Ноты для дуэта балалаек детские

Ноты для дуэта балалаек детские

Автор: Г. Андрюшенков
Год: 2003
Издательство: Композитор
Страниц: 52
Формат: PDF
Размер: 6,4 МВ
Язык: русский

Основное предназначение данного сборника — использование его содержания на занятиях с учащимися старших классов детских музыкальных школ и в музыкальных училищах. Пьесы, входящие в сборник разнообразны по объему, характеру, стилю, использованию исполнительских приемов и рассчитаны на ансамблевую концертную практику. Составителем используется «петербургская» система обозначений, разработанная профессором А. Б. Шаловым. Посредством несложной редакции партий балалаек музыкальный материал сборника может быть использован и для дуэта домр с фортепиано. Издание предназначено для учащихся старших классов детских музыкальных школ и училищ, а также для широкого круга любителей музыки.

Источник

Балалайка

Балалайка запись закреплена

Шалов Александр Борисович (1927-2001) — одна из самых ярких личностей в истории развития исполнительства на балалайке второй половины XX века, педагог, воспитавший не один десяток талантливых исполнителей, методист, сформировавший Петербургскую (Ленинградскую) высшую профессиональную исполнительскую школу, автор, произведения которого исполняют везде, где знают балалайку, талантливейший композитор.
Показать полностью.

Ученик З.И.Ставицкого и П.И. Нечепоренко в Ленинградском училище им. М.П. Мусоргского, он продолжил образование в институте им. Гнесиных, в Москве, у А.С.Илюхина и М.Ф.Рожкова, совмещая учебу с исполнительской деятельностью в качестве солиста оркестра им. В.В.Андреева (1954-63).

Этот человек стоял у истоков создания кафедры народных инструментов Петербургской Консерватории. Среди его выпускников немало известных исполнителей и педагогов. Это Андрюшенков, Денисенко, Данилов, Забродин, Осипов, Сенчуров, Царенко, Конов, Беляев и многие другие.

За свою долгую творческую жизнь А.Б.Шалов создал более ста обработок народных мелодий, переложений и оригинальных сочинений, чем значительно обогатил спектр возможностей балалайки как концертного инструмента.

А.Б. Шалов — лауреат Всероссийского радиоконкурса им. Н.П.Будашкина, Международного конкурса на лучшее сочинение для русских народных инструментов, член Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ, создатель Ленинградской-Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке, основатель класса балалайки в Ленинградской консерватории (1960), руководитель кафедры струнных народных инструментов (1981-95) доцент (с 1970) профессор (с 1987).

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За оборону Ленинграда». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1989). Действительный член Петровской Академии наук и искусств (1997). Лауреат Золотой книги Санкт-Петербурга (1998).

Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.

Умер Шалов 30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Неповторимый талант Александра Борисовича Шалова поставил его в первый ряд прославленных музыкантов России. Имя его пользовалось огромной известностью и уважением, прежде всего, как автора выдающихся обработок русских народных песен и романсов. Их популярность шла от необыкновенной сердечности, глубины ощущения русского мелоса, естественности звучания балалайки. Его лучшие обработки — это лирические, протяжные русские песни, городской романс: — «Винят меня в народе», «Не корите меня, не браните», «Кольцо души-девицы», «Ах, не лист осенний». Звучание балалайки в них обладает замечательным свойством вызывать душевный отклик в сердцах слушающих ее, и в тоже время, она всегда неожиданна в свежести интонации гармонии, восхитительном плетении голосов. Обработкам А.Б. Шалова, этим концертным фантазиям для балалайки присущи, как теплота и душевность, так и изысканная салонность, наряду с академизмом и эмоциональной сдержанностью. Этим качествам музыкального мышления способствовали его окружение и учителя: Павел Иванович Нечепоренко в музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, где с 1947 года учился Александр Шалов, а также Борис Сергеевич Трояновский, которому П. Нечепоренко показывал своих учеников — А. Шалова и Л. Самсонова-Роговицкого.

А. Шалов вспоминает: «мы частенько бывали у Б.С. Трояновского, сердитый, молчаливый старик, я для него играл «Испанский танец» Де Фальи. Мы приходили, чтобы увидеть Б. Трояновского, для нас это было недосягаемое счастье». Учителями А. Шалова в институте им. Гнесиных были Александр Сергеевич Илюхин и Михаил Федорович Рожков. С 1949 года А.Б.Шалов — музыкант оркестра им. Андреева, куда он пришел по приглашению дирижера Авенира Васильевича Михайлова, который и вдохновил его на обработку русской народной песни «Что-то звон». Она стала первым оркестровым опусом А.Б. Шалова. Александр Борисович рассказывает: «Я сам сделал инструментовку и расписал партии. Страшно волновался, что моя музыка звучала, а оркестр тепло воспринял это произведение. По этому так неожиданно для меня было предложение заполнить документы на получение еще и гонорара».

В оркестре им. В.В. Андреева зародился дуэт балалаек А. Шалов и Л. Самсонов-Роговицкий, и именно для него А. Шалов стал создавать репертуар и писать свои новые сочинения. Почти два десятилетия вел активную творческую жизнь дуэт балалаек, выступая с оркестром им. В. Андреева на самых престижных концертных площадках Ленинграда. Сохранились записи на радио, телевидении, пластинка. Дуэт распался после кончины Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов в одной из бесед сказал: «Я пробовал играть с другими музыкантами, но радости совместного музицирования уже не получалось». В начале 70-х годов А. Шалов участвует как солист, в премьере «Праздничной музыки для балалайки, ложек и симфонического оркестра» С.М. Слонимского, затем это сочинение неоднократно и с большим успехом исполнял ученик А.Б. Шалова Михаил Данилов.

Сорок лет отдал Александр Борисович Шалов педагогической работе в Ленинградской консерватории, куда он был приглашен в 1960 году на создававшуюся кафедру русских народных инструментов, которая стала для него главным делом всей творческой жизни. Заведующий кафедрой, Заслуженный деятель искусств России, профессор — все это будет потом, а тогда — создание учебного плана, методических разработок, учебных программ — все это происходило при активном участии Александра Борисовича. Итогом исполнительского и педагогического опыта стала его книга «Основы игры на балалайке. Методические записки», вышедшая в 1970 году и задуманная как учебное пособие для преподавателей. Сам А. Шалов говорил, что он «отдал этой работе над книгой три года, и в ней были раскрыты тонкости игры на балалайке».

За четыре десятилетия А.Б. Шаловым воспитано немало талантливых музыкантов, это признанные мастера и артисты, работающие по всей России и за рубежом: Павел Забродин, Михаил Бурдин, Михаил Данилов, Александр Денисенко, Михаил Сенчуров, и многие другие. Есть среди них Заслуженные артисты России, профессора и доценты, лауреаты конкурсов всех рангов.

Одним из творческих достижений Александра Шалова стал ансамбль «Русская балалайка», созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля «Русская балалайка» и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская музыка.

Александр Борисович Шалов — крупная личность, талантливый во всем — и в области общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.

Источник

Ноты для дуэта балалаек детские

Репертуарное переложение к авторской образовательной программе дифференцированного обучения
Содержание:
Методическая часть
I
1. И. Дунаевский «Говорит Москва» (позывные радио)
2. «Осень» (детская песенка)
3. Е. Тиличеева «Смелый пилот»
4. Г. Горелова «Грустная капель»
5. Л. Сигал «Друзья»
6. Е. Тиличеева «Небо синее»
7. «Барашеньки» украинская народная песня, обработка В. Глейхмана
8. «Как у нашего кота» русская народная песня
9. «Андрей-воробей» русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой
10. «Загадка» обработка В. Гуревича
II
11. Е. Тиличеева «Я иду с цветами»
12. «Красная коровка» украинская народная песня
13. «Уж как звали молодца» русс4кая народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
14. Т. Захарьина «Осенний дождикчек»
15. «Как на тоненький лебедок» русская народная песня, обработка С. Стемпневского
16. В. Овчинников «Бубенчики»
17. А. Самонов «Доброе утро»
18. «Гори ясно» русская народная песня, обработка Р. Рустамова
III
19. «Зарядка» (детская песенка)
20. «Козочка» (детская песенка)
21. Е. Тиличеева «Колыбельная»
22. «Дождик» (де-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
23. «Сорока» русская народная песня
24. Л. Сигал «Песенка моя»
25. А. Жумаев «Дрёма»
26. «Приди, приди, солнышко» украинская народная песня, обработка П. Барчунова
27. В. Цветков «Считалочка»
IV
28. В. Цветков «ДОЖДИК»
29. В. Цветков «КАПЕЛЬ»
30. В. Цветков «ВЕТЕРОК»
31. В. Цветков «УЛИТКА»
32. В. Цветков «КУЗНЕЧИК»
33. В. Цветков «ЖУК»
34. В. Цветков «КОМАРИК»
35. В. Глейхман ЭТЮД
36. «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ» белорусская народная песня, обработка Н. Чуркина
37. «ХОДИТ ЗАЙКА» («Грустный зайка», вариант русской народной песни, обработка А. Жумаева)
38. Т. Захарьина «КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
39. Н. Френкель «ЗИМА»
40. «ПЕРЕПЕЛОЧКА» белорусская народная песня, обработка А. Жумаева
41. А. Жумаев «ПЬЕСА» (на четырех нотах)
V
42. «У КОТА – ВОРКОТА» русская народная песня, обработка Г. Левкодимова
43. Е. Тиличеева «ТРУБА»
44. «ВАСИЛЕК» русская народная песня, обработка А. Жумаева
45. Е. Тиличеева «СПИТЕ, КУКЛЫ» (колыбельная)
46. М. Ройтерштейн «КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
47. «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» французская народная песня, переложение В. Игнатьева
48. «ДУНЯ» русская народная песня
49. «ШИЛО СОЛНЫШКО» литовская народная песня
50. «УЖ КАК ШЛА ЛИСА» русская народная песня
51. Н. Френкель «ДОЖДИК»
52. Е. Тиличеева «ВОСЬМОЕ МАРТА»
53. «ПЕТУШОК» русская народная прибаутка, обработка М. Красева
54. М. Красева «БЕЛЫЕ ГУСИ»
55. «ДОЖДИК» детская песенка, обработка Б. Милича
56. А. Жумаев «ПЬЕСА НА ПЯТИ НОТАХ»
57. «ДОЖДИК» (до-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
58. В. Карасева «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЗАЙЧОНКА»
59. «НИНА» итальянская народная песня
60. «ДВА КОТА» польская народная песня, обработка В. Сибирского
61. Е. Тиличеева «ГАРМОШКА»
62. «ОЙ, ЕСТЬ В ЛЕСЕ КАЛИНА» украинская народная песня, обработка Л. Ревуцкого
63. «ЗАЯЦ БЕЛЫЙ» русская народная попевка (считалочка), обработка В. Агафонникова
64. «Я КУПЛЮ СЕБЕ ДУДУ» русская народная песня (считалка), обработка В. Агафонникова
VI
65. «КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ» русская народная песня
66. А. Жумаев «ПОЛЬКА» (мажорная пьеса на шести нотах)
67. А. Жумаев «ПЬЕСА» (минорная пьеса на шести нотах)
68. Н. Френкель «ФАСОЛЬ»
69. Н. Френкель «САРАФАН»
70. А. Жумаев «ПЬЕСА»
71. Е. Тиличеева «МАРШ»
72. «СПАТЬ ПОРА» (попевка)
73. «БАРАБАН И ТРУБА» (попевка)
74. «ЧИКИ, ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ» детская песенка из сборника «Гусельки»
75. «ДОЖДИК» румынская народная песня
76. Т. Попатенко «ПТИЧКА»
VII
77. «КУРЫ, ГУСИ, ДА ИНДЮШКИ» украинская народная песня, обработка А. Жумаева
78. А. Жумаев «ПОЛЬКА» (пьеса на семи нотах)
79. Д. Томпсон «ВАЛЬС ГНОМОВ»
80. «НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ» русская народная песня, обработка Г. Киркора
81. Г. Эрнесакс «ПАРОВОЗ», гармонизация А. Жумаева
82. «ЛАДУШКИ» русская народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
83. М. Магиденко «ПЕСЕНКА»
84. Н. Соколова «ВЕСНА»
85. М. Красев «ТОП-ТОП»
86. Я. Степовой «БИМ-БОМ»
87. «ОЙ, РЕБЯТА, ТА-РА-РА!» русская народная песня
88. «ЛЕПЕШКИ» украинская народная песня
89. Д. Кабалевский «ВРОДЕ МАРША»
90. «ГОЛУБЬ-ГОЛУБОК» украинская народная песня, обработка А. Жумаева
91. «ПАТОКА С ИМБИРЕМ» русская народная песня, обработка А. Жумаева
92. «В ЗЕЛЕНОМ САДУ» русская народная песня, обработка А. Комаровского
93. А. Березняк «ЕДЕТ ВОЗ»
94. Д. Кабалевский «ПЕРВЫЙ КЛАСС»
95. Е. Макаров «ПЬЕСА» (для домры и фортепиано «На трех струнах»)
VIII
96. «БЕЛКА» словацкая народная песня, обработка А. Жумаева
97. Ц. Кюи «ПЕСЕНКА»
98. А. Жумаев «ВОСЕМЬ НОТ»
99. М. Иорданский «ГОЛУБЫЕ САНКИ»
100. Д. Кабалевский «МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬКА»
101. В. Агафонников «КУКУШКА»
102. «КОЗЛИК» русская народная песня, обработка А. Лысаковского
103. Н. Бакланова «ЭТЮД»
104. С. Майкапар «ПЕРВЫЕ ШАГИ» («Анданте»)
105. «РУССКАЯ ПЕСНЯ», обработка А. Жумаева
106. «УТРЕННЯЯ ЗОРЬКА» детская песенка
107. А. Комаровский «МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС»
108. П. Петров – Омельчук «ЭТЮД – ОСТИНАТО»
109. «КАК ЗА СИНЕЮ РЕКОЙ» русская народная песня
110. «САВКА И ГРИШКА» русская народная песня, обработка А. Жумаева
111. Н. Любарский «КУРОЧКА»

Ноты для балалайки и фортепиано
74 стр.

Источник

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. (Ноты для балалайки)

Пьесы для дуэта балалаек и фотрепиано

1 В.Андреев. Искорки Вальс
2 Как под яблонькой. Русская народная песня. Обработка В.Андреева
3 Научить ли тя, Ванюша. Русская народная песня. Обработка Г.Андрюшенкова
4 Как по травке. Русская народная песня. Обработка Г.Андрюшенкова
5 Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка А.Шалова
6 Г.Андрюшенков. Полька-азбука. Для дуэта балалаек и фортепиано
7 Н.Будашкин. Родные просторы
8 Тум-балалайка. Еврейская народная песня. Обработка А.Шалова
9 И.Дунаевский. Галоп. Из хореографической сюиты «Возвращение»
10 В.Белецкий, Н.Розанова. Марш–гротеск

Ставшая символом русского народного инструментального исполнительства, балалайка с равным успехом используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Среди однородных балалаечных ансамблей наиболее характерными составами являются дуэт (две примы), и секстет (две примы, секунда, альт, бас и контрабас). Существующая практика показывает, что именно балалаечный дуэт как вид исполнительства снискал себе популярность и на профессиональной сцене, и в музыкальных учебных заведениях, и в любительском музицировании.

Предлагаемый сборник пьес для дуэта балалаек и фортепиано является первым из задуманной составителем серии подобных сборников и посвящается Александру Борисовичу Шалову — известному исполнителю, педагогу и композитору, в течение многих лет плодотворно возглавлявшему петербургскую балалаечную школу, обогатившему народно-инструментальный репертуар чудесными сочинениями, обработками, переложениями.

Основное предназначение данного сборника — использование его содержания на занятиях с учащимися старших классов детских музыкальных школ и в музыкальных училищах. Репертуар сборника разнообразен по объёму, характеру, стилю, использованию исполнительских приёмов и расчитан на ансамблевую концертную практику.

В сборнике применена «петербургская» система обозначений, разработанная профессором А.Б.Шаловым.

В настоящее время подавляющее большинство преподавателей и исполнителей имеют достаточно высокую квалификацию, что позволит им при необходимости посредством несложной редакции партий балалаек трансформировать музыкальный материал сборника и для дуэта домр с фортепиано.

Геннадий Андрюшенков
заслуженный работник культуры России,
кандидат педагогических наук, прфессор.

Источник

Читайте также:  Гитара для начинающих детей 10 лет какие лучше
Оцените статью