Ноты для дудочки 6 дырок для начинающих

Дудук аппликатура

Дудук аппликатура показывает какие игровые отверстия на инструменте надо закрыть/открыть для извлечения нот мелодии. Как известно, дудуки изготавлявают в разном строе. То есть при одинаковом наборе закрытых,открытых отверстий дудуки разного строй будут извлекать разные ноты.

Строй дудука определяется нотой, которая звучит при всех открытых игровых отверстиях инструмента. На картинках с аппликатурой дудука, представленных ниже это крайний правый ряд в таблице аппликатуры. Этаже нота, только на октаву ниже должна звучать при закрытых шести верхних отверстиях на лицевой стороне ствола и закрытом отверстии на тыльной стороне дудука.

Дудук аппликатура. Дудук в строе Ля.

Этот дудук используется для обучения игре. Он самый распространенный и общедоступный.

Дудук аппликатура. Дудук в строе До.

Дудук в строе до также достаточно распространен. Многие народные музыканты выбирают этот инструмент.

Дудук аппликатура. Дудук в строе Си бемоль.

Дудук в строе си бемоль имеет, наверное, самый низкий звук из классических дудуков без клапанов.

В связи с тем, что дудук изготавливается ручным способом мастерами-умельцами и нет фабричного производства этого музыкального инструмента у некоторых дудуков возможные отклонения от указанной аппликатуры.

Так часто в рекомендациях изготовителей дудуков можно встретить указания играть отдельные ноты с «сжатыми губами».

Кроме того, музыканты-практики при игре верхних нот часто используют прием закрытия третьего отверстия на стволе дудука. В учебной литературе такой прием не встречается, однако в обучающих роликах на youtube и в видеозаписях выступлений дудукистов видно, что он широко распространен. Поэтому в аппликатуре дудука на этом сайте имеются отметки в виде серых кругов, которые обозначают закрытие третьего отверстия на стволе дудука на верхних нотах по желанию музыканта. На высоту ноты этот прием влияния не оказывает. В то же время, он позволяет более уверенно держать дудук при игре нот, когда инструмент удерживает минимальное количество пальцев. И раз дудук получает более устойчивое и надежное положение, то играть становится проще и ноты извлекаются качественнее.

Для расширения диапазона дудуки изготавливаются с дополнительными игровыми отверстиями. Для управления такими отверстиями применяются клапаны и рычаги наподобие кларнетовых. Аппликатуру этих инструментов можно узнать у мастеров изготовителей дудуков.

Возьмите обучающую программу Свирелька, потому что с ней вы быстрее и легче освоите аппликатуру дудука любого строя:

Также вы можете посмотреть видео уроки игры на дудуке в плейлисте дудук самоучитель от Олега Переверзева.

Дудук аппликатура

Добавить комментарий Отменить ответ

Играем на дудуке

Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Оставьте комментарий внизу страницы

Источник

Урок 2. Левая рука

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.

Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —>
Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик. Русская народная детская попевка

2. Дождик. Русская народная закличка

3. Лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:

4. Белка

Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

Просьба поделиться с друзьями этой станицей:

5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня

Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:

Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко. Русская народная закличка

7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка

8. Звоны. Украинская народная песня

9. Серые гуси. Детская песенка

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для закрепления материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:

Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:

В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:

(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:

7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы

Источник

Урок 1. Берем свирель.

Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Ровные шаги – та: четвертная длительность
Вдвое быстрее – ти-ти: восьмые длительности
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!

А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.

  1. Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
  2. Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
  3. Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
  4. Перечислите правила звукоизвлечения?
  5. Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
  6. Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
  7. Простучите, а потом сыграйте ритмы:

    Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3).
  8. Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
    ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
    ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД
  9. Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
  10. Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
    ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
    КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ
  11. Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!

Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:

Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:

Источник

Читайте также:  Бременские музыканты ноты для хора
Оцените статью