- Нотный архив Бориса Тараканова
- сборник «Знаменитые арии для баса»
- Ноты для баса
- Композиторы
- Репертуар для баса
- Программа для басов
- Скачать репертуар для баса
- Лирический бас, бас-кантанте
- Низкий бас, бас-профундо
- Ноты басового ключа + карточки для печати
- Как запомнить расположение нот в басовом ключе
- Ноты басового ключа на клавиатуре
- Использование «Восьмерок»
- Карточки для печати
- Ноты басового ключа
- Суть басового ключа
- Ноты малой октавы в басовом ключе
- Ноты большой октавы в басовом ключе
- Ноты контроктавы в басовом ключе
- Ноты субконтроктавы в басовом ключе
- Ноты первой октавы в басовом ключе
Нотный архив Бориса Тараканова
сборник «Знаменитые арии для баса»
Содержание
Беллини В. Ария Джорджо (Пуритане)
Бойто А. Баллада Мефистофеля (Мефистофель)
Бойто А. Баллада Мефистофеля со свистом (Мефистофель)
Бородин А. Ария Кончака (Князь Игорь)
Бородин А. Песня Галицкого (Князь Игорь)
Верди Дж. Ария Банко (Макбет)
Верди Дж. Ария Максимилиана (Разбойники)
Верди Дж. Ария Прочиды (Сицилийская вечерня)
Верди Дж. Ария Филиппа (Дон Карлос)
Верди Дж. Рассказ Феррандо (Трубадур)
Верди Дж. Романс Фиеско (Симон Бокканегра)
Верди Дж. Сцена и ария Аттилы (Аттила)
Глинка М. Ария Сусанина (Иван Сусанин)
Глинка М. Рондо Фарлафа (Руслан и Людмила)
Глюк Ария Тоаса (Ифигения в Тавриде)
Гуно Ш. Заклинание цветов (Фауст)
Гуно Ш. Серенада Мефистофеля (Фауст)
Даргомыжский А. Ария мельника (Русалка)
Доницетти Г. Ария Дулькамары (Любовный напиток)
Доницетти Г. Ария Раймонда (Лючия ди Ламмермур)
Массне Ж. Серенада Дон Кихота (Дон Кихот)
Массне Сцена смерти Дон Кихота (Дон Кихот)
Моцарт В.-А. Ария Зарастро (Волшебная флейта)
Моцарт В.А. Ария Лепорелло (Дон Жуан)
Мусоргский М. Монолог Досифея (Хованщина) 1
Мусоргский М. Песня Варлаама (Борис Годунов)
Мусоргский М. Рассказ Пимена (Борис Годунов)
Пуччини Дж. Соло Колена (Богема)
Римский-Корсаков Н. Ария Собакина (Царская невеста)
Римский-Корсаков Н. Песня Варяжского гостя (Садко)
Серов А. Песня Ерёмки с хором (Вражья сила)
Спадавеккиа А. Ария Монтанелли (Овод)
Чайковский П. Ария Гремина (Евгений Онегин)
Источник
Ноты для баса
Романсы и песни репертуар начинающего певца
Композиторы
И.П.Брызгалов
Школа пения для баса и баритона
1-2 курсы музыкального училища
Ташкент, 1987г.
В учебнике рассмотрены физиологические и акустические основы звукообразования, певческое дыхание, регистры, произношение, вокальные упражнения, практические советы педагогам и начинающим певцам. В приложении дан ряд справочных материалов и вокализы.
Пособие предназначено для педагогов и учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений. Может быть полезно для руководителей и участников кружков художественной самодеятельности.
От редактора
Введение
Физиологические и акустические основы звукообразования
Певческое дыхание
Регистры
Произношение
Вокальные упражнения
Советы педагогу
Советы начинающему певцу
Литература
Приложения
Скачать ноты
Источник
Репертуар для баса
Программа для басов
Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник — А. Я. Головин)
Бас — самый низкий мужской голос. Отличается богатым низким звучанием. Диапазон в целом от «фа» большой октавы до «фа» первой. Существуют разные классификации басовых голосов. В Италии выделяют баса-кантанте, баса-буффо и баса-профундо. В Америке делят басов на бас-баритон, комический бас, лирический и драматический. На практике эти разделения весьма условны, один и тот же певец исполняет партии разных подтипов. Существует так же термин «русский бас», применяемый для описания очень глубокого баса, способного петь в контроктаве. Например, у Рахманинова во «Всенощном бдении» есть нота Си-бемоль контроктавы. Есть так же басы октависты, которые могут петь еще ниже. Например, голос советского певца Михаила Златопольского считается самым глубоким басом в мире (До контроктавы). В операх же самая низкая обязательная нота у баса в опере Моцарта «Похищение из Сераля» (Ре Большой октавы), вставная — у Барона Окса в «Кавалере розы» Штрауса (До Большой октавы). Самая высокая нота у баса в опере — у Парикмахера в «Носе» Шостаковича (соль-диез первой октавы). Ниже приведена одна из многих классификаций с примером партий.
Бас-кантанте — это певучий бас с сильным верхним регистром (например, Федор Шаляпин). В немецкой системе выделяют так же высокого драматического баса (например, Чезаре Сьепи). Комический бас или бас-буффо — это скорее амплуа, чем тип голоса, хотя тоже делят на лирического буффо и драматического. Низкий бас или бас-профундо — голос с более сильным нижним регистром, самый объемный голос, с медленным вибрато (Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта). Бывает, выделяют промежуточный подтип — центральный бас — крупный, яркий, сочный голос. Помимо комического амплуа, чаще всего басы в операх представляют высшую власть: королей, царей, жрецов, генералов и т. д. И, конечно, для баса написано много инфернальных зловещих потусторонних партий вроде Мефистофеля. В русской музыке, в отличие от западноевропейской, басу уделяется больше внимания и почета в виде главных партий.
Скачать репертуар для баса
Лирический бас, бас-кантанте
Беллини Пуритане Сэр Джордж Уолтон
Беллини Сомнамбула Родольфо
Берлиоз Осуждение Фауста Мефистофель
Глинка Жизнь за царя Иван Сусанин
Гуно Фауст Мефистофель
Гуно Ромео и Джульетта Граф Капулетти
Даргомыжский Русалка Мельник
Моцарт Бастьен и Бастьена Колас
Моцарт Свадьба Фигаро Доктор Бартоло
Мусоргский Борис Годунов Борис Годунов
Мейербер Гугеноты Марсель
Мусоргский Хованщина Досифей, Князь Хованский
Сен-Санс Самсон и Далила Абемелех
Перголези Служанка-госпожа Доктор Уберто
Пуччини Богема Колен
Римский-Корсаков Садко Варяжский гость
Россини Золушка Алидоро
Россини Итальянка в Алжире Али
Чайковский Евгений Онегин Гремин
Тома Гамлет Клавдий
Тома Миньон Лотарио
Верди Аттила Аттила
Верди Сицилийская вечерня Джованни Прочида
Верди Луиза Миллер Граф Вальтер
Верди Набукко Захария
Верди Симон Бокканегра Якопо Фиеско
Верди Трубадур Феррандо
Вагнер Летучий голландец Даланд
Вагнер Нюрнбергские мейстерзингеры Фейт Погнер
Низкий бас, бас-профундо
Бетховен Фиделио Рокко
Бойто Мефистофель Мефистофель
Бородин Князь Игорь Галицкий
Доницетти Лючия ди Ламмермур Раймонд Бидебенд
Флотов Марта Плюмкет
Моцарт Волшебная флейта Зарастро
Мусоргский Борис Годунов Пимен
Понкьелли Джоконда Герцог Альвизе Бадоэро
Римский-Корсаков Царская невеста Собакин
Россини Итальянка в Алжире Мустафа
Верди Дон Карлос Филипп II
Вагнер Нюрнбергские мейстерзингеры Фриц Котнер
Вебер Вольный стрелок Каспар
Чайковский Иоланта Король Рене
Источник
Ноты басового ключа + карточки для печати
Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.
Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.
Как запомнить расположение нот в басовом ключе
Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?
Сперва взгляните на изображение ниже:
Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?
Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.
Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:
Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:
Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.
Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.
Уже запутался 9
Ноты басового ключа на клавиатуре
Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:
Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:
Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.
Использование «Восьмерок»
Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:
Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:
Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:
Карточки для печати
Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.
Пользоваться ими очень просто:
- Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
- Разрежьте по пунктирной линии
- Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
- Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне
Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.
В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.
Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.
Мне нравится статья 57
Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?
Источник
Ноты басового ключа
Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.
Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.
Суть басового ключа
Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.
Посмотрите на картинку и запомните главное!
Ноты малой октавы в басовом ключе
Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.
На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:
- Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
- Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
- Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
- Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
- Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
- Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
- Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.
А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.
Ноты большой октавы в басовом ключе
Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:
- Нота ДО большой октавы пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота РЕ большой октавы занимает позицию под первой добавочной линейкой.
- Нота МИ большой октавы «нанизана» на первую добавочную линейку нотоносца.
- Нота ФА большой октавы располагается под первой основной линейкой нотного стана.
- Нота СОЛЬ большой октавы «сидит» на первой линейке нотоносца.
- Нота ЛЯ большой октавы спряталась между первой и второй линейками.
- Ноту СИ большой октавы следует искать на второй линейке нотоносца.
Ноты контроктавы в басовом ключе
Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.
Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.
Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.
Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.
- Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
- Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
- Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
- Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
- Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
- Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
- Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.
Ноты субконтроктавы в басовом ключе
Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.
Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.
Ноты первой октавы в басовом ключе
Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.
- Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
- Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
- Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
- Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.
Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:
Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.
Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ .
На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»
Источник