Ноты для флейта ямаха

Флейта

Флейтовая прямая ( продольная ) — один из самых простых музыкальных инструментов из дерева. Флейта произошла из народной трубы (дудки) и имеет аналогичную конструкцию. Игрок дует в мундштук, воздух в резонансной камере разделяется на два потока, один из которых выходит из инструмента через зазор, а другой, подверженный вибрации, течет через прямую трубку.

В настоящее время встроенные рекордеры имеют базовые звуки c или f (ранее были также флейты с основными звуками d и g ). Простота инструмента и кажущаяся легкость игры делают его популярным среди любителей и используются в качестве инструмента для изучения музыки во время занятий по музыкальному образованию .

Простая флейта — один из самых старых музыкальных инструментов. Он широко использовался до середины 18-го века как инструмент оркестра и виртуозный сольный инструмент. Флейту можно услышать в произведениями Х. Перселла, А. Вивальди, Г.Ф. Телемана и, в частности, в двух Бранденбургских концертов Дж. С. Баха).

Источник

Ноты для флейта ямаха

Аппликатура — (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю), способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. На рисунке схематично показана флейта с нумерацией пальчиков, соответствующей каждой руке

Согласно приведенному рисунку — аппликатуру можно изобразить подобным образом.

Для тех, кто еще мало знаком с флейтой,- обращаем ваше внимание на то, что 5 пальчик правой руки при извлечении звуков «до», «до#», «ре#» первой октавы нажимает на разные клапаны механизма. Там, где отсутвует аппликатура, — значит здесь все аналогично первой октаве . Для тех, кто имеет возможность постоянно включенного интернета, — можем посоветовать следующий вариант изучения аппликатуры флейты:

И, пожалуй, самый полный набор возможного звукоизвлечения можно найти здесь:

Источник

Занятие 6

Как играть на блокфлейте ноты фа, ми, ре первой октавы. Включаем пальцы правой руки. Все ноты, которые были разучены на предыдущих занятиях, извлекаются пальцами левой руки. На этом занятии разучим первые ноты, в которых принимают участие ещё и пальцы правой руки.

Как играть на блокфлейте ноту фа

На шестом занятии сначала разучим ноту фа первой октавы. На нотном стане фа первой октавы записывается над первой линейкой:

Прежде чем показать аппликатуру этой ноты надо сказать, что блокфлейты изготавливают двух разных аппликатурных систем:
  • Германской (обзначается на блокфлейте буквой G) и
  • Барочной (обозначается буквой B).

Если на вашей болкфлейте вы не нашли буквенного обозначения, которое наносится, как правило, возле октавного клапана, то определить систему блокфлейты можете по размеру отверстий. Если поставить блокфлейту вертикально свистком вверх, то у блокфлейты Германской системы третье отверстие снизу заметно меньше четвертого отверстия. У Барочной блокфлейты наоборот меньше четвертое снизу отверстие. Посмотрите на рисунках:

На уроках Школы будет рассматриваться блокфлейта Германской системы.
Во-первых, потому что это, как правило, первая флейта, которую берут для обучения. Предполагается, что на ней легче освоить игру на блокфлейте.
Во-вторых, вы всегда сможете переключить «Свирельку» на Барочную аппликатуру и программа покажет какие отверстия следует открыть/закрыть на блокфлейте этой системы.
Переход с Германской на Барочную систему трудностей не составляет, поэтому мы для простоты изложения принимаем к рассмотрению только игру на блолфлейте Германской системы.

Итак, аппликатура для ноты фа первой октавы:

Ставим на отверстия пальцы левой руки (как для ноты соль первой октавы) и одновременно закрываем указательным пальцем правой руки четвертое отверстие. Вот картинка аппликатуры блокфлейты для фа первой октавы:

Звучит нота фа первой октавы на «Свирельке» так:


Это простая нота. Дуем спокойно, ровно, без взрывов. Помогаем языком. Начинаем ноту с движения языка как при слове «тууу». Заканчиваем ноту, закрывая языком отверстие свистка.

Как играть ми на блокфлейте

Следующиа нота: ми первой октавы. На нотном стане записывается на первой линейке:

Аппликатура для ноты ми первой октавы: к отверстиям, закрытым для ноты фа, дополнительно закрываем пятое отверстие и делаем это средним пальцем правой руки. Проще говоря — закрываем все отверстия кроме двух нижних. На экране «Свирельки» вы увидите следующую картинку:

Нота ми первой октавы звучит на «Свирельке»:


Чем ниже нота тем слабее надо дуть. Основное внимание на то, чтобы поток воздуха, который вы выдуваете был одинаковой силы в начале, середине и конце ноты.

Изучаем как играть на блокфлейте ре

Третья ноты на этом занятии, которую разучим: нота ре первой октавы.

Записывается ре первой октавы под первой линейкой нотного стана:

Аппликатуру для ноты ре первой октавы пояснить очень просто: закройте все отверстия блок флейты кроме нижнего. На экране «Свирельки» отображается это следующим образом:

Закрыть отверстия для ноты ре первой октавы просто, а вот извлечь эту ноту придется поучиться. Здесь потребуется «поиграть» с силой струи воздуха. Выдувают эту ноту совсем не сильной струей и, в то же время, тугим ровным потоком воздуха, плавно, без срывов.

Обратите внимание на надежность закрытия отверстия безымянным пальцем правой руки. Воздуху не давайте никакой надежды на щель под пальцем. Если с первого раза ре не получилось, повторите ноты фа, ми и, затем, ре. Попробуйте поднять и опустить безымянный палец на отверстие несколько раз, так чтобы вы почувствовали что подушечка пальца «села» на отверстие.

Звучать нота ре первой октавы будет так:


Для новичков ещё один совет как играть на блокфлейте. Вы начинаете осваиваться со своим инструментом и узнаете его со всех сторон. Когда сыграете свои первые мелодии, то познакомитесь с такой особенностью продольных флейт и вашей блок флейты в том числе, как сбор конденсата в свистке. Да, в свистке накапливается влага и от неё надо периодически избавляться. Разъедините свисток и основную часть блокфлейты. Наклоните свисток открытой стороной вниз и несколько раз стряхните его как градусник. Закройте пальцем отверстие свистка и продуйте его в обратную сторону.

Потренируйтесь извлекать ноту ре с наибольшей длительностью. На сколько хватит дыхания. Следите за тем, чтобы ноты звучала ровно, чтобы звук не плавал. Со временем у вас все получится. И этому будет способствовать исполнение мелодий.

Разучиваем простые мелодии

Разучите мелодию русской народной песни «Во поле березка стояла»:

Ноты мелодии вам уже знакомы. Звучит эта мелодия так (темп мелодии занижен для удобства обучаемых):

Класс!

Выучил за 5 дней, и это вам благодаря.
Спасибо.

Вот ещё танец «Березка» в исполнении ансамбля «Березка». Мировая известность. Огромное удоволствие и восхищение от уникальной плавности движений и хода:

Мелодия грузинской народной песни «Сулико». Ноты:

Звучит на блокфлейте «Сулико»:


Скачать ноты для блокфлейты «Сулико» в формате .mscz

Рекомендованные упражнения для домашнего задания:

Разучите упражнения № 1 и № 2 из школы игры на блокфлейте от «Сврельки»:

Из полезной информации как играть на блокфлейте и про игру на других продольных флейтах (сопилка, свирель и другие):
если напрягать пальцы во время игры, то долго играть вы не сможете, да и мелодии будут получаться довольно коряво. Поэтому следует научиться слегка напрягать пальцы лишь при закрывании нотных отверстий и расслаблять их, когда отверстия открыты. Отверстие закрыли? Палец немного напрягся, потому что для плотного закрытия отверстия потребуется приложить некоторое усилие. Сильно нажимать не следует, так как это совершенно бесполезно и только силы потратите лишние. Усилие должно быть таким, чтобы воздух не проходил в отверстие, а это достигается не за счет силы, а за счет точности наложения подушечки пальца на отверстие блокфлейты.

В момент, когда отверстие открыто, следует полностью расслабить палец. Как бы отправить его в отпуск, пусть отдохнет. Всякое напряжение пальцев не задействованных в закрытии нотных отверстий это ошибка. И, чтобы пальцы вовремя успели закрыть отверстие, следует отводить их от инструмента на минимальное расстояние. Не больше сантиметра.

Так вы сэкономите силы и сможете играть на блокфлейте длительные композиции.

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

Как играть на блокфлейте

Занятие 6 : 14 комментариев

Здравствуйте! Начала заниматься по самоучителю на сайте (пока без программы) и очень нравится. Но возникли такие вопросы…
Может ли блокфлейта сопрано (немецкая) сыграть ми и фа второй октавы?
Какой предел вообще у блокфлейты этого типа?
И может быть, есть какие видео, где было бы показано, как правильно играть ноты второй октавы? Попыталась сделать по тому описанию, что было дано выше, но пока не получается…

Класс!
https://youtu.be/Sxe2Nk1zWIo
Выучил за 5 дней, и это вам благодаря.
Спасибо.

Хочу научиться играть на блокфлейте сама, а после заинтересовать и обучить детей.
Мне больше нравится по звучанию альт, детям соответственно удобнее будет сопрано. То есть, изучать буду обе.
Интерес к инструменту появился недавно. Получила подарок на 8 марта аж два инструмента и тут же начала практиковаться. Нашла программу Свирелька, сначала установила и попробовала бесплатную версию. Поняла, что мне нужны гаммы. Оплатила.
Программа, инструмент, свободное время для практики — все что нужно для учебы. Но вот в самые-самые первые дни занятий мне не хватало видео по установке пальцев, звучанию основных нот именно на альте. Я понимаю, что постановка на альте такая же, как и на сопрано, но разница размеров инструментов все-таки вносит свои коррективы.
Немного сложно в руководстве найти описание нужных и вызывающих вопросы моментов. Я не смогла сразу найти и писала Вам письмо. Спасибо, что Вы оперативно и подробно отвечаете.

«Свирелька», конечно, помогает разучивать мелодии, мне программа нравится!
Немного неловко признаться, но мне 62 года, и я, не имея музыкального образования, взялась за освоение игры на блок-флейте, чтобы не впадать в депрессию и не поддаваться болезням, а также, чтобы потренировать дыхание. Флейта поднимает мне настроение. Но мне купили самую дешёвую блокфлейту. Несколько разочарована, так как в интернете услышала отрицательные отзывы о дешёвых флейтах, и опасения подтвердились, когда, вместо ровного звука, флейта, постоянно срывается на свист. Но я полна решимости, несмотря ни на что продолжать разучивать те простые мелодии, которые нашла в Вашей программе: «Во поле берёза…», «Елочка»… Пусть пока получается очень коряво, но, если дело пойдёт, можно в дальнейшем приобрести блокфлейту хотя бы за 590 р. или 2 тыс., тогда, может быть, звук будет ровнее? А пока играю — и сама смеюсь над собой. По крайней мере, не скучно. У меня сейчас пластмассовая блокфлейта Yamaha, Soprano/Descant, Recorder German, YRS-23. Цена около 370 р. Мне ближе по звучанию альт, но такой инструмент оказался очень дорогим. В общем, я полна новых, приятных впечатлений, и благодарю Вас за программу Свирелька!
Выбрала родной русский язык, скорость проигрывания установила минимальную. Уроки буду проводить ежедневно примерно по 30-40 мин. для начала. Рада, что домашние меня поддерживают и ободряют. Спасибо Вам за помощь! Если что-нибудь посоветуете, буду очень благодарна.

У Вас совершенно хорошая блокфлейта для обучения. Другой и не требуется. За год регулярных занятий, конечно, инструмент поизносится, вот тогда подумаете какой покупать следующий. Свист это не инструмент… это неплотно пальцы на отверстиях лежат и немного передуваете.
Так у всех начинающих. Со временем все получится. Только продолжайте занятия.

Простите, может быть я новичок и чего-то не знаю либо ещё не понял, но что может износиться в YRS-23?

Руслан, благодарю за вопрос!
Пластиковые блокфлейты, конечно, не в пример долговечнее деревянных.
И все же, при регулярной игре (а иначе как научиться играть?!) инструмент изнашивается как и любая вещь, которой пользуются.
Посмотрите на обручальное кольцо, которое носят супруги десятки лет.
Золото! Не ржавеет, не портится, а положите такое кольцо рядом с новеньким из магазина и сразу увидите разницу.
Так и с пластиковыми инструментами. При бережном отношении они будут служить долгие годы, но жизнь есть жизнь, бывает, инструмент падает, царапается, повреждается свисток, разбалтывается сочленение частей и всякие другие неожиданности.
К тому же, эта ветка — ответ на вопрос про дорогой альт и дешевую сопрану 😉 Резюме — учиться можно на любой, лучше всего на той, которая есть! А уж после можно и денег поднакопить и инструмент подороже приобрести.
Как-то так.

Может, я что-то упустила, но как избавиться от «квакающих» звуков при переходе быстром от одной ноты к другой? В основном, речь идёт о высоких нотах.

быстрый или медленный переход от одной ноты к другой не имеет значения. Техника извлечения нот (звуков) на блокфлейте один и тот же: закрываем языком входное отверстие инструмента, располагаем пальцы на нотных отверстиях согласно аппликатуре, вдуваем воздух с «ту» и одновременным снятием языка с входного отверстия и в конце ноты снова закрываем его.
Типичные ошибки:
1. Звучание ноты прекращается завершением потока воздуха — перестаем дуть, а должна нота прекращаться закрытием входного отверстия языком. Нота не должна «тихо умирать», у неё должно быть явное окончание!
2. Пальцы ещё не стали на место, а уже началось «ту».
3. Ещё не прекратили (языком) звучание ноты, а пальцы уже пошли на следующую.
На медленном темпе отрабатываем до автоматизма последовательность: язык закрыл входное отверстие — пальцы расположились для ноты — «ту» — снова закрыть отверстие — пальцы на следующей ноте — «ту» — закрыть отверстие языком — и так далее по нотам мелодии.
На медленном темпе можно легко отследить где Вы допускаете ошибку.
После того как язык, дыхание и пальцы на медленном темпе научатся действовать синхронно, всё будет получаться и на быстром.
И ещё! Бывает во время игры инструмент засбоит, захрюкает. Играешь технически правильно, а блок флейта не звучит. Очень вероятно, что инструмент надо почистить от скопившейся в нем влаги. От этом подробнее на странице как ухаживать за блокфлейтой.
Благодарю за вопрос:

А существует нота ми 2-ой октавы? ( на блок-флейте)

Да! Есть такая нота на блокфлейте. Нотные отверстия (те что сверху) закрываются так же, как у ми первой октывы.
Октавный клапан (отверстие снизу) полуоткрыт.
Здесь для начинающих требуется пояснение: «полуоткрыт» на флейтах значит совсем не то что наполовину открыт/наполовину закрыт.
На практике отверстие почти полностью закрыто и только чуть-чуть приоткрывается.
Это «чуть-чуть» для каждого инструмента свое, его не определишь заранее и только на практике флейтист подбирает на сколько надо приоткрыть нижнее отверстие, чтобы получилась ноты второй октавы.
К тому же дуть ноты второй октавы на дудках (и блокфлейте в том числе) требуется интенсивнее, чем ноты первой октавы.
В общем попрактикуйтесь и за несколько упражнений, вы легко запомните положение большого пальца левой руки на нижнем отверстии для извлечения нот второй октавы.
Примечание: для разных нот это положение может немного различаться. Пробуйте и практикуйтесь. Это верный путь к успеху игры на блокфлейте.
Вот подробный видео урок про нижнее отверстие на блокфлейте: http://svirel.org/noty-vtoroj-oktavy-na-blokflejte/

Что делать, если в середине мелодии собирается много конденсата? Ну понятно, что приходится останавливаться и удалять его. Но может его появление можно как-то контролировать, ну или еще как-то бороться с ним?

Правильно берите блокфлету: нижнюю часть мундштука положите на середину нижней губы и плотно накройте верхнюю часть мундштука верхней губой. Кончик мундштука должен быть достаточно близко к зубам , но не касаться их. То есть, избегайте крайностей: не надо помещать мундштук блокфлейты глубоко в рот или, наоборот, только прислонять его к губам.
Прогревайте блокфлейту перед игрой. Для этого достаточно подержать свистковую часть в ладонях.
Контролируйте состояние губ и полости рта. Не давайте скапливаться слюне во рту. Есть такое понятие «сухой поцелуй». Оно из «другой оперы», зато хорошо характеризует то состояние, к какому следует стремиться, чтобы уменьшить количество конденсата при игре на блокфлейте.

Спасибо вам огромное!!
Вы знаете, стала играть с учетом ваших советов — так не только стало меньше проблем с конденсатом, но и флейта стала как-то по-другому даже звучать! Гораздо чище, мягче и нежнее. Я даже не думала, что пластик может ТАК прекрасно звучать! =))
Да, я ее слишком сильно прижимала к зубам, потому что все внимание уходило на то, чтобы правильно играть ноты =) Теперь хоть контролирую себя и получается гораздо лучше)))
Так что спасибо еще раз — вот уж воистину получилось убить одним выстрелом двух зайцев. ))))

Источник

Читайте также:  Какие лады лучше для акустической гитары
Оцените статью