фиксации используется специальный ремень, который позволит не отвлекаться во время игры. Неважно, в каком положении находится исполнитель, главное, чтобы инструмент при этом находился на одинаковом уровне.
Внимание! Инструмент должен находиться в промежутке между ключицами и бедром. Если исполнителю удобно, он может расположить гитару в области пупка, как делают многие музыканты.
При этом угол наклона примерно составляет 30-35 градусов, чтобы в процессе кисть руки не сильно сгибалась.
Настройка бас-гитары
Регулировка высоты звучания струн выполняется при помощи колкового механизма. Эталонный строй для басовой гитары с 4 струнами обозначается как: E-A-D-G, первой в этой строке обозначена самая толстая струна.
Для правильной настройки можно использовать флажолет, камертон, тюнер или собственный слух. Самым простым способом является компьютерная программа (тюнер). При подключении можно получить максимально чистый и точный звук.
Техника игры на бас-гитаре правой рукой
Для извлечения звука музыкант может применять несколько способов. Каждый имеет характерные особенности, поэтому подбирается исходя из музыкального стиля. Стоит рассмотреть все способы более подробно.
Пальцами
Использование подушечек пальцев позволяет получить мягкое звучание. Важно, чтобы в процессе игры ногти не цеплялись за струны. Это будет создавать дополнительные помехи, дребезжание и щелчки.
При помощи медиатора
Чистота и яркость звучания достигается при помощи медиатора. Этот инструмент пользуется популярностью у исполнителей тяжелой музыки. Стоимость медиатора невысокая. Приспособления имеют различную толщину, материал изготовления и размер. Применяются для исполнения быстрых партий. Сделать лучший выбор можно только опытным путем.
Техника Слэп
Отличительной особенностью слэпа является резкий удар большим пальцем по струне. Применяется во всех музыкальных направлениях. Издаваемый звук получается отрывистым и необычным.
Техника Тэппинг
Тэппингом называется исполнение на грифе баса двумя руками. Довольно сложная техника, которой владеют виртуозные музыканты. Одна рука зажимает струны, другая – выбивает на грифе лады. При наличии качественного усилителя, научиться тэппингу проще, однако, для достижения высоких результатов понадобится много времени.
Приемы игры левой рукой
Чтобы изменение позиций руки давалось легко, рекомендуется избавиться от лишних движений и воспользоваться слайдами. Замена позиции в процессе воспроизведения открытых струн тоже может помочь. Чтобы научиться играть на бас-гитаре, нужно разобраться в специальных способах исполнения:
- Harmonic. Для извлечения флажолета необходимо легко коснуться левой рукой струн над 5, 7, 12, 17 или 19 ладовым порожком. Звучание воспроизводится правой рукой с одновременным поднятием пальца. Вместо пальцев, может использоваться кончик медиатора.
- Pull-off. Мелодия начинает появляться в момент, когда рука резко убирается со струны: зажать сразу два лада, правой рукой извлечь звук, затем резко снять один палец со струны, а другим продолжить держать ее. Снимая палец, необходимо двигать его поперек грифу.
- Bend. Прием, при котором повышается тон благодаря прижатой движущейся струне.
- Slide. Пальцы скользят в разных направлениях по грифу, прижимая струну.
- Hammer-on. Пальцами левой руки происходит резкий удар на несколько ладов выше, чем те, которые извлекаются правой рукой.
Эти техники стоит отрабатывать для усовершенствования своих навыков в музыкальном искусстве.
Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения
Звуковое извлечение происходит при помощи щипков, перебора или медиатора, иногда боя. Выбор техники зависит от музыкального направления. Чтобы научиться хорошо играть на бас-гитаре самостоятельно, необходимо внимательно следить за качеством звукоизвлечения:
- Ногти должны быть короткими, чтобы не цеплять струны в процессе.
- Перебор выполняется двумя пальцами (указательным, средним), соблюдая скорость и ритм.
- Игра должна выполняться на определенном участке без перемещений.
- Подушечки пальцев должны двигаться плавно без резких движений.
Желая увеличить громкость, лучше прибавить ее на усилителе, а не пытаться сильно дергать струны.
Глушение струн
Чистоты звучания можно достичь путем заглушки струн, которая не используется во время игры.
Для этого необходимо:
- расположить большой палец около струны E, чтобы в любой момент ее можно было заглушить;
- во время урока для глушения более одной ноты удобно использовать несколько пальцев;
- играя на высоких струнах, допустимо убирать палец с ноты Ми;
- подавлять вибрирование надо плавным движением, не сильно зажимая.
Заглушка способствует мелодичному звучанию нот без их слияния между собой.
Чередование корневых нот с квинтами
После освоения корневых нот рекомендуется приступать к изучению квинты. Квинта является нотой, расположенной на пять ступеней выше, чем основной тон. Поочередное проигрывание корневых нот и квинты имеют большое значение при аккомпанировании другому музыкальному инструменту.
Для поиска квинты нужно:
- Для перехода на одну квинту вверх понадобится передвинуться выше и на 2 лада вперед.
- Для перехода на одну квинту вниз – опуститься ниже, не меняя лад.
Как держать ритм
Басист должен строго придерживаться ритма. Это признак мастерства. Предназначение баса – создание ритмичности и целостности музыкального произведения. Прорабатывать этот навык стоит после освоения нот, их качественного извлечения.
Полезно! Уровень поддержания ритма проще наблюдать при проигрывании любимых песен. Чтобы быстрее научиться этому навыку, можно использовать метроном для регулярного выполнения упражнений.
Темп метрономом настраивается в зависимости от опыта музыканта.
Советы и рекомендации
Обучиться к игре с нуля помогут несложные упражнения:
- Чтобы занятия приносили удовольствие, лучше слушать и подыгрывать любимым песням.
- Изначально надо тренировать правильную технику, проверять техничность выполняемых упражнений.
- Совместные занятия с опытным педагогом ускоряют обучение.
- К выбору учителя стоит подойти ответственно. Именно от него зависит уровень полученных знаний и владение инструментом.
- Нельзя пренебрегать техникой левой руки. Обе руки должны быть рабочими, задействованы в процессе.
- Уделять занятиям не менее часа в день. Упражняясь несколько раз в неделю, достичь прогресса будет трудно. Со временем движения отработаются до автоматизма, приобретут техничность.
Самостоятельно освоить басовый музыкальный инструмент возможно, проявив настойчивость и трудолюбие. Ежедневная практика способствует оттачиванию технического мастерства, чувству ритма и чистоте звучания при извлечении нот.
Источник
Ноты для бас-гитары
Бас-гитара (также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.
Бас-гитара является подвидом электрогитары, но имеет более массивный корпус и гриф, а также большую мензуру. В основном на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют варианты и c бо́льшим количеством. 4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от ми контроктавы, в унисон с контрабасом, и на одну октаву ниже, чем строй 4 нижних струн электрогитары. Как в случае с электрогитарой, для бас-гитары требуется подключение к усилителю для игры.
Начиная со своего появления в 1950-х годах, бас-гитара практически полностью заменила контрабас в поп-музыке как инструмент ритм-секции. Помимо этого, бас-гитара стала важным элементом большинства современных музыкальных жанров, причём в каждом из них может быть отдельная техника исполнения, строй и количество струн.
Ноты для бас-гитары
Об инструменте
История бас-гитары
До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок, не считая октобаса. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам контрабаса относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, короткий сустейн, сравнительно небольшой уровень громкости, а также довольно трудную запись, из-за характеристик динамического диапазона.
Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостатков контрабаса. В этот период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.
Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Гибсон» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение инструмента при игре и ладовые порожки. Существует также контрабас-балалайка, но из-за громоздкости её использовали (и используют) ещё реже, чем контрабас (Red Elvises, Katzenjammer, Бряц Band).
В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass, разработанную им на основе его электрогитары Fender Telecaster. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну, усовершенствованную модель бас-гитары — Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.
Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Höfner электроакустическая бас-гитара 500/1 (Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму Gibson, выпустившую басовые версии своих электрогитар Gibson SG и Gibson Les Paul.
С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространённым инструментом. Возникают новые разновидности — появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.
Особенности
Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.
Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырёх басовых струн обычной гитары, только на одну октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы.
В отличие от остальных разновидностей гитар, бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:
- большие размеры;
- увеличенная мензура — 864 мм (34″) против 650 мм у классической гитары;
- более толстые струны;
- уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).
Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где всё было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.
Безладовая бас-гитара
Безладовые басы обладают особенным звучанием, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с использованием техники пиццикато.
Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру в неравномерной темперации и микротоновые интервалы. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовые, так и безладовые басы в соответствии с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас чаще используется в джазе и его разновидностях, на нём также играют и музыканты других направлений.
Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешёвого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970-х бас-гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив ладовые порожки у Fender Jazz Bass, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.
Струны с плоской обмоткой (которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как такие струны меньше портят накладку грифа. У некоторых бас-гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и даёт более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.
Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем семью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ.
Техника игры на бас-гитаре
Большинство гитарных приёмов и способов звукоизвлечения применимы также и на бас-гитаре. Некоторые приёмы и способы более других подходят для использования на бас-гитаре, есть также и не подходящие для бас-гитары способы.
Играют на бас-гитаре стоя либо сидя, расположение гитары при этом не отличается от обычного. Басисты, перешедшие на бас-гитару с контрабаса при игре стоя иногда могут использовать вертикальное размещение бас-гитары, пропустив ремень между ног. В таком размещении положение рук более напоминает таковое при игре на контрабасе.
Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, щипок медиатором и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, огибающим характеристикам звука, сложности исполнения и освоения, уровню контроля, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки. Гитарные способы звукоизвлечения, направленные на извлечение гармонических звукосочетаний, такие как бой, или, например, тамбурин, хотя и могут быть применены на бас-гитаре, используются редко или очень редко.
Щипок пальцами является наиболее распространённым и универсальным способом звукоизвлечения, подходящим практически для любого стиля музыки. Характеризуется сравнительно мягкой тембровой окраской, с преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным плато (сустейном) звука. Из-за необходимости приложения большего чем на обычной гитаре усилия, щипок на бас-гитаре практически всегда выполняется с опорой на соседнюю струну, то есть способом «апояндо».
Щипок медиатором также является весьма распространённым способом звукоизвлечения, наиболее применим при исполнении рок-музыки и её производных. Считается более простым в освоении, особенно для гитаристов. По сравнению с щипком пальцами, звук при извлечении медиатором получается с более резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. Также звукоизвлечение медиатором позволяет легче добиться равномерной громкости звука, снижая необходимость в коррекции динамического диапазона бас-гитары.
Слэп является специфическим бас-гитарным способом звукоизвлечения, при котором струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Создателями этой техники считаются Луис Джонсон – виртуоз-самоучка, и другой выдающийся басист Ларри Грэм, открывшие эту технику независимо друг от друга. Слэп построен на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются о лады грифа, издавая громкий, звенящий звук. Благодаря этой технике бас отчасти берёт на себя функцию барабанов за счёт резкой атаки звука и возможности ярко акцентировать практически любые ритмические рисунки. Отличается очень резкой атакой звука, с непродолжительным плато, яркой звенящей тембровой окраской с преобладанием средних и высоких частот, а также широким динамическим диапазоном, который как правило приходится сужать с помощью компрессора. Слэп получил наибольшее распространение в музыкальном стиле «фанк», где широко применяется сложные синкопированные ритмические рисунки, для подчеркивания и выделения которых как раз и применяется слэп.
Более толстые и низкозвучащие бас-гитарные струны имеют гораздо лучше различимые на слух натуральные и искусственные флажолеты, что позволяет использовать их гораздо более широко, чем при игре на обычной гитаре, вплоть до того, что произведение может целиком быть основано на этом приёме игры. Классическим примером такого произведения является «Портрет Трейси» (Portrait of Tracy) американского бас-гитариста Джако Пасториуса.
Варианты настройки бас-гитары
Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (первой) струны до самой высокой (четвёртой).
Другие строи
D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
C# F# B E (до-диез-фа-диез-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвёртая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвёртая на два.
B F# B E (си-фа-диез-си-ми) — четвертая струна опускается на два с половиной тона, все остальные на полтора.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают[источник не указан 1930 дней], но не всегда.
F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона.
F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон.
Строи пятиструнной бас-гитары
Строй шестиструнной бас-гитары
Другие модификации бас-гитар
семиструнная бас-гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — впервые появилась в 1987 году[источник не указан 1930 дней].
восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары — каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. Кроме этого были отдельно выпущены варианты, объединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11- и 12-струнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.
Бас-гитара пикколо — бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. Пикколо бас настроен как электрогитара, но имеет отличный от неё тембр, вероятно, из-за звукоснимателей другого типа и увеличенной мензуры (если мензура стандартная для бас-гитары). В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».
кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг», называемая стик. На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая посередине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схоже с партиями для фортепиано. Одни из самых ярких исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson), Шон Мэлоун (Cynic, Gordian Knot).
Другие варианты строя
Фирмой Warwick разработана модель четырёхструнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускалась серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имела увеличенную мензуру (35 дюймов против стандартных 34), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели использовались специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085″ (A), .105″ (E), .135″ (B), .175″ (F#) (источник). C 2009-го года Warwick «Vampyre Dark Lord» серийно не выпускается.
В 2004 году фирмой Adler Guitars специально для басиста Jauqo III-X был разработан бас Adler Fretted Subcontra, строй которого – E, B, F#, C# субконтр октавы (от тонкой струны до толстой). На нём установлены звукосниматели Bartolini.
Источник