Ноты для чтения нот по хору

Хоровые ноты для детей

И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная»
(«Песня о Родине»). Скачать ноты

А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Герои спорта». Скачать ноты

М. Глинка, сл. С. Городецкого: «Славься». Скачать ноты

И. Дунаевский, сл. М. Матусовского: «Летите, голуби». Скачать ноты

А. Островский, сл. Л. Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!». Скачать ноты

А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Хор хороший». Скачать ноты

Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского: «Родина слышит». Скачать ноты

В.Шаинский сл. М.Матусовский: «Что тебе снится, крейсер «Аврора». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Дружат дети на планете». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Калистратова: «Уж ты сад». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. К. Ибряева: «Солдатские звезды». Скачать ноты

Г. Свиридов, сл. С. Есенина: «Отчалившая Русь». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Детство — это я и ты». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В.Соколова: «Я пойду ли, молоденька». Скачать ноты

Е.Дрейзин, сл. А. Безыменского, обр. В. Соколова: «Березка». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Во лузях». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Ты река ль моя». Скачать ноты
Д. Кабалевский, сл. Р. Рождественского: № 8 из «Реквиема» «Наши дети»: Скачать ноты

С. Рахманинов, сл. Н.Некрасова «Славься!» из цикла «Шесть хоров для детских голосов». Скачать ноты

Кубанская казачья песня в обр. В.Захарчеко: «Да в саду дерево цветет». Скачать ноты

Е.Подгайц, сл. А. Пушкина «Москва… как много в этом звуке». Скачать ноты

В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама». Скачать ноты

М.Глинка, сл. Н.Кукольника — «Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Скачать ноты

А. Пахмутова: «Орлята учатся летать». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Попова: «Коляда». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Попова: «Шел, прошел месяц». Скачать ноты

Украинская народная песня в обр. М. Леонтовича: «Щедрик». Скачать ноты

А. Абов: «Не знаю, когда прилетел соловей. » Скачать ноты

А. Алябьев: «Зимняя дорога» Скачать ноты

А. Варламов: «Вдоль по улице» Скачать ноты

Д. Васянович «Бабочка» Скачать ноты

Д. Васянович «Весенний дождь» Скачать ноты

А. Волгина, «Гимн душе» Скачать ноты

Г-Ф. Гендель, «Слава Тебе!» Скачать ноты

В. Лукашевичус. русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обработка Скачать ноты

А. Любимов, «Хвалите Имя Господне» Скачать ноты

А. Любимов, русская солдатская песня «Песнь о Вещем Олеге», обработка Скачать ноты

Л. Марченко, «Это музыка» Скачать ноты

В.-А. Моцарт, «Репетиция концерта» Скачать ноты

Русская народная песня, Ах вы, сени

Сборник народных песен для детского хора, Весёлый хоровод

Источник

Ноты для хора — Хрестоматия по чтению хоровых партитур

учебное пособие для музыкальных вузов в pdf
Для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, Высшие учебные заведения


Хоровые произведения
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Мастера хоровой полифонии
хоры без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1975г.
номер 8555

Современная музыкальная жизнь свидетельствует об огромном интересе профессиональных музыкантов и любителей музыки к произведениям старинных мастеров. Подобно XIX веку, возродившему к жизни гениальную музыку И. С. Баха, XX век сыграл ту же роль в отношении замечательных творений мастеров вокальной полифонии, составляющих ярчайшую страницу не только в истории музыки, но и в истории всей мировой культуры.
Искусство эпохи Возрождения складывалось под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших силу и красоту человеческой личности. Тысячелетие, прошедшее между началом христианской эры и серединой XIV века, было подобно медленному пробуждению огромного гиганта от глубокого сна. Литература, музыка, живопись стремились выйти из-под опеки церкви, для которой они в течение многих веков были привычными проводниками религиозных идей.
Расцвет художественной культуры Возрождения связан с интенсивным распространением в Европе элементов капиталистического способа производства. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством,— писал Энгельс, — эпоха, которая нуждалась в титанах по силе мысли, страсти и характеру, ло многосторонности и учености.» 1
Музыкальное Возрождение в своих первоначальных формах сложилось в XIV веке как направление «Ars nova» («Новое искусство»), положившее начало искусству полифонии (в противоположность старому хоральному искусству — «Ars anti-Jua»). Французский композитор и поэт Гийом де tamo (ож. 1300—1377) вместе с композитором и теоретиком Филиппом де Витри (1291—1361) являются основоположниками этого направления, основные центры которого были в Париже и Флоренции.
в XV—XVI вв. вокальная полифония достигает своего расцвета. Возникает ряд отличных друг от аруга полифонических школ: нидерландская, римская, венецианская, английская, французская, исландская, немецкая, польская, чешская и др. Вместе с тем музыкальные творения различных школ и национальных культур объединены общими чертами: возвышенностью настроения, античной красотой формы, мастерством гармонических комбинаций. Техника полифонического письма, выработанная в результате длительного опыта церковного пения, достигает высокого уровня.
Художественное и техническое совершенство, строгость и простота мысли, глубокая внутренняя сила и взволнованные чувства делают произведения мастеров вокальной полифонии настоящими памятниками музыкальной культуры.
В предлагаемом сборнике произведения различных композиторских школ мастеров вокальной полифонии выделены в отдельные разделы. Особенности той или иной школы, их представители кратко характеризуются в данной статье.

Музыка нидерландских композиторов эпохи Возрождения до сих пор пленяет высоким художественным смыслом, прекрасной контрапунктической техникой, глубоко человечным содержанием.
Одним из основоположников нидерландской школы вокальной полифонии является композитор, певец и капельмейстер Г. Дюфаи (ок. 1400—1474), создавший около 200 произведений, среди которых мессы, магнификат, светские и духовные мотеты, песни. В произведениях Дюфаи встречаются имитации и каноны (они назывались тогда фугами), которые свидетельствуют о высокой контрапунктической технике. Прозрачная гармония, мелодическая выразительность и самостоятельность каждого голоса характерны для его хорового письма.
Поколение нидерландских композиторов конца XV — начала XVI вв. возглавляет й. Окегем (ок. 1420—1495), который так же, как и Я. Обрехт (1450—1505), отлично владел контрапунктической техникой, что, в частности, проявилось в его грандиозном 36-голосном каноне. В отличие от произведений И. Окегема, которым присущ мягкий, нежный, спокойный характер, в сочинениях Обрехта главенствует мужественное, волевое начало, что подчеркивается более развитой техникой.
Художественная законченность и глубокое содержание — отличительные черты музыки Жоскена Депре (ок. 1450—1521), выдающегося нидерландского композитора конца XV в. Его контрапунктическая техника, сама по себе совершенная, была подчинена рачжрытию образов, настроений, поэтического текста. Несмотря на то, что он писал только в полифонических формах, нередко в его произведениях особой красотой обладает верхний голос, что делает сочинения Жоскена Депре особенно мелодичными. Мессы, мотеты, светские песни, — во всех существовавших тогда формах создавал произведения Жоскен Депре.
А. Вилларт (ок. 1490—1562) —автор двухорных и многохорных композиций, основавший вместе со своими учениками К. де Pope и А. Габриели венецианскую полифоническую школу; Ф. Верделот (ок. 1485—1567), создавший большое число мадригалов и духовных произведений; Я. Аркадельт (ок. 1500—1568) — автор месс, мотетов, большой мастер мадригала — все они прославили в XVI в. нидерландскую школу.
Блестящим заключительным аккордом нидерландской школы является творчество Орландо ди Лакхо (ок. 1532—1594), высокая композиторская техника которого, яркая музыкальная экспрессия и художественная выразительность позволяют по праву считать его произведения подлинно современными. В сочинениях О. Лассо (им написано более 2 000 произведений) мы находим хроматиз-мы, далекие модуляции и интересные гармонические сочетания. Подобно Микельанджело, глубоко чувствовавшему и сумевшему выразить в живописи то, что для его предшественников оставалось еще недостаточно ясным, О. ди ‘Лассо воспринял в своем творчестве все достижения европейской музыки того временя.
***
Начало эпохи музыкального Возрождения в Италии — XIV век. Именно в этот период, во времена Петрарки и Бокаччо, знаменитого слепого музыканта Ф. Лаядиио и известного теоретика М. Падуанского, во Флоренции закладываются основы прогрессивного направления в искусстве «Ars nova», характеризующегося культивированием двух-4 и трехголосных вокально-песенных светских жанров, широким применением инструментов, обоснованием мажорного лада, терцового принципа строения аккордов, разнообразием ритма. В итальянской музыке XIV в. господствует гомофонный стиль с преобладанием одного голоса над остальными.
В XV в. начинается расцвет многоголосных светских песенных жанров, близких к народному творчеству. Среди них — фроттола, вилланелла, канцонетта, баллетто и др.
Решающее влияние на развитие контрапунктического искусства итальянцев оказали в XV—
XVI вв. многие нидерландские композиторы, работавшие в Италии, в числе которых — Жоскен Депре, А. Вилларт, Я. Аркадельт. Рим первым подал пример приглашать нидерландских композиторов и поручать им самые почетные музыкальные должности. А вскоре здесь появились и итальянские композиторы, усвоившие контрапунктическую технику нидерландцев и обнаружившие богатство своего музыкального языка.

А. Вилларт явился основоположником венецианской полифонической школы, композиторы которой стремились к созданию многохорных композиций. Работая главой капеллы Святого Марков Венеции, где на галереях было два органа и два хора. Вилларт впервые осуществил идею двойного хора.
Венецианская школа достигла зенита в лице двух композиторов — А. Габриели (ок. 1510—1586) и его племянника и ученика Д. Габриели (ок. 1557 — ок. 1612), писавших многохорные произведения. Богатство звуковых эффектов и торжественный тон — характерные черты композиторского письма обоих Габриели. А. Габриели известен и как один из первых композиторов, писавших для органа соло.
Крупнейшим представителем итальянского Возрождения, чьи ‘произведения являются вершиной развития контрапунктической хоровой музыки «а капелла», был Д. Палестрина (ок. 1525—1594), глава римской полифонической школы. Его перу принадлежит более 100 месс; свыше 250 мотетов, около 150 мадригалов (из них более 100 светских), магнификаты, гимны, псалмы и др. Яркая, сильная, чисто итальянская красота фразы и высочайшая техника полифонии, блестящее сочетание текста и мелодии, стройность формы характерны для музыки Палестрины, где наряду с полифонической основой ощущается и аккордово-гармонический склад.
В творчестве Ф. Сориано (1549—1621), О. Век-ки (1550—1605), Л. Маренцио (1553—1599) и Дже-зуальдо ди Веноза (ок. 1560—1613) дальнейшее развитие среди светских жанров получает мадригал. Серьезность и торжественность мадригалов Ф. Сориано уступают место комическим элементам в произведениях О. Веккн.
Мадригалы Л. Маренцио и Джезуальдо ди Веноза — это четырех-, лятиголосные вокальные поэмы лирико-драматического склада, отличающиеся тембровыми и регистровыми контрастами, прихотливой ритмикой, богатой хроматикой, в чем авторы видели возможности для изображения человеческих переживаний, раскрытия содержания текста.
К. Монтеверди (1567—1643) вошел в историю музыки как крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Он одним из первых среди современников стал отступать от правил строгого контрапункта. Мадригалы Монтеверди поражают обилием новых и смелых приемов в области гармонии и полифонии: неприготовленные диссонансы, скачки на септиму и нону, септаккорды, хро-матизмы, параллельные квинты, — все это, несомненно, свидетельствует о поисках ярких средств для выражения сильных страстей. Своими сочинениями, среди которых опера «Орфей», Монтеверди проложил пути той музыке XVII—XIX вв., которую принято считать классической.
***

Английское Возрождение прежде всего связывают с именем Шекспира, между тем музыка эпохи Шекспира занимает в мировой культуре не менее достойное место. Никогда Англия не знала такого подъема музыкальной жизни, как в XVI веке, чему в немалой степени способствовало широкое распространение музыкальных знаний в различных слоях народа. Умение петь считалось необходимым условием образованности.
В XV—XVI вв. в Англии появляется ряд композиторов, образующих школу, близкую к нидерландской. Английские композиторы, подобно нидерландским, пишут свои произведения на темы, взятые из церковных или народных мелодий, от которых все произведение получает свое название. Отличительные черты их техники — каноническая разработка голоса, искусные имитации, сложные контрапунктические сплетения. Следует отметить, что именно в Англии впервые появляются йотированные примеры многоголосия (в XIII в.).
По словам современников, «наиболее прославленным музыкантом- и органистом английской нации» являлся У. Бёрд (ок. 1543—1623). Виртуоз в контрапункте, он проявлял в своих сочинениях высокую художественность и новаторские стремления: употребление тональностей, близких к современному мажору и минору, безукоризненную гармонизацию, искусное варьирование, яркую мелодичность верхнего голоса.
Высокую степень мастерства английских композиторов можно проследить в жанре мадригала, где ярко чувствуется народный источник английских, шотландских и ирландских песен. Из мадригалистов особенно замечательны Т. Морлн (1557— 1603), один из первых английских мастеров мадригала; Д. Доуленд (1562—1626), композитор и лютнист, создавший большое число четырехголосных песен и инструментальных пьес. Школа замечательных английских музыкантов, поражающая большим числом крупных талантов, прославлена и именем О. Гиббонса (1583—1625).
Английская музыка эпохи Возрождения долгое время была у нас неизвестна. Между тем свежесть и своеобразие английских напевов, прекрасная вариационная техника, необычайная гибкость, изобретательность и вкус, которые характеризуют английских авторов — всё это является примером высокого музыкального искусства.
***

В эпоху расцвета Возрождения ведущим жанром во Франции стала полифоническая песня (шансон) с ее разнообразной и яркой тематикой, включавшей и поэтическую лирику, и жанровые картины с присущими им чертами звукоизобрази тельности.
Основой контрапунктического искусства французских композиторов в эпоху Возрождения послужили как народные мелодии, так и напевы григорианского хорала. Народное пение во Франции, по жалуй, раньше, чем в других европейских странах достигло высокой художественной выразитель ности.
Народная песня, отличавшаяся от григориан ских мелодий ритмической оживленностью и отсутствием церковных ладов, одинаково служила темою как светских, так и духовных сочинений Свыше 200 многоголосных песен, написании: К. Жанекеном (ок. 1485 —ок. 1560), явились об разцом виртуозного хорового искусства.
Крупнейшими мастерами французской много голосной песни были К. Гудимель (ок. 1514—1572) и Г. Костле (1531—1606).
Французская хоровая песня XVI в. с её свежи ми и искренними чувствами, живыми ритмами у стройными формами, яркой мелодикой в сочета нии с.поэтическим изяществом явилась замеча тельной вехой в истории музыкальной культурь До наших дней она сохранила свою прелесть ; очарование.
***
Многоголосное пение в Германии ведет CBOI историю с начала XVI в., когда на смену одногс лосной григорианской мелодии приходят двух трех- и четырехголосные образцы духовных песет в которых авторы обнаруживают несомненное вли яние нидерландской школы.
К величайшим контрапунктистам этого период, развития немецкой музыки относятся: Г. Изак (ок 1450—’1517), вокруг которого группируется первс поколение немецких полифонистов, и его учени Л. Зенфль (ок. I486 — ок. 1543), владевший от личной контрапунктической техникой, умело соче тавший в своем творчестве достижения велики; нидерландских.полифонистов с немецкой народно* музыкой.
Возникновение же самобытной немецкой пест связано с именем М. Лютера (1483—1546). Стрем ление лютеранской церкви обеспечить участие всей прихода в церковном пении способствовало вели чайшей реформе в многоголосной музыке: перехо ду полифонии в гомофонию, расцвет которой насту лает в Германии в конце XVI в.
К числу великолепных мастеров этого жанра принадлежит Г. Л. Гаслер (1564—1612), ученик А. Габриели, сыгравший огромную роль в разви тии немецкого народно-национального стиля. Еп мадригалы, немецкие песни, канцонетты и друш сочинения поражают великолепной техникой, яркой мыслью, тонким изяществом.
***
Испанская национальная музыкальная культу ра — одна из древнейших в Западной Европе. Ее основа — яркий фольклор с характерными для него танцевальными ритмами, неистощимой жизнерадостностью и лреобладанием мажорной мелодики.
В эпоху Возрождения сложилась испанская композиторская школа, развившая многие жанры, и в их числе —романсеро (романс) и вильянсико (сельская песня) для голоса (обычно с виуэлой).
Вокальная полифония своего расцвета достигла в XV—XVI вв. в творчестве Т. Л. де Виктория (ок. 1548—1611). Его ‘письмо, отмеченное ясностью полифонического мышления, украшенное великолепными звуковыми эффектами, — одно из замечательных явлений «золотого века» музыки Европы. Выдающимся композитором испанского Возрождения, сыгравшим значительную роль в становлении национального оперного жанра, был X. дель Зиготна (1468—1529), являвшийся одновременно драматургом, поэтом и актером.
***

Польская музыкальная культура элохи Возрождения отличается чертами, характерными для многих славянских культур: теснейшей связью с народной песней и танцем, светлым гуманистическим началом. Яркими лредставителями этой эпохи являются: Вацлав из Шамотул (ок. 1533 — ок. 1567), в религиозных песнях которого много народных элементов; М. Зеленьский (ок. 1550—ок. 1615), существенное влияние на стиль произведений которого оказали многохорные комлозиции венецианских мастеров, в частности А. Габриели.
Высшим достижением польской музыки эпохи Возрождения, классическим образцом гомофонно-гармонического стиля второй половины XVI в. являются «Мелодии к польскому псалтырю» М. Гомулки (ок. 1535 — ок. 1591), написанные на тексты известного поэта Я. Кохановокого.

В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы на III курсе дирижероко-хороъых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы ломочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержанки партитуры, чтения ее за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.
Предмет чтения хоровых партитур непосредственно связан с рядом специальных учебных дисциплин. Ближе всего он соприкасается с хоровым дирижированием и хоровым классом. Умение читать партитуры мастеров вокальной полифонии окажет помощь при изучении курсов анализа музыкальных произведений, истории полифонии и хоровой литературы.
Перед студентами музыкальных учебных заведений встает сложная задача освоения этих сочинений: изменились приемы и способы композиторского письма; изменилась, а зачастую и утратилась необходимая вокальная техника; проблематичным становится и самый стиль исполнения старинных музыкальных произведений. Но если молодые музыканты проявят подлинный интерес к глубокому изучению искусства эпохи Возрождения в целом: ознакомятся с замечательными творениями поэтов Петрарки, Тассо, Ронсара; живописцев — Мазаччо, Мантенья, Боттичелли, Дюрера; с творчеством великих гениев той эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, — то это во многом поможет им познать подлинную красоту и глубину замечательных музыкальных шедевров.
Б. ТЕВЛИН

  • Нидерландская школа
    • Г. Дюфаи. Ave Regina. Мотет
    • И. Окегем. Sanctus. Из мессы «Cujusvis toni»
    • Я. Обрехт. Ave Regina. Мотет
    • Жоскен Депре. Qui tollds. Из мессы «Pange lingua».
    • А. Вилларт. Радость любви. Мадригал. Перевод А.Бердникова.
    • Ф. Верделот. Молил тебя о встрече. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Я. Аркадельт. Ave Maria. Мотет
    • О. Лассо. Две части из мессы № 52 Kyrie Gloria
    • О. Лассо. Cruicifixus. Из мессы «In te Domine speravi»
    • О. Лассо. Ave Regina. Мотет
  • Венецианская и римская школы
    • А. Габриели. Kyrie. Из «Missa brevis»
    • Д. Палестрина. Ave Regina. Мотет
    • Д. Палестрина. Нет, ваших рук «касанье. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Д. Палестрина. Там, где Тибр катит воды. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Д. Палестрина. За все мученья ада. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Ф. Сориано. Взор твой огнем пылает. Канцона. Перевод А. Бердникова
    • О. Векш. Радость моя. Канцона. Перевод А. Бердникова.
    • О. Векки. Прекрасный лебедь белый. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Л. Маренцио. С вами разлука. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Л. Маренцио. Пылал зенит. Мадригал. Перевод А. Берднтгкова
    • Джезуальдо ди Веноэа. Что за пожар объял мое сердце. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • Джезуальдо ди Веноза. Sarrcti spiritus. Мотет
    • Джезуальдо ди Веноза. Mater gratiae. Мотет
    • К. Монтеверди. Как «а лужайке розы. Канцонетта. Перевод А. Бердникова
    • К. Монтеверди. В тени стволов дубравы. Мадригал. Перевод А. Бердникова
  • Английская школа
    • У. Бёрд. Соловей. Песня-ка«он. Перевод М. Лаписовой.
    • Т. Морли. Тем, кто хочет, чтоб моя труба звучала. Мадригал. Перевод М. Лаписовой
    • Т. Морли. Я иду впереди. Канцонетта. Перевод М. Лаписовой
    • Д. Доуленд. Взгляни ты на печаль мою. Мадригал.
    • О. Гиббоне. О, эти ученые поэты. Мадригал. Перевод М. Лаписовой
  • Французская школа
    • К. Жанекен. О поцелуй, о сладкий дар. Шансон. Перевод М. Павловой
    • К. Гудимель. О небо, воину внемлю! Псалом. Перевод А. Годова Г. Костле.
    • Как тяжела любовь. Мадригал. Перевод М. Павловой
  • Немецкая школа
    • Г. Гаслер. Я расстаюсь, страдая. Мадригал. Перевод М. Павловой
    • Г. Изак. Инсбрук, я должен тебя покинуть. Песня. Перевод М. Ланисовой
  • Испанская школа
    • Т. Виктория. Vere languores. Мотет
    • X. дель Энсина. Ку-ку. Канцонетта. Перевод А. Годова
  • Польская школа
    • Вацлав из Шамотул. Славьте, люди. Псалом. Перевод М. Павловой.
    • М. Зеленьский. Domus mea. Из цикла «Communiones totius anni № 33».
    • М. Гомулка. Ты, владыка милосердный. Псалом. Перевод М. Павловой

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Гитара телекастер или стратокастер
Оцените статью