Ноты для детских фольклорных ансамблей

Детские и юношеские фольклорные ансамбли

тексты и ноты песен для народного ансамбля


Всероссийское хоровое общество
Росынька

составитель Т.Белоконева
Песни и игры для фольклорных ансамблей
Москва, 1982г.

Многогранное и глубоко самобытное песенное творчество народов нашей страны играет значительную роль в воспитании подрастающего поколения. Сказки, песни, игры, традиционные обряды, пронесенные к нам через века, помогают понять душу народа-творца, великолепного импровизатора. Замечательная проникновенная музыка, поэзия народных песен — незаменимое средство в воспитании любви к Родине, к истории своего и других народов.

С каждым годом растет у нас количество детских и юношеских ансамблей народной музыки. Они ставят перед собой непростую задачу: исполнение традиционного фольклора в том виде, в каком он бытовал и бытует в народе до нашего времени.
Предлагаемый сборник может стать своеобразным подспорьем в работе с детскими, а также юношеского возраста фольклорными ансамблями. Представленный в нем материал собран и расшифрован составителем на протяжении 1970— 1981 гг. в экспедициях по Тульской, Рязанской, Московской областям и Карельской АССР (Прионежские вепсы). Весь материал был поставлен в различных группах ансамбля. Самые маленькие (6—7 лет), как показала практика работы с таким коллективом, увлеченно исполняют детские игры, музыкальные сказки, заклички, считалки. Простые по ладообразованию (см. 1 раздел), эти игры могут и должны послужить «зерном», которое, попав в чистые и восторженные детские души, даст прекрасные всходы— научит их любить и уметь распеть народную песню на множество подголосков.

Работа эта предусматривает постепенное движение от простого материала к сложному. Специфика коллектива — пение без сопровождения — требует постоянного развития чуткости слуха, чистоты интонирования, кантилены звучания. Начиная с узкообъемных ладов (лучше ангемитонных) надо давать детям задание придумать варианты мелодии, сочетающиеся в нужном ключе, для определенного стиля, сочетающегося с основной мелодией. Следует постоянно развивать чувство ладового тяготения.
Детям 8—10 лет близки по духу традиционные обряды (колядования, закликания весны, завивания березки), различные обрядовые игры и хороводы, сказки с движением, масками, костюмами, сделанными руками самих исполнителей. Задачи импровизации ставятся уже более сложные — как мелодические, так и ритмические.

Читайте также:  New divide linkin park ноты

Второй и третий разделы сборника могут быть использованы юношескими и взрослыми ансамблями.
Самобытен и неповторим песенный материал «Тульской свадьбы», напетый знатоком фольклора своего села Прасковьей Федосеевной Корнаковой. Глубоко своеобразно песенное творчество Прионежских вепсов Карельской АССР, изучение которого — дело будущего.
Хочется верить, что организация и разносторонняя деятельность детских фольклорных ансамблей приобретает еще большие масштабы в нашей стране.

Т. БЕЛОКОНЕВА.
Руководитель детского фольклорного ансамбля «Росынька».

  • ДЕТСКИЕ ИГРЫ
    • 1. Баусень
    • 2. Баба-Яга
    • 3. Горелки
    • 4. Горелки (Вариант)
    • 5. Бояре
    • 6. Редечка
    • 7. Лен
  • ВЕПСКИЕ ПЕСНИ
    • 1. Росынька
    • 2. Распривольна воленька
    • 2а. Распривольна воленька (Вариант)
    • 3. Чернобровый
    • 4. Виноград в поле цветет
    • 5. Не стучит, не гремит
    • 6. Прялица
    • 7. Вдовьи частушки
    • 8. Вепские страдания
    • 9. Как по темным по лесочкам
    • 10. Плачи невесты (1—6)
    • 11. Плач по умершему брату
  • ТРАДИЦИОННЫЕ НОВОГОДНИЕ ГАДАНИЯ
    • 1. Венички, пошумельнички
    • 2. За дежой сижу
    • 3. Курочка ряба
  • ТУЛЬСКАЯ СВАДЬБА
    • 1. Пропой, пропоище
    • 2. Ох, из-за моря-галушка
    • 3. Конь долгогривый
    • 4. Кузнецы молодые
    • 5. Ой, ладо, там летели пчелы
    • 6. Три трубушки трубят
    • 7. Ой, матько, ты матько
    • 8. Свашенька хмелем посевает
    • 9. Дружок каравай режет
    • 10. Грушенька садовая
    • 11. Не увивайся, пчелочка
    • 12. Ой, ладо, там летал, летал сокол
    • 13. Светил месяц
    • 14. Ой, куры, куры
    • 15. Ай, сад, ты мой сад виноградный
    • 16. И шли девки по улице гурьбою
    • 17. Расхорошая барыня
    • 18. Катилася колясочка

Скачать ноты

Источник

Ноты для детских фольклорных ансамблей

В помощь руководителю
Нотные сборники со сценариями для детей младшего возраста.
Серия Гармошечка-говорушечка

Весенние капельки. Русские народные песни для детей младшего возраста
Год: 1983
Издательство: Музыка

Солнышко
Соловей, соловеюшка
Во поле береза стояла
Ходила младешенька по борочку
Зеленейся, зеленейся
В сыром бору тропина
Комарочек
На зеленом лугу
Заинька
Пойду ль я, выйду ль я
Приехал Макарка
Сорока
Скок, поскок
Речка
Котенька-коток
Ой, на дворе дождь
Как у наших у ворот
Зайка
Вставала ранёшенько
Как под наши ворота
Я на камушке сижу
Патока с имбирем
Сеяли девушки яровой хмель
Земелюшка-чернозем
Журавель
У меня ль во садочке
Со вьюном я хожу
Коровушка

А. Питько. Идет коза рогатая. Русские народные песни для детей в легком переложении для голоса с фортепиано
Год: 2007 Издательство: Композитор
«Идет коза рогатая» — сборник популярных русских народных песен. Доступные по содержанию и изложению, они адресованы детям, учитывают особенности детского голоса (диапазона) и могут исполняться как, сольно, так и коллективно, без сопровождения и с простым аккомпанементом, в концертной программе или в условиях домашних занятий.

Ах вы, сени мои, сени
Блины. Запись и обработка А. Абрамского
В деревне было в Ольховке
В сыром бору тропина
В хороводе были мы
Валенки
Вдоль да по речке
Во кузнице
Во поле береза стояла. Обработка Н. Римского-Корсакова
Где был, Иванушка? Обработка М. Иорданского
Где ж ты был, мой черный баран?
Долговязый журавель
Ельник мой, ельник
Заинька. Обработка С. Кондратьева
Закличка
Заплетися, плетень
Земелюшка-чернозем
Зимушка, зимушка, ты пришла
Идет коза рогатая
Как во городе царевна. Обработка М. Балакирева
Как на тоненький ледок. Обработка Т. Попатенко
Как под наши ворота
Как пошли наши подружки
Как у наших у ворот
Калёда, малёда
Калинка
Катенька веселая. Обработка М. Балакирева
Комара муха любила
Комарочек. Обработка А. Лядова
Коровушка. Обработка М. Краеева
На горе-то калина
Ой, вставала я ранёшенько. Обработка Н. Метлова
Ой ты, зимушка-сударушка
Пошла Дуня за водой. Обработка В. Агафонникова
Про Ерему и Фому
Пряха
Солнышко
Соловей Будимерович. Гармонизация Н. Римского-Корсакова
Соловушка
Уж как по мосту, мосточку
Уж ты, сизенький петун

О. Радынова. Баюшки-баю. Слушаем и поем колыбельные песни
Год: 1995
Издательство: Владос

Рассмотрены разновидности народных колыбельных песен, раскрыты особенности стиля композиторов разных эпох. Предложены примерные беседы, показывающие, как через жанр колыбельной можно расширить представления детей о самой музыке, ознакомить, их с разными музыкальными стилями, творчеством композиторов.
Для руководителей детского сада, воспитателей и родителей, учащихся педучилищ, педколледжей, студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов и университетов.
Цель данной книги — через наиболее близкий ребенку жанр колыбельной раскрыть перед ним красоту музыки — народной и классической. Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, ребенок получит представления о жанре народных колыбельных, их разновидностях; на примерах вокальных и инструментальных колыбельных познакомится с музыкой композиторов-классиков и современных композиторов.
Книга состоит из двух частей. В первой представлены народные колыбельные, во второй — колыбельные русских и зарубежных композиторов. Начало каждой части — обращение к педагогам и родителям: даются сведений о различных видах народных колыбельных, их классификации (первая часть), раскрываются особенности стиля композиторов разных эпох и их проявление в произведениях, относящихся к жанру колыбельных (вторая часть). Таким образом, в этих главах освещаются общие понятия и разновидности жанра колыбельной, преломляемые через особенности фольклорной музыки и стиль разных композиторов.
Остальные разделы содержат беседы с детьми разного возраста о народных колыбельных и о колыбельных, созданных композиторами. Некоторые песни рекомендуются для пения (они транспонированы в удобный детям диапазон), другие — для слушания. Сведения о жанре колыбельных, различных стилях композиторов даны в этих разделах в доступной дошкольникам форме.

Источник

Ноты для детского хора — Русские народные песни

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Русские народные песни
для детского или женского хора без сопровождения
составители Н. Калугина и В. Попов
«Музыка», 1971г.
номер 6828

Фольклор —это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания.
Важное место в фольклоре принадлежит песне. И особенно велико ее значение в русском фольклоре. Русская песня — величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Правдиво и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовное богатство и красоту, его думы и чаяния. «Нигде народная песнь не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она уже не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас», — писал В. Стасов. М. Горький с полным основанием называл русскую песню — русской историей.

Яркий национальный колорит, необычайно широкое жанровое разнообразие, значительность и глубина содержания, художественное совершенство —все это делает русскую песню непреходящим явлением в нашей музыкальной культуре. В песенном творчестве наиболее ярко отразились извечные стремления человечества к добру и красоте. Нравственно-эстетические идеалы, заложенные в песне, воспитывали многие поколения людей. Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости народная песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Она развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.

Трудно переоценить значение песни в музыкальном воспитании народа. Недаром столько сил и энергии отдавали русские композиторы записям и обработкам народных песен. Достаточно назвать сборники М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Лядова.
Здесь будет уместным вспомнить слова известной собирательницы народных песен Е. Линевой: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а напротив соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле».

Но для того, чтобы народная песня могла играть отведенную ей историей важную роль в эстетическом воспитании масс, необходимо наших детей с самого раннего возраста окружить народной музыкой.
Известно, что многое в фольклоре создавалось специально для детей, С давних пор бытуют в народе колыбельные песни, детские «потешки». С первых лет жизни ребенок дружит со сказкой, прибауткой, считалкой, загадкой. Фольклор увлекает ребят яркими поэтическими образами, понятным для них объяснением доброго и злого, красивого и некрасивого. Но не только детский фольклор доставляет радость ребенку. Многое и из взрослого фольклора ему доступно. Вот почему музыкально-поэтический материал из народного творчества, который может быть использован в работе с детьми, очень и очень обширен.

Песни одноголосные
Красавица-земля! (Эх, поля, да вы поля). Современная. Слова и мелодия А. Оленнчевой
О родной земле (Белым снегом лес покрылся). Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой.
Ах, я, младешенька-млада. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Космическая частушка. Современная
Палехские частушки. Современная
Мы посеяли лен во логу. Современная
Уж ты вейся, хмелина. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой И
Лен-леночек. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Со двора, со дворика. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Вдоль по морю
Не йди, котичек, по лавке
Летели пчелы
Ты воспой-ка, ты воспой, жавороночек
Не во нынешнем, во прошлом во году
Высоко, высоко соколка летала
За речкою за быстрою
Гори, гори гарко
Трава моя, травушка

Песни одноголосные с элементами двухголосия и двухголосные
Передай Москве поклон (Не летай, соловей). Современная
В огороде возле брода. Современная
Рябинушка раскудрявая
Из-за лесу, лесу темного
Между гор крутых, больших, высоких
Не будите меня, молоду
Ходила я, молода, ой, по борочку.
Заинька за садом
Серая ты зозуленька
Милый мой хоровод
Поиграем, девушки
Сею-вею
Хожу я по улице
Ой, посеяли девки лен
Ой, ты, Груня, ты, Груняша
Дуня-тонкопряха
А борушка, переборушка
Рыбка окунечек
Уж ты, поле
Комара женить мы будем
Виноград-то во саду цветет
Ой, вы, луга
Уж ты, луга

Песни двухголосные с элементами (трехголосия и трехголосные)
Под знаменем мира свой труд охраняем (Могучий Урал). Современная
Милый край родной (Во долине-луговине). Современная.
Слова к мелодия А. Оленичевой
Скворцы прилетели. Современная
Ты, Россия, ты, Россия.
Как на дубе на высоком
Голубь, голубочек.
Как под лесом
Соловей мой смутный
Да уж ты, зорюшка, ты, зоря
Чесал Ваня кудерцы
Эх, уж вы, горы, вы, горы
Не кукуй-ка ты, моя кукушана
На калине белый цвет
А мы пашню пахали
Уж вы, встры-ветерочки
Соловей мой, соловей
Как по речке да быстрой селезень плыл.
Утореная путь наша дороженька
Орёлик
Ах ты, ночь моя
Как повадился коток
Во саду
Из-за лесику
Полоса ль моя, полостычка
Не было ветру, вдруг навеяло
Не река ли, моя реченька,
На море утка купалася,
Как по морю, морю
Пошла млада за водой
Я по луженьке хожу
Уж ты, зимушка-зима
Овечушка-косматушка
Как по морю
Жил у нашей бабушки черный баран
Как у наших у ворот
Ходил комар по лугу
Заплетися, плетень
Коло двух белых берез
А я сеяла ленок
Ой, на горе, горе
Скакал воробей
Голубь сизенькой да сизокрыленькой

Песни четырехголосные
Жизнь привольная (Он вы, горы). Современная
Между речками
Зеленая веточка
У ворот, ворот батюшкиных
Черемушка
Белый ключ-колодезь

Скачать ноты для хора

Источник

Оцените статью