- С.Бублей — Детский оркестр
- Тема: Детский оркестр (музыка, видео, ноты, описание)
- Детский оркестр (музыка, видео, ноты, описание)
- 10 пользователей поблагодарили аль_фа за это полезное сообщение:
- 4 пользователей поблагодарили мира за это полезное сообщение:
- Следующий пользователь сказал cпасибо Иника за это полезное сообщение:
С.Бублей — Детский оркестр
ноты для оркестра детского садика
С.Бублей
Детский оркестр
пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учереждений
«Музыка», 1989г.
номер 3505 150dpi
Настоящее пособие рассчитано на музыкальных воспитателей детских садов, руководителей музыкальных кружков при дворцах и домах культуры, а также на учителей музыки в подготовительных группах музыкальных и начальных классов общеобразовательных школ, на родителей,— всех, кто хотел бы использовать детские музыкальные инструменты в своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 4—5 до 9—10 лет).
- Методические рекомендации
- I. Общие вопросы
- II. Подготовительные занятия
- 1. Знакомство с инструментами и приемами игры на них
- а) Ударные инструменты:
- шумовые или «ритмические» (маракасы, бубенцы, пандейра. трещотки, кастаньеты, ложки, треугольник, барабан, бубен, тарелки).
«мелодические» (металлофон, ксилофон).
- шумовые или «ритмические» (маракасы, бубенцы, пандейра. трещотки, кастаньеты, ложки, треугольник, барабан, бубен, тарелки).
- б) Духовые инструменты (триола, вермона, симона, мелодия-3. окарина, свирель, панфлейта)
- в) Струнные щипковые инструменты (цимбалы, цитра)
- г) Электромузыкальные инструменты («Пилле», «Анюта», «Малыш», «Звучащая нотная азбука», фаэми, фаэми-М)
- д) Пневматические язычковые инструменты (органола, аккордеон, баян)
- а) Ударные инструменты:
- 2. О содержании и планировании занятий в подготовительной группе
- 3. Музыкальные игры и импровизация с детскими инструментами
- 1. Знакомство с инструментами и приемами игры на них
- III. Работа с детским оркестром
- 1. О составах детского оркестра
- 2. О подборе репертуара и переложениях для детского оркестра
- 3. О проведении репетиций
- Хрестоматия
- Пояснения к хрестоматии
- I. Знакомимся с инструментами
- 1. Упражнения и пьесы для духовых инструментов
- Упражнения
- Пьесы
- а) триола, вермона
- б) симона
- 2. Упражнения и пьесы для металлофона и ксилофона
- II. Играем вместе
- 1. Упражнения для двух инструментов.
- 2. Маленькие ансамбли
- а) дуэты, трио, квартеты
- б) ансамбли с аккомпанементом педагога.
- III. Играем в оркестре
- Русская плясовая
- Кто у нас хороший? Русская народная песня.
- Где был, Иванушка? Русская народная песня.
- Светит месяц. Русская народная песня.
- Во саду ли, в огороде. Русская народная песня.
- Теремок. Русская народная сказка-игра.
- Перепелочка. Белорусская народная песня.
- Петушок. Латышская народная песня.
- Веселый сапожник. Польская народная песня.
- Санта Лючия. Итальянская народная песня.
- Волшебные колокольчики. Музыка В. А. Моцарта
- Птичка. Музыка А. Жданова
- Веселая дудочка. Музыка М. Красева.
- Синичка. Музыка М. Красева
- Упрямый кот. Музыка С. Бублей
- Поезд. Музыка Н. Метлова
Скачать хрестоматию (здесь хрестоматия с нотами, пособие — кликайте на обложке см.выше)
Источник
Тема: Детский оркестр (музыка, видео, ноты, описание)
Опции темы
Отображение
Детский оркестр (музыка, видео, ноты, описание)
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Дети с огромным удовольствием играют на самодельных инструментах.
Маракасы
Нам понадобятся:
жестяные баночки из-под напитков, кофе
яйцо от киндер-сюрприза
гречка, пшено, горох, чечевица
Насыпьте крупы в любую баночку и закупорьте ее, заклейте бумагой или скотчем, и у вас получится замечательный шумящий инструмент – маракас или иначе – погремушка, шейкер.
Можно насыпать мелкую крупу в яйцо от киндер- сюрприза.
Попробуйте использовать различные футляры и крупу. Выберите самый интересный звук.
Гусли
Музыкальная игрушка, но даже она позволяет сыграть несложные мелодии.
Нам понадобятся:
Канцелярские резинки, 5–6 штук — на струны.
Пакет из-под сока 1-1,5 л — для резонатора.
Две палочки круглого или треугольного сечения, длиной не меньше ширины пакета (можно использовать ровные веточки или карандаши) — для порожков.
Натяните резинки на пакет по длине.
Под резинки-струны подложите палочку — они приподнимутся.
Вторую палочку — порожек подложите под “струны” параллельно первой или под углом к ней. Настройку инструмента можно регулировать двояко: подобрав резинки разной толщины (чем толще резинка, тем ниже звук), или меняя угол между порожками. При этом изменится длина звучащей части струны, поскольку звучит та часть резинки, которая натянута между порожками. При одинаковой толщине струн, более короткая даст более высокий звук.
Играйте на гуслях, либо защипывая струны по очереди, либо проводя пальцем по всем струнам сразу.
Шум дождя
«Шум дождя» — шуршащий инструмент, чем-то напоминающий маракас, но звук у него долгий, потяжный, как шум дождя или песка, переносимого ветром. Этот своеобразный звук вызван медленным движением зерен, пересыпающихся в длинной трубке с преградами.
Нам понадобятся:
высохший стол борщевика или друго растения с полым стволом длиной не менее 30 см и диаметром от 3 см.
зубочистки
крупы
плотная бумага
клей
ножницы
На некотором расстоянии от края ствола проткните его стенку палочкой или шилом.
Воткните палочку до упора в противоположную стенку, на небольшом расстоянии и чуть ниже воткните следующую. Они должны располагаться по спирали вдоль столба.
Срезаем ножницами выступающие концы палочек.
Спираль должна пройти вдоль всего столба: тогда внутри него образуется преграда, наподобие винтовой лестницы.
Заклейте один из концов плотной бумагой.
Засыпьте в ствол немного крупы и, закрыв рукой не заклеенный конец, проверьте, какой получается звук. Мелкие зерна дадут сплошной звук. Крупные — более отрывистый.
Когда подберете звук, заклейте второй конец плотной бумагой.
Водный металлофон
Игра на бокалах с водой (баночках, бутылках) известна издавна. Такой “инструмент” чем-то схож с металлофоном, у которого при ударе издают звон металлические пластинки. Высота звука каждой пластинки зависит от ее размера: чем она длиннее и толще, тем ниже звук. У нашего инструмента высота звука зависит от количества налитой в него воды.
Нам понадобятся:
3-5 стеклянных стаканов или баночек
чайная ложка или палочка
Налейте в стаканы воду до разного уровня.
Ложечкой или палочкой (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек) ударьте по каждому из стаканов — Вы услышите звон.
Если стаканы или баночки одинаковые, то стакан, наполненный водой почти до краёв, даст самый низкий звук, а пустой стакан — самый высокий. Звуки, издаваемые неполными стаканами, попадут в этот диапазон.
Если же стаканы отличаются по размеру, то, очевидно, ниже всех будет звучать тот, в который помещается больше воды. Изменяя количество воды в стаканах, можно настроить инструмент и сыграть нехитрую мелодию.
10 пользователей поблагодарили аль_фа за это полезное сообщение:
А я делала бубенчики или колокольчики вот так:
брала детские плечики и на них цепляла (на леске) ненужные ключики (7-8) Очень хорошо звучат.
Последний раз редактировалось NikTanechka; 15.06.2018 в 23:40 . Причина: правка
4 пользователей поблагодарили мира за это полезное сообщение:
Доброго времени суток! А я думаю, что часто не хватает информации ( под рукой) о музыкальных инструментах как народных, так и инструментах симфонического оркестра. Эту информацию я использую и для воспитателей и для родителей, только дополнив ее картинками и фотографиями инструментов. Продолжать?
Музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты
На дворе у нас играют
Однажды в фольклорной экспедиции в одном из сел Нижегородской области я наблюдал такую картину. На коленях у бабушки сидела маленькая девочка. В руках у нее были деревянные ложки. Она равномерно — в такт детской песенки — выстукивала ими ритм и пела.
С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта.- пузырь с горохом — погремушкой; сухие дрова, по которым ударяли деревянными молоточками, — ксилофоном; медный таз или горшок — звонким барабаном; связка деревянных пластинок — трещоткой.
В детские игрушки входили свистульки (разновидность флейты со свистковым устройством). Их лепили из глины, чаще всего в форме птиц и животных. В корпусе делали пальцевые отверстия, при помощи которых менялась высота звучания.
На ярмарках детям покупали всевозможные игрушечные музыкальные инструменты: гусельки и балалайки, барабаны и бубны, домры и дудочки. Хотя они были маленькие, но на них можно было издавать звуки и даже играть простейшие мелодии песен.
На дворе у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Гуси — в гусли, утки — в дудки, чайки — в балалайки, свинки — в скрипки, Бараны — в барабаны, кони — в гармони.
А бык в бубен — бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
Ай дуду, ай дуду.
Ребенок подрастает, выходит из-под опеки родителей, он уже начинает самостоятельно осваивать окружающий мир, соприкасается с природой, животными, прислушивается к звукам родной земли. Он узнает, что природа не молчалива, а полна всевозможных звуков: щебетания и пения птиц, шума ветра в кронах деревьев, звонкого журчания ручейка. Появляется радостное удивление от звучащей природы, возникает чувство соприкосновения с неизведанным.
Когда ребенок общается со старшими сверстниками, он видит, как они по дороге на речку срывают обыкновенную травинку, соединяют ладони лодочкой, зажимают ее между двумя большими пальцами, подносят к губам и струей воздуха извлекают короткие сигналы. Впервые видит, как они делают свистульки из «мышиного гороха» (стручков акации). Ребенок начинает перенимать их опыт и скоро уже сам мастерит музыкальные инструменты. Для этого ему нужно только протянуть руку к цветку или травинке, ветке дерева или стеблю тростника.
Самые простые в изготовлении свистульки – из стеблей одуванчиков. Берут часть стебля длиной 4-6 см; толстый его конец чуть расщепляют (обычно на несколько «плосточек», которые тут, же сами собой завертываются в трубочку); в рот берется тонкий конец — через него и вдувается воздух. Звуки образуются сочные, тенорового тембра.
В южных районах России дети играют на «комарике». Они срезают тонкий и длинный стебель (безлистный) тростниковой куги. Толстый конец вкладывают в рот и несильно вдувают воздух. Издаваемый звук похож на комариный писк, поэтому свистулька и получила такое название.
Большой популярностью среди сельских детей пользуется игра на стручках гороха, бобов и стебле лука. Например, часть цветоножки лука разрезается вдоль стебля. С краю разрезанной части ногтем большого пальца слегка поддевают и расслаивают энтодерму (внутренний слой), отделяя ее от кожицы примерно на 5-7 мм. Затем подготовленную таким образом часть стебля вместе с пальцем берут в рот. При игре воздушную струю втягивают в себя. Образуются сочные свистящие глиссандирующие звуки, напоминающие птичьи свисты, трели. Дети подражают на луковом стебле пению соловья, жаворонка и других птиц.
Из детских духовых инструментов наиболее сложны в изготовлении дудочки, которые вырезают из веток орешника (вербы, ивняка, рябины). Делают их дети только в мае и начале июня, когда кора легко отделяется от ствола. Берется ровный отрезок ветки орешника длиной 20-30 см и диаметром 1,5—2 см. Часть коры срезается, чтобы держать заготовку за ствол рукой. На коре делают 3-4 пальцевых отверстия, а на верхнем конце — косой срез. Затем рукояткой ножа осторожно стучат по коре, чтобы она отслоилась, осторожно прокручивают кору, затем медленно снимают со ствола. Та часть ствола, которую держали в руке, отрезается. На стволе по центру пальцевых отверстий по всей его длине прорезают неглубокий желобок, и только потом кору «надевают» на прежнее место. Такая дудка — простейший музыкальный инструмент с фиксированным строем. О дудочках рассказывается в детской прибаутке.
Ай ду-ду, ай ду-ду, сидит ворон на дубу, он трубит на дубу в золоченую трубу, Во трубу во золотую, в золотую, в завитую. А под дубом заиньки невелички-маленьки: Двое пляшут, двое спят, трое в дудочки свистят: Подпевают как умеют Трубачу искусному. Дать бы зайкам-музыкантам по листу капустному!
Гусли звончатые
Гусли — инструмент струнный. Название его происходит от древнерусского слова «густы» — гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование «гусла». Значит, гусли — это струны, гудящие струны.
Любая струна при колебании звучит сама по себе сравнительно тихо, а полые, то есть пустотелые, предметы издают более гулкие, громкие звуки; звук той же струны преображается, если ее приблизить к дуплу или поместить в деревянное корыто, ящик. Так возникло понятие о резонаторе — одной из необходимейших составных частей любого музыкального инструмента. Струны начали закреплять не на доске, а как бы поверх специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной пластинкой, которая называется декой (дека — значит крышка). Именно эта дека заставляла колебаться заключенное между ней и резонатором воздушное пространство, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным.
При этом не безразлично, из какого вида дерева сделана та или иная деталь музыкального инструмента. Корпус резонатора обычно выдалбливался из сосны или ели, а покрывался сверху декой из явора. Отсюда и пошел эпитет — гусли «яровчатые».
Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Изображение гуслей — трапециевидный кузов-резонатор и от пяти до двадцати пяти струн, натянутых на него параллельно, — можно встретить на многих старинных гравюрах.
Гусли были известны в Древнем Киеве, вспомните легендарного Бояна — сказителя и музыканта.
Боян же, братья, не десять соколов,
Не стаю лебедей напускал.
Но свои вещие персты на живые струны воскладал.
Они же сами князьям славу рокотали.
гусляр был не только музыкантом, но и поэтом и сказителем. А старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. Например, известный былинный герой Садко действительно жил в Новгороде и построил в 11б7 году церковь. Не был он богатырем, как
Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов. И все-таки сложили о нем былину, потому что сила его была под стать богатырской — это была сила искусства. И в былине речь идет о том незабываемом впечатлении, которое производило на новгородцев искусство много веков назад.
В былине рассказывается: «Садка день не зовут на почестен пир, другой не зовут и третий. ». Видно, не по нраву пришлись купцам его смелые песни. Закручинился тогда гусляр и пошел излить тоску свою чисту полю да Ильмень-озеру. Сел он на бережок, ударил
Следующий пользователь сказал cпасибо Иника за это полезное сообщение:
Народные скрипачи
Обратимся к западным российским землям. Издавна славилось традиционное искусство русских народных скрипачей. У южных славян смычковые инструменты известны еще до IX века. Ранние сведения о скрипичных ансамблях относятся к первой половине XYII века (игра «скрипотчиков» на свадьбе царя Алексея Михайловича в 1626 году). В конце XIX века в «Харьковских губернских ведомостях» было напечатано: «Велика любовь смоленских крестьян к музыке; здесь нет, можно сказать, ни одной деревни, где бы не было одного или двух музыкантов, пиликающих на скрипке и готовых из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на потеху и утешение честной компании. На деревенских гуляниях таких скрипачей и свирельщиков бывает обыкновенно по нескольку человек, играющих довольно согласно несложные русские мотивы. Благодаря этой любви к музыке создалось в губернии за последнее время скрипичное производство как кустарный промысел. Кроме скрипок, в губернии приготовляют также свирели — деревянные трубочки, музыка которых отличается приятным тембром».
В народных песнях, опубликованных в XYIII веке, говорится о мастерах игры на скрипках «во беседах» как о чем-то обычном и повседневном.
У соседа во беседе холосты ребята — мастера в скрипку играти,
Красных девиц забавляти. В народной песне находило отражение буквально все, широко, с чувством
чем жил народ, что его волновало, о чем он мечтал. Поэтому упоминались действительно распространенные и любимые музыкальные инструменты, и скрипка в их числе.
Сватался за Катеньку из деревни скоморох,
Сказывал он Катеньке про умение свое:
Есть у меня, Катенька, и скрипка, и гудок.
Таких примеров можно было бы привести много. В них говорится о скрипке и игре на ней как о чем-то привычном, чуть ли не повседневном.
Существуют также многочисленные старинные рисунки и гравюры, на которых совершенно отчетливо изображена игра на скрипке, державшейся у плеча и имевшей боковые выемки на корпусе в отличие от вертикально располагавшегося грушевидного гудка. А ведь старинные рисунки — это то же, что в наши дни фотографии. Они достоверны, им можно верить.
Появление в конце XYIII века бесчисленных инструментальных ансамблей и крепостных оркестров, большого количества сборников для скрипок и других инструментов свидетельствует о значительной роли народной скрипки в развитии русской музыкальной культуры. Национальные традиции скрипичного искусства повлияли на развитие русской музыки.
Основу наигрышей скрипачей составляет народная песня, причем часто ее напев оказывается преобразованным. В исполнительском творчестве опытных народных скрипачей, в их искусстве «играть под песню», «играть под пляску» достаточно ярко сказывается местная народная школа самобытного скрипичного искусства. В сольных песенных наигрышах каждый скрипач стремится по-своему варьировать известный напев, внести яркий инструментально-мелодический перебор.
О традиционных наигрышах смоленских скрипачей можно говорить как о достоянии музыкальной культуры общерусского значения. В них безудержное веселье, народный юмор и молодецкая удаль; для них характерны
непосредственность мелодического варьирования и импровизации, а также неизменное ощущение распевности. Известны факты существования народной скрипки и в наши дни в отдельных русских областях.
Заиграй-ка, балалайка!
Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа, например гитара — испанский национальный инструмент, мандолина — итальянский, волынка — шотландский, кантеле — карело-финский, бандура — украинский и т.д. Все в мире знают, что балалайка — это русское.
Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1688 году. В документе под названием «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», хранящемся в Центральном Государственном архиве древних актов России, упоминается «посадский, человек Савка Федоров да Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли». Следующее весьма любопытное упоминание об этом инструменте содержится в документах времен Петра I. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминающие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по-разному (у калмыков — домбр, у бурят — гор, у татар — думбра), многие из них, в том числе калмыцкий, имели треугольную форму кузова, длинную шейку, две-три струны. Играли на них не плектром, а пальцами, типично балалаечным бряцанием.
Можно предположить, что на определенном историческом этапе, как это часто бывало и бывает, произошло слияние двух-трех родственных щипковых инструментов, в результате которого именно русский человек развил и распространил совершенно новый, самобытный струнный инструмент — балалайку. От домры был заимствован корпус, строй (по квартам), а от гуслей -способ игры. И вот, пожалуй, именно способ игры определил своеобразие нового инструмента. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов балалайка превосходит своих предшественников. Тут и тремоло, как на домре, щипки пальцами правой руки и бряцание, как на гуслях, щипки пальцами левой руки, что идет, пожалуй, от арфы, большая и малая дробь, пиццикато, глиссандо, вибрато.
Организатором первого в России оркестра народных инструментов в конце XIX века был Василий Васильевич «Андреев. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал ее. Для того чтобы сделать расчет чертежа, ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские, и еще многие из разных областей России. Были они с треугольным и овальным кузовом, с двумя струнами и четырьмя. Словом, Андреев проделал огромную работу, прежде чем сделал вывод: «Три струны и треугольный кузов-резонатор типичны!».
Но почему возникла у Василия Васильевича такая потребность? На этот вопрос отвечает он сам в своих воспоминаниях: «. Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков. Присмотревшись внимательно, как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры».
Репертуар балалайки сходен с репертуаром гармоники, это и народные песни различных жанров, от лирической до игровой, а также плясовые и танцевальные мотивы.
О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание ее во многих русских народных песнях. В песне «Во поле береза стояла» есть слова:
Сделаю себе я три гудочка, четвертую балалайку.
Есть и загадки про балалайку, например:
В лесу выросло, из лесу вынесено,
На руках плачет, а на полу скачет.
Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека: «Вывернулся, как
Мартын с балалайкой», «Наш брат Исайка — без струн балалайка», «На словах что на гуслях, на деле что на балалайке». Чаще всего упоминания об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку:
Балалаечка гудит, жалко милого будить. Балалаечка – гудок разорила весь домок. Как на эту балалаечку навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка играла про любовь.
На прялках, старинных гравюрах, лубочных картинках и более поздних рисунках один из наиболее приметных музыкальных инструментов — тоже балалайка.
Источник