Дудук аппликатура
Дудук аппликатура показывает какие игровые отверстия на инструменте надо закрыть/открыть для извлечения нот мелодии. Как известно, дудуки изготавлявают в разном строе. То есть при одинаковом наборе закрытых,открытых отверстий дудуки разного строй будут извлекать разные ноты.
Строй дудука определяется нотой, которая звучит при всех открытых игровых отверстиях инструмента. На картинках с аппликатурой дудука, представленных ниже это крайний правый ряд в таблице аппликатуры. Этаже нота, только на октаву ниже должна звучать при закрытых шести верхних отверстиях на лицевой стороне ствола и закрытом отверстии на тыльной стороне дудука.
Дудук аппликатура. Дудук в строе Ля.
Этот дудук используется для обучения игре. Он самый распространенный и общедоступный.
Дудук аппликатура. Дудук в строе До.
Дудук в строе до также достаточно распространен. Многие народные музыканты выбирают этот инструмент.
Дудук аппликатура. Дудук в строе Си бемоль.
Дудук в строе си бемоль имеет, наверное, самый низкий звук из классических дудуков без клапанов.
В связи с тем, что дудук изготавливается ручным способом мастерами-умельцами и нет фабричного производства этого музыкального инструмента у некоторых дудуков возможные отклонения от указанной аппликатуры.
Так часто в рекомендациях изготовителей дудуков можно встретить указания играть отдельные ноты с «сжатыми губами».
Кроме того, музыканты-практики при игре верхних нот часто используют прием закрытия третьего отверстия на стволе дудука. В учебной литературе такой прием не встречается, однако в обучающих роликах на youtube и в видеозаписях выступлений дудукистов видно, что он широко распространен. Поэтому в аппликатуре дудука на этом сайте имеются отметки в виде серых кругов, которые обозначают закрытие третьего отверстия на стволе дудука на верхних нотах по желанию музыканта. На высоту ноты этот прием влияния не оказывает. В то же время, он позволяет более уверенно держать дудук при игре нот, когда инструмент удерживает минимальное количество пальцев. И раз дудук получает более устойчивое и надежное положение, то играть становится проще и ноты извлекаются качественнее.
Для расширения диапазона дудуки изготавливаются с дополнительными игровыми отверстиями. Для управления такими отверстиями применяются клапаны и рычаги наподобие кларнетовых. Аппликатуру этих инструментов можно узнать у мастеров изготовителей дудуков.
Возьмите обучающую программу Свирелька, потому что с ней вы быстрее и легче освоите аппликатуру дудука любого строя:
Также вы можете посмотреть видео уроки игры на дудуке в плейлисте дудук самоучитель от Олега Переверзева.
Дудук аппликатура
Добавить комментарий Отменить ответ
Играем на дудуке
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы
Источник
Урок 2. Левая рука
Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.
Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:
Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —> Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих |
Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.
1. Дождик. Русская народная детская попевка
2. Дождик. Русская народная закличка
3. Лесенка
Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:
4. Белка
Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.
Просьба поделиться с друзьями этой станицей: 5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:
Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен. 6. Солнышко. Русская народная закличка 7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка 8. Звоны. Украинская народная песня 9. Серые гуси. Детская песенка Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре Вопросы для закрепления материалов урока 1. Что такое legato? 4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами: Урок игры на свирели № 2 завершен Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы Источник Урок 1. Берем свирель.Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно. Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев. Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели. Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:
Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом: МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ
Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:
Более сложные ритмы обозначаются так:
Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так: И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое! Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.
Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети: Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях: Источник |