Ноты для бухенвальдского набата

Ноты для бухенвальдского набата

БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ

Музыка Вано Мурадели
Слова Александра Соболева

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган —
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Три последние строки повторяются

слова и музыка — 1958


Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.

Летом 1958 года писатель-фронтовик Александр Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. По радио сообщили об открытии на месте концлагеря «Бухенвальд» мемориала, деньги на который собрали жители ГДР. Мемориал выполнен в виде башни с колоколом, бьющим в набат. Соболев вдохновился, написал стихотворение и отнес в «Правду». Там не напечатали, но напечатали в «Труде».

Писатель послал стихи композитору Вано Мурадели, тот положил текст музыку. Затем Соболев пришел с песней в ЦК ВЛКСМ, там она понравилась и была отправлена в Вену на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где прозвучала в исполнении хора студентов Уральского университета. Затем вошла в документальный фильм «Весенний ветер над Веной и в репертуар ансамбля Александрова.

Вдова Соболева утверждала, что имя Соболева при исполнении и публикации песни не упоминалось, гонораров он за нее не получал, а жили они с женой в бараке. Умер он в 1986 году, в первая его книга вышла только через десять лет.

Подробнее см.: Марина Катыс. Кто написал «Бухенвальдский набат» («Огонек», №11, 17 марта 1997 года).

Источник

Песня «Бухенвальдский набат». История. Ноты

50 лет назад, 14 августа 1970 года, ушёл из жизни советский композитор Вано Мурадели. О том, как создавалась одна из самых известных его песен рассказывает поэт Евгений Долматовский (1915—1994).

Песня «Бухенвальдский набат». История создания

Берегите мир!

Вано Ильич Мурадели (1908—1970), советский композитор, народный артист СССР (1968). Оперы «Великая дружба» (1947; 2-я редакция — 1960), «Октябрь» (1961), 2 оперетты, кантаты, 2 симфонии, песни, в т. ч. «Бухенвальдский набат» (1959). Государственная премия СССР (1946, 1951).

Наверное, это самая суровая, самая драматичная песня из всех песен, созданных после Великой Отечественной войны. Не печально — гневно и грозно звучат ее аккорды.

Как ни необходимо было людям забыть горе и страдания, принесенные на землю германским фашизмом, все же в разных странах и в разное время было решено сохранить как страшные музеи гитлеровские лагеря смерти, фабрики уничтожения. Сохранить для того, чтобы новые поколения наглядно представляли себе, что есть фашизм, какую чудовищную опасность он представляет.

Придя к власти в Германии, фашисты заточили безвинных людей в концентрационные лагеря. То, что происходило за колючей проволокой, было окружено тайной, но уже в середине 30-х годов мужественный певец-антифашист Эрнст Буш, исполняя песню «Болотные солдаты», поведал миру о зверствах гитлеровцев. За свои песни, в особенности за песню «Болотные солдаты», Буш сидел в тюрьме Моабит несколько лет, был приговорен к смертной казни — лишь чудом удалось ему спастись.

Но мучения «болотных солдат» с каждым годом становились все страшнее. С дьявольской изобретательностью фашисты уничтожали сперва сотни, потом тысячи людей в день, придумывали все более изощренные пытки.

Один из лагерей смерти, Бухенвальд, находился на окраине старинного немецкого города Веймара, города Гёте и Шиллера, города композитора Листа. В строжайшем секрете лихорадочно работал этот комбинат убийств, так что жители Веймара лишь смутно догадывались, что происходит за буковой рощей.

При освобождении Польши я впервые увидел эти жуткие фабрики смерти — Майданек, Освенцим, Треблинку. Много ужасного пришлось мне видеть и испытывать и раньше, но, вспоминая сейчас вступление в Освенцим, я чувствую, как холодеет спина. Невероятно! Невозможно! Но неумолимая действительность свидетельствовала: вот что такое фашизм.

В Освенциме, например, навстречу советским воинам выбежали парами какие-то странные тени. Нескончаемой вереницей двигались они из ворот барака, поражая, как страшный сон, схожестью каждой пары. Оказалось, что гитлеровцы собрали со всей Европы маленьких близнецов и проводили над ними опыты, прививая близнецам болезни, выкачивая из них кровь. Врачам-извергам было интересно, как будут вести себя одинаковые организмы в разных условиях.

Бухенвальд мы увидели после Победы, узнали о восстании, поднятом под руководством советских военнопленных и антифашистов из разных стран. Американцы, прибывшие в Веймар, опоздали — лагерь уже был освобожден восставшими узниками.

Когда летом 1945 года американские войска отошли за свою демаркационную линию, специальная комиссия получила возможность разобраться в адской механике этого застенка. Здесь был казнен вождь немецкого рабочего класса Эрнст Тельман…

Итак, Бухенвальд, Освенцим, Заксенгаузен, Равенсбрюк и другие гитлеровские концлагеря были сохранены как музеи. Тысячи людей приезжают на эти горестные места, возлагают цветы…

Александр Владимирович Соболев (настоящее имя — Исаак Владимирович Соболь, 1915—1986), русский советский поэт, прозаик и журналист. При жизни опубликовал стихотворение «Бухенвальдский набат» (1958), сборник сатирических стихов «Бритый ёж» (1967) и сборник военных стихов «Бухенвальдский набат» (1985).

В 1957 году в составе делегации деятелей советской культуры в Польской Народной Республике побывал композитор Вано Мурадели. Ему показали Освенцим: склады человеческих волос — седых, золотых, черных, кос и шелковистых детских кудрей, показали крематории и газовые камеры.

Композитор был потрясен. Он спросил, почему такой странный серый цвет у этой земли. Это не земля, это пепел заживо сожженных, ответили ему.

В музее концлагеря Вано Мурадели показали клочки пожелтевшей бумаги. Видимо, огрызком карандаша на оберточной бумаге были нанесены нотные линейки — по ним неизвестный узник-композитор набрасывал партитуру. Здесь, в заточении, безвестный музыкант сочинял симфонию свободы.

Какое величие человеческого духа, какое беспримерное мужество!

Композитор не успел закончить свое сочинение — его увели на казнь.

В тот пасмурный день, бродя среди бараков, стоя перед раскрытыми зевами печей крематория, подполковник запаса Вано Мурадели дал слово написать песню, такую, которая всегда напоминала бы людям об опасности фашизма, о том, сколько горя принес он.

Вернувшись на родину, композитор продолжал мучительно искать музыкальное выражение того, что увидел он в лагере смерти. Но не было стихов, не было слов для песни.

Шло время. Мысль о песне — одновременно и марше и реквиеме — не покидала Вано Мурадели. И вот в 1958 году, разбирая свою утреннюю почту, композитор нашел письмо от московского журналиста Александра Соболева. Как раз в ту пору в Бухенвальде был установлен колокол, и звон его разносился над старинным Веймаром. Соболев написал стихотворение-призыв, в котором воспоминания об ужасах Бухенвальда и непреклонности его узников умножались на тревогу, владевшую в те годы миром: над акваторией Тихого океана американцы взрывали атомные бомбы, отравляли атмосферу губительной радиацией.

Вано Мурадели бросился к роялю. Мелодия нашлась мгновенно. Впрочем, правильно ли будет сказать так? Ведь больше года композитор вынашивал гневный ритм, и ему оставалось лишь повторить несколько раз строки Александра Соболева, наращивая волнение.

Песня «Бухенвальдский набат» — не из тех, что поют на улицах, не из тех, что напевают. Но я видел, как стоя слушали ее на стадионах, когда выступал Краснознаменный ансамбль имени Александрова, как заставляли ансамбль исполнить песню снова и снова.

Это большое произведение огромной эмоциональной силы, современная антифашистская песня — воспоминание я предостережение.

Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973

Песня «Бухенвальдский набат». Ноты

Ноты песни «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.

Песня «Бухенвальдский набат». Текст

Люди мира, на минуту встаньте.
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Песня «Бухенвальдский набат». Слушать онлайн. Видео

Песня «Бухенвальдский набат» («Люди мира, на минуту встаньте») Вано Мурадели на стихи Александра Соболева. Исполняет Муслим Магомаев. Фрагмент музыкального фильма «Поёт Муслим Магомаев». 1971 г.

Источник

«Бухенвальдский набат»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты известной советской песни Вано Мурадели под названием «Бухенвальдский набат» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете вспомнить мелодию этой песни и посмотреть видео с примером ее исполнения.

Слушайте Бухенвальдский набат — Муслим Магомаев на Яндекс.Музыке

Ноты для фортепиано «Бухенвальдский набат» ниже текста песни

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган –
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

«Бухенвальдский набат» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты песен Вано Мурадели для фортепиано, гитары, баяна и других инструментов. Все ноты песен этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Вано Мурадели (настоящее имя Иван Мурадов) — советский композитор и дирижёр. Автор ряда опер, оркестровых и вокально-симфонических сочинений, музыки к кинофильмам, однако наибольшую известность ему принесли песни (более 200). Среди них – «Бухенвальдский набат», «Журавли», «На Марсе будут яблони цвести», «Марш космонавтов».

Источник

Бухенвальдский набат — ноты для фортепиано (Вано Мурадели)

Как звучит:


Текст песни:

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган –
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Источник

Муслим Магомаев — Бухенвальдский набат

Магомаев, Муслим Магометович (17 августа 1942 года — 25 октября 2008) — советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), Народный артист СССР.

Муслим Магомаев родился в Баку, Азербайджан, 17 августа 1942 года. Родители Муслима — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы, и Айшет Магомаева (в девичестве — Кинжалова), драматическая актриса. Его дед — Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чье имя носит Азербайджанская филармония.

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, окончил Азербайджанскую консерваторию по классу пения Ш. Мамедовой (1968).
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева еще на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах — «Золотую пластинку».

В 1973 г. в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 60-е и 70-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами», «Поёт Муслим Магомаев» и «Москва в нотах». Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. Он также автор и ведущий цикла телепередач о жизни и творчестве американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.

Жена — Тамара Ильинична Синявская, певица, народная артистка СССР.
В 1997 г. его именем 4980 Magomaev названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Муслим Магометович умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет после продолжительной болезни.

Источник

Оцените статью