Ноты для бас кларнета

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Бас Кларнет

Перевод: Кларнет 1. , 3, Бас — кларнет . Игры. Части. Дебюсси, Клод.

Перевод: Бас — кларнет . Для оркестра. Каменщик. Лунный свет. № 3. Механизмы и переложения. Дебюсси, Клод.

Перевод: Кларнет 1. 2, 3, Бас — кларнет . Образы для оркестра. № 1. Части. Дебюсси, Клод.

Перевод: Бас — кларнет . Реквием. Части. Сотер, Луи.

Перевод: Полный оценка. За 3 кларнетов и бас — кларнета . Мазурки, Op.7. Шигета. Vivace си мажор. № 1. Механизмы и переложения.

Перевод: Фагот. Для флейты, гобоя, 2 кларнета , бас — кларнет , фагота и рога. Ноктюрна, Op.48. Шигета. Lento в Cminor. № 1.

Перевод: Рог. Для флейты, гобоя, 2 кларнета , бас — кларнет , фагота и рога. Ноктюрна, Op.48. Шигета. Lento в Cminor. № 1.

Перевод: Бас — кларнет . Для флейты, гобоя, 2 кларнета , бас — кларнет , фагота и рога. Ноктюрна, Op.48. Шигета. № 1.

Перевод: Кларнет 2. Для флейты, гобоя, 2 кларнета , бас — кларнет , фагота и рога. Ноктюрна, Op.48. Шигета. Lento в Cminor.

Перевод: Бас — кларнет . Альтернативный для фагота 1. Симфония № 9, D.944. Части. Шуберт, Франц.

Перевод: Бас — кларнет . Фантазия-экспромт, Op.66. Для концертного оркестра. Шигета. Полный. Механизмы и переложения. Шопен, Фредерик.

Перевод: Бас — кларнет . За 3 кларнетов и бас — кларнета . Вариации на тему Гайдна, Op.56. Тема. Анданте. № 1.

Перевод: Кларнет . За 3 кларнетов и бас — кларнета . Вариации на тему Гайдна, Op.56. Тема. Анданте. № 1. Брамс, Иоганнес.

Перевод: Кларнет . За 3 кларнетов и бас — кларнета . Вариации на тему Гайдна, Op.56. Тема. Анданте. № 1. Брамс, Иоганнес.

Перевод: Кларнет . За 3 кларнетов и бас — кларнета . Вариации на тему Гайдна, Op.56. Тема. Анданте. № 1. Брамс, Иоганнес.

Перевод: Счет. За 3 кларнетов и бас — кларнета . Вариации на тему Гайдна, Op.56. Тема. Анданте. № 1. Механизмы и переложения.

Перевод: Кларнет 1. Для флейты, гобоя, 2 кларнета , бас — кларнет , фагота и рога. Ноктюрна, Op.48. Шигета. Lento в Cminor.

Источник

бас-кларнет

Впервые, в самом начале XIX века бас-кларнет был использован в оперном оркестре. Объем его соответствовал общепринятому на кларнете объёму по письму, а строи его были теми же самыми — в До, Си-бемоль и Ля. Но это различие не имело существенного значения. С одной стороны исполнители были совершенно лишены возможности пользоваться несколькими бас-кларнетами — они были непомерно дорогими и громоздкими при передвижении, а с другой — различие в их звучании было вполне ничтожным. Бас-кларнеты в столь глубоких просторах своего объёма не давали достаточно заметной разницы в окраске и потому преимущество в одной дополнительной ступени на инструменте в Ля было очень скоро принесено в жертву. В оркестре пользовались только бас-кларнетом в Си-бемоль до тех пор, пока наследники Густава Молленхауэра (1837-1914) не выпустили в 1921 году свою усовершенствованную разновидность с дополнительными до, до-диез, ре и ми-бемоль малой октавы по письму.

Как известно, наиболее раннее упоминание о бас-кларнете под названием basse-tube или basso-tuba относится к 1772 году, когда его впервые построил французский мастер Жорж Ло (I728? — 1796?). Вслед за ним, в 1793 голу в Дрездене, более усовершенствованный вид бас-кларнета создал Хайнрих Грензэр (1745? — 1812?). Но ни та, ни другая разновидность этого инструмента не вошла в оркестр и, будучи в меру несовершенной, ждала еще своей окончательной обработки. Только в 1836 голу, после устранения всех остававшихся механических недостатков, бас-кларнет утвердился в оперно-симфоническом оркестре, где и является одним из любимейших инструментов современных композиторов, наиболее изобретательных в области оркестровой красочности.

Поперечник трубки старого бас-кларнета был значительно шире поперечника современной разновидности, но размеры его были соответственно меньше. Чтобы сделать бас-кларнет вполне доступным для игры и легко умещающимся между ртом сидящего музыканта и полом, мундштук инструмента насаживается на изогнутую в виде латинской буквы «S» металлическую трубку. Раструб современного бас-кларнета подобно раструбу бассэт-хорна загнут вверх и кривая этого изгиба значительно круче таковой же бассэт-хорна. В прежнее время было принято различать «немецкие» и «французские» бас-кларнеты. Первые давали более красивые и полные «верхи», тогда как вторые, напротив, располагали более сочными «низами» в ущерб качеству «верхов». Кроме того, в обеих разновидностях существовало некоторое различие в расположении клапанов, что так-же служило известной помехой для тех, кто привыкал играть на одном каком-нибудь виде и оказывался перед необходимостью переходить на другой. Современный, усовершенствованный бас-кларнет, имея вполне тождественное устройство с обыкновенным кларнетом, располагает только дополнительным устройством для большого пальца левой руки, вполне сходным с точно таким-же приспособлением у фагота.

Ноты для бас-кларнета в прежнее время писались двояко. Французы предпочитали «единообразное» письмо и пользовались только ключом Соль. Этот способ был очень удобным. Он облегчал исполнителю переход во время, игры от одного инструмента к другому и поскольку расположение дырочек и «клапанного механизма» вполне соответствовало устройству обыкновенного кларнета, то исполнителю оставалось только поменять инструмент и играть на бас-кларнете так, как он привык действовать на простом кларнете. Немецкий способ нотной записи, напротив, заставлял исполнителя мысленно транспонировать всю партию бас-кларнета на октаву вверх с тем, чтобы он мог оказаться в привычных для себя условиях. В этом последнем случае возникало, однако, одно неудобство. Если бас-кларнет достигал высоких рубежей своего объёма, то композитор оказывался перед необходимостью пользоваться чрезмерным количеством добавочных линеек вверху или, не отказываясь от «верхов», переходить в скрипичный ключ с неизбежным применением «единообразного» письма с последующим транспонированием на большую нону или малую дециму вниз. Бас-кларнет в До, которым изредка пользовался Ференц Лист (1811-1886), звучал октавой ниже обыкновенного кларнета-сопрано в До и никаких затруднений для читающего партитуру не представлял.

В современных условиях всё это значительно упростилось. Сейчас, когда бас-кларнет в Ля исчез совершенно, а о бас-кларнете в До вообще никто не поминает, имеется в виду только усовершенствованная разновидность бас-кларнета в Си-бемоль с объёмом от до малой или большой октавы в ключе Соль или Фа по письму до фа третьей октавы по письму в ключеСоль. Звучит бас-кларнет большой ноной ниже написанного и охватывает объём в три с половиной октавы — от си-бемоль контр-октавы до ми-бемольвторой — то-есть четырьмя полутонами больше старого образца.

Очень лёгкий и удобный для исполнителя ключ Соль исключает всякую необходимость думать над «ходом» каждого звука в отдельности. Это важно иметь в виду потому, что бас-кларнетист прежде всего простой кларнетист, свободно владеющий всеми особенностями своего инструмента. Поэтому, когда композитор начинает пользоваться ключем Фа, то он отнюдь не упрощает дела, а в известной мере запутывает его.

Таким образом, если партия бас-кларнета начинает выглядеть в партитуре более естественной для глаза, то из этого вовсе ещё не следует, что и исполнитель оказывается в более выгодных условиях. Наоборот, именно в это время сознанье исполнителя начинает упорно работать над переведением всех нот данной партии из одного ключа в другой, для него более сподручный и естественный. В данном случае придётся выбирать между удобством исполнителя и прихотью композитора и решить — кому же в действительности важнее пользоваться всеми благами, тому ли, кто по своему призванью является участником воспроизведения данного сочинения, или тому, кто в качестве автора является только «наблюдателем». Не трудно согласиться, что чем меньше забот автор возлагает на исполнителей, тем больше он о праве с них требовать.

Не в этом сейчас дело. Почти все бас-кларнетисты настолько уже привыкли к ключу Фа, что им можно теперь пользоваться вполне свободно в пределах самых низких границ инструмента. Однако, при переходе в область ключа Соль следует во всяком случае итти им навстречу и, в интересах здравого смысла, отказываться от ключа Фа. Но тут же должно о самой суровой решимостью возразить против вздорного изобретения Поля Дюка (1865-1935) и предостеречь тех, кто ещё не достаточно ясно представляет себе сущность этого вопроса. Заблуждение Дюка заключается в том, что его запись сводится к одинаковому способу нотации — большой секундой выше действительного звучания, как в ключе Фа, так и в ключе Соль. Подражать подобному вздору, конечно, не следует потому, что такой способ письма вводит в заблуждение не только читающего партитуру, но и исполнителя, на которого автор вместо одной беды в виде ключа Фа в высоких октавах взваливает ещё и вторую — ключ Соль октавой ниже действительного значения его. Как известно, такой случай неудачной записи бас-кларнета встречается у Дюка в Ученике чародея.

Неужели всё это удобнее общепринятых способов изложения, или вернее, обще-принятого нотописания, полностью укладывающегося в ключе Соль без всякой необходимости прибегать к услугам ключа Фа, в данном случае совершенно не нужного?

Возвращаясь теперь к прерванному повествованию, достаточно напомнить, что всё, что было уже сказано в отношении обыкновенного кларнета и, в частности, об особенностях ключевого обозначения и их видоизменений, в точности при-ложимо и к бас-кларнету. В своём «клапанно-пальцевом» устройстве оба эти инструмента вполне совпадают друг с другом, за исключением четырёх добавочных клапанов, введённых на бас-кларнете для большого пальца и вызванных увеличением объёма на четыре лишних полутона.

В техническом отношении бас-кларнет вполне совершенный инструмент, но ему, тем не менее, не очень удобны некоторые построения. Это относится, прежде всего, к самым низким трелям и tremolo, неисполнимым совершенно в быстром движении из-за расположения сосредоточенных под большим пальцем клапанов. Таким образом, все сочетания, основанные на чередовании четырёх низких ступеней — до, до-диез, ре и ми-бемоль — невозможны или только терпимы в крайне умеренном движении. Если оказывается необходимость исполнить какую-нибудь трель в самом низком отрезке звукоряда, то исполнители прибегают обычно к замене её более удобным чередованием нот, звучащим относительно сходно.

Значительно сложнее, когда эти низкие ступени оказываются составной частью мелодического узора, изменить или упростить который не представляется возможным. Тогда дирижёр должен пойти навстречу исполнителю и согласиться с неизбежной заминкой в скорости.

В полном согласии с особенностями обыкновенного кларнета находятся все остальные трели и tremolo. Они встречаются в оркестре довольно редко и потому нет существенной необходимости на них задерживаться. Тем не менее, вот всё то, что является для бас-кларнета не очень удобным и естественным. Подобными сочетаниями в оркестре лучше не пользоваться.

В остальном можно смело сказать, что бас-кларнету доступны все технические ухищрения современного кларнета-сопрано, но он решительно не любит «подвижность», как средство выражения его художественных замыслов. Бас-кларнет обладает исключительным благородством звучания. Его немного сумрачная, таинственная и глубоко-проникновенная звучность предназначает его, главным образом, к передаче драматических ощущений. В соответствии с этой его наклонностью, наибольшей красотой и выразительностью отличаются его низкие ноты, расположенные в объёме самой глубокой октавы, децимы или дуодецимы. Здесь он просто несравненен, и нет такого инструмента, который мог бы его с успехом заменить. Как известно, Майербэр первый угадал его изумительные достоинства и чрезвычайно уместно воспользовался им в Гугенотах и в Пророке.

Подобно обыкновенному кларнету и бас-кларнет легко поддаётся любым оттенкам силы звука. Чарующей красотой отличается его несравненное pianissimo, которым широко пользуются теперь все композиторы. Если бы, поэтому, возникло желание противопоставить звучность трёх духовых инструментов в виде уходящего вдаль эхо, то, очевидно, бас-кларнет оказался бы в числе наиболее нежных инструментов. Он прозвучал бы особенно мягко после валторны, которая, в свою очередь, повторила бы в piano звуки фагота. В этом случае фагот оказался бы в числе «зачинателей», тогда как валторна и бас-кларнет — в числе «продолжателей». Но из сказанного, разумеется, ничуть не следует, что бас-кларнету не свойственно ни выразительное forte, ни даже взволнованное fortissimo. Напротив, эти качества вполне ему свойственны, но особой впечатляющей силы достигает бас-кларнет в «приглушённой» звучности, когда с особенной остротой проступают его драматические качества.

Особой силы звука достигает бас-кларнет в сочетании с фаготами. Это соединение встречается особенно часто у современных композиторов, стремящихся подчеркнуть нарочитую полноту и выразительность мелодической линии, расположенной в глубоких октавах оркестрового звукоряда. Наиболее уместным такое объединение инструментов оказывается в полифонической музыке, когда автор хочет с особенной силой подчеркнуть вступление соответствующего голоса, или когда очень важный мелодический узор в силу обстоятельств остаётся на виду. В Музыке для оркестра Рудольфа Стэфана (1887- 1915) и в Революционном этюде Шопена (1810-1849), оркестрованном в 1931 году, встречается подобное сочетание.

В гармоническом сложении гибкая звучность бас-кларнета оказывается особенно ценной. Она не только превосходно сливается с любыми голосами оркестра — «деревом», струнными и мягкой медью, но и способна удержать на своих плечах всю тяжесть и полноту звучания многоголосной гармонии. В этом последнем случае бас-кларнет никогда не отказывается и от подвижных рисунков сопровождения, изложенных чаще всего в виде arpeggio.

Источник

Кларнет

(ит.— clarinetto, фр.— clarinette, нем.— Klarinette, англ.— clarinet)

Название инструмента происходит от латинского слова clarus — ясный (звук). К дальним предшественникам кларнета принадлежат известные еще с древних веков различные народные музыкальные инструменты,

имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).

Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол без раструба, 7 игровых отверстий и особую камеру в верхней части, где помещалась трость. Диапазон инструмента составлял октаву (от фа малой до фа первой).

Преобразование шалюмо в кларнет осуществилось около 1700 г. выдающимся немецким инструментальным мастером Иоганном Христофором Деннером из Нюрнберга. Прежде всего Деннер убрал камеру, скрывавшую трость, и тем самым обеспечил непосредственное соприкосновение трости с губами исполнителя. Надрезной язычок он заменил отдельной камышовой пластинкой, которая навязывалась на мундштук. Появилась свобода звукоизвлечения, а также возможность управления звуком и интонацией. С целью расширения ограниченного диапазона шалюмо Деннер осуществил реконструкцию системы игровых отверстий, разместив их в порядке, диктуемом акустическими особенностями нового инструмента. Так впервые возникло неравномерное расположение игровых отверстий, составившее основу кларнетного грифа. С помощью десяти игровых отверстий можно было извлекать звуки фа, соль, ля, си малой октавы, и до, ре ми, фа, соль первой октавы. В верхней части ствола инструмента Деннер сконструировал два клапана — для ля и для си первой октавы. При этом с открытым клапаном си значительно облегчается передувание на дуодециму, а также расширяется диапазон инструмента (от фа малой — до ля—си второй октавы).

Таким образом возник двухклапанный кларнет, технически подвижный инструмент (особенно в верхнем регистре). В нижнем регистре звук его имел певучий характер мрачноватого оттенка, в верхнем — резкий, пронзительный.

На протяжении XVIII столетия кларнет усовершенствовался весьма интенсивно и к 70-м годам достиг своей классической формы. Сын И. X. Деннера — И. Деннер сконструировал октавный клапан, или клапан дуодецимы, увеличил длину инструмента, в результате чего изменился его основной тон которым стал звук ми, как и в современном кларнете. В дальнейшем некоторые усовершенствования внесли Б. Фриц из Брауншвейга и К. Лефевр из Парижа.

В то время изготавливались кларнеты различных размеров и строев, но пропорции отдельных частей инструмента строго соблюдались. Мундштук инструмента был маленьким, с узким каналом и имел удлиненную форму. Основным материалом для изготовления тростей служил камыш, встречались также трости из сосны, ели и даже из рыбьей кости. Наиболее употребительными строями классического пяти-шести клапанного кларнета были: си-бемоль, до, ля и фа (малого кларнета). Во время исполнения кларнетисты держали инструмент тростью вверх, и лишь впоследствии немецкие исполнители стали соприкасаться с тростью нижней губой (повернули мундштук тростью вниз). Инструменты обладали широкими выразительными возможностями (особенно в верхнем регистре): певучим тембром, динамическим разнообразием и большой подвижностью. Их использовали в своем творчестве Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В начале XIX в. число клапанов на кларнете возросло до тринадцати. Кроме того, они получили более удобное расположение, а игровые отверстия стали сверлиться с большей точностью, что значительно улучшило чистоту интонации.. Теперь инструмент мог использоваться в различных тональностях, что избавило исполнителей от применения в оркестровой практике кларнетов многих строев. В это же время окончательно было изменено положение мундштука: трость стала прижиматься нижней губой исполнителя.

В середине XIX в. в кларнете была использована новая конструкция клапанного механизма, изобретенная Т. Бёмом. По сравнению со старой системой кларнет конструкции Бёма имеет несколько удлиненное и расширенное к концу нижнее колено, немного укороченное верхнее колено, более удлиненный бочонок и более объемный мундштук с удлиненным верхним срезом и широкой тростевой площадкой. На нижнем колене инструмента имеется большое количество клапанов для мизинцев правой и левой руки, которые дают возможность воспроизводить звуки ми, фа, фа-диез малой октавы, а с применением клапана дуодецимы — си первой, до и до- диез второй октавы. Однако в Германии эта система распространения не получила, а патент на изобретение был приобретен Францией, где кларнеты новой (француз¬ской) системы стали быстро распространяться.

Кларнет новой системы имел более широкую, конусообразную к раструбу мензуру и цилиндрический, более глубокий канал мундштука. Эти конструктивные особенности потребовали и иной трости. Трость кларнета новой системы менее упруга, а ее «язычок» несколько длиннее и шире, чем у трости кларнета старой системы.

Совершенствовалась и старая (немецкая) система. В ее усовершенствовании принимали участие не только немецкие музыканты. Так, профессор Московской консерватории С. В. Розанов в 1905 г. ввел на кларнете приспособление для трели си-до- диез малой октавы (с клапаном дуодецимы — фа-диез — соль-диез второй октавы), добавил клапан для мизинца правой руки, который позволил извлекать легато и тремоло между звуками фа-диез малой — до-диез первой октавы (с клапаном дуо-децимы — до-диез — соль-диез второй октавы).

Тем не менее, французские кларнеты, обладающие более совершенным клапанным механизмом и чистотой интонации, постепенно стали вытеснять кларнеты немецкой системы. Поиски лучших систем кларнета продолжаются и в наше время. В ГДР, например, несколько лет назад был создан инструмент с «французским» клапанным механизмом, но с «немецким» сверлением ствола и мундштуком. В результате получился кларнет, обладающий красивым, полным, интонационно-чистым звуком. К недостаткам этой конструкции следует отнести увеличение веса инструмента, возникшее из-за удлинения ствола.

Кларнет современный представляет собой цилиндрическую трубку длиной 590—680 мм, изготовленную из дерева (гренадиллового либо эбенового) или из пластмассы. Состоит из пяти частей: мундштука с тростью (одинарным язычком), бочонка, верхней части (верхнего колена), нижней части (нижнего колена) и раструба. Хроматический звукоряд от ми малой до си-бемоль первой октавы извлекается при помощи последовательного открывания отверстий, начиная от устья. Звуки от си первой до до третьей октавы получаются при помощи той же аппликатуры с применением клапана дуодецимы. Более высокие звуки извлекаются ’ путем сложных аппликатурных комбинаций. Кларнет — инструмент транспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Инструмент строя си-бемоль звучит большой секундой, строя ля — малой терцией ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 82).

Из всех духовых инструментов кларнет обладает наибольшим разнообразием выразительных средств. По технике на легато он не уступает флейте. Возможна пре¬дельная беглость при исполнении диатонических и хроматических гамм при любой динамике. Стаккатная техника несколько уступает флейте. Исполнимы почти любые трели, исключение составляют звуки выше фа третьей октавы и еще несколько трудноисполнимых трелей. Тремоло возможно как на одном, так и на разных звуках. Трудноисполнимы тремоло, у которых нижний звук извлекается без клапана дуоде¬цимы, а верхний с этим клапаном.

Разновидности кларнета.

Малый кларнет (ит.— clarinetto piccolo, petite clarinette, нем.— kleine Klarinette, англ.— high clarinet). Отличается от основного инструмента лишь меньшим размером. Появился в первой половине XVIII в. и далее совершенствовался вместе с кларнетом. Обладая громким звуком, малый кларнет получил широкое распространение в военно-духовых оркестрах. Аппликатура малого кларнета идентична аппликатуре кларнета. Инструмент транспонирующий (в строе ми-бемоль, реже в строе ре). Йотируется в скрипичном ключе. Малый кларнет строя ми-бемоль звучит на малую терцию, строя ре — на большую секунду выше написанного. Диапазон и характеристика звучания малого кларнета (по письму, см. пример 83). Технические возможности те же, что у кларнета. Малый кларнет строя ми-бемоль изредка применяется в духовом оркестре, а инструмент строя ре столь же редко — в симфоническом.

Бассетгорн (ит.— corno di bassetto, фр.— cor de basset, нем.— Alt-klarinette, Bassetthorn, англ.— baset-horn, alto clarinet), альтовый кларнет. Приобрел большую популярность в XVIII в. Ствол инструмента вначале имел изогнутую форму и завершался большим медным раструбом. В конце XVIII в. Т. Лютц из Пресбурга и братья Штадлеры из Вены сконструировали бассетгорн из двух прямых колен. В конце XIX в. он принял прямую форму с изогнутым металлическим раструбом.

Современный бассетгорн представляет собой деревянную трубку длиной 750— 900 мм. К верхнему ее концу прикреплена изогнутая металлическая трубка, в которую вставляется клювовидный мундштук с тростью, к нижнему — металлический раструб, загнутый вверх.

Аппликатура бассетгорна сходна с аппликатурой кларнета. Различие состоит лишь в том, что у бассетгорна имеются четыре дополнительных клапана, которые позволяют продлить хроматический звукоряд вниз. Инструмент транспонирующий (в строе фа, реже в строе ми-бемоль). Йотируется в скрипичном ключе. Бассетгорн строя фа звучит на чистую квинту, строя ми-бемоль — на большую сексту ниже написанного. Диапазон бассетгорна: до малой — фа третьей октавы. Звуки сред¬него и нижнего регистра обладают приятным мягким тембром, в верхнем регистре звучание менее полное, а от соль второй октавы и выше приобретает напряженный характер. В настоящее время этот инструмент почти не используется.

Бас-кларнет (ит.—clarinetto basso, фр.— clarinette basse, нем.— Bassklari- nette, англ.— bass clarinet). По конструкции сходен с бассетгорном. Был изобретен в 1772 г. парижским мастером Ж. Лотом. В следующем году Г. Грензер из Дрездена создал его новый вариант. С этого времени бас-кларнет стал использоваться в музыкальной практике. Инструмент строя си-бемоль был вдвое длиннее кларнета, имел более широкую мензуру и звучал октавой ниже. Значительно реже использовались бас-кларнеты в строях ля и до. Форма первых инструментов была сходна с формой фагота. В середине XIX в. появились бас-кларнеты прямой формы с 19 игровыми отверстиями, сохранившие свой вид до настоящего времени. Аппликатура современного инструмента полностью совпадает с аппликатурой бассетгорна.

Бас-кларнет строя си-бемоль — инструмент транспонирующий, звучит большой ноной ниже написанного. Йотируется в скрипичном, иногда в басовом ключе (в этом случае он звучит большой секундой ниже написанного). Диапазон и характеристика регистров басового кларнета (по письму, см. пример 84).

Вследствие своих тембровых особенностей и в целях продления диапазона основного инструмента бас-кларнет в оркестровой практике используется преимущественно в нижнем регистре. Его техническая подвижность значительно меньшая по сравнению с кларнетом. В настоящее время инструмент часто используется в симфонических оркестрах и в духовых оркестрах большого состава.

Источник

Читайте также:  Гендель сонатина си бемоль мажор ноты
Оцените статью