- Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven — Лунная Соната (Соната №14)
- «Лунная соната»: ноты для фортепиано
- «Лунная соната»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
- Лунная Соната (Соната №14 op.27) (часть 1)
- Лунная Соната (Соната №14 op.27) (часть 3)
- Бетховен | лунная соната | соната до диез минор | ноты для фортепиано |классическая музыка
- Дубликаты не найдены
- Бетховен — К Элизе (кавер) | Исполняет Ансамбль домристов «Грация»
- 23 ноты в секунду
- Ноты теперь расизм!
- Le Figaro: «слишком белый, слишком старый, слишком мужчина» — в юбилейный год Бетховена захотели «отменить»
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven — Лунная Соната (Соната №14)
Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн, в Германии. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. Отцу маленького Людвига, Иоганну ван Бетховену (1740 — 1792) не давали покоя лавры Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart), поэтому обучение музыке будущего композитора проводилось зачастую довольно жестокими методами. Принуждениями и побоями отец заставлял 4-х летнего ребёнка часами просиживать за фортепиано и заучивать упражнения на скрипке. В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина, ему тогда шёл 13-й год. В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. В 1787 Бетховен встретился в Вене с В. А. Моцартом . Прослушав игру юного Бетховена Моцарт сказал: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить». Внезапно получив известие о болезни матери Людвиг был вынужден срочно вернуться в Бонн; впоследствии он учился в Вене у Й. Гайдна (Franz Joseph Haydn), И.Г.Альбрехтсбергера и А. Сальери.
К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая»), 14 (т. н. Лунная), соната №21 (Аврора), первые 6 струнных квартетов.
В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1798, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802-12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепьяно № 28-32 и квартеты № 12-16.
На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции и эпохи наполеоновских войн; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, Уильям Шекспир, Жан Жак Руссо, Иоганн Гёте, Иммануил Кант, Фридрих Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 (т. н. Аппассионата) и др. Вместе с тем Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие личные переживания: знаменитая «Лунная» соната была посвящена графине Джульетте Гвиччарди — первой любви композитора; 3-я симфония («Героическая») была сочинена в честь Наполеона, несущего, как виделось Бетховену, знамя республиканства в старую Европу, но в последствии с принятием Наполеоном титула императора, композитор с болью в сердце перефразировал посвящение в «Героическая симфония, сочинённая в память Великого Человека»; 4-я симфония сотворена под впечатлениями лета 1806 года, которое он провёл в имении своих друзей Брунсвиков, в венгерском городке Коромпа, где обрёл любовь в лице Терезы Брунсвик; 5-я симфония — «симфония Судьбы», написана под гнетущими переживаниями, связанными с прогрессирующей глухотой, в симфонии можно почувствовать, как Судьба стучит в двери, но несокрушимая душа мечется, пытается уйти от тьмы и найти свет; пытаясь найти успокоение в единении с природой рождается 6-я симфония «Пасторальная» (пастушеская, сельская); 9-я симфония — итог всей жизни, его страстей, волнений и радостей, призыв не падать духом и никогда не сдаваться.
Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и Вольфгангом Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий.
Бетховен начинал свой творческий путь как новатор и преобразователь пианизма. Он был не только великий композитор, но гениальный исполнитель и непревзойдённый импровизатор. В своё творчество он внёс новые неожиданные изменения, которые с трудом принимались его современниками: это значительное обогащение стиля, расширение границ пианизма. Новые средства выразительности Бетховен черпал из собственных технических возможностей. Бетховен один из первых начал подробнейшим образом сопровождать нотный текст подробными словесными ремарками и динамическими указаниями, проставлять точный темп и педализацию.
Творчество Бетховена привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей-теоретиков: Г. Галя, П. Миса, Г. Ноттебома, А. Шмитца, Г. Яловеца; В. Бобровского, А. Климовицкого, Л. Мазеля, Ю. Холопова, А. Альшванга, Б. Асафьева, А. Глазунова, Б. Яворского.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от цирроза печени, осложненного водянкой (вследствие перенесенного в 1825 гепатита).
Источник
«Лунная соната»: ноты для фортепиано
Первая часть сонаты для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 Людвига ван Бетховена более известна как «Лунная соната ». Ноты для фортепиано доступны для бесплатного просмотра и скачивания в формате pdf с нашего сайта ниже, а пока вы можете прослушать данное произведение и узнать интересные факты о его создании.
- Название «Лунная соната» закрепилась за произведением после того, как музыкальный критик Людвиг Рельштаб сравнил его с лунным светом над Фирвальдштетским озером.
- Соната посвящена возлюбленной 30-летнего композитора, графине Джульетте Гвиччарди, которая в результате отдала предпочтение другому.
- Произведение исполнялось величайшими пианистами современности: Владимиром Горовицем, Гленном Гульдом, Эмилем Гилельсом.
«Лунная соната»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Людвига ван Бетховена для фортепиано. На нашем сайте все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно.
Людвиг ван Бетхоовен (1770-1827) – немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен – ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.
Источник
Лунная Соната (Соната №14 op.27) (часть 1)
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник
Лунная Соната (Соната №14 op.27) (часть 3)
«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.
Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).
В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.
В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.
Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:
Источник
Бетховен | лунная соната | соната до диез минор | ноты для фортепиано |классическая музыка
Ноты сонаты для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 (более известна под названием «Лунная соната») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800—1801 годах. Обе сонаты опуса 27 (№№ 13 и 14) имеют заголовок «Quasi fantasia». «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже спустя 5 лет после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
The Moonlight Sonata no. 14, Op. 27, no. 2, was completed in 1801 and dedicated to 17-year-old Countess Guicciardi, with whom Beethoven was, or had been in love. The nickname Moonlight derives from an 1832 description of the first movement by poet Ludwig Rellstab, who compared it to moonlight shining upon Lake Lucerne. Beethoven included the phrase Quasi una fantasia in the title (as well as in the other sonata of Op. 27) partly because the work does not follow the traditional sonata pattern where the first movement is in regular sonata form, and where the three or four movements are arranged in a fast-slow-[fast]-fast sequence.
Исполняет Paul Pitman.
Дубликаты не найдены
Бетховен — К Элизе (кавер) | Исполняет Ансамбль домристов «Грация»
«К Элизе» (нем. Für Elise, багатель No. 25 ля минор для фортепиано соло) — фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена (1770 — 1827).
Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно не было известно при жизни Бетховена и было обнаружено только почти через 40 лет после его смерти. Личность «Элизы» достоверно не установлена.
Произведение было написано около 1810 года, однако опубликовано лишь в 1865 г. немецким музыковедом Людвигом Нолем, который и предоставил пьесе ее современное название.
В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Боредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля. Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 г. «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 г.
В 1867 г. Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.
Доподлинно неизвестно, кем была «Элиза» (существуют различные версии относительно интерпретации названия пьесы).
23 ноты в секунду
Ноты теперь расизм!
Оксфордский университет рассматривает возможность отказа от нот за то, что они «слишком колониальны», после того как сотрудники выразили озабоченность по поводу «соучастия в превосходстве белых» в музыкальных учебных программах.
Профессора намерены реформировать свои музыкальные курсы, чтобы отойти от классического репертуара, в который входят такие люди, как Бетховен и Моцарт, вслед за движением Black Lives Matter.
Сотрудники университета утверждают, что нынешняя учебная программа ориентирована на «белую европейскую музыку из рабовладельческого периода».
Le Figaro: «слишком белый, слишком старый, слишком мужчина» — в юбилейный год Бетховена захотели «отменить»
«Культура отмены» добралась до классики: пока по всему миру из-за пандемии отменяли мероприятия в честь 250-летия со дня рождения Бетховена, в англоязычных СМИ его произведения назвали символом дискриминации и элитизма классической музыки, пишет Le Figaro. Музыковед Бернар Фурнье встал на защиту великого немецкого композитора: он утверждает, что активное обсуждение наследия Бетховена объясняется современностью созданных им шедевров, а продвижение общечеловеческих ценностей делает из него фигуру мирового искусства.
Независимая газета Кембриджского университета Varsity 25 декабря опубликовала на своём сайте статью, где задавался очень серьёзный вопрос: нужно ли «отменить» Бетховена? «Странный рождественский подарок для композитора, чей 250-летний юбилей праздновали 10 дней назад», — рассуждает Le Figaro. Однако в 2020 году, когда во всём мире должны были чествовать автора многочисленных шедевров классической музыки, всё пошло не совсем так, как задумали — и коронакризис стал не единственной песчинкой, которая остановила машину.
Пандемия привела к отмене большей части запланированных празднеств в прошлом году, включая Бетховенский фестиваль в его родном городе Бонне. Но этим всё не закончилось: осенью в англоязычном сообществе разгорелись оживлённые споры о том, что знаменитый композитор «слишком белый, слишком мужчина, слишком устаревший» (too pale, too male, too stale). Таким образом, предполагает французская газета, автор «К Элизе», «Оды к радости» и «Лунной сонаты», которые относятся к самым знаменитым произведениям классической музыки, стал для некоторых символом культуры, которая продвигает превосходство белой расы, мужчин и консерватизма.
Как рассказывает французское издание, причиной полемики стала статья «Как Симфония №5 Бетховена закрепила «классицизм» в классической музыке», которую в сентябре опубликовал американский сайт Vox. В тексте утверждалось, что с 1808 года эту «борьбу до победного конца» интерпретировали как метафору силы духа композитора перед неотвратимо наступающей глухотой — «или скорее на протяжении долгого времени это было устоявшееся мнение среди людей у власти, особенно белых богатых мужчин, которые приняли Бетховена и сделали из симфонии символ своего превосходства и важности». Для некоторых же групп — женщин, представителей LGBTQ и расовых меньшинств — эта симфония, по мнению авторов, «может главным образом стать напоминанием об истории дискриминации и элитизме классической музыки».
Такое утверждение спровоцировало гнев многочисленных защитников Бетховена и является «искажением истории», как настаивает музыковед и лектор Бернар Фурнье. Выдающийся специалист по шедеврам Бетховена, автор монументальных трудов о его произведениях, он не скрывает своего возмущения полемикой, зародившейся по ту сторону Атлантики. Эксперт напоминает, что Пятая симфония — «это просто энергия музыки против фашизма»: не случайно начало этого произведения стало лейтмотивом Radio Londres — французского радио сопротивления, вещавшего из Лондона в 1940—1944 годах, а отрывок из Девятой включают каждый раз, чтобы отметить победу мира или свободы. «Это произведения, которые своей энергией призывают сопротивляться мировым потрясениям», — подчёркивает Фурнье. Поэтому для него поднятый некоторыми англоязычными СМИ вопрос об «отмене» Бетховена, который якобы занимает слишком большое место в истории и затмевает наших современников, не является серьёзным. «Эта кампания — лишь очередная выдумка некоторых крикливых идеологий», — уверен музыковед, который видит в ней две задачи. С одной стороны — «желание свергнуть любой ценой кумиров и той эры героев, частью которой является Бетховен — символ силы духа человека, который преодолел драму своей глухоты». С другой — «вызывающая беспокойство эволюция музыковедения в сторону прикладной социологии и в ущерб научной точности, которую оно предполагает».
Французская газета отмечает, что катализатором такой тенденции стало движение Black Lives Matter. Примером этому служит призыв «деколонизировать музыку», который в форме открытого письма получили на музыкальном факультете Кембриджского университета. В нём сотни подписавшихся осуждают «расизм в изучении и интерпретации классической западной музыки». По их мнению, он является «хронический и комплексной проблемой, которая воспроизводится самой структурой культуры классической музыки» и приводит к исключению «небелых» композиторов из учебного материала.
На фоне расцвета «культуры отмены» такое социологическое отклонение находит идеологическое основание, от которого не защищает ни один бастион. Подобной участи не избежал даже Дом Бетховена в Бонне: в этом музее в феврале прошлого года немецкая пианистка Шарлотта Зайтер раскритиковала вездесущего Бетховена как отражение мира, который «идеализирует мужскую креативность» и мыслит «категориями доминирования». Однако подобные спекуляции появлялись и раньше: в конце 1980-х годов феминистка Сьюзан Макклэри провела анализ первой части Девятой симфонии Бетховена и представила её как описание сцены изнасилования. «Это совершенно возмутительно», — опровергает эту идею Бернар Фурнье. По его словам, «музыка сама по себе ничего не означает», и он совершенно не видит в данном конкретном случае связь с насилием. Музыковед напоминает, что в опере Бетховена «Фиделио» не Флорестан, а Леонора в мужской одежде бросает вызов начальнику тюрьмы и освобождает своего возлюбленного. «Бетховен был феминистом, опередив своё время!» — утверждает Фурнье, но с горечью отмечает, что если назвать сейчас феминизмом поступок Леоноры, то вас пристыдят, тогда как переосмысление встречи Леноры с Марселиной в сцену лесбийской любви вызывает аплодисменты.
В конце своего анализа Le Figaro задаётся вопросом: почему спустя 250 лет после своего рождения Бетховен оказался жертвой возвращения в поле общественной дискуссии, так что даже стал самым цитируемым композитором в интернете за 2020 год по данным платформы SoClassiq. Возможное объяснение этому феномену Фурнье видит в постоянной актуальности его наследия: «Независимо от эпохи, он всегда наш современник». Современность Бетховена эксперт находит в инновационных музыкальных приёмах, которые повлияли на развитие музыки и предвосхитили джаз, передаче идей в соблюдении идеального баланса между субъективным и универсальным, а также провозглашение общечеловеческих ценностей, которые делают его, хотим мы этого или нет, фигурой мирового искусства.
Источник