Ноты для баяна вальс хачатуряна маскарад

Арам Хачатурян — Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

Читайте также:  Ноты для гитары вокал

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Источник

А.Хачатурян — Вальс — ноты

Подборка нот к вальсу А.Хачатуряна


А.Хачатурян
ВАЛЬС
из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
ноты для гитары, фортепиано, баяна

Аккомпанемент — гитара:

  1. — переложение для дуэта семиструнных гитар А. Лихатова Избранные вальсы
  2. — переложение В.Сазонова для двух гитар Самоучитель игры на семиструнной гитаре
  3. — В.Агабабов для шестиструнной гитары Концертные пьесы
  4. — А.Борк Популярная музыка
  5. — переложение Ю.Ерофеева для дуэта Репертуар для ансамблей русских народных инструментов

Аккомпанемент — фортепиано:

  1. — Популярные вальсы русских композиторов
  2. — Золотая лира
    .

  3. Педагогический репертуар детской музыкальной школы
    для класса фортепианного ансамбля
    6-7 классы
    Переложение для фортепиано в 4 руки А.Кондратьева
    «Государственное музыкальное издательство», 1956г.
    номер 25709


  • «МУЗГИЗ», 1952г.
    номер 22590
    переложение А.Эшпая

  • Популярная библиотека пианиста
    переложение для фортепиано автора
    «МУЗГИЗ», 1963г.
    номер 23920

    Аккомпанемент — баян:

    Скачать ноты к мелодии

    Текст песни:

    Эта льеса проникнута драматизмом, особенно музыка первой части вальса, выражающая целую гамму человеческих переживаний.
    Вторая часть вальса характерна своим лиризмом, теплотой, задушевностью.
    Третья часть вальса более светлая, жизнерадостная, с подчеркнуто танцевальной ритмикой.
    Вальс состоит из трех повторяющихся частей. Начинается вальс с небольшого вступления. Вступление предшествует и третьей части вальса.

    В соответствии с замыслом автора исполнитель должен показать те сложные чувства, которые отражены в вальсе, сохраняя форму и особенности танца.
    Для этого нужно играть свободно, обладать достаточной мелкой и интервальной техникой, уметь исполнять двухголосие, легко преодолевать скачки в партии аккомпанемента.

    Источник

    Ноты, Аккорды — Музыка советской эстрады — баян, аккордеон

    Музыка для баяна, аккордеона — ноты в pdf
    Советская эстрада


    Музыка советской эстрады
    Произведения для аккордеона или баяна
    Выпуск 1
    “Музыка”, 1983г
    номер 12091
    (pdf, 3.39 Мб)

    • 1. Увертюра. Из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. Переложение М.Двилянского.
    • 2. Вальс. Т. Хренников
    • 3. Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Г. Свиридов
    • 4. Гармоническая прелюдия. В. Людвиковский
    • 5. Грустный клоун. В. Людвиковский
    • 6. Вечное движение. Н. Богословский
    • 7. Веретено. Е. Рохлин
    • 8. Уходит вечер. А. Варламов
    • 9. Бальный вальс. Б. Тихонов
    • 10. Солнечная дорога. М. Двилянский
    • 11. Тульский самовар. В. Купревич
    • 12. На карнавале. С. Мелик
    • 13. Пьеса. И. Бриль

    Переложение М. Двилянского—№№ 2, 3, 6,8,11,13

    Скачать ноты


    Музыка советской эстрады
    Выпуск 2
    Произведения для баяна или аккордеона
    “Музыка”, 1984г
    номер 12376
    (pdf, 3.22 Мб)

    • 1. Г. Свиридов. Вступление из сюиты «Время, вперед!»
    • 2. А. Лепин. Вальс из кинофильма «Карнавальная ночь».
    • 3. Н. Чайкин. Лирический вальс.
    • 4. В. Старостин. Экспромт.
    • 5. И. Дунаевский. Песня о любви из кинофильма «Моя любовь».
    • 6. Е. Рохлин. Музыкальный момент.
    • 7. А. Цфасман. Вечер в горах. Румба.
    • 8. Карельская полька. Обработка Б. Тихонова
    • 9. С. Мелик. Романс.
    • 10. Б. Фиготин. Мотылек.
    • 11. М. Двилянский. Мой друг аккордеон

    № 1,2, 5, 7, 8 — переложение М. Двилянского.

    Скачать ноты


    Музыка советской эстрады
    Выпуск 3
    Произведения для баяна или аккордеона
    “Музыка”, 1985г.
    номер 12943
    (pdf, 23.1 Мб)

    • 1. А. ХАЧАТУРЯН. Танец с саблями из балета «Гаянэ»
    • 2. Т. ХРЕННИКОВ. Полька из балета «Любовью за любовь»
    • 3. И. ДУНАЕВСКИЙ. Концертный марш из оперетты «Сын клоуна»
    • 4. Н. РАКОВ. Серенада. Медленный фокстрот
    • 5. В. ЗАХАРОВ. Колхозная полька
    • 6. А. ЦФАСМАН. Веселое настроение. Полька
    • 7. Г. ПОДЭЛЬСКИИ. Шаловливый аккордеон
    • 8. Ю. САУЛЬСКИЙ. В раздумье
    • 9. А. ШАЛАЕВ. Веселые часы. Полька.
    • 10. И. ЯКУШЕНКО. И в шутку, и всерьез.
    • 11. М. ДВИЛЯНСКИЙ. Танец с кастаньетами.
    • 12. Р. ПАУЛС. Подберу музыку
    • 13. Д. ТУХМАНОВ. Белый танец. Из кинофильма «Эта веселая планета»

    № 1—8, 10—13 — переложение М. Двилянского

    Скачать ноты


    Музыка советской эстрады
    Выпуск 4
    Произведения для баяна или аккордеона
    “Музыка”, 1987г.
    номер 13494
    (pdf, 4.14 Мб)

    • 1. А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
    • 2. И. Морозов. Полька из балета «Доктор Айболит»
    • 3. А. Цфасман. Ожидание.
    • 4. Л. Шварц. Вальс из музыки к кинофильму «Сельская учительница».
    • 5. М. Таривердиев. Музыка.
    • 6. Петушиная полька. Латышский народный танец. Обработка Г. Подэльского
    • 7. Ю. Саульский. Кадриль из музыки к спектаклю «Уважаемый товарищ».
    • 8. Б. Кравченко. Солнечные зайчики.
    • 9. Я. Френкель. Жонглер.
    • 10. А. Дадашев. Из музыки к кинофильму «Моя жена, мои дети»
    • 11. Сырба. Молдавский народный танец. Обработка Б. Маслова
    • 12. М. Двилянский. Торжественный марш.

    № 1 — 11 — переложение М. Двилянского.

    Скачать ноты


    Музыка советской эстрады
    Выпуск 5
    Произведения для аккордеона или баяна
    “Музыка”, 1988г.
    номер 13828
    (pdf,4.54 Мб)

    1. В. Соловьев-Седой. Марш. Из музыки к кинофильму «Первая перчатка»
    2. И. Дунаевский. Вальс
    3. А. Хачатурян. Танец. Из музыки к спектаклю «Валенсианская вдова»
    4. А. Цфасман. Романс. Из музыки к кинофильму «За витринами универмага»
    5. А. Живцов. Полька
    6. Д. Шостакович. Жонглеры
    7. А. Варламов. На новоселье
    8. Б. Холопенко. Танго
    9. А. Быканов. Рококо
    10. Ю. Саульский. Старый бульвар. (Ретро-фокстрот)
    11. А. Катенин. В ритме «баньён»
    12. Е. Дога. Вальс. Из музыки к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»
    13. М. Двилянский. Веселый аттракцион
    14. Е. Дербенко. Бег времени

    № 1—7, 9, 10, 12 — переложение М. Двилянского.

    Скачать сборник

    Спасибо Борису Зайцеву за предоставленный сборник!


    Музыка советской эстрады
    Выпуск 6
    Произведения для баяна или аккордеона
    “Музыка”, 1989г.
    номер 14195
    (pdf, 5.66 Мб)

    • 1. А. Цфасман. Фокс-марш. Из кинофильма «За витринами универмага».
    • 2. И. Дунаевский. Вальс. Из кинофильма «Моя любовь»
    • 3. Цыганская венгерка. Обработка А. Цфасмана
    • 4. М. Блантер. Джон Грей.
    • 5. Г. Петерсбургский. Синий платочек. Обработка М. Двилянского
    • 6. В. Агапкин. Прощание славянки.
    • 7. А. Хачатурян. Мазурка. Из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
    • 8. Ю. Стржелинский. Разрешите пригласить
    • 9. Э. Колмановский. Долгие проводы. Из музыки к телефильму «По семейным обстоятельствам»
    • 10. М. Двилянский. В твоих глазах печаль разлуки.
    • 11. А. Петров. Румба. Из кинофильма «Человек-амфибия»
    • 12. Э. Ханок. Вы шумите, березы
    • 13. А. Пугачева. Годы мои
    • 14. Р. Паулс. Делу — время

    Переложение М. Двилянского

    Скачать сборник


    Музыка советской эстрады
    Музыка советской эстрады

    Выпуск 7
    Произведения для аккордеона или баяна
    “Музыка”, 1991г
    номер 14630
    (pdf, 3.74 Мб)

    • И. ДУНАЕВСКИЙ. Песня о Родине. Из кинофильма „Цирк»
    • А. ЦФАСМАН. Всегда с тобой. Медленный фокстрот
    • A. ОСТРОВСКИЙ. Как провожают пароходы?
    • К. ХАЧАТУРЯН. Вальс. Из оперетты „Простая девушка»
    • B. ГАМАЛИЯ. Кукла. Чарльстон
    • И. ДУНАЕВСКИЙ. Еврейский танец. Из кинофильма „Искатели счастья». Транскрипция М.Двилянского
    • М. ДВИЛЯНСКИЙ. Искорки. Танго
    • Е. БОТЯРОВ. Танцевальная пьеса
    • A. БАБАДЖАНЯН. Ноктюрн.
    • B. ЛЮДВИКОВСКИЙ. Легкий ветерок
    • Б. МАСЛОВ. Первые ласточки
    • Ю. ПЕШКОВ. Вариации на тему старинного русского романса „Очи черные»

    Переложение М. Двилянского

    Скачать сборник

    Спасибо Борису Зайцеву за предоставленный сборник!

    Источник

    Оцените статью