Ноты для бас профундо

Ноты для бас профундо

БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
Православные певчие и русские басы

На Руси издревле почитались низкие голоса. И если Италия — страна, где господствует культ теноров, то Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России. Невозможно представить праздничное богослужение в Русской Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона. Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только должны был обладать голосом, способным наполнить храм и донести до прихожан Слово Божие, провоглашать ектении-прошения о мире, здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.

Лучшие русские хоры, начиная с Государевых и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих звучанию хора полногласие, драгоценную тембральную окраску и некую мистическую силу, заключенную в низких частотах человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов с давних времен восхищались отечественные и зарубежные слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения. В этом уникальном диске, представляющем искусство русских православных певчих и диаконов-басов, присутствует произведение П.Г.Чеснокова «Не отвержи мене во время старости», где встречается нота соль контр-октавы. Так, если для большинства басов западноевропейских предельно низкая нота – фа-соль большой октавы, то порой трудно себе представить, что возможно иметь в певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже, реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия. Можно с уверенностью сказать, что басы-профундо – национальное богатство и достояние России.

«Боже, Царя храни» — начальная строка первого государственного гимна Российской империи, написанного известным церковным композитором (в последствии директором Придворной Певческой Капеллы) А.Ф.Львовым на слова поэта В.А.Жуковского в 1833 году, послужила названием для компакт-диска, посвященного памяти злодейски убиенного последнего русского царя Николая II, принявшего вместе со своим благочестивым семейством и домочадцами мученическую смерть за грехи всего народа,подобно страданиям и искупительной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Этот диск представляет собой своеобразную музыкальную композицию, составленную из богослужебных песнопений Русской Православно Церкви, произведений духовного содержания, гимнов и народных песен, объединенных общими темами: поклонения Христу, покаяния в содеянных грехах и наказания за вероотступничество, темой любви к Богу, Отечеству и Царю — Божьему помазаннику на земле. Повторяющийся припев из «Песни о вещем Олеге»: «Так за Царя, за Родину, за Веру» – ёмко отражает многовековое самосознание рус¬ского народа, в недрах которого и родилась эта триада. В «Покаянной молитве» промыслительно звучат слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку П.И.Чайковского незадолго до трагических событий 1917 года: «Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее». А вероотступникам, Отцепредателям, поднявшим руку на Царя и священников, провозглашается анафема – высшее наказание для православного человека – отлучение от Матери-Церкви.

Тема совестливого покаяния – это тема, присутствующая не только в религиозных песнопениях, но и в народных песнях; она пронизывает сознание русского человека неподдающегося искусительным соблазнам разумного философс¬кого оправдания. С особой спасительной силой она звучит сейчас, когда ны¬нешнее поколение русских людей, наследовавших вину отцов и дедов, совер¬шивших святотатство, приходят к раскаянию, подобно атаману Кудияру из «Легенды о 12 разбойниках», и, через покаяние, к духовному очищению и обновлению. Возвращение образу Царя-мученика его истинного величия – нравственный и исторический долг пред Царем, Богом и душою своею.

Историческая судьба России – быть уничтожаемой и быть возрожденной, сомосожигаться и воскресать из пепла. Россия и тройка, мчащаяся с губительной удалью под откос, и вечно оживающая птица-Феникс. Слабнет крепость духа в народе, и ослабевает Россия, воскресает Вера, – возрождается снова Отечество. Пророчески звучат слова почитаемого всеми православными людьми преподобного Серафима Саровского: «Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Его Самодержавия, Ангели не будут успевать брать души. а Бог Царя возвеличит».

Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Православной музыки,
Художественный руководитель, директор
Международного Московского Фестиваля Диаконского искусства,
Продюсер компакт-диска,
Георгий Поляченко

Источник

Репертуар для баса

Программа для басов

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник — А. Я. Головин)

Бас — самый низкий мужской голос. Отличается богатым низким звучанием. Диапазон в целом от «фа» большой октавы до «фа» первой. Существуют разные классификации басовых голосов. В Италии выделяют баса-кантанте, баса-буффо и баса-профундо. В Америке делят басов на бас-баритон, комический бас, лирический и драматический. На практике эти разделения весьма условны, один и тот же певец исполняет партии разных подтипов. Существует так же термин «русский бас», применяемый для описания очень глубокого баса, способного петь в контроктаве. Например, у Рахманинова во «Всенощном бдении» есть нота Си-бемоль контроктавы. Есть так же басы октависты, которые могут петь еще ниже. Например, голос советского певца Михаила Златопольского считается самым глубоким басом в мире (До контроктавы). В операх же самая низкая обязательная нота у баса в опере Моцарта «Похищение из Сераля» (Ре Большой октавы), вставная — у Барона Окса в «Кавалере розы» Штрауса (До Большой октавы). Самая высокая нота у баса в опере — у Парикмахера в «Носе» Шостаковича (соль-диез первой октавы). Ниже приведена одна из многих классификаций с примером партий.

Бас-кантанте — это певучий бас с сильным верхним регистром (например, Федор Шаляпин). В немецкой системе выделяют так же высокого драматического баса (например, Чезаре Сьепи). Комический бас или бас-буффо — это скорее амплуа, чем тип голоса, хотя тоже делят на лирического буффо и драматического. Низкий бас или бас-профундо — голос с более сильным нижним регистром, самый объемный голос, с медленным вибрато (Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта). Бывает, выделяют промежуточный подтип — центральный бас — крупный, яркий, сочный голос. Помимо комического амплуа, чаще всего басы в операх представляют высшую власть: королей, царей, жрецов, генералов и т. д. И, конечно, для баса написано много инфернальных зловещих потусторонних партий вроде Мефистофеля. В русской музыке, в отличие от западноевропейской, басу уделяется больше внимания и почета в виде главных партий.

Скачать репертуар для баса

Лирический бас, бас-кантанте

Беллини Пуритане Сэр Джордж Уолтон
Беллини Сомнамбула Родольфо
Берлиоз Осуждение Фауста Мефистофель
Глинка Жизнь за царя Иван Сусанин
Гуно Фауст Мефистофель
Гуно Ромео и Джульетта Граф Капулетти
Даргомыжский Русалка Мельник
Моцарт Бастьен и Бастьена Колас
Моцарт Свадьба Фигаро Доктор Бартоло
Мусоргский Борис Годунов Борис Годунов
Мейербер Гугеноты Марсель
Мусоргский Хованщина Досифей, Князь Хованский
Сен-Санс Самсон и Далила Абемелех
Перголези Служанка-госпожа Доктор Уберто
Пуччини Богема Колен
Римский-Корсаков Садко Варяжский гость
Россини Золушка Алидоро
Россини Итальянка в Алжире Али
Чайковский Евгений Онегин Гремин
Тома Гамлет Клавдий
Тома Миньон Лотарио
Верди Аттила Аттила
Верди Сицилийская вечерня Джованни Прочида
Верди Луиза Миллер Граф Вальтер
Верди Набукко Захария
Верди Симон Бокканегра Якопо Фиеско
Верди Трубадур Феррандо
Вагнер Летучий голландец Даланд
Вагнер Нюрнбергские мейстерзингеры Фейт Погнер

Низкий бас, бас-профундо

Бетховен Фиделио Рокко
Бойто Мефистофель Мефистофель
Бородин Князь Игорь Галицкий
Доницетти Лючия ди Ламмермур Раймонд Бидебенд
Флотов Марта Плюмкет
Моцарт Волшебная флейта Зарастро
Мусоргский Борис Годунов Пимен
Понкьелли Джоконда Герцог Альвизе Бадоэро
Римский-Корсаков Царская невеста Собакин
Россини Итальянка в Алжире Мустафа
Верди Дон Карлос Филипп II
Вагнер Нюрнбергские мейстерзингеры Фриц Котнер
Вебер Вольный стрелок Каспар
Чайковский Иоланта Король Рене

Источник

Женщины и мужчины, поющие самыми низкими голосами в мире

Самый низкий мужской голос специалисты называют басом-профундо (итал. basso profondo — глубокий бас). Певцам, обладающим таким голосом еще дали название – октависты («на октаву ниже баса»). Самый низкий женский голос – контральто. Это уникальные люди, которых на земле единицы и мы расскажем о некоторых из них.

Самые низкие голоса у женщин

Женщины, поющие низкими голосами, удивляют людей, заставляя часто сомневаться к их принадлежности к женскому полу. Таких басистых дам-вокалисток на планете единицы. Сегодня мы хотим познакомить вас с двумя феноменальными женщинами, поражающими своим низким голосом.

Знакомьтесь, Хелен Лихи

Этой женщиной побит мировой рекорд Гиннесса, взяв самую низкую ноту среди женщин. Произошло событие в Германии в музыкальной школе имени Вагнера, где валлийская певица пела в диапазоне от D5 до D2, издав самым низким голосом ноту «ре» большой октавы частотой 72,5 Гц.

Таким образом она побила предыдущий женский рекорд , зафиксированный Книгой рекордов Гиннеса, бывший на тон выше. Прежде, чем рекорд зафиксировали специалисты, была проверена аудиозапись и опрошены свидетели.

Это была потрясающая демонстрация вокального мастерства Хелен Лихи, взявшей самую низкую ноту для женщины. Эта нота, которую она пела, была на самом деле чуть ближе к С 2, на полшага ниже, чем то, что ей приписывали (Она немного упала в своем верхнем диапазоне, и они не учли этого).

«Везде, где я выступала, говорили, что не слышали подобного исполнения настолько низких звуков. Думаю, я хотела убедиться в уникальности своего голоса», — пояснила свое стремление Хелен. Женщина не является профессиональным музыкантом, но по мнению специалистов она благодаря уникальному голосу должна заняться вокалом профессионально.

Отличная певица и потрясающий, классный талант!

Джулиана Стрейнджлав (1984 г.р.)

Джулиана Стрейнджлав , несмотря на фамилию, переводимую с английского «странная любовь» родилась 24 ноября 1984 года в Москве и считает себя русской. В детали своей биографии певица не посвящает СМИ, оставаясь загадкой.

Музыкой эта уникальная женщина, обладающая уникальным низким голосом контральто, музыкой занимается давно. Полагают,что происхождение очень низкого голоса, редко встречающегося у женщин связано с ее высоким ростом 183 см.

Джулиана имеет свою школу вокала, выступая в основном не на больших сценах, а в клубах и ресторанах Москвы. Ее репертуар составляют в основном джазовые и блюзовые композиции, рок и кантри-рок, выраженные фирменным звучанием и особым фирменным стилем. Об уникальной певице мы узнали благодаря ее участию в 1-м сезоне шоу «Голос». Тогда она «вскочила в последний вагон» уходящего поезда, когда у всех тренеров, кроме Пелагеи, команды уже были набраны.

Исполненная Джулианой Стрейнджлав композиция «You can leave your hat on» привела тренеров в шок. Ее стиль, нестандартный голос, классные обертона привели в восторг публику.

Самые низкие мужские голоса

Певцы, обладающие уникально низким басом нарасхват в опере и духовном пении. В мире их знают поименно. Однако, не только самым низким диапазоном отмечают бас-профундо. Для него характерны особый тембр, резонирование, глубина и полноты звучания.

Американский певец Тим Стормс

Этот уникальный американский певец наделен способностью петь на 8 октав ниже обыкновенного человека. Первый мировой рекорд им был установлен в 2008 году частотой 0.7973 Гц. Свои голосовые способности поясняет уникальным строение связок- длиннее, чем у обычных людей.

Затем рекорд Стормса был побит Роджером Менисом, о котором мы расскажем позже. Но в 2012 году Стормс взял реванш над соперником, установив новый рекорд по широте диапазона в 10 октав.

Самую низкую ноту, извлеченную им невозможно услышать человеческим ухом, ее могут слышать только крупные животные. Это нота G (−7)на восемь октав ниже, чем самая низкая соль на клавиатуре фортепиано была зафиксирована специальной акустической аппаратурой на частоте 0,189 Гц.

Роджер Менис

В исполнении американским певцом Роджером Менисом из штата Иллинойс в феврале 2020 года была зафиксирована на то время самая низкая нота – фа-диез с частотой 0,393 герц во время звукозаписывающей сессии. Менис продолжает тренировать голос и совершенствовать свой вокал и уверен, что он побьет и новый рекорд Тима Стомерса, зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса.

Роджер Менис, несмотря на свои уникальные вокальные данные мало известен широкой публике, так как долгое время занимался исключительно духовными песнопениями.

Бас-профундо Юрий Вишняков. (1955 г.р.)

Юрий Вишняков- русский певец-октавист, известный своим мощным нижним регистром и резонансными низкими нотами родился в Москве. Вишняков исполняет ноты октавой до E1. Его певческая карьера длится более 30 лет. Некоторые специалисты сравнивают тембр его голоса с тембром органа.

Большей частью певцы с басом-профундо посвящают себя церковному пению. Юрий Вишняков не стал исключением, хотя и в классической музыке он бы достиг потрясающих высот и популярности.

«Достойно есть», которую исполняет певец захватывает дух, наполняя пространство божественными звуками.

Голос Вишнякова глубокий, невероятно низкий в контроктаве звучит на всю грудную клетку, на все легкие. Это пение, иначе как волшебством назвать трудно.

Владимир Миллер ( 1964 г.р.)

Влади́мир Ро́бертович Ми́ллер — российский певец родом из Сибири, обладающий редким басом-профундо. Музыкальное образование получил в Санкт-Петербургской консерватории, стажировался вокалу в Кельнской Высшей школе музыки.

Сегодня является солистом Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, стажировался в Кёльнской Высшей школе музыки (Германия).Владимир Миллер был исполнителем оперных партий в постановках Мариинского театра , Нидерландской королевской оперы, театра Санкт-Петербургской консерватории , Большого театра Лодзи и ряда других. С сольными программами концертировал в России, США , Ватикане , Великобритании , Германии , Италии и других странах Европы.

В особенностях его баса-профундо отмечают ноты Фа# Соль контроктавы и даже иногда – ноту Ми и До большой октавы! К сожалению оперных партий мы не нашли в интернете, где показательные примеры в песне Варлаама оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Знакомим с его творчеством на примере старинного русского романса «Не пробуждай воспоминаний»

Видео о самых высоких и низких голосах, не упомянутых в статье можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые читатели. Если понравилась статья, пишите комментарии, поставьте свой лайк. Приглашаем подписаться всех, кто любит читать о знаменитостях, чтобы вместе путешествовать по «Звездной стране».

Источник

Оцените статью