Ноты для чтения хоровых партитур

Ноты для чтения хоровых партитур

Хрестоматия по дирижированию хором средние музыкальные учебные заведения Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1991г. и 1994г.

Раздел I ТРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня
Ночь уж наступает. Мелодия и слова Г. Коваля, обработки А. Свешникова
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Пион. Литовская народная песня. Обработка С. Шимкуса, переложение для хора Е. Красотиной, русский текст А. Титова.
Пшюв МИЛИЙ. Украинская народная песня. Обработка И. Леонтовича
Висла. Польская народная песня. Обработка В. Иванникова, перевод С. Кондратьева
В разлуке с родиной. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
Нелюдимо наше море. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова, слова И. Языкова
Как на дубе. Русская народная песня. Обработка для хора Ю. Славнитского,
Славное море, священный Байкал. Русская народная песня. Обработка Е. Красотиной
Пойду ль я, выйду ль я. Хор из оперы «Чародейка». Музыка П. Чайковского
Ах ты, степь широкая. Русская народная песня. Обработка П. Триодина
Посею лебеду на берегу. Русская народная песня. Обработка Анатолия Новикова, переложение для женского хора Е. Красотиной
Шли два друга. Музыка Б. Мокроусова, слова А. Фатьянова
Раздел 2 ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Гаснет вечер. Музыка А. Свешникова, слова И. Брита
Серая птичка. Финская народная песня. Обработка Вл. Соколова, русский текст Ю. Объедова
Моя зпеэда. Музыка Б. Сметаны, слова И. Сладска, перевод с чешского Эли Александровой
Повямули, попянули. Русская народная песня
Облака. Музыка Т. Попатенко, слова И. Берендгофа
Ничто в полюшке не колышется. Русская народная песня. Обработка Л. Шохина
Стояла береза. Русская народная песня. Обработка В. Попова
Домик у моря. Музыка Р.Шумана, русский текст К. Алемасовой,
Ива. Музыка М. Анцсва, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова Ф. Тютчева
Осинка-грустинка. Музыка А. Флярковского, слова В. Татаринова
Снова осень. Музыка М. Парцхиладзо, слова Е. Авдиенко
Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка для хора М. Анцева, слова А. Кольцова
Сосна. Музыка М. Ипполитова-Иванова, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова М.Лермонтова
Белая черемуха. Обработка А. Свешникова,
Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
Песня неуловимый мстителей из кинофильма «Неуловимые мстители». Музыка Б. Мокроусова, слова Р.Рождественского
Песня о Днепре. Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского,
Песня о Волге. Музыка С. Туликова, слова О. Фадеевой
Полет. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Вечная слава героям. Музыка М. Блантера, переложение для хора Е. Красотиной, слова В, Лебедева-Кумача
Раздел 3 ДВУХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
В сыром бору тропима. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Гимн ночи. Музыка Л. Бетховена, переложение для хора Вл. Соколова, слова К. Алемасовой
Хей, Балканы! Песня болгарских партизан. Обработка Е. Красотиной, русский текст В. Суслова
Осень. Музыка А. Будрюнаса, слова Ю. Лапашинскаса
Долина, долинушка. Русская народная песня. Обработка И. Полтавцева
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка Т. Овчинниковой
Встречайте день мая. Музыка Ф. Шуберта, русский текст М. Павловой
Зима и лето. Музыка Ф. Мендельсона, русский текст М. Павловой
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева
Гимн мира. Слова и мелодия Л. Молинелли, обработка Г. Лобачева, переложение для хора С.
Благообразова, перевод с итальянского М. Матусовского
Засвистали козаченьки. Музыка Л. Ревуцкого, слова народные
Пастух. Словацкая народная песня. Обработка В. Мухина, русский текст Т. Сикорской
Горный ветер. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Хор корабельщиков из оперы «Садко». Музыка И. Римского-Корсакова
Весна. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева

Читайте также:  Как вырезать цветные ноты

Хрестоматия по дирижированию хором Выпуск 3 составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1972 и 1981г.
содержание:
III КУРС
Одной из задач хорового дирижирования на III курсе является освоение ряда сложных дирижерских схем 5/4 и 5/8 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3); 5/4 и 5/8 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2); 3/3 и 3/8 по трехдольной схеме в различных темпах и динамике; 3/2 и 3/4 в медленном движении с дроблением основной метрической единицы; 4/4 alla breve; 3/4 3/8 2/4 в быстром движении «на раз». Изучаются также приемы дирижирования полифоническими произведениями.
В репертуар учащихся включаются развернутые хоровые номера из опер и ораторий, а также произведения в очень быстром (Presto) и очень медленном (Largo) темпах, с длительными crescendo, diminuendo, ускорениями. Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на I, II курсах, следует ознакомить учащихся с основными дирижерскими приемами для достижения хорового ансамбля и строя.
Помещенные в данном выпуске Хрестоматии произведения сгруппированы по дирижерским схемам, в отдельный раздел выделены полифонические сочинения. Однако следует иметь в виду, что каждое из взятых для изучения произведений (независимо от раздела, где оно помещено) должно быть обязательно использовано для овладения различными дирижерско-исполнительскими навыками, предусмотренными программой данного курса.

Раздел 1 РАЗМЕР 5/4 И 5/8
Пятидольная схема
Луговая дорожка. Музыка Я. Эшпая, слова В. Чалая, перевод с марийского В. Струева
Ах ты, душечка. Русская народная песня, обработка Е. Красотиной.
Ландыш. Музыка В. Шебалина, слова Е. Серовой.
Ай да, у соловушки. Русская народная песня, обработка А. Оленина, переложение для женского хора Е. Красотиной
Речка быстрая струится. Латышская народа ная песня, обработка Э. Вигнера, слова народные, перевод Ю. Абызова.
Моя ласточка сизокрылая. Музыка В. Ребикова, переложение для хора А. Назарова, слова *
Лунная дорожка. Музыка Э. Дарзиня, слова Аспазии, перевод с латышского В. Невского
Двухдольная схема
Как денница появится. Хор из неоконченной оперы «Рогдана», музыка А. Даргомыжского
У ворот, воротиков. Русская народная песня, запись Г. Ланэ, обработка Е. Красотиной
Лель таинственный. Хор из оперы «Руслан и Людмила», музыка М. Глинки.
С крепкий дуб тебе повырасти. Хор из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка
Н. Римского-Корсакова
Раздел 2 РАЗМЕР 3/2 И 3/8
Трехдольная схема
Слава Родине любимой. Музыка М. Раухвергера, переложение для хора Е. Красотиной, слова А. Софронова.
Поднялася с полуночи. Хор из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», музыка Н. Римского-Корсакова
Заключительный гимн. Хор из оперы «Снегурочка», музыка Н. Римского-Корсакова
Вечiр. Музыка Я. Степового, слова Т. Шевченко
Что не белая береза к земле клонится. Русская народная песня-былина, обработка С.Попова
Раздел 3 ДРОБЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЕТРИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Трехдольная схема
Колечко. Русская народная песня, обработка А. Свешникова.
Золотой звон. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Беляевской.
Из-под холмика. Хор из оперы «Псковитянка», музыка Н. Римского-Корсакова
Татарская песня. Музыка Ц. Кюи, слова А. Пушкина.
Четырехдольная схема
Болят мои скоры ноженьки. Хор из оперы «Евгений Онегин», музыка П. Чайковского
Пусть громкий плач. Хор из оратории «Самсон», музыка Г. Ф. Генделя, русский
текст С. Левика
Двухдольная схема
Бурлацкая. Русская народная песня, обработка С. Рахманинова, переложение для хора И. Лицвенко.
Раздел 4 РАЗМЕР 4/4 ALLA BREVE
Партии Ленина быть. Музыка А. Флярковского, слова Р. Рождественского
Утренняя песня. Из кинофильма «Веселые звезды», музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского
Хор № 6. Из оратории «Рай и Пери». Музыка Р. Шумана, перевод Т. Сикорской
Нету, нету тут мосточка. Хор из оперы «Мазепа», музыка П. Чайковского.
Раздел 5 РАЗМЕР 3/4 3/8 И 2/4 «НА РАЗ»
Песня об орле. Хор из оперы «Поднятая целина», музыка И. Дзержинского
Падает

Читайте также:  Ноты таня баю бай

Источник

Курс чтения хоровых партитур — И. Полтавцев, М. Святозарова

Пособия, литература для консерваторий, хоровых отделений музыкальных училищ


И. Полтавцев, М. Святозарова
Курс чтения хоровых партитур

Часть первая
“Государственное музыкальное издательство”, 1963г.
номер м29668г
(pdf, 19.6 Мб)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Курс чтения хоровых партитур является одним из основных предметов дирижерско-хоровых факультетов консерваторий и хоровых отделений музыкальных училищ. На основе многолетнего преподавания данной дисциплины в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в Музыкальном училище при консерватории и в хоровом училище им. М. И. Глинки три Ленинградской академической капелле, авторы пытались в настоящей работе систематизировать основные установки методики преподавания курса и дать учащемуся руководство то этой дисциплине.
Во второе издание курса чтения хоровых партитур авторами внесены значительные изменения и дополнения, которые относятся как к методической части, так и к содержанию учебного репертуара. В соответствии с новым учебным планом (музыкальных училищ вновь составлены программные требования и примерные индивидуальные планы для учащихся всех курсов дирижерско-хоровых отделений. Весь потный материал, указанный в таких индивидуальных планах, имеется в данном пособии.
За время, истекшее с момента первого издания пособия, авторы получили от педагогов, строивших свою работу по предлагаемому курсу, ряд советов, касающихся в основном учебного репертуара. В связи с этим, авторы сочли необходимым заменить часть учебной литературы новыми хоровыми произведениями, более ценными в методическом и художественном отношении, а также видоизменить порядок партитур.
Пособие рассчитано на прохождение курса под наблюдением преподавателя, однако, учитывая расширение сети заочного обучения, а также большое распространение хорового искусства в нашей стране, авторы стремились сделать его доступным для самостоятельного изучения как студентами, так и руководителями художественной самодеятельности. В связи с этим в новом издании более подробно изложены некоторые методические и теоретические разделы, а также составлен краткий перечень музыкальные терминов, наиболее часто встречающиеся в хоровых партитурах, с указанием их значения и произношения.
Курс чтения хоровых партитур переиздан в двух частях. В первую часть входят «главы I —VII, во вторую — главы VIII—XI.

Первая глава пособия посвящена рассмотрению вопросов, связанных с особенностями хоровых партитур. Сюда относятся такие темы, как строение хоровой партитуры, специфика записи музыкального и литературного текстов, а также виды партитур в зависимости от состава хора и фактуры произведения.
‘Во второй главе учащийся знакомится с некоторыми общими принципами, которые должны лечь в основу работы над хоровой партитурой. Здесь рассматриваются элементы вокального анализа (в той степени, в какой это необходимо для прохождения курса), сообщаются некоторые общие сведения об игре таких партитур на фортепьяно и приводится план аннотации для анализа партитуры.
Третья и четвертая главы знакомят студента с основами чтения с листа и с некоторыми особенностями исполнения партитур на фортепьяно в условиях хоровой репетиции.
Главы пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая посвящены более подробному рассмотрению вопросов, связанных с исполнением на фортепьяно хоровых произведений различных типов (детские, женские, мужские, смешанные хоры, хоры с участием солистов и с сопровождением). Главы эти построены так, что непосредственно за изложением особенностей чтения данного типа партитур следует ряд нотных примеров, на которых учащийся может практически применять приобретенные сведения.
В десятой и одиннадцатой главах даются практические указания по транспонированию и чтению партитур в вокальных ключах до. В конце пособия даны два приложения. В первом из них приведены существующие программные требования и примерные индивидуальные планы для студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ, слабо, удовлетворительно и хорошо владеющих навыками фортепьянной игры. Второе приложение содержит краткий перечень музыкальных терминов, наиболее часто встречающихся в хоровых партитурах, с указанием их значения и произношения.

Глава первая. ХОРОВАЯ ПАРТИТУРА
§ 1. Общее понятие о хоровой партитуре
§ 2. Виды партитур хоровых произведении
§ 3. Запись литературного текста в хоровой партитуре
§ 4. Партитурные обозначения
Глава вторая. РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ
§ 1. Общие замечания к чтению партитур на фортепьяно
§ 2. Вокально-хоровой анализ
§ 3. Примерный план аннотации хоровой партитуры
Глава третья. ЧТЕНИЕ ПАРТИТУР С ЛИСТА
Глава четвертая. ИГРА ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ НА ФОРТЕПЬЯНО В УСЛОВИЯХ РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ С ХОРОМ
Глава пятая. ЧТЕНИЕ ПАРТИТУР ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТСКИХ И ЖЕНСКИХ ХОРОВ
Глава шестая. ЧТЕНИЕ ПАРТИТУР ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ
МУЖСКИХ ХОРОВ
Глава седьмая. ЧТЕНИЕ ПАРТИТУР ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА
Приложения
Порядковый указатель партитур
Алфавитный указатель партитур

Скачать курс

Источник

Ноты для хора — Хрестоматия по чтению хоровых партитур

учебное пособие для музыкальных вузов в pdf
Для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, Высшие учебные заведения


Хоровые произведения
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Мастера хоровой полифонии
хоры без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1975г.
номер 8555

Современная музыкальная жизнь свидетельствует об огромном интересе профессиональных музыкантов и любителей музыки к произведениям старинных мастеров. Подобно XIX веку, возродившему к жизни гениальную музыку И. С. Баха, XX век сыграл ту же роль в отношении замечательных творений мастеров вокальной полифонии, составляющих ярчайшую страницу не только в истории музыки, но и в истории всей мировой культуры.
Искусство эпохи Возрождения складывалось под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших силу и красоту человеческой личности. Тысячелетие, прошедшее между началом христианской эры и серединой XIV века, было подобно медленному пробуждению огромного гиганта от глубокого сна. Литература, музыка, живопись стремились выйти из-под опеки церкви, для которой они в течение многих веков были привычными проводниками религиозных идей.
Расцвет художественной культуры Возрождения связан с интенсивным распространением в Европе элементов капиталистического способа производства. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством,— писал Энгельс, — эпоха, которая нуждалась в титанах по силе мысли, страсти и характеру, ло многосторонности и учености.» 1
Музыкальное Возрождение в своих первоначальных формах сложилось в XIV веке как направление «Ars nova» («Новое искусство»), положившее начало искусству полифонии (в противоположность старому хоральному искусству — «Ars anti-Jua»). Французский композитор и поэт Гийом де tamo (ож. 1300—1377) вместе с композитором и теоретиком Филиппом де Витри (1291—1361) являются основоположниками этого направления, основные центры которого были в Париже и Флоренции.
в XV—XVI вв. вокальная полифония достигает своего расцвета. Возникает ряд отличных друг от аруга полифонических школ: нидерландская, римская, венецианская, английская, французская, исландская, немецкая, польская, чешская и др. Вместе с тем музыкальные творения различных школ и национальных культур объединены общими чертами: возвышенностью настроения, античной красотой формы, мастерством гармонических комбинаций. Техника полифонического письма, выработанная в результате длительного опыта церковного пения, достигает высокого уровня.
Художественное и техническое совершенство, строгость и простота мысли, глубокая внутренняя сила и взволнованные чувства делают произведения мастеров вокальной полифонии настоящими памятниками музыкальной культуры.
В предлагаемом сборнике произведения различных композиторских школ мастеров вокальной полифонии выделены в отдельные разделы. Особенности той или иной школы, их представители кратко характеризуются в данной статье.

Музыка нидерландских композиторов эпохи Возрождения до сих пор пленяет высоким художественным смыслом, прекрасной контрапунктической техникой, глубоко человечным содержанием.
Одним из основоположников нидерландской школы вокальной полифонии является композитор, певец и капельмейстер Г. Дюфаи (ок. 1400—1474), создавший около 200 произведений, среди которых мессы, магнификат, светские и духовные мотеты, песни. В произведениях Дюфаи встречаются имитации и каноны (они назывались тогда фугами), которые свидетельствуют о высокой контрапунктической технике. Прозрачная гармония, мелодическая выразительность и самостоятельность каждого голоса характерны для его хорового письма.
Поколение нидерландских композиторов конца XV — начала XVI вв. возглавляет й. Окегем (ок. 1420—1495), который так же, как и Я. Обрехт (1450—1505), отлично владел контрапунктической техникой, что, в частности, проявилось в его грандиозном 36-голосном каноне. В отличие от произведений И. Окегема, которым присущ мягкий, нежный, спокойный характер, в сочинениях Обрехта главенствует мужественное, волевое начало, что подчеркивается более развитой техникой.
Художественная законченность и глубокое содержание — отличительные черты музыки Жоскена Депре (ок. 1450—1521), выдающегося нидерландского композитора конца XV в. Его контрапунктическая техника, сама по себе совершенная, была подчинена рачжрытию образов, настроений, поэтического текста. Несмотря на то, что он писал только в полифонических формах, нередко в его произведениях особой красотой обладает верхний голос, что делает сочинения Жоскена Депре особенно мелодичными. Мессы, мотеты, светские песни, — во всех существовавших тогда формах создавал произведения Жоскен Депре.
А. Вилларт (ок. 1490—1562) —автор двухорных и многохорных композиций, основавший вместе со своими учениками К. де Pope и А. Габриели венецианскую полифоническую школу; Ф. Верделот (ок. 1485—1567), создавший большое число мадригалов и духовных произведений; Я. Аркадельт (ок. 1500—1568) — автор месс, мотетов, большой мастер мадригала — все они прославили в XVI в. нидерландскую школу.
Блестящим заключительным аккордом нидерландской школы является творчество Орландо ди Лакхо (ок. 1532—1594), высокая композиторская техника которого, яркая музыкальная экспрессия и художественная выразительность позволяют по праву считать его произведения подлинно современными. В сочинениях О. Лассо (им написано более 2 000 произведений) мы находим хроматиз-мы, далекие модуляции и интересные гармонические сочетания. Подобно Микельанджело, глубоко чувствовавшему и сумевшему выразить в живописи то, что для его предшественников оставалось еще недостаточно ясным, О. ди ‘Лассо воспринял в своем творчестве все достижения европейской музыки того временя.
***
Начало эпохи музыкального Возрождения в Италии — XIV век. Именно в этот период, во времена Петрарки и Бокаччо, знаменитого слепого музыканта Ф. Лаядиио и известного теоретика М. Падуанского, во Флоренции закладываются основы прогрессивного направления в искусстве «Ars nova», характеризующегося культивированием двух-4 и трехголосных вокально-песенных светских жанров, широким применением инструментов, обоснованием мажорного лада, терцового принципа строения аккордов, разнообразием ритма. В итальянской музыке XIV в. господствует гомофонный стиль с преобладанием одного голоса над остальными.
В XV в. начинается расцвет многоголосных светских песенных жанров, близких к народному творчеству. Среди них — фроттола, вилланелла, канцонетта, баллетто и др.
Решающее влияние на развитие контрапунктического искусства итальянцев оказали в XV—
XVI вв. многие нидерландские композиторы, работавшие в Италии, в числе которых — Жоскен Депре, А. Вилларт, Я. Аркадельт. Рим первым подал пример приглашать нидерландских композиторов и поручать им самые почетные музыкальные должности. А вскоре здесь появились и итальянские композиторы, усвоившие контрапунктическую технику нидерландцев и обнаружившие богатство своего музыкального языка.

А. Вилларт явился основоположником венецианской полифонической школы, композиторы которой стремились к созданию многохорных композиций. Работая главой капеллы Святого Марков Венеции, где на галереях было два органа и два хора. Вилларт впервые осуществил идею двойного хора.
Венецианская школа достигла зенита в лице двух композиторов — А. Габриели (ок. 1510—1586) и его племянника и ученика Д. Габриели (ок. 1557 — ок. 1612), писавших многохорные произведения. Богатство звуковых эффектов и торжественный тон — характерные черты композиторского письма обоих Габриели. А. Габриели известен и как один из первых композиторов, писавших для органа соло.
Крупнейшим представителем итальянского Возрождения, чьи ‘произведения являются вершиной развития контрапунктической хоровой музыки «а капелла», был Д. Палестрина (ок. 1525—1594), глава римской полифонической школы. Его перу принадлежит более 100 месс; свыше 250 мотетов, около 150 мадригалов (из них более 100 светских), магнификаты, гимны, псалмы и др. Яркая, сильная, чисто итальянская красота фразы и высочайшая техника полифонии, блестящее сочетание текста и мелодии, стройность формы характерны для музыки Палестрины, где наряду с полифонической основой ощущается и аккордово-гармонический склад.
В творчестве Ф. Сориано (1549—1621), О. Век-ки (1550—1605), Л. Маренцио (1553—1599) и Дже-зуальдо ди Веноза (ок. 1560—1613) дальнейшее развитие среди светских жанров получает мадригал. Серьезность и торжественность мадригалов Ф. Сориано уступают место комическим элементам в произведениях О. Веккн.
Мадригалы Л. Маренцио и Джезуальдо ди Веноза — это четырех-, лятиголосные вокальные поэмы лирико-драматического склада, отличающиеся тембровыми и регистровыми контрастами, прихотливой ритмикой, богатой хроматикой, в чем авторы видели возможности для изображения человеческих переживаний, раскрытия содержания текста.
К. Монтеверди (1567—1643) вошел в историю музыки как крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Он одним из первых среди современников стал отступать от правил строгого контрапункта. Мадригалы Монтеверди поражают обилием новых и смелых приемов в области гармонии и полифонии: неприготовленные диссонансы, скачки на септиму и нону, септаккорды, хро-матизмы, параллельные квинты, — все это, несомненно, свидетельствует о поисках ярких средств для выражения сильных страстей. Своими сочинениями, среди которых опера «Орфей», Монтеверди проложил пути той музыке XVII—XIX вв., которую принято считать классической.
***

Английское Возрождение прежде всего связывают с именем Шекспира, между тем музыка эпохи Шекспира занимает в мировой культуре не менее достойное место. Никогда Англия не знала такого подъема музыкальной жизни, как в XVI веке, чему в немалой степени способствовало широкое распространение музыкальных знаний в различных слоях народа. Умение петь считалось необходимым условием образованности.
В XV—XVI вв. в Англии появляется ряд композиторов, образующих школу, близкую к нидерландской. Английские композиторы, подобно нидерландским, пишут свои произведения на темы, взятые из церковных или народных мелодий, от которых все произведение получает свое название. Отличительные черты их техники — каноническая разработка голоса, искусные имитации, сложные контрапунктические сплетения. Следует отметить, что именно в Англии впервые появляются йотированные примеры многоголосия (в XIII в.).
По словам современников, «наиболее прославленным музыкантом- и органистом английской нации» являлся У. Бёрд (ок. 1543—1623). Виртуоз в контрапункте, он проявлял в своих сочинениях высокую художественность и новаторские стремления: употребление тональностей, близких к современному мажору и минору, безукоризненную гармонизацию, искусное варьирование, яркую мелодичность верхнего голоса.
Высокую степень мастерства английских композиторов можно проследить в жанре мадригала, где ярко чувствуется народный источник английских, шотландских и ирландских песен. Из мадригалистов особенно замечательны Т. Морлн (1557— 1603), один из первых английских мастеров мадригала; Д. Доуленд (1562—1626), композитор и лютнист, создавший большое число четырехголосных песен и инструментальных пьес. Школа замечательных английских музыкантов, поражающая большим числом крупных талантов, прославлена и именем О. Гиббонса (1583—1625).
Английская музыка эпохи Возрождения долгое время была у нас неизвестна. Между тем свежесть и своеобразие английских напевов, прекрасная вариационная техника, необычайная гибкость, изобретательность и вкус, которые характеризуют английских авторов — всё это является примером высокого музыкального искусства.
***

В эпоху расцвета Возрождения ведущим жанром во Франции стала полифоническая песня (шансон) с ее разнообразной и яркой тематикой, включавшей и поэтическую лирику, и жанровые картины с присущими им чертами звукоизобрази тельности.
Основой контрапунктического искусства французских композиторов в эпоху Возрождения послужили как народные мелодии, так и напевы григорианского хорала. Народное пение во Франции, по жалуй, раньше, чем в других европейских странах достигло высокой художественной выразитель ности.
Народная песня, отличавшаяся от григориан ских мелодий ритмической оживленностью и отсутствием церковных ладов, одинаково служила темою как светских, так и духовных сочинений Свыше 200 многоголосных песен, написании: К. Жанекеном (ок. 1485 —ок. 1560), явились об разцом виртуозного хорового искусства.
Крупнейшими мастерами французской много голосной песни были К. Гудимель (ок. 1514—1572) и Г. Костле (1531—1606).
Французская хоровая песня XVI в. с её свежи ми и искренними чувствами, живыми ритмами у стройными формами, яркой мелодикой в сочета нии с.поэтическим изяществом явилась замеча тельной вехой в истории музыкальной культурь До наших дней она сохранила свою прелесть ; очарование.
***
Многоголосное пение в Германии ведет CBOI историю с начала XVI в., когда на смену одногс лосной григорианской мелодии приходят двух трех- и четырехголосные образцы духовных песет в которых авторы обнаруживают несомненное вли яние нидерландской школы.
К величайшим контрапунктистам этого период, развития немецкой музыки относятся: Г. Изак (ок 1450—’1517), вокруг которого группируется первс поколение немецких полифонистов, и его учени Л. Зенфль (ок. I486 — ок. 1543), владевший от личной контрапунктической техникой, умело соче тавший в своем творчестве достижения велики; нидерландских.полифонистов с немецкой народно* музыкой.
Возникновение же самобытной немецкой пест связано с именем М. Лютера (1483—1546). Стрем ление лютеранской церкви обеспечить участие всей прихода в церковном пении способствовало вели чайшей реформе в многоголосной музыке: перехо ду полифонии в гомофонию, расцвет которой насту лает в Германии в конце XVI в.
К числу великолепных мастеров этого жанра принадлежит Г. Л. Гаслер (1564—1612), ученик А. Габриели, сыгравший огромную роль в разви тии немецкого народно-национального стиля. Еп мадригалы, немецкие песни, канцонетты и друш сочинения поражают великолепной техникой, яркой мыслью, тонким изяществом.
***
Испанская национальная музыкальная культу ра — одна из древнейших в Западной Европе. Ее основа — яркий фольклор с характерными для него танцевальными ритмами, неистощимой жизнерадостностью и лреобладанием мажорной мелодики.
В эпоху Возрождения сложилась испанская композиторская школа, развившая многие жанры, и в их числе —романсеро (романс) и вильянсико (сельская песня) для голоса (обычно с виуэлой).
Вокальная полифония своего расцвета достигла в XV—XVI вв. в творчестве Т. Л. де Виктория (ок. 1548—1611). Его ‘письмо, отмеченное ясностью полифонического мышления, украшенное великолепными звуковыми эффектами, — одно из замечательных явлений «золотого века» музыки Европы. Выдающимся композитором испанского Возрождения, сыгравшим значительную роль в становлении национального оперного жанра, был X. дель Зиготна (1468—1529), являвшийся одновременно драматургом, поэтом и актером.
***

Польская музыкальная культура элохи Возрождения отличается чертами, характерными для многих славянских культур: теснейшей связью с народной песней и танцем, светлым гуманистическим началом. Яркими лредставителями этой эпохи являются: Вацлав из Шамотул (ок. 1533 — ок. 1567), в религиозных песнях которого много народных элементов; М. Зеленьский (ок. 1550—ок. 1615), существенное влияние на стиль произведений которого оказали многохорные комлозиции венецианских мастеров, в частности А. Габриели.
Высшим достижением польской музыки эпохи Возрождения, классическим образцом гомофонно-гармонического стиля второй половины XVI в. являются «Мелодии к польскому псалтырю» М. Гомулки (ок. 1535 — ок. 1591), написанные на тексты известного поэта Я. Кохановокого.

В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы на III курсе дирижероко-хороъых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы ломочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержанки партитуры, чтения ее за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.
Предмет чтения хоровых партитур непосредственно связан с рядом специальных учебных дисциплин. Ближе всего он соприкасается с хоровым дирижированием и хоровым классом. Умение читать партитуры мастеров вокальной полифонии окажет помощь при изучении курсов анализа музыкальных произведений, истории полифонии и хоровой литературы.
Перед студентами музыкальных учебных заведений встает сложная задача освоения этих сочинений: изменились приемы и способы композиторского письма; изменилась, а зачастую и утратилась необходимая вокальная техника; проблематичным становится и самый стиль исполнения старинных музыкальных произведений. Но если молодые музыканты проявят подлинный интерес к глубокому изучению искусства эпохи Возрождения в целом: ознакомятся с замечательными творениями поэтов Петрарки, Тассо, Ронсара; живописцев — Мазаччо, Мантенья, Боттичелли, Дюрера; с творчеством великих гениев той эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, — то это во многом поможет им познать подлинную красоту и глубину замечательных музыкальных шедевров.
Б. ТЕВЛИН

  • Нидерландская школа
    • Г. Дюфаи. Ave Regina. Мотет
    • И. Окегем. Sanctus. Из мессы «Cujusvis toni»
    • Я. Обрехт. Ave Regina. Мотет
    • Жоскен Депре. Qui tollds. Из мессы «Pange lingua».
    • А. Вилларт. Радость любви. Мадригал. Перевод А.Бердникова.
    • Ф. Верделот. Молил тебя о встрече. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Я. Аркадельт. Ave Maria. Мотет
    • О. Лассо. Две части из мессы № 52 Kyrie Gloria
    • О. Лассо. Cruicifixus. Из мессы «In te Domine speravi»
    • О. Лассо. Ave Regina. Мотет
  • Венецианская и римская школы
    • А. Габриели. Kyrie. Из «Missa brevis»
    • Д. Палестрина. Ave Regina. Мотет
    • Д. Палестрина. Нет, ваших рук «касанье. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Д. Палестрина. Там, где Тибр катит воды. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Д. Палестрина. За все мученья ада. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Ф. Сориано. Взор твой огнем пылает. Канцона. Перевод А. Бердникова
    • О. Векш. Радость моя. Канцона. Перевод А. Бердникова.
    • О. Векки. Прекрасный лебедь белый. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Л. Маренцио. С вами разлука. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Л. Маренцио. Пылал зенит. Мадригал. Перевод А. Берднтгкова
    • Джезуальдо ди Веноэа. Что за пожар объял мое сердце. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Джезуальдо ди Веноза. Sarrcti spiritus. Мотет
    • Джезуальдо ди Веноза. Mater gratiae. Мотет
    • К. Монтеверди. Как «а лужайке розы. Канцонетта. Перевод А. Бердникова
    • К. Монтеверди. В тени стволов дубравы. Мадригал. Перевод А. Бердникова
  • Английская школа
    • У. Бёрд. Соловей. Песня-ка«он. Перевод М. Лаписовой.
    • Т. Морли. Тем, кто хочет, чтоб моя труба звучала. Мадригал. Перевод М. Лаписовой
    • Т. Морли. Я иду впереди. Канцонетта. Перевод М. Лаписовой
    • Д. Доуленд. Взгляни ты на печаль мою. Мадригал.
    • О. Гиббоне. О, эти ученые поэты. Мадригал. Перевод М. Лаписовой
  • Французская школа
    • К. Жанекен. О поцелуй, о сладкий дар. Шансон. Перевод М. Павловой
    • К. Гудимель. О небо, воину внемлю! Псалом. Перевод А. Годова Г. Костле.
    • Как тяжела любовь. Мадригал. Перевод М. Павловой
  • Немецкая школа
    • Г. Гаслер. Я расстаюсь, страдая. Мадригал. Перевод М. Павловой
    • Г. Изак. Инсбрук, я должен тебя покинуть. Песня. Перевод М. Ланисовой
  • Испанская школа
    • Т. Виктория. Vere languores. Мотет
    • X. дель Энсина. Ку-ку. Канцонетта. Перевод А. Годова
  • Польская школа
    • Вацлав из Шамотул. Славьте, люди. Псалом. Перевод М. Павловой.
    • М. Зеленьский. Domus mea. Из цикла «Communiones totius anni № 33».
    • М. Гомулка. Ты, владыка милосердный. Псалом. Перевод М. Павловой

Скачать ноты

Источник

Оцените статью