Ноты для флейты дизи для начинающих

Особености флейты ди (дицзы)

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Китайская культура интересна для многих любознательных людей мира, особенно своей самобытностью и связью со многим древними традициями. При этом меньше всего обычные люди знают о музыкальной культуре Поднебесной, распространённых там музыкальных инструментах, происхождение которых исчисляется не только веками, но и десятками веков. Об одном из таких инструментов — флейте ди — и говорится в этой статье.

Этому музыкальному инструменту не менее 8 тыс. лет, что подтверждено недавними археологическими раскопками в районе провинции Чжэцзян. Эти раскопки отвергли гипотезу о среднеазиатском происхождении флейты ди, которую якобы завезли в Китай незадолго до начала современного летоисчисления (примерно за 100 лет до н. э.).

Особенности

Древняя китайская ди (дицзы) относится к поперечным флейтам, так как рабочее отверстие («свисток») для вдувания воздуха изо рта музыканта у неё находится сбоку трубочки. Игровые отверстия так же размещены в один ряд после свистка по длине инструмента (ближе к краю). Кроме этих мелодических отверстий, имеется ещё одно, которое называется «димо». Оно во время игры перекрывается тончайшей плёнкой и выполняет функцию мембраны, влияющей на звучание флейты. Димо находится отдельно — между свистком и игровыми отверстиями.

Дицзы изготовляется из цельного отрезка бамбука или тростника, бывают модели из кости, металла и даже камня. Тростниковая и бамбуковая флейты обычно в нескольких местах перетягиваются рядами прочной нити для защиты стволов (корпусов) от пересыхания, а затем покрываются лаком.

Есть и другие названия китайской поперечной флейты (дизи, хенгди). Кроме того, инструмент имеет 2 разновидности — цюйди и банди. Вторая из этих разновидностей настроена на более высокий звук.

Звучание

По своему устройству и принципу действия дицзы мало чем отличается от европейской флейты, а вот звук её напоминает, конечно, китайские национальные мотивы. Бамбук славится хорошими резонаторными особенностями, поэтому флейта из этого материала звучит звонче, нежели из металла, кости или камня. Но это только в том случае, если установлена мембрана. Заклеив мембранное отверстие изолентой, можно получить лишь обычный звук флейты, без «китайского» зудящего колорита.

Ди настраивается на звуки мажорной диатоники. Инструмент имеет довольно сочное звучание, которое обеспечивается встроенной внутри тростью и поддерживается традиционным китайским зудом мембраны. В общем, звучание необычное, а диапазон флейты довольно широкий — более двух октав. Это позволяет использовать дицзы в самых разнообразных оркестровых композициях.

Как играть?

Игра на флейте подразумевает зажимание пальцами обеих рук определённые комбинации отверстий (клапанов), за счёт чего изменяется звучание инструмента. Естественно, на каждый издаваемый флейтой звук существует своя аппликатура (пальцовка).

Для начинающих флейтистов в первую очередь необходимо изучить пальцовку.

В помощь этому процессу разработаны разные схемы аппликатуры, а также варианты извлечения даже одной и той же ноты. Имеются еще различные технические нюансы с дыханием, прямым и угловым выдыханием потока воздуха через рабочий клапан (свисток), слайдовая и трельная техники пальцев, языковая техника. Но последнее всё для новичка пока что недоступно.

Начинающему музыканту нужно научиться выдувать ноты: сначала каждую по отдельности, изучая аппликатуру, а затем извлекать их по очереди, двигаясь по основному звукоряду от самой низкой ноты до верхней в пределах диапазона.

В современной исполнительской практике существуют флейты дицзы разных строев.

Эти строи обычно обозначают с помощью латинских буквенных наименований соответствующих нот.

Наиболее распространены следующие строи ди:

На флейте строя «До» (C) нужно закрыть пальцами левой рукой 3 из 6 отверстий, чтобы по высоте получить звук, соответствующий ноте «До» первой октавы. Последовательно закрывая пальцами правой руки остальные 3 отверстия, мы спустимся от «До» первой октавы к «Соль» малой октавы, и это будет самая нижняя нота в данном инструменте.

Все остальные ноты в этом и любом другом строе инструмента можно изучить по графическому типовому изображению ниже, в котором нужно понять, что номера ступеней (конкретных звуков берутся от ноты строя инструмента).

В строе «До» 1-я ступень — это и есть нота «До», 2-я — «Ре», 3-я — «Ми», 4-я — «Фа» и так далее.

Источник

Занятие 8

Музыка флейта с нотами, которые были разучены к этому занятию остается неполной: не хватает полутонов. С Занятия 8 в ваш арсенал поступают диезы и бемоли.
Диезы и бемоли в нотном письме называют знаками альтерации и означают они повышение (диез) или понижение (бемоль) ноты на полтона. Записываются знаки альтерации двумя способами:

Знак проставлен возле ноты, которую повышают/понижают. Музыка флейта.

Такая запись называется случайной, то есть диезы и бемоли расставлены в нотах в каком-то произвольном порядке по желанию композитора. Действуют случайные знаки в пределах такта, где они стоят:

Ещё один вариант случайного знака альтерации:

Знак проставлен при ключе вначале нотного стана. Музыка флейта.

Такие диезы и бемоли действуют на все ноты мелодии, в какой бы октаве ноты ни находились. Например, диез на пятой линейке (это фа второй октавы) действует в мелодии на ноты фа любой октавы: и в первой, и во второй, и в третьей и … во всех октавах мелодии. Ключевые знаки делают нотное письмо чище.

Как проставить диезы и бемоли, надеемся, понятно. Но вы спросите, как их отменить? Как отменить диез или бемоль, если он в какой-то ноте не нужен?
Музыканты, люди продвинутые, нашли выход из этой ситуации: был придуман ещё один знак — бекар. Бекар отменяет действие бемолей и диезов на ноту, у которой бекар проставлен и только на один такт.

Послушайте как звучат ноты, когда действуют знаки альтерации:

В нотах видео-ролика всего один такт. При ключе на пятой линии стоит знак диез.
Это означает, что в мелодии все ноты фа должны звучать с диезом:

  • Первая нота так и звучит — фа диез второй октавы.
  • Возле второй ноты проставлен знак бекар и эта нота превратилась в чистую фа.
  • Третья нота снова звучит как фа диез, потому что предыдущий бекар на неё не действует.
  • Четвертая нота с бекаром и, конечно, звучит чистая фа.

Нота фа диез на флейте.

Положение пальцев на флейте для ноты фа первой и второй октав:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).
  • безымянный палец нажимает клапан ре (9);
  • мизинец нажимает рычаг 10.

Положение губ, направление и сила струи воздуха соответствует той октаве, ноту которой извлекаете.

Разучите подготовительное упражнение № 14. Музыка флейта.

Из сборника Школа игры на флейте. В упражнении присутствует нота фа-диез первой октавы.

Соблюдаем штрих деташе и легато. Берем дыхание на каждый второй такт. Обратите внимание, что при повторе проигрыша пауза как между двумя соседними тактами. Не больше!
Получиться должно так:

Музыка флейты — Если еще не пользуетесь обучающей программой Свирелька, берите прямо сейчас:

Подготовительное упражнение № 15 Школа игры. Музыка флейта.

Упражнение имеет несколько особенностей:

  • в нем присутствуют ноты фа-диез первой и второй октав;
  • упражнение состоит из 12 тактов с повтором, это немного длиннее чем предыдущие упражнения.
  • дыхание при разучивании упражнения берите каждый второй такт. В дальнейшем перейдите на дыхание через четыре такта.
  • в ролике не будет подсказок! Привыкайте действовать самостоятельно.


Ноты упражнения 15:

Для Свирельки ноты возьмите в разделе сайта «Скачать ноты».

Мелодия «Дом восходящего солнца». Музыка флейта.

Бонусом к занятию разучим новую мелодию. «Дом восходящего солнца».

Как видите на картинке в нотах имеется две ноты с диезом:

  • фа-диез первой октавы. Эту ноту вы разучили на этом занятии;
  • и соль-диез. Попробуйте разучиться эту ноту самостоятельно. Со Свирелькой сделать это будет легко и просто — программа покажет аппликатуру и проиграет всю мелодию, а темп выберите самостоятельно.

Ничего сложного в соль-диез нет, но в этой ноте на флейте впервые будет задействован мизинец левой руки. Если не получится сыграть соль-диез, не расстраивайтесь. В следующих уроках мы разучим эту ноту.

Звучит Дом восходящего солнца на флейте так:

Перейти к занятию 9. Сыграть на флейте

Музыка флейта

Занятие 8 : 5 комментариев

…и в 15м упражнении отсутствует ключевой знак

Благодарю за подсказку! Всегда приятно улучшить урок, особенно, когда в этом принимают участие обучающиеся 🙂

Уважаемые авторы, проверьте, пожалуйста, Ваши данные. Согласно элементарной теории музыки, случайный диез внутри такта действует на ноту независимо от октавы (т.е., диез перед фа1 также будет действовать и на фа2 внутри такта). Прошу исправить ошибку в этом уроке

Случайный знак альтерации действует не только на один такт, но и только на одну октаву… Можно в википедии почитать, например.

Да, Вы совершенно правы. Диез действует только на ноту из одной октавы. Прошу простить, перепутала

Добавить комментарий Отменить ответ

Самучитель игры на флейте

Обучающая программа Свирелька


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Оставьте свой комментарий внизу страницы

Источник

Китайская музыкальная грамота, или очередное моё «как глубоко ведёт эта кроличья нора?»

В музыкальной школе я не учился, но дома есть блок-флейта, уже больше 5 лет. Это такая дудочка со свистком. И хоть я играть сложнее «Жили у бабуси два весёлых гуся» не умею, но недавно вот прямо захотелось какую-нибудь поперечную. Приглянулись бамбуковые китайские, что продаются на алиэкспресс. Буквально, это кусок бамбука, с отверстиями, одно из которых заклеивается плёнкой для дребезжащего звука. Если кому захочется попроще — индийский вариант подобной штуки называется бансури. Дизи выглядит примерно так:

Предположу, что многие видели мультфильм «Заколдованный мальчик» 1955 г. по сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Так вот, мелодия, которую играет Нильс, спасая город от крыс, называется «Forest rhapsody» в обработке В. Юровского, она же 森林狂想曲 (да, я умею копировать иероглифы). Как её научиться играть? Ответ очевиден — нужны ноты, которые потом следует перевести в табы («распальцовку»), которую уже и заучивать. Это потом, с опытом, процесс происходит на лету, а пока — так. Поиск по «Нильсу крысолову»дал только нарезку на ютубе, а вот с «лесной рапсодией» всё сложнее. Поиск по иероглифам ноты выдаёт вообще без проблем, но выглядят они примерно так:

Что? И это — ноты?! Оказывается, у них — да. Кто не верит — сами поищите по 森林狂想曲 直笛

На деле всё не так уж сложно: просто сопоставляется do-re-mi-fa-sol-la-si с цифрами 1-2-3-4-5-6-7 примерно как и C-D-E-F-G-A-B. Есть одна очень существенная тонкость: если в привычной нам записи «кружочек на добавочной линии снизу» соответствует ноте «до«, то здесь «1» соответствует той ноте, которая указана возле размера такта, в примере это 1=G. Поэтому транспонирование на уровне нот заключается только в смене этой буквы! А вот большинство других обозначений, такие как украшательства, трели, и подобное — используются из привычной большинству системы записи. Переход на октаву(изменение частоты в два раза) вверх или вниз обозначается необходимым количеством точек сверху или снизу. Все ноты записываются по умолчанию как четвертные, а деление их на части осуществляется необходимым количеством подчёркиваний снизу. То есть 3 подчёркнутаяэто не что иное как ми 1/16. Паузы обозначаются нулями. А как же обозначать целые? Видите конец первой строки, 4-го такт? Это как раз оно и есть: ми (если считать от «до) ниже на октаву длительностью в 4/4. Для лиги лени подробно на английской вики.

Дубликаты не найдены

Лига музыкантов

1.4K постов 3.8K подписчиков

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном — ограничений и правил не будет.

. пленка каноничная антивампирская или пищевой стретч? Звук в студию! А то мож на этой Ди нестрояк по отверстиям..

Каноничная, антивампирская: продавец плёнки немного и кусочек клея в комплекте выслал. Но клей при высыхании трескается, поэтому приклеена на сок чеснока. Возможно, это из-за сухого воздуха. Звук на сотовый, какой получился https://yadi.sk/d/MoyuNcGYCHuD2Q

мдя. звук узасен) Канал промаслен, полирован?

Нет. звук ужасен из-за записи или из-за инструмента? Или со звукоизвлечением всё ужасно? Могу я попросить запилить руководство, хотя бы минимальное?

Ну и звук вашего инструмента тоже хотелось бы услышать.

. звук именно МОЕГО инструмента?))) Так нет у меня инструмента. Те, что были — раздарил, а новых пока не делал. Могу звук сякухати, хотику, кены, кеначо, бансури записать, есть даже хай- и лоу-вистлы. Есть бёмка. А вот дизи нет. Советы — льняное масло в канал ствола, три дня сушки, полировка. Убрать мелкой шкуркой весь ворс и лохмотья с отверстий и амбушюра. Проверить муфту, чтобы не травила. Пленку на «жужжалке» слегка проминаем, чтобы не была сильно натянута. Со звуком работаем, пока он не утратит «песок», станет «круглым» и «гладким». Как бы. все.

Эм.. столько всего! Дорабатывать не рискнул, потому как боюсь сделать хуже(испортить вообще). На что обратить внимание? Насколько мелкой должна быть шкурка? Масло по мере впитывания? Не лопнет(там укрепляющие нитки есть)? Полировать чем и как?

Да, вашего инструмента. Если ди нет — бансури вроде близок, только без удлиняющей части и плёнки? Тогда его. Как вас в других местах найти? VK, blf ?

. по порядку: дорабатывая, Вы ни разу не рискуете, ибо сферический господин в вакууме по фамилии Ли всегда понимает, что дудка пойдет на экспорт за копейки, играть на ней, в большинстве случаев, будут от только первую пару-тройку дней, а потом повесят украшения хипстерского жилища ради, поэтому особо не старается в смысле музыкальности. Главное — красивый нитро- или алкидный лак поверху, херова туча непонятных варвару иероглифов и яркий кутасик. Шучу. но доля правды в моих словах есть.

Шкурка — самая мелкая. Сворачиваем из нее трубочки и правим аккуратно (очень аккуратно) отверстия и амбушюр. Для выглаживания канала ствола можно использовать мелкий скотч-брайт, закрепленный нитью на деревянном прутике (три четыре десятка неторопливых проходов по всей длине ствола) или проосто грубую ткань, посыпанную толченым мелом (аутентично, но пыльно, долго и демотивируще). После шлифовки ствола заклеиваем отверстия скотчем и заливаем в ствол льняное масло (предварительно нагретое почти до кипения и охлажленное перед использованием). ВМИНАНИЕ! ЛЬНЯНОЕ МАСЛО ПРИ НАГРЕВАНИИ ПАХНЕТ КАК РЫБИЙ ЖИР! Возможно ворчание совместно проживающих.

Залили масло, подождали пять минуток, масло слили, удалили излишки масла снаружи и изнутри дудки, оставляем изделие в покое на три-четыре дня для полимеризации масла. Потом берем тряпочку на палочке и полируем аккуратно ствол до блеска. КАК БЫ ВСЁ.

Бансури здорово отличается от дизи: материалом, звуком, философией и даже строем и устройством.

Источник

Оцените статью