Ноты для баяна с выборной клавиатурой

Выборный баян. НАЧАЛО. Упражнения, этюды, пьесы для начинающих баянистов

Сборник «Выборный баян. НАЧАЛО» составлен на основе двух тетрадей, персонально написанных для учащегося подготовительного отделения Самира Баширова, и собранных из других источников нескольких пьес и двух этюдов, переложенных автором для выборного баяна. Выпуск упомянутых сборников именно для выборного баяна продиктован наличием у ученика такого инструмента.

Весь нотный материал условно можно поделить на три раздела:

  1. Игра отдельно правой рукой (первоначальное знакомство с инструментом).

В этом разделе преподавателю особенно необходимо играть вместе с учеником. Если есть возможность, то следует написать фонограмму-аккомпанемент для самостоятельных занятий ученика и вероятного выступления на каком-либо концерте.

  1. Игра отдельно левой рукой (знакомство с выборной клавиатурой).
  1. Игра двумя руками (упражнения, этюды и пьесы для дальнейшего освоения инструмента)

Игра двумя руками на начальном этапе обучения понятие условное, поскольку в большинстве случаев есть необходимость разучивать произведения отдельно каждой рукой. Автор особое внимание уделяет выполнению аппликатуры. В условном первом разделе дана аппликатура т.н. «старой школы» и «позиционная». При выборе аппликатуры, на взгляд автора, следует придерживаться «золотой середины», поскольку эта «универсальность» даёт музыканту-исполнителю больше технических возможностей. Неоспоримым «плюсом» позиционной аппликатуры является то, что она при постановке даёт правильную не «зажатую» правую руку. В то же самое время в произведениях встречаются моменты, когда тот или иной пассаж без лишних энергозатрат можно исполнить тремя пальцами.

В данном сборнике есть оригинальные произведения довольно виртуозные, но удобные для исполнения, что называется — «все ноты под пальцами», конечно же, при соблюдении предлагаемой аппликатуры.

Сборник может пригодиться в классе баяна учащимся 1-3 классов музыкальных школ и школ искусств.

Источник

Читайте также:  Ноты для контрабаса боттезини

С.Чапкий Школа игры на выборном баяне

Пособие педагогам и любителям для самостоятельного обучения игре на ГВБ


С.Чапкий
Школа игры на выборном баяне
«Музична Украiна», 1978г.

Современный баян имеет свою историю. Ему предшествовала губная гармоника. В России их изготовляли тульские мастера еще в 30—40-е годы XIX. столетия. В 50-е годы того же столетия появилась ручная гармоника, сконструированная тульским оружейным мастером Сизовым. Инструмент с диатоническим звукорядом получил название «тульская однорядная гармоника с русским строем». Вскоре она распространилась, приобретая название той местности, где производилась. Появились «ливенские», «вятские», «саратовские», «череповецкие», «касимовские», «сибирские» и другие (одно-, двух- и трехрядные) гармоники.
Инструмент с полным хроматическим звукорядом, усовершенствованный русским мастером Н. И. Белобородовым, распространился в 1861 — 1862 годах. На таких гармониках играл первый ансамбль гармонистов под его же руководством.

В конце XIX столетия в Петербурге входит в практику гармоника с двумя — правой и левой — хроматическими клавиатурами. К сожалению, имя мастера, создавшего его, и точная дата изготовления не сохранились. Д. И. Наумов был одним из первых исполнителей на инструменте с двумя хроматическими клавиатурами, известном в наше время как выборный баян. Инструмент с полным хроматическим в правой клавиатуре и с басовым хроматическим рядами, трезвучиями и септаккордами всех ступеней — в левой — это баян с готовыми аккордами, или готовый. С начала нашего века популярность последнего росла. Этому способствовали выдающиеся отечественные мастера: Я. Бобок. Ф. Васин, А. Глаголев, К.. Мищенко, А. Моторин, А. Чулков и др.
До Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране о профессиональном обучении игре на баяне и об исполнительстве не могло быть и речи. Баяны и гармоники были атрибутами, главным образом, самоучек — любителей музыки.
С первых лет Советской власти искусство гармонистов наполнилось новым содержанием, найдя широкое применение в агитационной и культурно-просветительской работе. В 20-е годы комсомол активно использовал гармонь в своей практике. Лозунг: «Гармонику — на службу советской общественности!» — вошел в быт. На первом московском губернском конкурсе гармонистов в 1926 году в своем вступительном слове нарком просвещения А. В. Луначарский сказал: «В этом небольшом ящичке, в гармонике, таится богатство музыки. Здесь и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии, танцевальной, плясовой, здесь возможности самого подлинного выражения своей тоски, выражение отваги, с которой человек идет, рискуя своей жизнью, для завоевания лучшего будущего. Все это спит в гармонике, но может и должно быть разбужено».

В начале 30-х годов было введено обучение игре на баяне во многих музыкальных учебных заведениях страны. Постепенно совершенствовалась конструкция гармоний и развивалось их промышленное производство, росло мастерство педагогов-баянистов, появился ряд виртуозов-исполнителей. Начался систематический выпуск баянной литературы. В большинстве это были переложения и обработки произведений для других инструментов; со временем появились и оригинальные сочинения. В 1937 году Ф. Рубцов (Ленинград) написал первый концерт для готового баяна с оркестром народных инструментов. Первым исполнителем его был известный баянист П. Гвоздев (дирижер Э. Грикуров). В том же году композитор Т. Сотников (Ростов-на-Дону) написал первый концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром (солист В. Павлючук, дирижеры И. Шапошников и М. Паверман).
Выборный баян пробивал дорогу в жизнь с большими трудностями. Это было закономерно, так как готовый баян уже завоевал огромную популярность, располагая квалифицированными педагогами и исполнителями, развитой системой обучения, художественной и специальной литературой. Выдающиеся исполнители и педагоги — А. Данилов, А. Кузнецов, И. Мищенко, В. Павлючук — способствовали внедрению выборного баяна в учебную практику школ, училищ, консерваторий. Педагоги и исполнители хорошо видели его преимущества перед готовым. Так, председатель секции Государственного института музыкальной науки профессор А. Рождественский в 1929 году писал: «Большинство любителей-гармонистов играют или на двухрядных, или на готовых баянах. В настоящее время пора оставить и то и другое и переходить к игре на выборных баянах, так как только они пригодны для передачи музыкальных произведений без всяких искажений, со всеми теми особенностями, с которыми музыкальное произведение вышло из рук музыканта-композитора». Появились авторитетные высказывания о несомненных художественных преимуществах выборного баяна, о том, что инструмент с готовым аккомпанементом все меньше и меньше удовлетворяет музыкантов с развитым художественным вкусом, т. к. готовый аккомпанемент связывает исполнителя, и последний использует при игре аккорды, которых абсолютно не имели в виду композиторы.

На Украине одним из пропагандистов выборного баяна в 50-е годы был Е. Юцевич. Как и его предшественники, он, отмечая ограниченность гармонических и полифонических возможностей готового баяна, указывал на преимущества выборного и подчеркивал его большие технические возможности. Этим вопросам также были посвящены две редакционные статьи в газете «Радянська культура».
В настоящее время все шире становится круг специалистов, отдающих предпочтение выборному баяну. Так, например, известный педагог, методист и музыкальный критик А. Басурманов пишет: «На выборном баяне можно играть без искажений литературу, созданную для других инструментов. В левой клавиатуре появилась возможность «выбирать» аккорды в указанном автором виде и расположении. Удобно стало исполнять полифонические произведения» .

Ошибочное мнение о трудностях игры на выборном баяне, существовавшее до недавнего времени, опровергнуто широкой исполнительской и педагогической практикой. Систематическая, планомерная работа в начальный период обучения закладывает прочный фундамент, благодаря которому ученик может в совершенстве овладеть игрой на выборном баяне, затратив при этом столько же труда, сколько на любой другой инструмент. Внедрение выборного баяна в учебную практику, начиная с раннего возраста, несколько потеснило готовый. В связи с этим появился компромиссный вариант инструмента — выборно-готовый. Само название указывает на возможность играть на нем (при помощи переключателя на левой клавиатуре) то как на выборном, то как на готовом.
Часто баянисты, не умея пользоваться аккордовой техникой выборного баяна в левой клавиатуре, не считаясь пи с голосоведением, ни с правильностью гармонии, ни со звуковысотностью, переключаются на готовый баянный аккомпанемент, порой в самых неподходящих местах.

Как показала практика, в последнее время большинство исполнителей все чаще отказывается от готового аккомпанемента в своих концертных выступлениях. Это свидетельствует о возросшем профессиональном вкусе, техническом мастерстве игры на выборном баяне, что в свою очередь благоприятно сказывается на музыкально-воспитательном процессе в детских музыкальных школах, училищах и консерваториях. Собственно, выборно-готовый инструмент в дальнейшем станет, по всей вероятности, чисто выборным баяном, свободным от элементов готового баяна, переключателей, усложнений, отягощающих инструмент и технику игры на нем и тормозящих процесс перехода музыкально-исполнительской баянной культуры на более высокую ступень.

Предлагаемая «Школа игры на выборном баяне является первой попыткой на Украине систематизировать и обобщить приобретенный опыт в деле обучения игре на этом инструменте. «Школа…» будет полезной педагогам, которые работают в музыкальных учебных заведениях и может быть использована музыкантами-любителями для самообучения.

«Школа игры на выборном баяне» содержит:
1) систематизированный учебный материал в объеме программы детских музыкальных школ;
2) произведения, написанные специально для выборного баяна, переложения лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной музыки, а также обработки народных песен и танцев.
Все замечания и предложения читателей будут с благодарностью приняты и учтены автором в работе над усовершенствованием данного пособия.

  • Методические указания
  • Нон легато
  • Легато
  • Деташе
  • Стаккато
  • Нота с точкой
  • Шестнадцатые
  • Двойные ноты
  • Трехзвучные аккорды
  • Четырехзвучные аккорды
  • Пьесы Этюды Гаммы Упражнения

Скачать ноты

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

  • Оцените статью