Ноты для диктантов по сольфеджио для 3 класса

Аудио диктанты по сольфеджио

На этой странице представлены бесплатные музыкальные аудио диктанты по сольфеджио с ответами. Ответы выкладываются в виде нот. В основном в них испытывают необходимость в 1, 2, 3, 4 и 5 классе школы. Выложенные здесь аудио уроки музыки иногда оказываются востребованы и в 7 классе. Автор диктантов: Н. М. Ладухин. На сайт периодически добавляются новые аудиокурсы.

Раздел небольшой. Тем не менее, подобрать здесь себе подходящий музыкальный диктант вы сможете.

Аудио диктанты по сольфеджио вы можете скачать бесплатно и без регистрации в формате mp3 и слушать онлайн. Скачивание по прямой ссылке значительно удобнее скачивания через торрент. Все файлы прошли проверку перед загрузкой на сайт.

Аудиокурсы к школьным учебникам: аудио учебники.

Буду рад если вы порекомендуете своим знакомым мой сайт.

Источник

Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;

Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневыйдиктант— педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками— на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами— полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти— анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант— педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодииразвивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант— запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный)— отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:

Примеры диктантов для 3 класса:

Примеры диктантов для 4 класса:

Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

Источник

Аудио диктанты по сольфеджио

На этой странице представлены бесплатные музыкальные аудио диктанты по сольфеджио с ответами. Ответы выкладываются в виде нот. В основном в них испытывают необходимость в 1, 2, 3, 4 и 5 классе школы. Выложенные здесь аудио уроки музыки иногда оказываются востребованы и в 7 классе. Автор диктантов: Н. М. Ладухин. На сайт периодически добавляются новые аудиокурсы.

Раздел небольшой. Тем не менее, подобрать здесь себе подходящий музыкальный диктант вы сможете.

Аудио диктанты по сольфеджио вы можете скачать бесплатно и без регистрации в формате mp3 и слушать онлайн. Скачивание по прямой ссылке значительно удобнее скачивания через торрент. Все файлы прошли проверку перед загрузкой на сайт.

Аудиокурсы к школьным учебникам: аудио учебники.

Буду рад если вы порекомендуете своим знакомым мой сайт.

Источник

Ноты для диктантов по сольфеджио для 3 класса

Автор: И. Домогацкая, А. Цодокова
Год: 2000
Издательство: М.: МетодИздат
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

Данный сборник содержит свыше 500 музыкальных примеров, рекомендованных Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры в качестве экзаменационных диктантов по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ Москвы.
Диктанты расположены в хронологической последовательности, составлены, в основном, из примеров музыкальной литературы и охватывают период с 1968 года по 2000 год.
В связи с отменой экзамена по сольфеджио в 3 классе (5-летний курс обучения) и в 4 классе (7-летний курс обучения) диктанты данных классов представлены до 1988 года. В свою очередь введение экзаменов в 6 классе (5-летний курс обучения) и в 8 классе (7-летний курс обучения) определило появление экзаменационных диктантов для данных классов с 1988 года.

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Карина Барас. «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов»

Преподаватель, член Союза композиторов России

От редакции:

Автор сборника — Карина Вальдемаровна Ба́рас , нижегородский композитор, плодотворно сочиняющий в различных жанрах, в том числе камерной и детской музыки, а также являющийся педагогом с многолетним опытом преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школе. Ученики К. В. Ба́рас становятся победителями различных олимпиад, лауреатами конкурсов, среди них, к примеру, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ныне учащийся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Валентин Малинин .

Пособие «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов» адресовано учащимся начальных классов, предназначено для самостоятельной работы в домашних условиях и нацелено решать целый комплекс стратегических задач музыкальной педагогики. Пособие объединяет в себе:

  • учебник,
  • справочник,
  • рабочую тетрадь,
  • аудио-диск,
  • раскраску.

Автор постарался максимально полно охватить всё многообразие методов и форм работы в рамках курса сольфеджио, включая творческие и занимательные, на сообразительность и общий музыкальный кругозор. Много внимания уделено тембровому слуху и развитию музыкального слуха в целом. Для этого в пособие включены в качестве важного дополнения звуковые дорожки, которые сопровождают каждое домашнее задание. Это и музыка для слушания и слухового анализа, и интересные фонограммы песен, это и упражнения, диктанты, звуковые загадки. В каждом задании присутствуют звучания разнообразных музыкальных тембров, а также в тексте есть упоминания о различных музыкальных инструментах — от более до менее известных, как, например, лютня или виола да гамба. Сборник содержит «визуальные помощники», схемы, образцы для выполнения тех или иных заданий, «подсказки», картинки для раскрашивания, головоломки.

Значительное внимание в пособии уделено самостоятельной работе учащихся дома с диктантами. По мнению автора, это не только развивает музыкальный слух, но и в значительной степени облегчает работу на уроке, помогает лучшей адаптации детей, которые испытывают определённые затруднения в написании диктантов в условиях реального урочного времени.

Пример задания для первого класса в конце учебного года:

Для учащихся, особенно для тех, кто не имеет дома фортепиано, озвученные на диске упражнения и номера для пения — большая и необходимая помощь в работе над правильным интонированием (в третьем классе — в пении двухголосия и трёхголосия). Номера для пения снабжены визуальными помощниками для правильного дирижирования.

Пример задания для 2 класса:

Материал сборников для 1 и 2 классов расположен в соответствии с учебным планом и количеством уроков по четвертям (всего по 33 домашних задания в каждой тетради). Структура третьего сборника немного иная: сначала идут задания для повторения и закрепления пройденных тем в предыдущих классах, а затем — по новым темам в соответствии с учебной программой. Домашних заданий для 3 класса сравнительно мало — их всего 30. Это сделано с определённой целью: дать педагогу возможность скорректировать предложенный материал применительно к конкретному уровню обучаемых, подробнее и тщательнее проработать сложные задания, вернуться для закрепления к старым, уже пройденным ранее.

Пример задания для 3 класса:

Цель автора сборника — сделать домашние занятия сольфеджио увлекательным и приятным делом, привить любовь к музыке и предмету. Пособие предполагает самое широкое использование в педагогической практике. Его возможно использовать, как в работе с детьми, прошедшими начальное обучение на подготовительных отделениях музыкальных школ, так и без предварительной подготовки; как в работе с учащимися фортепианных, народных и иных отделений, так и хоровых отделений или студий при общеобразовательных школах. В полный комплект пособия помимо собственно рабочих тетрадей и аудио-дисков к ним входит ещё и специальное приложение — «Комментарии для учителей», в котором содержатся необходимые расшифровки диктантов и заданий на определение на слух, а также ноты клавиров песен для аккомпанирования на уроке в классе.

Ниже приводятся аудиофайлы нотных примеров, которые даны в тексте.

Источник

Оцените статью