- Интерфейс программы
- Как работать с программой
- ReadiGO
- E-commerce Themes
- Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина
- Учится играть на баяне по слуху
- Баян — для песни лучше не найти
- Клавиатура баяна
- Правая клавиатура баяна
- Левая клавиатура баяна
- Методика обучения игре по слуху на баяне
- Содержание 200 страниц
- Идея обучения игре на баяне по слуху
- Советы начинающим
Интерфейс программы
Bayan Trainer наглядно покажет вариант исполнения произведения почти так же, как это сделал бы сидящий рядом учитель. Любой фрагмент произведения будет проигран в удобном для Вас темпе, а возможный удобный вариант аппликатуры будет показан на моделях левой и правой клавиатур.
Меню программы с расшифровкой графических кнопок показано на рисунке ниже.
Быстрое управление (горячие кнопки):
- Пробел — старт / стоп;
- Колесико мыши, Page Up, Page Down — переворачивают страницы;
- Кнопки со стрелками (влево, вправо) — перемещение курсора.
Как работать с программой
Открыв интересующее вас произведение, вы выходите в главное окно обучающей программы. Помните, выученное музыкальное произведение — это здание, построенное по кирпичику. А наша программа — эффективный помощник в вашем деле. Важнейший совет: старайтесь осознать каждый свой шаг. Не торопитесь. Наш поезд никуда от вас не уйдет. Вы всегда можете вернуться к предыдущему шагу нашего движения.
Нажав на кнопку «Старт», прослушайте интересующее вас музыкальное произведение.
После прослушивания внимательно рассмотрите выставленные в окне ноты. Для удобства разучивания произвольно, по вашему желанию, разделите пьесу на небольшие отрезки: по сменам меха, или по музыкальным фразам, или по тактам.
- Обратите внимание на наличие ключевых знаков в партиях правой и левой руки.
- Осознайте тактово-метрический размер музыкального произведения.
- Несколько раз почитайте названия нот партии правой руки (скрипичный ключ).
- Без помощи программы простучите, воспроизводя ритмический рисунок тактов партии правой руки и проговаривая при этом названия, встречающихся в ритмическом движении, нот.
- Вместе с программой. Выставив темп в 1/4 от максимального, нажав на соответствующую кнопку рабочего окна, выделяющую для исполнения исключительно партию правой руки (верхняя часть рабочего окна), а затем, нажав кнопку «Старт», простучите и пропойте, называя ноты, (сольфеджирование) партию правой руки столько раз, сколько посчитаете необходимым.
- Вместе с программой и музыкальным инструментом. Многократно, в максимально медленном темпе, выставленном по вашему желанию, правой рукой, проиграйте, выделенный вами в начале работы, первый отрезок музыкального произведения.
- следите за соответствием звучания вашего музыкального инструмента звучанию компьютерного примера.
- сопоставляйте и следите за соответствием нажатия кнопок на правой клавиатуре вашего музыкального инструмента с компьютерным примером, демонстрируемым (синхронно звучащей мелодией и бегущим по нотному тексту курсором), на схеме правой клавиатуры баяна, изображенной в левой части компьютерного окна.
- неукоснительно следуйте требованиям аппликатуры (порядок нажатия кнопок определенными пальцами), которые появляются на демонстрируемых кнопках в схеме правой клавиатуры и соответственно надписаны в нотном материале, демонстрируемым в рабочем окне компьютера.
- выполняйте требования смен движения меха, указанные в нотном примере и дублируемые в правой верхней части рабочего окна компьютера.
- По мере выучивания одного отрезка произведения, в соответствии с вашим желанием, переходите, соблюдая уже известные условия, к следующему. По мере усвоения, объединяйте малые выученные отрезки в более крупные части, добиваясь правильного и безостановочного исполнения музыкального произведения от начала до конца правой рукой.
- Приступайте к разучиванию партии левой руки для чего, нажмите на соответствующую кнопку рабочего окна, выделяющую для исполнения исключительно партию левой руки (верхняя часть рабочего окна), а затем, нажмите кнопку «Старт». Рекомендации по разучиванию партии левой руки идентичны тем, какие относились к разучиванию партии правой руки. Демонстрационная схема левой клавиатуры расположена а правой части рабочего окна компьютера.
- По мере раздельного выучивания партий правой и левой рук — соедините их между собой, отключив раздельное звучание партий, нажав лишь кнопку «Старт», после чего компьютер должен исполнять две партии одновременно.
- Постепенно, по желанию, выставляя все более высокий темп, довести исполнение до изначально предлагаемого темпа в нотном примере.
Великий баснописец Иван Андреевич Крылов в известной басне обронил: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Конечно. Правильно. Но, даже если оно, умение, и есть, то все равно постепенно уходит, если постоянно не объединять его с трудом и терпением.
Компьютер — ваш друг и помощник. С ним легче и лучше. Совсем по-другому, чем оставаться один на один с музыкальным инструментом и молчаливым листом нотного текста.
Терпения вам, упорства, дорогие коллеги и друзья.
Источник
ReadiGO
E-commerce Themes
Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина
Учится играть на баяне по слуху
Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.
Баян — для песни лучше не найти
Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.
На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.
На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).
Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.
Клавиатура баяна
Правая клавиатура баяна
Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.
Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии
Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.
Левая клавиатура баяна
Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с
Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды
Методика обучения игре по слуху на баяне
Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений
Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ
Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью
Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель
Содержание 200 страниц
От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений
Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит
Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.
Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!
Идея обучения игре на баяне по слуху
Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)
Для аккордов 6м, 3с, 2м
1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды
Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.
Советы начинающим
Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.
Удачи в освоении музыкального инструмента
Источник