Ноты для бек вокала

КАК ПРИДУМАТЬ БЭК-ВОКАЛ В ПЕСНЕ

Популярные приемы и техники написания бэк-вокала.

Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. В этой статье мы расскажем как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.

Вокальные гармонии в основных интервалах

Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.

Пение в октаву

Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал, который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.

Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.

Пение в терцию

Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.

Читайте также:  Фортепиано обучение детей возраст

Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.

Вокальные гармонии в других интервалах

Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды.

Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.

Выборочные гармонии

Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.

Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.

Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.

Гармонические мелодии

Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:

  1. Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
  2. Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.

Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.

Питч-шифтинговые плагины

Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.

В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.

Ускорение и замедление

Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.

Разные голоса

Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.

Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.

Источник

Вокальные гармонии: как придумать бэк-вокал песне.

Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист. Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста.

Пение в октаву

Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал, который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.

Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.

Пение в терцию

Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.

Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.

Вокальные гармонии в других интервалах

Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды.

Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.

Выборочные гармонии

Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.

Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.

Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный прием часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.

Гармонические мелодии

Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:

  1. Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы ее без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
  2. Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.

Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.

ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ

Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения. Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.

В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее, не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.

Ускорение и замедление

Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.

Разные голоса

Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.

Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.

Статья подготовлена SAMESOUND.

Профессиональная работа с вокалом и вокалистами ›
Если вы хотя бы раз задумывались о написание вокального
трека, то наверняка у вас возникал вопрос – откуда взять
вокал? Как обрабатывать его? Где найти вокалистку,
которая бы спела в моем треке?
Оказывается, вокал, который лежит в интернете, уже кому-то
принадлежит, и вы не можете использовать его в своем треке
на коммерческой основе. А делать ремиксы на чужие компо-
зиции не всегда хочется, ведь их не издашь на лейбле и не
заработаешь на такой музыке, она не полностью ваша.
Если же вы возьмете акапеллу из библиотеки сэмплов, то
этот вокал не будет уникальным, поскольку, скорее всего,
он уже использовался другими продюсерами в других треках.

Источник

Ноты для бек вокала

Творческое объединение ТРИУМФ запись закреплена

Как петь бэк вокал? Как петь вторым голосом?

В процессе создания поп или рок песни зачастую возникает вопрос: «Как сделать бэк вокал?». Ведь крайне редко вокальная линия ограничивается только основным вокалом, один голос звучит хорошо и энергично только в том случае, если певец на самом деле подготовленный и опытный. Но даже сильные и узнаваемые голоса нуждаются в поддержке. Вспомним того же Лепса или Кипелова. У них всегда в припевах и местами в куплетах поются очень красивые гармонии.

И если с Григорием Лепсом все ясно — на его записях и выступлениях поют профессиональные бэк-вокалистки, то Валерий Кипелов пошел по другому пути. В ранних записях «Арии» вторая вокальная партия пелась либо им же самим, либо на концертах ему подпевал басист группы. А в группе «Кипелов» мы слышим уже совсем другую реализацию этого приема. Даже живьем используются процессоры-гармонайзеры или прописанные партии, запускаемые в нужный момент с луп-машины. Если прислушаться, то в некоторых местах можно услышать более пяти гармоний от основной партии: терция вверх, кварта вниз, секста вниз, октавы от разных ступеней или педальные ноты, которые как правило являются басом аккорда и остаются статичными на протяжение одного или двух тактов, в то время, как остальные интервалы строятся от главного вокала.

На крупных студиях, когда требуется бэк вокал, принято нанимать сессионных вокалистов. А чтобы сделать себе хорошую подпевку на домашней записи, нужно обладать хотя бы минимальными знаниями о гармонии, интервалах и уметь их строить. Как петь бэк вокал, каждый решает сам. Я предлагаю небольшой список приемов, поэкспериментировав с которыми, вам удастся сделать вокальную линию выразительной и интересной.

— Напеть терцию вверх. Нужно учитывать что при движении по гамме, когда то придется петь малую, а когда то большую терцию. Попрактикуйтесь в этом: сыграйте на гитаре гамму ля-минор и пропойте ее. А потом начните играть гамму от тоники (Ля) и пропевайте ее, начиная с терции от тоники (До). Данный прием характерен, для народного пения и, как ни странно, для стиля хэви металл. Как вариант, можно спеть терцию вниз, если это уместно. Данный прием обычно называется как «петь вторым голосом».

— Октава вверх или вниз. Тут все просто. Любой человек с элементарным музыкальным слухом напоет октаву без ошибок. Если основной вокал слишком резкий и яркий, дать ему основу и смягчить поможет октава вниз. И наоборот, вокалисту с низким голосом, нужно сделать какие то моменты ярче, и повторить фраз на октаву вверх.

— Секста вниз. По сути дела, этот интервал нужно петь так же как и терцию, соблюдая гамму, чтобы не было диссонанса. Этот интервал находится на 6 полутонов ниже основного тона.

— Так называемая педальная нота. Представим что вы поете припев на аккордовую последовательность F G Am D. Каждый аккорд играет в течение одного такта. И педальные ноты будут пропеваться вне зависимости от того, какой будет мелодия. грубо говоря вы споете четыре ноты: фа, соль, ля и ре. Параллельно можно спеть гармонию уже от этих нот: ля, си, до, фа-диез.

— Одна нота на протяжении всей фразы. Вспомним композицию Maroon 5 — This Love. Одна из вокальных партий в припеве является именно такой. Если мне не изменяет память, то там берется кварта вверх от тоники первого аккорда и весь припев поется на одной ноте. Помимо этой дорожки и главного вокала, там есть еще несколько бэков, которые в результате создают очень нескучную картину.

— Применение всех предыдущих приемов, комбинируя их по вкусу, и добавляя какие-то свои фишки.

Чтобы научиться делать по настоящему классные вещи голосом, нужно, во-первых, постоянно в этом практиковаться. Записывать и слушать себя. А самое главное — это слушать очень много разноплановой музыки, выбирая для себя понравившиеся моменты. В обсуждаемой теме особенно сильны такие группы, как Red Hot Chily Peppers, Avenged Sevenfold, Dream Theater.

Всем хорошей музыки и удачных экспериментов!

Источник

Оцените статью