Ноты для баяна учебник

Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони

самоучители, книги, литература,
ноты для начинающих
пособия для ДМШ

Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.

Ноты для начинающих

Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов

  • Этюды
  • Пьесы
  • Полифонические пьесы
  • Сонаты
  • .
  • Педагогический репертуар
  • Азбука мелодий для молодого аккордеониста
  • Альбом для детей
  • Альбом для юношества
  • Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
  • Баян (Учебный репертуар ДМШ)
  • Баян в музыкальной школе
  • Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
  • Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
  • Готово-выборный баян в музыкальной школе
  • Легкие пьесы для чтения с листа
  • Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
  • Хрестоматия для баяна
  • Хрестоматия для аккордеона
  • Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
  • Радость начинающих


Самоучитель игры на баяне
В. Алехин, П. Шашкин
«Советский композитор», 1977г.
номер с2283к

Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.

  • I
    • Устройство баяна
    • Музыкальные звуки
    • Правая клавиатура
    • Левая клавиатура
    • Посадка
    • Постановка правой руки
    • Постановка левой руки
    • Запись звуков
    • Скрипичный ключ
    • Длительность музыкальных звуков
    • Такт и тактовые размеры
    • Знаки альтерации
    • Паузы
  • II
    • Басовый ключ
      Ряд основных басов
      Ряд вспомогательных басов
      Игра двумя руками
      Акцент
      Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
      Штрихи и техника ведения меха
      Динамические оттенки
      Темп
      Знаки сокращения нотного письма
      Фермата
      Нота с точкой
      Затакт
      Тактовые размеры
  • III
    • Интервалы и построение трезвучий
      Аккорды и арпеджио
      Обращения трезвучий
      Двухштильная запись нот
      Синкопа
      Триоль
      Квннтоль и секстоль
  • IV
    • Мелизмы
      Форшлаг
      Мордент
      Группетто
      Трель
      Тремоло
      Тремоло мехом
      Глиссандо
      Репетиция
      Смешанные и переменные размеры
  • V
    • Гаммы и их построение
      (Лад)
      Мажорные гаммы
      Минорные гаммы
      Гаммы, арпеджио, аккорды
  • VI
    • Чтение нот с листа
    • Советы учащимся
  • Нотное приложение I
    • Русская частушка
    • Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
    • Летал голубь. Русская народная песня
    • Ан. Александров. А кто у нас умный
    • Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
    • За речушкой яр хмель. Русская народная песня
    • Калач. Украинская народная песня
    • Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
    • Н. Чайкин. Пьеса
    • Д. Кабалевский. Песенка
    • Эстонская народная мелодия
    • Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
    • Птичья колядка. Польская народная песня
    • Соловьем залетным. Русская народная песня
    • М. Красев. Елочка
    • Д. Кабалевский. Колыбельная
    • Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
    • Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
    • Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
    • Как на горе калина. Русская народная песня
    • М. Магиденко. Петушок
    • При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
    • Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
    • М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
    • Самара-городок. Русская народная песня
    • Ф. Шуберт. Форель
    • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
    • Гопак. Украинский народный танец
    • Полосынька. Русская народная песня
    • Страдания. Обработка В. Алехина
    • Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
    • С. Туликов. Ленин всегда с тобой
  • III
    • А. Жилинский. С удочкой
      Л. Моцарт. Юмореска
      С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
      Латышская народная полька
      Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
      Л. Бекман. Елочка
      М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
      Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
      Г. Петерсбургский. Синий платочек
      Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
      К. Мясков. Прелюд
      Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
      Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
      В. Сидоров. Тайна. Танго
  • IV
    • B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
      Д. Шостакович. Танец-скакалка
      Р. Глиэр. Монгольская песенка
      C. Дешкин. Марш юных пионеров
      Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
      B. Белый. Орленок
      C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
      М. Обычайко. Тоска. Вальс
      По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
      Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
      С. Туликов. Любите Россию!
Читайте также:  Пианино соответствие клавиш нотам

Скачать самоучитель


А.Кудрявцев и П.Полуянов
Самоучитель игры на аккордеоне
«Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
«Советский композитор», 1963г.
номер м19979г м20988г

Из самоучителя:
§ 40. Гаммы в левой руке
Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
Нет страницы 7-8.

1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
2. Детская песенка «Солнышко»
3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
9. С. Аксюк. Этюд
10. А. Гедике. Этюд
11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
12. А. Гедике. Прелюдия
13. Т. Хренников. Колыбельная
14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
15. А. Гедике. Мазурка
16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
18. Л. Книппер. Полюшко, поле
19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
20. Д. Кабалевский. Шуточная
21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
27. Д. Кабалевский. Токкатина
28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
31. Г. Тихомиров. Этюд
32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
33. В. Захаров. Зелеными просторами
34. С. Туликов. Мы за мир
35. А. Новиков. Застава Ильича
36. А. Новиков. Родина моя
37. Б. Мокроусов. Жди солдата
38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
39. Ю. Милютин. Синеглазая
40. Т. Хренников. Песня о Москве

Читайте также:  Прости мне мой каприз ноты для баяна аккордеона

Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
А. Новиков. У кого мне узнать
С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
С. Прокофьев. Вальс
Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
В. Рунов. В полночь (танго)

Приложение ко II части
Гимн Советского Союза
Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского

Скачать пособие


И.Иванов-Зверев
Начальный курс игры на баяне
задания четвертое, пятое, шестое
Москва, 1968г.

РЕПЕРТУАР Нотное приложение
Ах вы, сени мои, сени
Ах ты, зимушка, зима
А я сам
Бандура
Белорусская народная песня
Бульба
Виноград в саду цветет,
Вдоль по Питерской.
Волга-реченька глубока
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде **
Вот мчится тройка почтовая
Выйду ль я на реченьку
Гопак.
Доброй ночи
Дощик, дощик
За окном черемуха колышется
Из-за острова на стрежень.
Как на горке калина.
Картули.
Лявониха.
Мазурка.
Меж крутых бережков
Не слышно шума городского
Ой, за гаем, гаем.
Ой, полна, полна коробушка
Плещут холодные волны
По долинам и по взгорьям.
По Дону гуляет казак молодой.
По диким степям Забайкалья
Пойду ль я, выйду ль я
Раскинулось море широко
Родина
Русская плясовая
Санта Лючия.
Светит месяц.
Смело, товарищи, в ногу.
Среди долины ровныя.
Степь да степь кругом.
Там вдали, за рекой.
Там за речкой, там за перевалом
То не ветер ветку клонит
Тропинка.
Тирольский вальс
Черные брови.
Что ты жадко глядишь на дорогу
Я вечор млада
Я на горку шла*
Я встретил вас*
Брамс И. Колыбельная*
Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
Джойс А. Осенний сон
Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
Книппер Л. Полюшко, поле***
Левидова Д. Этюд*.
Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
Моцарт В. Вальс*
Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
Петров А. Песня о голубых городах*
Родыгин Е. Уральская рябинушка
Спадавеккия А. Полька*.
Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*

* Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.

Скачать пособие

Источник

Ноты для баяна учебник

Автор: В. Бухвостов, Г. Шахов
Год: 1980
Издательство: Советский композитор
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 5,9 МВ
Язык: русский

Советская школа баянистов и аккордеонистов за весьма короткий срок достигла значительных успехов и в исполнительстве, и в педагогике. Стало привычным, что наши исполнители-баянисты, участвуя в международных конкурсах, показывают высокий класс исполнительского мастерства и завоевывают призовые места.
В настоящее время целый ряд талантливых композиторов пишет музыку для баяна и аккордеона, начиная от простейших пьес для детей и кончая произведениями крупной формы — концертами и сонатами.
Особенно популярны баян и аккордеон в коллективах художественной самодеятельности, в клубах и домах культуры. Они звучат в концертах различных ансамблей, хоров, солистов, агитбригад, на праздничных торжествах, демонстрациях и массовых гуляниях.
Игре на баяне и аккордеоне обучаются тысячи людей различных возрастов и профессий.
Это учебное пособие предназначается в помощь начинающим или имеющим первоначальную подготовку баянистам и аккордеонистам, которые занимаются самостоятельно или под руководством педагогов в коллективах художественной самодеятельности и в музыкальных студиях при клубах и домах культуры. Оно может служить также дополнительным пособием для учащихся музыкальных школ и культурно-просветительных училищ.
Баян и аккордеон — клавишные хроматические гармоники. Приемы звукоизвлечения, техника владения мехом, левая клавиатура и нотная запись для них одинаковы. Исключение составляют правые клавиатуры. Поэтому учебный материал пособия (кроме отдельных моментов, связанных со спецификой правых клавиатур) строится на основе общности инструментов.
Пособие состоит из двух основных частей — методической и репертуарной.
Методическая часть включает в себя: краткие сведения об инструментах и их установке, о посадке, постановке рук и звукоизвлечении; разделы, отражающие основы нотной грамоты; первоначальные упражнения для каждой руки отдельно, упражнения на соединение партий обеих рук, другой методический материал. Особое внимание уделяется определению аппликатуры. В таблицах, завершающих методическую часть, дана аппликатура гамм, арпеджио и аккордовых последовательностей.
Репертуарная часть включает в себя пять разделов.
В первые разделы авторы включили пьесы, которые могут использоваться в работе кружков музыкальной самодеятельности, в последний — этюды, наиболее часто встречающиеся в педагогической практике. К пьесам и этюдам даются методические рекомендации.

Автор: В. Бесфамильнов, А. Семешко
Год: 1989
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 202
Формат: PDF
Размер: 8,5 МВ
Язык: русский

Решение программной задачи ускорения социально-экономического развития страны настоятельно требует коренного улучшения профессиональной подготовки всех педагогических кадров. Серьезные задачи, стоящие перед музыкально-педагогическим образованием, требуют совершенствования каждой учебной дисциплины. В частности, курса «Специальный инструмент — баян», который призван содействовать овладению студентами глубокими знаниями методики музыкального обучения, исполнительским искусством. Особо остро эти вопросы стоят в педагогических учебных заведениях, готовящих учителей музыки, руководителей музыкальных кружков и студий.
Предлагаемое пособие ни в коей мере не претендует на исчерпывающее описание каких-либо новых, оригинальных рецептурных приемов, пригодных «на все случаи жизни». В нем делается попытка помочь молодым баянистам дополнить и систематизировать свои познания в области отдельных вопросов методики обучения, а также расширить круг произведений, изучаемых в классе специального инструмента.
Изложенные в пособии вопросы проверены практикой многих советских педагогов-баянистов, а также педагогическим и исполнительским опытом авторов данной работы.

Автор: А. Осокин
Год: 1976
Издательство: Советский композитор
Страниц: 54
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

Баянное искусство активно развивается в трех направлениях: овладение все большими высотами исполнительского мастерства, обогащение репертуарного фонда, совершенствование конструкции инструмента. Эти линии развития находятся в тесной взаимосвязи, непрерывно влияя друг на друга.
Появление баянов с пятирядной правой клавиатурой облегчило многие виртуозные задачи и значительно повысило «технический потолок» исполнителя, что не могло не привести к дальнейшему повышению общего уровня исполнительского мастерства баянистов.
«Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой А. Осокина — первая работа, посвященная обобщению и систематизации практического опыта игры на пятирядном инструменте. Она, несомненно, окажется» полезной как для учащихся музыкальных учебных заведений, так и для профессиональных музыкантов.

Автор: А. Пигилёв
Год: 2014
Издательство: Петрозаводск: ПГК им. А.К. Глазунова
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский

Тенденция к взаимослиянию различных джазовых стилей, а также джаза с иными стилями, направлениями и течениями современной музыки выглядит сегодня неоспоримой. Она позволяет говорить о том, что джазовая музыка развивается в русле общей музыкальной культуры, эволюция которой на рубеже веков привела к новым открытиям и перспективам. Нет таких стилей и направлений в современной музыке, которые не использовали бы джазовые музыканты.
В данной работе изложены некоторые основные понятия о таком явлении, как джазовая импровизация, и дана попытка обобщения некоторых методических и исполнительских закономерностей, которые возникают при исполнении джаза на аккордеоне и баяне. Тема является действительно интересной, потому что эстрадно-джазовое искусство играет заметную роль в укреплении авторитета аккордеона и баяна на международной музыкальной сцене, а также популяризации этих инструментов.

Автор: С. Федин
Год: 2010
Издательство: Кемерово: КемГУКИ
Страниц: 192
Формат: PDF
Размер: 8,7 МВ
Язык: русский

Рассматриваются основные понятия методики преподавания игры на баяне, методики игры на баяне, аккордеоне, характеризуется работа музыканта-исполнителя в процессе подготовки к публичному выступлению.
Рекомендуется студентам, обучающимся игре на баяне, аккордеоне, изучающим вопросы музыкальной педагогики, психологии, методики преподавания игры на баяне, аккордеоне, методики игры на баяне, аккордеоне, основы импровизации.

Автор: Т. Чупахина, С. Чупахин
Год: 2014
Издательство: Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Страниц: 220
Формат: PDF
Размер: 52,1 МВ
Язык: русский

Учебное пособие предназначено для исполнителей на мехо-духовых гармониках. Вниманию читателей представлен целый ряд актуальных проблем баянного и аккордеонного исполнительства, среди которых – формирование художественной техники, воспитание художественного мышления, психофизическая подготовка исполнителя к концертному выступлению, искусство фразировки, ансамблевая подготовка, организация самостоятельной работы в классе по специальному инструменту.
В работе обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт авторов, рассмотренный сквозь призму психологии, педагогики, теории исполнительства, методики преподавания на баяне, аккордеоне.
Издание представляет интерес для широкого круга читателей, студентов вузов, учащихся музыкальных училищ искусств и культуры, для концертных исполнителей и преподавателей всех звеньев музыкального обучения.

Автор: Е. Показанник
Год: 2014
Издательство: Ростов н\Д.: РГК(А) им. С.В. Рахманинова
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский

«Баян, аккордеон, национальная гармоника в XXI веке» – коллективный труд, состоящий из отдельных статей, посвященных актуальным вопросам музыкальной педагогики и исполнительства на баяне, аккордеоне, кавказской гармонике. Данное издание представляет собой сборник работ, авторы которых стали лауреатами и дипломантами I Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок педагогов музыкальных колледжей и вузов, проходившего в рамках XVIII Всероссийского конкурса им. А. Кусякова в Ростовской консерватории в марте 2013 г.
Идея проведения подобного конкурса возникла не случайно. С одной стороны, к сегодняшнему моменту преподавателями всех звеньев музыкального образования накоплен достаточно большой опыт, нуждающийся в теоретическом обосновании и последовательном изложении – для трансляции наиболее актуальных идей педагогическому сообществу.
С другой стороны, отсутствие практики в написании научных и методических текстов нередко сдерживает преподавателей в стремлении изложить свои наработки «на бумаге», представить их на всеобщее обсуждение. Заявленные номинации давали возможность участникам чувствовать себя достаточно комфортно – категории «преподаватель колледжа» и «преподаватель вуза» были разведены, отдельно оценивались работы по методике, истории исполнительства и вопросам музыкального образования. В жюри были приглашены музыковеды из числа ведущих профессоров, докторов и кандидатов наук Ростовской консерватории. Тексты были представлены членам жюри без фамилий, под шифром. Результат – кто же победил – стал известен организаторам конкурса и членам жюри лишь после того, как жюри вынесло общее заключение по распределению мест между работами.
Конкурсная ситуация дала возможность участникам не только попробовать свои силы в жанре научного исследования, но и вступить в состязание за оригинальность мысли, научную корректность, последовательность изложения и литературность языка. И хотя, как в любом соревновании, здесь были не только победители, думается, в этом конкурсе выиграл каждый – ведь результатом стало значительное обогащение немногочисленной пока методической литературы для баянистов, аккордеонистов.
Надеемся, что наше начинание будет продолжено и привлечет в будущем значительно большее число участников.

Автор: Н. Кислицын
Год: 2015
Издательство: Саратов: СГК им. Л.В. Собинова
Страниц: 115
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

Работа посвящена комплексному изучению баянных средств артикуляции и произношения в контексте академических традиций музыкального искусства. До настоящего времени в баянной теории артикуляции не сложилось однозначного толкования терминов «артикуляция» и «произношение» как важнейших компонентов музыкально-исполнительской речи. Автор предлагает свое видение проблемы артикуляции на баяне.
Издание предназначено для педагогов и студентов учебных заведений искусств и культуры, всех интересующихся проблемами искусства игры на клавишно-пневматических инструментах.

Автор: А. Сергеев, А. Голубев
Год: 1936
Издательство: Музгиз
Страниц: 35
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

В городе, в деревне многие играют на гармони.. Гармония и балалайка — самые распространенные музыкальные инструменты в нашем Союзе.
Существует ряд строев (систем) гармоний: «черепашки», «ливенки», «рояльные», «вятские», «итальянские (тальянки)», «полувенки», «венские», двухрядки и трехрядки и «баяны» (хроматические).
Наш самоучитель написан для двухрядной венской гармонии, русского или немецкого строя, в 21 клапан и 12 басов.
Гармонии венские («венки») — двухрядные — наиболее распространены. Узнать, к какому строю, русскому или немецкому, принадлежит гармония, можно так: нажать сразу 3-й и 6-й клапаны в первом ряду с правой стороны; если при растягивании меха мы получим два звука, похожие друг на друга, то эта гармония на русском строе, если же то же самое сходство звуков мы получим при сжимании меха, то эта гармония на немецком строе.
Наш самоучитель написан для двухрядной венской гармонии русского строя. По этому же самоучителю можно играть и на гармонии с немецким строем.
Наш самоучитель имеет перед пьесами 2-й части предварительные сведения по гармонии (с практикой). Читать сведения по музыкальной грамоте нужно имея в руках гармонию. В каждом примере указано, как его проиграть на гармонии.
Во второй части помещены нетрудные революционные и новобытовые песни.
Наш самоучитель является первой попыткой обучения через гармонию основам музыкальной грамоты и освежения того запаса старых песен, которые были в большинстве прежних самоучителей.

Автор: Д. Мергалиев
Год: 2017
Издательство: Алматы: ССК
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 16,0 МВ
Язык: русский

Настоящее пособие адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» по дисциплине «Основной музыкальный инструмент», также учащимся, музыкальных колледжей, ценителям музыкального искусства и его исполнителям.
В пособии рассматривается специфика инструмента, даются методические рекомендации по освоению основных исполнительских приемов и навыков, содержатся сведения по истории аккордеона.

Автор: Н. Ризоль
Год: 1986
Издательство: Советский композитор
Страниц: 232
Формат: PDF
Размер: 22,4 МВ
Язык: русский

Предлагаемая вниманию читателей книга выдающегося советского музыканта — народного артиста УССР, профессора Киевской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского Николая Ивановича Ризоля — представляет большой интерес во многих аспектах.
Прежде всего — это обобщение почти полувекового творческого опыта первоклассного ансамбля, стоящего в ряду лучших музыкальных коллективов страны и известного далеко за ее пределами. Автор освещает различные грани профессионального труда ансамблистов, закономерности которого присущи в той или иной мере всякой коллективной деятельности музыкантов.
Раскрывая профессиональные «секреты», обусловившие высокие художественные достижения квартета, Н. И. Ризоль постепенно выстраивает подробную научную методику работы руководителя коллектива; на конкретных примерах он определяет роль и задачи каждого участника ансамбля, подчеркивает важность здоровых деловых взаимоотношений внутри коллектива, подкрепленных общностью художественных устремлений, незыблемой дисциплиной труда и полной творческой отдачей со стороны артистов.
Наряду с этим автор живо повествует о творческих буднях прославленного коллектива, включая в свой рассказ многие любопытные мемуарные эпизоды. Это позволяет надеяться, что книга окажется интересной для широкого круга читателей — как для музыкантов-профессионалов, так и для многих любителей музыки. Несомненно, она будет особо полезной для обучающейся молодежи, для молодых специалистов, работающих с ансамблем или в ансамбле любого ранга и любого состава, а также для практической деятельности солистов-инструменталистов.

Автор: С. Рубинштейн
Год: 1961
Издательство: Профиздат
Страниц: 96
Формат: DJVU
Размер: 9,3 МВ
Язык: русский

С каждым годом развитие музыкальной самодеятельности приобретает в нашей стране все больший размах. В городах и селах, в клубах и домах культуры, на предприятиях и в учебных заведениях создаются все новые оркестры народных инструментов, ансамбли баянистов, хоровые коллективы. Это явление весьма знаменательно. Оно свидетельствует о росте культурного уровня нашего народа, о стремлении советских людей к художественно эстетическому просвещению, к овладению великим наследием русской и мировой музыкальной классики.
Одним из наиболее распространенных и любимых в нашей стране народных музыкальных инструментов является баян. Игрой на нем увлекается люди самых различных возрастов и профессий. Значение баяна в народном творчестве непрерывно растет, большая заслуга принадлежит ему и в пропаганде произведений советских композиторов, главным образом советской массовой песни.
За последние годы намного вырос уровень исполнительского мастерства баянистов. Этому в значительной мере способствует открытие во многих музыкальных учебных заведениях специального класса баяна. Если вначале этот инструмент в основном считался сольным, имел простой по фактуре и содержанию репертуар, то сейчас он занял свое место и в профессиональных ансамблях и оркестрах.
Стремление баянистов к участию в оркестровом исполнении вполне закономерно, так как такое исполнение позволяет глубже раскрыть содержание произведения, шире использовать технические возможности инструмента.
В последнее время советские композиторы все чаще занимают банк в симфонических и оперных произведениях. В числе их концерт для баяна с симфоническим оркестром Н. Чайкина, оперы: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» И. Дзержинского, «Никита Вершинин» Д. Кабалевского, «Мать» Т. Хренникова, «Первая весна» Г. Жуковского.
В художественной самодеятельности баян также находит широкое применение как солирующий инструмент или же входит в состав оркестров народных инструментов.
Однако, несмотря на значительный интерес к этому инструменту, в музыкальной литературе мало разработана методика занятий с ансамблями баянистов и солистами в художественной самодеятельности. Это в значительной мере сказывается на исполнительском мастерстве баянистов и затрудняет работу руководителя. Данная брошюра рассчитана на руководителей самодеятельных кружков баянистов. В качестве приложения она содержит репертуарный раздел, в основу которого положены народные песни и произведения советских композиторов.
Произведения, рекомендуемые для исполнения ансамблями баянистов, разнообразны по составу и жанрам. Они публикуются впервые, хотя в значительной своей части уже используются в исполнительской и педагогической практике многих коллективов.

Автор: А. Онегин
Год: 1964
Издательство: Музыка
Страниц: 80
Формат: DJVU
Размер: 3,3 МВ
Язык: русский

Настоящая «Азбука» является практическим учебным пособием для тех, кто совсем не умеет играть, но желал бы самостоятельно научиться игре на любимом народном инструменте — баяне. В «Азбуке» излагаются самые краткие и только совершенно необходимые сведения из курса элементарной музыкальной грамоты, сведения об устройстве инструмента и о том, как нужно сидеть и держать инструмент во время игры.
Весь музыкальный материал «Азбуки» построен на известных народных песнях. Такая ограниченность репертуара имеет цель максимально облегчить процесс разучивания нотных примеров на инструменте, где слуховое восприятие знакомой мелодии поможет нахождению нужных клавишей и будет контролировать правильность звучания мелодии и ритма разучиваемой песни, что очень важно при самостоятельном обучении.
Желающим продолжать обучение игре на инструменте рекомендуется обратиться к учебному пособию Азария Иванова «Первоначальный курс игры на баяне» или к другим самоучителям, школам и сборникам для баяна.
Автор обращается ко всем, кто познакомился с данным пособием, с просьбой прислать свои замечания и пожелания, которые будут приняты с благодарностью и учтены автором в последующих его работах.

Автор: И. Гладков
Год: 1956
Издательство: Музгиз
Страниц: 64
Формат: DJVU
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский

Настоящий самоучитель составлен на основании опыта педагогической работы на заочных музыкальных курсах при Всесоюзном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской. Приняты во внимание также все ранее изданные пособия для баяна.
Автор настоящего самоучителя стремится решить основные вопросы, связанные не только с техникой игры на баяне, но и с изучением нотной грамоты.
Успех учащегося в значительной степени зависит от его желания научиться играть, от внимания и требовательности к самому себе.
Учащемуся рекомендуется в помощь своим занятиям музыкой воспользоваться дополнительно учебниками по элементарной теории музыки и книгами по истории музыки.

Автор: Н. Давыдов
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 176
Формат: PDF
Размер: 6,4 МВ
Язык: русский

Использование переложений и транскрипций — вполне закономерное явление в музыкальной исполнительской практике. Широко известны классические транскрипции, созданные И. С. Бахом, К. Таузигом, Ф. Листом, Ф. Бузони, П. Казальсом, А. Сеговией, а также советскими композиторами — С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, Л. Ревуцким и др. Для некоторых инструментов, в частности духовых и гитары, — это значительная часть репертуара.
Переложение образцов музыкальной классики для баяна, расширяя звуковыразительные и фактурные возможности этого инструмента, способствует повышению профессионализма исполнителей-баянистов. Оно укрепляет органические связи баянной методики с методиками преподавания и исполнительства на других инструментах, помогает подготовить музыкально развитых исполнителей, которые глубоко чувствуют и понимают музыку, знакомит широчайшие круги слушателей с лучшими образцами советской, отечественной и зарубежной классики.
Исполнительской и педагогической практикой уже накоплен значительный опыт в этой области. Высокие художественные качества отдельных баянных переложений приближают их к классическим транскрипциям. Отсюда важно обобщить достижения многих педагогов и исполнителей-баянистов.
В этой книге главное внимание уделено баянным транскрипциям фортепианных произведений, которые занимают значительное место в репертуаре баянистов. Для анализа использованы произведения разных авторов, опубликованные и рукописные, которые утвердились в педагогической и исполнительской практике и иллюстрируют основной комплекс приемов переложения.

Автор: Н. Речменский
Год: 1951
Издательство: Музгиз
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 2,8 МВ
Язык: русский

Пособие рассчитано на баянистов и аккордеонистов, имеющих первоначальные навыки в игре по нотам и знакомых с музыкальной грамотой.
Особенность конструкции левой клавиатуры баяна и аккордеона, в которой аккорды даны в готовом виде (что не всегда допускает возможность дословного исполнения фортепианных произведений) создает основную трудность переложения фортепианной партии. Во избежание искажений следует ограничивать выбор музыкальных произведений для переложения и перекладывать только такие произведения, которые допускают эту возможность.
Примеры переложений, практические задачи и наглядные таблицы-схемы расположения звуков на клавиатурах фортепиано, баяна, аккордеона, их запись на нотоносце помогут приобрести основные навыки исполнения партии фортепиано на баяне или аккордеоне.
В целях быстрейшего приобретения этих навыков первоначально рекомендуется делать письменные переложения, постепенно переходя к игре с листа.
Помимо методических указаний, как исполнять на баяне или аккордеоне фортепианные пьесы, в пособие включены также примеры переложений фортепианного аккомпанемента народных песен и песен советских композиторов.

Автор: И. Алексеев
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 7,2 МВ
Язык: русский

Настоящая работа представляет собой попытку помочь преподавателям игры на баяне в решении некоторых методических вопросов и ряда задач, на которых более всего сосредоточивается внимание педагога в процессе практической работы. Базой для нее послужили результаты тридцатилетней деятельности класса народных инструментов и кафедры народных инструментов Киевской ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского, которым руководит заслуженный деятель искусств профессор М. М. Гелис. Здесь нашли практическое разрешение такие вопросы, как планирование учебной и воспитательной работы, постановка рук с широким применением большого пальца правой руки в аппликатуре, применение двух ремней, работа мехом, штрихи и т. д.
Книга состоит из вступления и четырех глав.

Автор: А. Мирек
Год: 1991
Издательство: Молодая гвардия
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

Первая научно-методическая работа такого плана доктора искусствоведения профессора А.М. Мирека. В книге три главы: в первой — анализируется история вопроса, во второй — учебно-методические установки, в третьей — конкретные рекомендации по устранению наиболее серьезных и распространенных дефектов постановки. Иллюстрирована схемами и рисунками.

Автор: А. Чиняков
Год: 1982
Издательство: Музыка
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Работа над совершенствованием исполнительской техники занимает важное место в учебном процессе и является предметом постоянной заботы педагогов и учащихся.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматривается ряд конкретных способов преодоления технических трудностей при игре на готовом и готово-выборном баяне. Автор подробно останавливается на методе вариантов, дает методические рекомендации, предлагает список сочинений, в которых имеются технические сложности.
Пособие рассчитано на баянистов-преподавателей, студентов институтов культуры и музыкальных училищ.

Автор: В. Завьялов
Год: 1995
Издательство: Воронежского университета
Страниц: 128
Формат: DJVU
Размер: 7,0 МВ
Язык: русский

В монографии рассматриваются пути формирования баянного искусства от его истоков до второй половины 80-х гг. Впервые на основе изучения репертуара, исполнительства, инструментария, педагогики и слушательской среды осуществлен системный подход в исследовании большого и сложного явления, прогнозируется развитие этого искусства. Даны методические рекомендации баянистам в соответствии с современными требованиями.
Издание предназначено для исполнителей, преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений.

Источник

Оцените статью