Ноты для дирижирования для начинающих

Как дирижировать разные музыкальные размеры?

В данной статье мы будем обсуждать основы дирижирования. Конечно, дирижирование – это целое искусство, которому обучаются в течение долгих лет музыкальных колледжах и консерваториях. Но мы коснемся этой темы лишь с одного краешка. Всем музыкантам приходится дирижировать при пении на уроках сольфеджио, вот о том, как это делать, мы и поговорим.

Основные дирижерские схемы

Существуют универсальные схемы дирижирования для простых и сложных музыкальных размеров. Их всего три – двухдольная, трехдольная и четырехдольная. При дирижировании каждая доля показывается отдельным взмахом руки, сильные доли чаще всего показываются жестом вниз.

На рисунке вы можете увидеть основные три схемы для дирижирования правой рукой. Числовые пометки обозначают последовательность жестов.

Двухдольная схема состоит, соответственно, из двух взмахов: один вниз (в сторону), второй – вверх (обратно). Такая схема подходит для дирижирования размеров 2/4, 2/8, 2/2, 2/1, 2/16 и т.д.

Трехдольная схема представляет собой комбинацию из трех жестов: вниз, вправо (если левой рукой дирижировать, то влево) и вверх к первоначальной точке. Схема подходит для размеров 3/4, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.

Четырехдольная схема содержит четыре жеста: вниз, влево, вправо и вверх. Если дирижировать двумя руками одновременно, то на «два», то есть на второй доле правая и левая рука двигаются навстречу друг другу, а на «три» они расходятся в разные стороны, на последнем взмахе они сходятся верх в одну точку.

Дирижирование более сложных размеров

Если долей в такте больше, то такие размеры вписываются в трехдольную или четырехдольную схему с удвоением некоторых жестов. Причем удваиваются, как правило, те взмахи, которые ближе к сильной доле. В качестве примера хотелось бы привести схемы таких размеров, как 6/8, 5/4 и 9/8. Скажем по несколько слов о каждом.

Размер 6/8 – сложный (состав 3/8 + 3/8), чтобы его продирижировать нужно шесть жестов. Эти шесть жестов укладываются в четырехдольную схему, где удваивается движения вниз и вправо.

Какова логика удвоений? Она состоит в следующем. Исходная схема 4/4 как бы разделяется на две половины: первые два жеста (вниз и влево) – для первых 3/8, а следующие два жеста (вправо и вверх), соответственно, приходятся на вторую половину такта, вторые 3/8. По общему правилу удвоить нужно сильную и относительно сильную доли, которые как раз приходятся на начала этих двух половин четырехдольной схемы.

Таким образом, при размере 6/8 «раз и два» показываются жестами вниз, «три» дирижируется влево (если правой рукой), «четыре и пять» — это относительно сильная доля с ее удвоением, они показываются вправо, а «шесть» завершает схему жестом вверх.

Размер 5/4 существует, как было уже отмечено, в двух вариантах, в связи с чем, есть две разные схемы дирижирования этого метра. Оба они укладываются в основную четырехдольную схему и разняться лишь удвоением одного из жестов. Если 5/4 = 3/4 + 2/4, тогда удваивается взмах вниз, самый первый. Если же, наоборот, 5/4 = 2/4 + 3/4, то в таком случае удвоить нужно жест вправо, который приходится на относительно сильную долю.

Размер 9/8 также считается сложным, он образован тройным повторением в такте простого размера 3/8. В отличие от других сложных размеров его дирижируют в трехдольной схеме, где каждый взмах просто-напросто утраивается. А смены жестов (вправо и вверх) в таком случае одновременно показывают относительно сильные доли.

Памятка по схемам дирижирования

Для того чтобы пройденные схемы дирижирования со временем не забывались, а также для быстрого их повторения в случае надобности, предлагаем вам скачать или переписать себе небольшую памятку со главными схемами.

ПАМЯТКА «СХЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ» – СКАЧАТЬ

Как работают руки при дирижировании?

Расскажем вам также о некоторых чисто технических моментах дирижирования.

МОМЕНТ 1. Дирижировать можно как одной, так и двумя руками. Чаще всего на уроках сольфеджио дирижирую то одной правой рукой, иногда одной левой (правой в это время играют мелодию на фортепиано).

МОМЕНТ 2. При одновременном дирижировании обеими руками, руки должны двигаться в зеркальном отражении по отношению друг к другу. То есть, например, если правая рука идет вправо, то левая – влево. Другими словами, они всегда двигаются противоположно: или расходятся в разные стороны, или, наоборот, сходятся, движутся навстречу.

МОМЕНТ 3. В процессе дирижирования должна принимать участие вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) и до кончиков пальцев. Но большое разнообразие движений свойственно только деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. В классе сольфеджио достаточно лишь четко показывать схему, тем самым помогая себе петь ритмично.

МОМЕНТ 4. При дирижировании простых схем более всего подвижным оказывается предплечье (локтевая кость), именно она берет на себя большую часть движений – ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движениях в стороны предплечью активно помогает плечо (плечевая кость), оно отходит в сторону от корпуса тела или приближается к нему.

МОМЕНТ 5. При движении вверх важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественной нижней точкой является такое положение, когда между предплечьем и плечом образуется прямой угол.

МОМЕНТ 6. Кисть руки во время дирижирования может отзываться на основные движения и слегка плавно пружинить, во время изменения направления жеста кисть руки при помощи запястья может слегка разворачиваться в сторону движения (как бы служит рулём).

МОМЕНТ 7. Движения в целом не должны быть жесткими и прямолинейными, их нужно округлять, все развороты должны быть плавными .

Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4

Для отработки элементарных дирижерских навыков выполните предлагаемые простые упражнения. Одно из них будет посвящено размеру 2/4, другое – трехдольной схеме.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВЕ ЧЕТВЕРТИ». Для примера мы возьмем 4 такта мелодии в размере 2/4. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой – в основном четвертные ноты и половинная длительность в конце. Четвертные длительности удобны тем, что именно ими отмеряется пульс и именно этой длительности равен каждый жест в дирижерской схеме.

В первом такте две четвертные ноты: ДО и РЕ. ДО – это первая доля, сильная, ее будем дирижировать движением вниз (или в сторону). Нота РЕ – это вторая доля, слабая, рука во время ее дирижирования будет совершать обратное движение – вверх. В последующих тактах ритмический рисунок аналогичный, поэтому там будут точно такие же соотношения между нотами и движениями руки.

В последнем, четвертом такте, мы видим одну ноту ДО, она половинная по своей протяженности, то есть занимает сразу обе доли – весь такт. Поэтому на эту ноту ДО приходится сразу два взмаха, нужно продирижировать полный такт, который она собой занимает.

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». В этот раз к изучению предлагаются 4 такта мелодии в размере 3/4. В ритме снова преобладают четвертные длительности, и поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах с легкостью должны ложиться на три взмаха схемы.

Например, в первом такте ноты ДО, РЕ и МИ будут распределяться по схеме следующим образом: ДО – на жест вниз, РЕ – на движение вправо, а МИ – на показ последней доли движением вверх.

В последнем такте – половинная нота с точкой. По своей длительности они занимает целый такт, три четверти, и поэтому для ее дирижирования нам потребуется выполнить все три движения схемы.

Как объяснить дирижирование ребенку?

В занятиях с малышами самое трудное – познакомить со схемой, запомнить движения и хотя бы немного их потренировать. Решению этих задач может помочь работа с образными ассоциациями.

Допустим, если мы разучиваем схему дирижирования на 2/4, то каждый взмах нужно как-то художественно обусловить. Иначе говоря, для объяснения жеста нужно найти похожее движение или ощущение из жизни, которое уже знакомо ребенку. Например, про жест, направленный вниз, которым мы показываем сильную долю, можно сказать, что это мы как будто гладим сидящего кота от макушки до хвоста. А про жест, направленный в обратную сторону, сказать, что мы тянем наверх иголку с длинной ниткой. Или, например, про всю схему целиком можно сказать, что это наша рука катается на качелях (описывание полукруга).

Если речь идет о размере 3/4, то каждое движение также можно объяснить отдельно. Движение вниз – это игра с баскетбольным мячом или такое движение, когда мы тянем за веревочку звоночек. Движение вправо – на пляже отгребаем рукой песок или отстраняем рукой высокую траву на лужайке. Движение вверх – тянем ту же иголку с ниткой или запускаем в полет божью коровку, которая сидит на указательном пальце.

В освоении дирижирования, с детьми как и при разучивании нотной грамоты, важно последовательное нарастание уровня сложностей заданий. Сначала можно осознать пульсацию в размерах чисто музыкально – на слух и при игре на инструменте, затем отдельно отработать дирижерский жест и лишь затем, наконец, соединять руку с пением.

На этом мы покамест притормозим. Если данный урок оказался для вас полезным, пожалуйста, расскажите о нем своим друзьям. В этом вам помогут кнопки социальных сетей, которые расположены чуть ниже на странице.

Источник

«Основы дирижирования»
методическая разработка ( класс) на тему

Пособие для преподавателей хорового отделения ДМШ и ДШИ.

Скачать:

Вложение Размер
osnovy_dir.posobie.doc 199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа

методическое пособие для преподавателей

хорового отделения ДМШ и ДШИ.

методическое пособие для преподавателей

хорового отделения ДМШ и ДШИ.

« Дирижерская специальность это

особый, специфический, но, тем не

менее, абсолютно равноправный вид

Учебная дисциплина «Основы дирижирования» была создана в соответствии с программными требованиями на отделении хорового пения ДМШ исходя из необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка, с целью дальнейшей профессиональной ориентации, в выпускных классов хорового отделения 7- летнего и 5-летнего срока обучения . Расчитана на один год.

Данный предмет предусматривает последовательное изучение дирижерских приемов и навыков, ознакомление с выдающимися хоровыми коллективами и их руководителями; знакомит учащихся с основными этапами развития певческо — хорового искусства, типами и видами хоров, средствами художественной выразительности, используемых в хоре, основными разновидностями певческих голосов.

Целью данного курса является выработка навыков дирижирования, чтения хоровых партитур, анализа хоровых произведений; расширение музыкального кругозора учащегося; развитие интереса к хоровой культуре.

Выбор тем и вопросов данного пособия может быть предельно гибким в зависимости от разных педагогических задач и от конкретных условий ведения урока.

Пособие дополнено приложением, в котором дается «Словарик юного дирижера» и Вопросы для повторения.

Составитель Харитонова О.А.

по предмету «Основы дирижирования»

Цель и задачи начального курса дирижирования на хоровом отделении ДМШ и ДШИ. « Музыкальная профессия — дирижер».

Из истории русской хоровой музыки

Типы и виды хоров. Формы и направления хоровых коллективов.

Женские, мужские, детские певческие голоса.

Жанры хоровой музыки.

Индивидуальный план учащегося. Репертуарные требования.

Типы упражнений на развитие мануальных навыков дирижирования (начальные).

Вокально-хоровой анализ произведения. Работа над партитурой.

Дирижерские схемы в размерах 2/4; 3/4; 4/4.

Итоговый урок. ЧХП с листа.

Виды упражнений на основные движения ауфтакта. Упражнения на отработку «точки-удара» ауфтакта.

Упражнения на синхронность и независимость движений правой и левой руки.

Паузы и цезуры. ЧХП

Постановка дирижерского аппарата и усвоение дирижерских упражнений.

Динамические оттенки и штриховые соотношения.

Затакт. Фермата в конце произведения. Изучение приема вступления и окончания:

Повторение теоретического материала.

Закрепление полученных дирижерских навыков. Подготовка к зачетному уроку.

Итоги четверти и года.

Итого: 34ч + 2ч (резерв) = 36ч

Теоретических – 10 часов

Практических – 24 часа

Общие методические вопросы преподавания дирижирования

Тема 1 . Цель и задачи начального курса дирижирования на хоровом отделении. Формы учебной работы. « Музыкальная профессия — дирижер».

Дирижирование — одна из дисциплин учебного плана, направленная на развитие потенциальных способностей и навыков учащегося, раскрытия в нем творческой индивидуальности.

Основное содержание курса «дирижирование» — начальный этап обучения.

Цель курса — приобрести навыки дирижирования, чтения хоровых партитур, анализа хоровых произведений, расширить музыкальный кругозор учащегося, развить интерес к хоровой культуре.

Задачи образовательной программы — познакомить с историей русской хоровой культуры, выдающихся хоровых коллективах и их руководителях, изучит основы дирижерской техники; привить навыки чтения с листа хоровых партитур, формировать личность музыканта; развить мотивацию личности к познанию и творчеству.

Основные формы и методы обучения

Формы обучения – групповые и иннивидуальные.

  • изучение партитуры музыкального произведения с помощью фортепиано;
  • исполнение мелодии и основных голосов методом сольфеджирования;
  • анализ музыкального произведения и работа по освоению дирижёрских навыков;
  • дирижирование под аккомпанемент концертмейстера;

Тема первого урока — «Музыкальная профессия — дирижер».

Истоки искусства дирижирования.

План урока: введение в специальность — о дирижерском искусстве, функциональная роль дирижера, дирижерские профессиональные качества, формы общения дирижера с творческим коллективом Функции дирижера: исполнительские, педагогические, организаторские. Профессиональные качества дирижера: музыкальные данные, профессиональные знания, техническая оснащенность, эмоционально-волевые реакции. Дирижерский исполнительский процесс: работа над партитурой—репетиционный период — концертное выступление.

Тема 2. Из истории русской хоровой музыки .

Хоровая музыка — наиболее демократичный вид искусства. Деление хоровой музыки на народную, профессиональную, светскую и культовую. История первых русских профессиональных хоров: Государевых певчих дьяков и Патриарших певчих дьяков. Знаменитый распев — основной вид пения в православной древнерусской церкви. Партесное пение — стиль русской многоголосной хоровой музыки 17-18 веков. Влияние итальянских мастеров пения на русскую школу хорового пения. Формирование национальных традиций русской школы хорового пения. Известные советские российские хоровые коллективы и их руководители.

Тема 3. Типы и виды хоров. Формы и направления хоровых коллективов.

Деление хора на однородные и смешанные типы. Малые (камерные), средние и большие составы хора. Одно,- двух,- трех,-четырехголосные виды хоров.

Две различные формы исполнения: пение с сопровождением и пение без сопровождения

Тема 4. Женские, мужские, детские певческие голоса.

Хор. Партии хора и голоса, составляющие их. Отличие женских голосов от детских. Репертуар детских хоров.

Тема 5. Жанры хоровой музыки .

Русская хоровая музыка — ее богатые традиции и разнообразная палитра жанров от крупных до менее крупных. Оратория — опера в концертном исполнении, возникновение жанра и составные части драматургии. Кантата — сходство и различие с другими жанрами. Примеры классических образцов кантатного жанра. Реквием -циклическое вокально-инструментальное произведение траурного характера. Мессы — короткие, торжественные и их разновидности. Малые формы хоровой музыки: миниатюра, песня, сюита и др.

Хоровая миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение.

Тема 6 . Индивидуальный план учащегося. Репертуарные требования.

Составление индивидуального плана учащегося требует учета конкретных задач и требований курса обучения, психофизических данных учащегося, уровня развития самостоятельных навыков. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать: трудность в мануальном освоении произведения; трудность в исполнительском усвоении музыкального текста.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащегося выступает учебный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенном усложнении, направленном на решении педагогических и художественных задач. Репертуар составляется из высокохудожественных произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного творчества, произведений местных, национальных композиторов. За весь курс обучения учащийся должен изучить: 2-3 произведения с сопровождением в 2-х частной или простой 3-частной форме; куплетной формы; 3-4 произведения без сопровождения в форме периода.

Тема 7. Дирижерский аппарат.

Основным средством управления хором является так называемый дирижерский аппарат – руки, лицо дирижера, корпус. Совокупность приемов, основанных на правилах дирижирования, называется техникой дирижирования. Основные функции дирижерского жеста. Правильная постановка корпуса и рук.

Комплекс упражнений на организацию дирижерского аппарата. Группа гимнастических упражнений, направленная на воспитание выносливости, пластики, подвижности суставов рук. Тема 8. Типы упражнений на развитие мануальных навыков дирижирования (начальные).

Одной из главных учебных задач учащегося является овладение необходимыми дирижерскими приемами—техникой дирижирования. Искусство дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов,

Комплекс упражнений на организацию дирижерского аппарата. Группа гимнастических упражнений, направленная на воспитание выносливости, пластики, подвижности суставов рук.

Упражнения на развитие осознанного контроля за мышечными ощущениями «напряжения-расслабления».

Упражнения на координацию движений правой и левой руки.

Упражнение делится на две категории. В первой категории дается группа упражнений на освобождение мышц и суставов, развитие кистевых движений и т.д. Во второй категории даются упражнения непосредственно связанные с дирижерской техникой.

Тема 9 Вокально-хоровой анализ произведения. Работа над партитурой.

Анализ произведения заключается в следующем:

1. Содержание, сюжет, автор литературного текста и композитор;

2. Музыкально — теоретический анализ: тональность, фактура, метро — ритм, интервалика, роль аккомпанемента;

3. Вокально-хоровой анализ: характеристика хоровых партий, диапазон, тесситура, голосоведение.

Анализ делается в устной форме.

На занятиях выявляются все особенности хоровой партитуры, план художественного исполнения, намечаются дирижерские приемы, исполнительски выражающие творческие намерения дирижера.

Тема 10. Дирижерские схемы в размерах 2/4; 3/4; 4/4.

Разница между понятиями «тактирование» и «дирижирование». Основная организующая роль сильной доли в такте. Упражнения на освоение простых схем тактирования. Понятие о сложных размерах.

Тема 11. Чтение хоровых партитур.

Изучение небольших по объему музыкальных произведений (в форме периода) преимущественно гармонического склада с несложной фактурой изложения,

«Чтение хоровых партитур» является составной частью профессиональной подготовки учащихся по специальности «Хоровое дирижирование». Навыки ЧХП необходимы для дальнейшей практической деятельности будущих дирижёров хора.

Исполнение партитуры на фортепиано даёт возможность ознакомления с хоровым произведением. Основным способом звуковедения в хоре является легато. Поэтому при игре хоровой партитуры на фортепиано этому навыку следует уделять особое внимание.

На каждом занятии необходимо отводить время на «чтение с листа», постепенно усложняя технические задачи

Значительную роль в методике ведения предмета «Чтение партитур» играет развитие навыка транспонирования. Эту работу необходимо начинать с лёгких и небольших произведений, хорошо изученных в основной тональности.

Тема 12. «Ауфтакт и его функции».

Понятие «ауфтакта»(подготовительный замах).

План урока: 1) содержание понятия «ауфтакт»;

  1. графическое строение ауфтакта;
  2. функции ауфтакта;
  1. упражнения на выработку движений ауфтакта и «точки-удара».

Тема 13. Динамические оттенки и штриховые соотношения.

Дирижируются произведения в умеренном темпе, в характере звуковедения non legato и legato, преимущественно в динамике mf и f.

Тема 14. Затакты и ферматы в дирижировании. Изучение приема вступления и окончания.

Затакт в большинстве случаев — ритмически неустойчивый звук. Затакты с полной и неполной счетной доли Фермата показывается остановкой руки в начальный момент звучания ноты, над которой она обозначена.

Три момента вступления: внимание, дыхание, вступление; ауфтакт; прием окончания («снятия»): подготовка его и само окончание («снятие»). При показе окончания пения – применяется такая же комбинация жестов, как и при вступлении.

Тема 15. Закрепление полученных дирижерских навыков. Подготовка к зачетному уроку .

Закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков по дирижерской технике способствует раскрытию артистического дарования ученика, росту его профессионального мастерства.

Зачет по предмету «Основы дирижирования» проводится не позднее одного месяца до выпускного экзамена по специальности. На зачете учащийся должен продирижировать музыкальное произведение простой формы в размере 3 / 4, 4 / 4 , 2 / 4 в умеренном и в умеренно-скором темпах в сопровождении концертмейстера; самостоятельно разобрать и исполнить 2-3 х голосную хоровую однострочную или двухстрочную партитуру с листа в объеме 8-16 тактов в размере 2 / 4 , ¾ , 4 / 4 .

  • Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
  • Дирижирование произведения наизусть;
  • Исполнение 2-3 х голосной хоровой партипуры. Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;

При вынесении годовой оценки следует учитывать результаты работы ученика в течение года по всем разделам программных требований.

Примерный репертуарный список произведений

для дирижирования в выпускном классе:

Произведения, дирижируемые в трехдольном, четырехдольном и двухдольном размерах.

1. Русская народная песня Хрестоматия по

«Я вечор в лужках гуляла» дирижированию хором. Вып. 1

2. Украинская народная песня

обр. Н. Леонтовича »

3.Польская народная песня

Обр. В.Л.Соколова, русс. текст »

4. Музыка Х.Кальюсте, сл. К.Корзена

5. Музыка М.Ипполитова-Иванова,

перевод с немецкого М.Михайлова »

«В разлуке с Родиной»

6. Русская народная песня

Обр. А.Юрлова, сл.Н.Языкова »

«Нелюдимо наше море»

7. Русская народная песня

8. Музыка В.Шафранникова, сл.народные

9. Музыка А.Флярковского, Хрестоматия по

Сл. И.Татаринова дирижированию хором.

«Осинка – грустная» Вып. 1. – М., Музыка, 1979г

Сл. Н. Берендгофа »

«Во сыром бору тропинка»

  1. Музыка Л.Бетховена, переложение

для хора В.Соколова, сл. К.Алемасовой »

  1. Песня болгарских партизан Хрестоматия по

Обр. Е. Красотиной, русс.текст дирижированию хором.

В.Суслова Вып. 1. – М., Музыка 1979 г.

«Встречайте день мая»

  1. Музыка Ф.Мендельсена, русский

Список нотной литературы

  1. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Вып.1.

Сост: С.Пушечникова, Ю.Игнатьев. Москва. «Музыка» 2000г.

  1. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып. 1,2.

Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. Москва «Музыка» 1991г.

  1. Школа хорового пения. Вып. 1,2.

Сост. В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. Москва «Музыка» 1971г.

  1. Хоровой класс. Пособие для ДМШ и ДШИ.

Сост. В.Попов, П.Халабузарь. Москва «Советский композитор» 1988г.

  1. Произведения для детского хора. Хрестоматия для I-III кл. ДМШ.

Сост. И.Москалькова Москва «Музыка» 1983г.

Сост. И.М.Павловский. Киев. «Музыкальная Украина» 1980г.

Расширить список нотной литературы можно за счет использования информационных ресурсов – в частности, нотных архивов сети Интернет:

  1. « Школа хорового пения» — В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. —

Издательство « Музыка», Вып.2.1971 г.

  1. « О хоровом искусстве» — Б.Асафьев. Издательство «Москва»,1980 г.
  2. « Хороведение» — В.А.Самарин. издательство « Academ A», М. 1998 г.
  3. « Хоровое пение» — Н.В.Матвеев. Издательство во имя святого князя

Александра Невского. 1998 г.

  1. « Уроки дирижирования профессора Мусина – В.С.Фиалковский.

Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006 г.

7. « Методика преподавания дирижирования». – Составитель – доцент

кафедры Б.Н. Цыков. Методические рекомендации. Петрозаводск,

  1. « Авторская программа общего курса по дирижированию –

Составитель –Жуланов Ю.А. ( Статья из ин-та)

  1. «Методика преподавания хорового дирижирования» — Л.Андреева,

8. «Хоровое пение » — Н.В.Матвеев М., 1998г.

9. « Хоровой словарь» — Н.В.Романовский. М., «Музыка», 2000г.

10. « Хор и управление им» — П.Чесноков. М. 1960г.

11. «Работа с хором» — В.Г.Соколов. М., Советский композитор 1987г.

  1. « Работа с хором» — В.Г.Соколов.Москва. Издательство «Музыка»,
  1. « Школа хорового пения» — В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. —

Издательство « Музыка», Вып.2.1971 г.

  1. « О хоровом искусстве» — Б.Асафьев. Издательство «Москва»,1980 г
  2. « Хороведение» — В.А.Самарин. издательство « Academ A», М. 1998 г
  3. « Хоровое пение» — Н.В.Матвеев. Издательство во имя святого князя

Александра Невского. 1998 г.

  1. « Уроки дирижирования профессора Мусина – В.С.Фиалковский.

-Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006 г.

18. « Методика преподавания дирижирования». – Составитель – доцент

кафедры Б.Н. Цыков. Методические рекомендации. Петрозаводск, 1990г.

19.« Авторская программа общего курса по дирижированию –

Составитель –Жуланов Ю.А. ( Статья из интернета)

Словарик юного дирижера

Агогика – (движение) одно из главных средств музыки; кратковременное отклонение от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Закономерности агогики – устремление к кульминации.

Акапелла (a cappella — итал.) -пение без сопровождения.

Альт — низкий женский голос, роль подголоска.

Атака — начало звука — ответственный момент звукообразования.

Ауфтакт (нем. ауф-над и лат. тактус-трогание, прикосновение) — замах,

предупредительный жест-импульс, предваряющий и организующий исполнение в отношении темпа, ритма, динамики, штриха, характера звуковедения, дыхания.

Бас — низкий мужской голос. Сильное, мощное звучание. Фундамент, основание, выполняет роль второго голоса в хоре.

Детские голоса — примерно соответствуют голосам женского хора, отличаются в величине диапазона (у детей он меньше), и в характере исполнения (детские голоса звучат звонко, светло) текста.

Диапазон (dia pason) – слово греческого происхождения и означает «через все», т.е. (в музыке) через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого.

Дирижирование (от франц. diriger — направлять, управлять, руководить) – искусство управления коллективным исполнением музыкального произведения (оркестром, хором и т.д.). Искусство дирижирования основано на специально разработанной системе жестов, мимики, посредством которых дирижер осуществляет руководство исполнением музыкального коллектива.

Дирижёр обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, своё понимание произведения.

Дискант — высокий детский голос (мальчиков).

Дивизи (divisi) — называется разделение хоровой партии на группы, которые часто получают самостоятельное значение, образуя по существу хоровые партии. Например, партия первых теноров и партия вторых теноров, или партия первых сопрано или партия вторых сопрано. Хоровая партия может быть разделена на два и даже на четыре голоса.

Кантилена — певучая мелодия, певучесть музыкального исполнения,

Капельмейстер – дирижер военных оркестров.

Мелодия (греч. — пение, песнь, напев) — художественно-выразительное и законченное одноголосное последование звуков.

Партитура — (итал: partitura, буква – разделение, распределение) в музыке – нотная запись многоголосного произведения, предназначенного для исполнения хором, оркестром или ансамблем, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

Примарные звуки — звуки, на которых человек говорит без напряжения. Репертуар хора — подбор музыкальных произведений, исполняемых хором в течении всего года, имеет большое значение в определении творческой направленности коллектива.

Сопрано — высокий женский голос, которому поручается исполнение основной мелодии произведения.

Тамбурмажор — (франц. tambour — барабан и major — старший) — первоначально главный полковой барабанщик во французской армии XVII—XIX вв., позднее — руководитель военно-музыкального хора (оркестра). Тамбурмажором назначался обычно унтер-офицер высокого роста. Он облачался в ярко украшенную, пышную форму одежды и держал в правой руке специальный жезл (трость) с золотым набалдашником, перевитый тесьмой с большими кистями, которым и подавал различные команды. Слово «тамбурмажор» утратило свой первоначальный смысл и в настоящее время представляет собой принадлежность для управления действиями музыкантов духового оркестра. Основное назначение «Тамбурмажора» — поддержание игровой слаженности оркестрантов и управление их действиями.

Тембр голоса (timbre, франц. -метка, отличительный знак) — окраска звука, характер его, зависящий от различных сочетаний обертонов, т.е. от гармонических призвуков. Входящих в состав основного звука, возникающих от колебания голосовых связок.

Тенор — высокий мужской голос, которому поручаются ведущие партии хора. Исполняет мелодию самостоятельно или с сопрано.

Темп (лат. — время) — скорость исполнения и характер движения музыкального произведения, выраженная в частоте чередования метрических долей.

Унисон — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты).

Фальцет (falsetto — итал.) — один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор.

Фермата (итал. — остановка) — средство художественной выразительности, обозначает остановку движения в пении, т.е. продолжение звука или паузы на неопределенное, подсказанное музыкальным чувством дирижера, время, тем большее, чем короче длительность.

Фразировка — это музыкально осмысленное исполнение отдельных мотивов фраз, предложений, подчиненных тексту.

Хор — организованный коллектив поющих людей, состоящий из нескольких различных групп голосов, называемых партиями хора.

Хорме́йстер (от хор и нем. Meister — мастер , начальник; нем. эквиалент Chorleiter) — руководитель хора , хоровой дирижёр . Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых и репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий .

Цепное дыхание — применяют тогда, когда продолжительность звучания превышает физические возможности певческого голоса. Смена дыхания певцами производится не одновременно.

Цезура (лат.- рассечение) — грань между частями музыкального произведения. Исполняется в виде короткой, еле заметной паузы. В пении сопровождаемой сменой дыхания.

Вопросы для повторения.

Становление русской хоровой культуры

  1. Назовите первые русские хоры, способствующие росту русской хоровой культуры.
  2. Кто стал создателем нового типа хоровой музыки?
  3. Какую роль сыграла опера в развитии светской хоровой культуры?
  4. В каком году возникло Русское хоровое общество? Кто был инициатором?

Современное хоровое искусство

1. Какое направление приобретает хоровое пение в 20-е годы XX века ?

2. Назовите самые известные песни 30-х годов XX столетия.

3. Какие исполнительские коллективы объединили вокальное,

танцевальное и инструментальное искусство?

1.Назовите произведения с историко-патриотической тематикой,

появившиеся в канун Великой Отечественной войны.

2.Какой жанр хоровой музыки стал наиболее популярен в период ВОВ и после

3.Назовите хоровые коллективы и их руководителей, ставших

активными пропагандистами современного репертуара.

4.Назовите композитора, возродившего жанр a cappella. В каких хоровых

миниатюрах, ставших популярными, композитор продолжил традиции

5.Кто из композиторов 50-х годов также участвовал в возрождении

отечественной хоровой культуры?

6.Кто возглавил Всероссийское хоровое общество?

1. Назовите первые произведения детской хоровой музыки и их

2. Назовите хоровые коллективы современности и их руководителей.

1. Как называлась система управления церковным хором в средние века?

2. Кто такой хормейстер?

3. Как называют дирижера военного оркестра?

4. Что такое хор?

5. Назовите хоровые партии.

6. Что такое «акапелла»?

7. Назовите жанровые профили хора.

8. Чем отличаются академические хоры от народных?

9. Назовите типы хоров.

10. Какие функции выполняет дирижерский жест?

11. Что включает в себя «ауфтакт»?

Тематический план по предмету «Основы дирижирования»

Примерный репертуарный список произведений ………. 7-8

Список нотной литературы………………………………….8

Приложение. Словарик юного дирижера………………10-12

Вопросы для повторения…………………………………….13

для преподавателей хорового отделения ДМШ и ДШИ.

ХАРИТОНОВА Ольга Александровна

Рецензенты: В.Н.Банников — Доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарного и художественно-эстетического образования АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;

О.В.Скобелева — кандидат культурологии, доцент, методист Окружного методического отдела художественного образования Югры.

Компьютерный набор, подбор иллюстраций – Харитонова О.А.

Источник

Оцените статью