Ноты для флейты кришна

Тема: Как звучит пятая нота, упомянутая в Чайтанья-чаритамрите?

Опции темы
Поиск по теме
Отображение

Как звучит пятая нота, упомянутая в Чайтанья-чаритамрите?

Чайтанйа Чаритамрита, Мадхйа Лила
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Поздние игры Господа Шри Чайтаньи Махапрабху
ТЕКСТ 76

прийах со ‘йам кришнах сахачари куру-кшетра-милитас
татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам
татхапй антах-кхелан-мадхура-мурали-панчама-джуше
мано ме калинди-пулина-випинайа сприхайати
прийах — очень дорог; сах — Он; айам — этот; кришнах — Господь Кришна; саха-чари — о милая подруга; куру-кшетра-милитах — встреченный (Мною) на поле Курукшетра; татха — также; ахам — Я; са — та; радха — Радхарани; тад — то; идам — это; убхайох — (Нас) обоих; сангама— сукхам — радость встречи; татхапи — однако; антах — в глубине; кхелан — игры; мадхура — сладкозвучной; мурали — на флейте; панчама — от пятой ноты; джуше — в радости; манах — ум; ме — Мой; калинди — реки Ямуны; пулина — на берегу; випинайа — к деревьям; сприхайати — желает.

[Этот стих произносит Шримати Радхарани.] «Милая подруга, на поле Курукшетра Я наконец встретила Своего давнего и близкого друга Кришну. Я — та же Радхарани, и теперь Мы с Ним снова вместе. Это большая радость, и все же Я бы предпочла оказаться под сенью лесных деревьев на берегу Ямуны. Мне не терпится услышать, как в лесу Вриндавана раздается сладкозвучная флейта Кришны, играющая пятую ноту».

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих тоже вошел в «Падьявали» (387), сборник стихов, составленный Шрилой Рупой Госвами.

Вот на видео та самая пятая нота звучит? И какая это нота из семи западных?

Интересный вопрос, вот что нашлось:
“ Свара в переводе с санскрита означает «небесный дар» (свар – «небо», «свет», ра — «дарить»). Названия семи основных свар таковы: Шаджа, Ришабха, Гандхара, Мадхьяма, Панчама, Дайвата, Нишада. Для удобства записи и произношения их именуют Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни. Это семь так называемых «чистых» нот. ..

В «Сангите-макаранде» говорится, что каждая из семи нот наделена способностью возбуждать конкретный вид эмоции или взаимоотношений, называемых на санскрите раса. Раса удивления и героизма возбуждаются первой нотой. Раса ярости возбуждается 2-ой нотой; раса нейтральных отношений возбуждается 3-ей нотой; раса смеха — 4-й нотой; раса супружеской любви — 5-й нотой; раса отвращения — 6-й; раса жалости — 7-й нотой.

Вот, например, описание священного Вриндавана, в котором царит атмосфера супружеской расы:
«Во Вриндаване все птицы, такие как попугаи и кукушки, громко пели на 5-ой ноте. И не только птицы, но и шмели, и пчёлы также жужжали на 5-ой ноте. Пятая нота пробуждает супружескую расу, вот почему Шри Кришна играет на флейте пятую ноту, созывая своих близких спутниц, гопи»

Панчама “Па“ соответствует ноте “Соль“

Источник

ФЛЕЙТЫ ГОСПОДА КРИШНЫ

«Нектар преданности», гл. 26 «Стимулы экстатической любви»

О Его флейте говорят, что звук этого изумительного инструмента способен вывести из медитации величайших мудрецов. Своей флейтой Кришна бросал вызов богу любви, оповещая весь мир о Своей трансцендентной славе.

Кришна играл на флейтах трёх видов. Одна называется вену, другая — мурали, а третья — вамши.
Вену очень маленькая флейта, не больше 15 сантиметров длиной с шестью отверстиями для игры.
Мурали около 45 сантиметров длиной с отверстием на конце и четырьмя отверстиями на стволе. Звук этой флейты особенно чарующ.
Флейта вамши около 38 сантиметров длиной с девятью отверстиями.
В зависимости от ситуации Кришна играл то на одной, то на другой флейте. У Кришны есть также более длинная вамши, которая называется махананда или саммохини.
Ещё более длинная вамши называется акаршини, а еще длиннее — анандини.

Флейта анандини доставляет огромное удовольствие мальчикам — пастушкам и называется специальным термином вамшули.
Некоторые из этих флейт инкрустированы драгоценными камнями. Одни флейты сделаны из мрамора, другие — из полого бамбука.
Флейта из драгоценных камней называется саммохини,
а золотая — акаршини.

Буйволиный рожок Кришны.
Кришна пользовался Своим буйволиным рожком, чтобы трубить в него. Этот инструмент был прекрасно отполирован, отделан золотыми кольцами и имел отверстие посередине.

Рупа Госвами «Радха Кришна ганнодеша дипика» (Окружение Радхи и Кришны, часть1, личные вещи Кришны):
Его зеркало называется Шарадинду, опахало — Марумарута, игрушечный лотос — Садасмера, мячик — Читра — корака, золотистый лук — Виласа — кармана. Концы лука украшены каменьями, его тетива называется Манджуласара. Ножницы с каменьями носят имя Туштида, буйволиный рожок — Мандрагхоша, посох зовется Мандана, вина — Тарангини, две веревки — Пашу — васикара, а ведро для молока — Амрита — дохани.

У Кришны несколько флейт: из полого бамбука, драгоценных каменьев, мрамора и золота.
Одна из них — Бхувана — мохини.
Другой флейтой — Маханандой — Он похищает ум и сердце Радхарани. . Третью флейту с шестью отверстиями зовут Мадана — джханкрити.
Четвертая флейта — Шарала — звучит низко и мягко, напоминая пение кукушки.

Когда Кришна играет первую мелодию, Брахма и Шива сразу же впадают в медитацию и забывают обо всём.
Вторая мелодия заставляет Ямуну останавливаться и течь вспять. Слыша третью мелодию, луна замирает на месте и начинает сиять во всю силу.
Четвёртой Кришна зовёт к Себе коров, пятой — гопи.
С помощью шестой Он создает вокруг осень и плавит камни.
Седьмая вызывает все 6 сезонов сразу: весну, лето, осень, зиму, сезон росы и сезон дождей.
Восьмая мелодия завораживает Радху и Она стремглав бежит к Своему Возлюбленному.

Вишакха так описывала одной из подруг красоту флейты Господа:
,,Когда Кришна держит флейту у лица, та часть, которая находится на фоне Его ослепительно сверкающих белых зубов, блестит, как хрусталь; часть на фоне щеки отливает синевой сапфира, а часть на фоне ладошки Кришны краснеет, словно рубин. В это время флейта — будто сочетание трех драгоценных каменьев».

Источник

О музыке Кришны и Его игре на флейте

Кришна – Аватар Верховного Бога Хранителя Вишну! Вместе с Богом Творцом Брахмо и Богом Разрушителем — Шивой, все Они являются лишь тонкими формами Беспредельной Божественной Силы Духа. Атман и есть Дух, Один без второго. Он повсюду и нигде. Только Атман Реально Существует! Все остальное Майя – Мировая Иллюзия.

Высшее Проявление Музыки с точки зрения Кришны — это Я Есмь Присутствие! Вездесущее Присутствие деятельного Всетворящего Бога.
Музыка – это Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ! Это Присутствие Беспредельного Духа — Атмана, Брахман, Вишну, Шивы со всеми их Богинями как Одно Целое! Это и Дух и Шакти (Сила) одновременно в Одном. Ибо Дух должен иметь Силу, без которой он не может творить. А Музыка – это Творение и одновременно и Творец и Его Творчество и Сотворенное Сущее! Это и есть высшее осознание Музыки! Но услышать эту Музыку могут лишь единицы в состоянии близком к Нирвакальпа Самадхи. Так что, Музыка – это Все.

Музыка самого Кришны — это Чистая Любовь, символом которой является Его Любовь к Радхе – к Его вечной Шакти, по сути к Лакшми, и ее Любовь к Кришне. Это вечно текущая Сила Духовной Любви и есть Божественная Сущность Музыки Кришны!

У Кришны было несколько флейт – бамбуковая, мраморная, золотая, сандаловая, некоторые из флейт были инкрустированы драгоценными камнями. Самая любимая и самая высокая по духу флейта имела 9 отверстий – одно снизу и восемь сверху. Она была изготовлена на небесах в высшем мире — Вайкунтхе на планете Голока, из особого Сандалового Дерева, там произраставшего. Вайкунтха — это духовный мир, это вечная обитель Бога Вишну, Аватаром или воплощением, которого и является Шри Бхагван Кришна. Это измерение или план вечного блаженства, в котором Вишну обитает вместе со своей супругой Лакшми и бесчисленным множеством богов и богинь.
Человек достигший высшего духовного совершенства, по милости Вишну освобождается из круговорота Сансары и попадает на какую-либо из планет измерения Вайкунтхи. Голока является Самой духовной и возвышенной планетой Вайкунтхи. Это и есть райская обитель Радхи и Кришны.

Именно в Голоке и создавалась любимая флейта Кришны Силой Духа самой Музыки Его Сердца. Потом она была опущена на земной план. Кришна чувствовал всегда большое блаженство и счастье играя на своей небесной флейте. Ведь он мог с помощью игры на флейте выражать всю Любовь и Музыку Своего Сердца и тем давать несравненное счастье всем, кто его слышал.

О, это была волшебная Музыка! С ее помощью Кришна Мог делать практически все, что угодно прямо на глазах зачарованных людей. Он знал, что нужно людям! Он знал,что нужно животным, которых он пас, и цветам, и лугам, и ручьям, и водопадам, и рекам, и лесам и всей природе…

Он знал, что всем им, и конечно в первую очередь людям, нужна Божественная Любовь! Ибо только живая осязаемая, ощущаемая, вибрирующая тончайшими переживаниями Любовь и Милость Бога Живого делает всех счастливыми и пробужденными в Свете Сияющей Музыки Божественной Любви! Всё далеко вокруг, а часто и вся Земля и Космос получали этот Нектар для страждущих Душ из чистейшего Источника, каким является Великое Сердце Кришны в своей Беспредельности и Могуществе Любви, Мудрости и Силы –, которое Он отдавал всем, и которое на всех Одно!

Кришна – это Бог Божественной Любви! Для человека это высочайший идеал любви. Когда Божественная Любовь входит в человека, Она наполняя собой всё его существо и душу, и сердце, и сознание и все клетки, и атомы его тела. Но если сердце наполнено всеми образами внешнего мира, оно не пустое в нем нет пространства, нет места для любви.
Флейта должна быть полой внутри! Так же когда сердце чистого духовного человека становится пустым, оно становится флейтой Бога Любви! И тогда Кришна приходит чтобы наполнить его своей Божественной Любовью и Музыкой.

Сердце человека – это музыкальный инструмент для Бога. Первый земной музыкальный инструмент был создан по образу сердца. Но никакой инструмент на земле не может сравниться с чистым Духовным Сердцем и создавать такую музыку, какую может создавать только Бог Живущий в Сердце, неся всей Вселенной чистейшую Благодать Музыки Любви.

«Я люблю всех вас!» Такими словами еще с детства Кришна каждое утро приветствовал все растения и цветы в саду. И счастливые и благодарные растения отвечали ему: «Мы тоже любим Тебя, Кришна».

Однажды Кришна, вошел в сад, подошел к прекрасному бамбуку и сказал: «Я хочу попросить тебя о чем-то, но сделать это для тебя будет очень трудно». Бамбук ответил: «Скажи, что я могу для тебя сделать? Я постараюсь». Кришна сказал: «Можешь ли ты отдать мне свое тело, я хочу сделать из него флейту? Бамбук подумал и ответил: «Здесь много других бамбуковых деревьев, но ты выбрал меня. Это большая честь стать флейтой в твоих руках. Возьми мое тело, сделай из него флейту и твори свою музыку на радость всем»!

Кришна сделал из бамбука чудесную флейту. Он носил ее всегда с собой, относясь к ней как к своему преданному. Даже гопи (пастушки и подружки Радхи и Кришны) ревновали Кришну к флейте. Они думали, что хотя они и проводят некоторое время с Кришной, но он и ночью спит с флейтой. И вот однажды гопи спросили у флейты: «Скажи нам, в чем причина того, что Господь дорожит тобой, будто ты сокровище?» Бамбуковая флейта ответила: «Причина в том, что внутри я пуста. И Господь играя на мне делает со мной всё, что пожелает».

А Кришна объяснил гопи: «Если они избавятся от своего эго и станут подобны полой тростниковой флейте, тогда Он придет к ним и начнет вдыхать в них сквозь отверстия их сердца свою Музыку! И тогда польются чарующие мелодии, дающие всем великое наслаждение и счастье. Но если они будут эгоистичными, гордыми, полными самости, неприязни или ненависти, то Он отдалится от них, так как они будут непригодны для Его Божественной Музыки».

Мощь игры Кришны была такова, что звуки флейты Кришны могли двигать облаками, останавливать ураганы, двигать реки вспять, поднимать и передвигать горы, усыплять целые армии, исцелять болезни души и тела, приводить в экстаз всех слушающих существ, давая им божественное наслаждение. Еще юношей играя на флейте Кришна мог сделать так, что посреди зимы наступала весна, расцветали цветы и деревья, текли ручьи, пели и веселились птицы. Своей игрой Кришна приводил в восторг богов, богинь, великих святых Риши, людей, всю природу, Солнце и все планеты вместе с их обитателями и все были счастливы и чувствовали себя вознесенными еще выше своего прежнего состояния.

Это пример высочайшего проявления Силы Духа в Божественной Музыке Кришны.

Источник

«Флейта Кришны» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»

Звук:
тень и реальность

В ведических писаниях сказано, что звук есть шабда-брахма — духовная вибрация. Он существует на границе Голоки. Когда звук этого мира связан с духовным миром, он достигает Кришны. Все звуки нашего мира исходят из флейты Кришны, но имеют природу тени. Когда тень обретает форму, она становится реальностью. Тень отбрасывает реальная форма. Если одна лишь тень способна доставить нам огромное наслаждение, какое наслаждение тогда может дать нам настоящая песня? Вот почему нам необходимо искать реальность.

В Ведах также говорится, что звук — источник Вед, и они сами являются трансцендентным, а не материальным звуком. Веды называются сат-гуна или веда-гуна. Источником всего в этом мире служат трансцендентные звуки — все сущее приходит в движение благодаря звуку флейты Кришны.

Звук флейты Кришны — изначальная песнь и жизнь всего творения. Если здесь у нас существуют прекрасные песни, то там, в духовном мире, песня должна быть еще прекрасней. Песня флейты Кришны — высочайшая, самая узумительная песня.

Шрила Рупа Госвами написал много шлок, прославляющих звук флейты Кришны.

«Звук флейты Кришны распространяется по всем трансцендентным и материальным мирам. Он наполняет все сущее радостью, экстазом, красотой и очарованием. Все принимает определенную форму благодаря этому чудесному звуку. Услышав звук флейты Кришны, Господь Брахма в изумлении недоумевает, откуда он исходит. Все потрясены звуком флейты Кришны. Анантадев поворачивает головы, на которых покоятся вселенные, в ту сторону, откуда доносится звук флейты Кришны».

Гаятри, песня флейты

Когда Господь Брахма родился в цветке лотоса, выросшем из пупка Господа Вишну, он увидел, что вокруг царит тьма. Он попытался вспомнить, кто он и откуда явился, но не смог этого сделать. Тогда он услышал звук: тапа. Благодаря этому звуку Брахма начал искать его источник, объект для своей медитации. И он услышал звук флейты Кришны — это была Гаятри-мантра.

Гуру Махарадж сказал: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи. Гаятри-мантра — это песня флейты Кришны. Мы должны постараться обрести с ней связь. Даже песни этого мира иногда завораживают нас, но привязанность к ним только глубже погрузит нас в иллюзию. Мы видим, что даже песни этого мира так прекрасны и чарующи, поэтому мы должны попытаться обрести связь с безгранично сладостной песней флейты Кришны.

Флейта Кришны воспевает
славу Шри Радхи

Истолкование природы флейты Кришны дал Ом Вишнупада Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Он сказал: «Все исходит из флейты Кришны. Все мантры, включая Гаятри-мантру, появляются из нее. Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи. Что является средоточием звука флейты Кришны? Флейта Кришны поет о славе Радхарани, потому что Кришна всегда думает только о Ней».

Кришна всегда наслаждается играми с Радхарани и думает только о Ней. Он не может думать более ни о чем. Он думает только о Ней. Поэтому Шрила Гуру Махарадж сказал: «Если вы хотите медитировать на Гаятри-мантру, примите прибежище лотосоподобных стоп Радхарани. Вам необходимо медитировать на Гаятри-мантру ради осуществления ваших духовных желаний. Вы обретете высшее благо, если постараетесь постичь смысл Гаятри-мантры».

Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇. Мурали означает «флейта», а ишта — «то, что хочется выразить»; это слава Радхарани, Ее красота, все, что связано с Ней, и изошло из песни флейты Кришны. Гаятри-мантра также рождается из звука флейты Кришны. Сама Гаятри-мантра дала нам это откровение.

Прачодайат означает: «объектом твоей медитации должны быть лотосоподобные стопы Радхарани». Иди в том направлении. Иди туда, где ты обретешь золото и алмазы. Иди к золотому руднику, иди к алмазным копям. Не ищите золота в угольной шахте. Если ты хочешь золота, иди к золотому руднику. Сокровище не купишь на рынке. Оно находится в особой сфере, хранимой Шрилой Дживой Госвами и другими.

Гуру Махарадж сказал:

Если ты хочешь обрести сокровище служения Господу Кришне, служения твоему возлюбленному, Кришне, предайся Радхарани и иди к Ней.

Флейта как символ
Шри Чайтанья Сарасват Матха

Сегодня утром, когда я спустился на арати , я обратил внимание на эмблему нашего Матха, изображенную на храме. Я заметил, как прекрасно она украшает храм. В центре находится цветок лотоса (ученик), который принимает прибежище у воды (Шри Гурудев), защищающей его от палящего солнца (Ом, Кришна). Ниже находится флейта Кришны, которая издает божественный звук, песню освобождения, нисходящую в этот мир. Венчает рисунок одна строка из объяснения Шрилы Гуру Махараджем Гаятри-мантры: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи .

Пение, танец, освобождение

Гаятри означает ганат траяте ите гаятри — разновидность песни, с помощью которой ты обретешь освобождение. Это столь удивительно! Просто благодаря пению и танцу ты получишь освобождение! Такова Гаятри-мантра, изначальный звук, звук флейты Кришны: ганат траяте.

В этом мире никто и никогда не представил столь замечательного объяснения трансцендентной мелодии, возникающей из флейты Кришны. Ни одна религия не может заявить подобного: просто пой и танцуй, и ты обретешь свободу!

Какова суть Гаятри-мантры? Гуру Махарадж сказал: муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇. Мурали означает «флейта Кришны» и она существует для пения. Она не может быть предназначена для разрушения или насилия. Она приносит сердцу умиротворение и издает очень сладостный звук.

О чем поет флейта Кришны? У песни должны быть стихотворный размер, намерение, цель, и эта цель — прославить имя Радхарани. Никакой другой звук не появляется из флейты Кришны, кроме «Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, Радхе», и это имя переливается в своем звучании.

Можно что-то понять о флейте Кришны, если взглянуть на жизнь Рагхунатха Даса Госвами. Во Вриндаване он каждый день пел:

Вр̣нда̄вана-вила̄сини ра̄дхе ра̄дхе ра̄дхе ка̄ну-мано-мохини ра̄дхе ра̄дхе. Последние слова — радхе, радхе. Ежедневно эту песню поют в храме Радха-Дамодара во Вриндаване. Каждый день, что бы он ни делал, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж пел эту песню. Этот единственный звук, что исходит из флейты Кришны и распротсраняется по всем трансцендентным и материальным мирам. Мы узнаем это из описания раса-лилы «Шримад-Бхагаватам».

Флейта Кришны зовет каждого

Когда Кришна желает начать танец раса, Он созывает гопи, играя на флейте. Только один зов исходит из флейты Кришны, и это «трубный зов».

Один вайшнав однажды сказал так: «трубный зов». Что означает это выражение?

Преданный: Это сигнал о начале битвы, который был принят в армии в эпоху Средневековья. Теперь это выражение означает «громкий и ясный призыв». Любой громкий и отчетливый призыв зовется «трубный зов».

Шрила Говинда Махарадж: Замечательно! Откуда возникло это выражение?

Преданный: Оно было принято в христианской традиции.

Шрила Говинда Махарадж: Это очень хорошо, но этот зов не является собственностью христианства. Это собственность всех душ. Она не принадлежит индусам, или христианам, или кому-либо. Это достояние всех. «Трубный зов» флейты Кришны обращен к каждому.

Как мы можем понять эту истину? Благодаря Бхактивиноду Тхакуру.

В одной из песен он написал: джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Не трубный ли это зов? Кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле. Мы спим, и доносится трубный зов: «Проснись, восстань ото сна, спящая душа! Ты спишь на коленях иллюзии».

Упанишады также говорят: уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата — «Пробудись, восстань ото сна и ищи Шри Кришну. Ищи ту Прекрасную Реальность, где ты обретешь любовь к Нему!»

Упанишады, Бхактивинод Тхакур и флейта Кришны, мурали дхана, несут одно послание, и его сущность — муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇: «Проснись и ищи Шри Кришну, Прекрасную Реальность!»

Звук флейты Кришны обращен не только к мадхура-расе, группу которой возглавляет Радхарани, но и ко всем остальным расам. Мадхура-раса служит основой всех других рас и сберегает их, поэтому звук флейты Кришны хранит, питает и поддерживает все остальные расы.

Киртана-дханам —
подлинное богатство нашей жизни

Обычно мы называем пение Харе Кришна маха-мантры или какой-либо песни вайшнавов киртан или санкиртана. Мы используем оба термина, но между ними существует некоторое различие. Киртан — это прославление Господа одним человеком, а санкиртана означает «бахубхир милитва̄ йат кӣртанам̇ тад эва сан̇кӣртанам». Тад эва сан̇кӣртанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртана. Санкиртана — это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.

Наш Гуру Махарадж использует особое выражение: кӣртана-дханам̇. Киртан не просто подходит для каждого. Кӣртана-дханам̇ означает, что он «богатство нашей жизни». Благодаря киртану мы обретем все и получим свободный доступ в раса-лилу, где Кришна играет, поет и танцует с враджа-гопи. Это истинное богатство нашей жизни, а также богатство всех освобожденных душ. Вот почему Гуру Махарадж сказал не просто киртан, но кӣртана-дханам̇ в своем объяснении Гаятри-мантры: киртан — это богатство нашей жизни.

Флейта Кришны обладает свободой

Затем Гуру Махарадж сказал: га̄йатрӣ муралӣ. Флейта Кришны — не просто бамбуковая или металлическая палочка. Она четан — обладает сознанием. Она — сознающее живое существо, которое живет своей собственной жизнью.

Флейта Кришны свободна в своем желании служить Кришне. Все свободны. Кришна дал свободу выбора каждому, поэтому мурали (флейта) Кришны имеет иш̣т̣а кӣртана-дханам̇. Иш̣т̣а кӣртан означает «любимый киртан». Флейта Кришны свободна петь собственный киртан, и в нем заключен источник ее счастья.

Эта шлока Шрилы Рупы Госвами прославляет мурали (флейту) Кришны, потому что она живет своей собственной жизнью. Она совершает свой иш̣т̣а кӣртан . Иш̣т̣а кӣртан означает «желанная и приносящая радость песня», и эту песню я слышу повсюду. Я вижу ее в глазах каждого.

1 ↑ «Рамананда Рай сказал: “Господь Кришна — дхира-лалита, поскольку Его подруги всегда зависят от Него. Таким образом, Его единственное занятие — получение удовольствий”».

2 ↑ «По воле Шри Гаурачандры Шри Сварупа Дамодар познал сокровенный смысл того, перед чем преклоняется Шри Санатана Госвами; того, что несут миру Шри Рупа Госвами и другие великие наставники, познавшие сладость духовной любви; того, что вкушают и переживают Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи; что бережно хранят Шри Джива Прабху и все великие святые; того, перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава небожителей Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма. И — о чудо из чудес! — этот сладостный восторг, счастье служения Шри Радхике, теперь ты даруешь нам» («Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9).

3 ↑ «О Радха! О искусная наслаждающаяся Вриндавана! О Радха, Радха! О Радха, пленившая ум Кану (Кришны)! О Радха, Радха! О Радха, прелестнейшая драгоценность среди восьми Своих главных подружек! О Радха, Радха!»

4 ↑ «Моя дорогая подруга флейта, в тебе полно несовершенств. Ты легкая, твердая, сухая и негладкая. Но благодаря чему ты обрела такое служение, что Господь обнимает и целует тебя?» (стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Антья-лила, 1.163).

Звук:
тень и реальность

В ведических писаниях сказано, что звук есть шабда-брахма – духовная вибрация. Он существует на границе Голоки. Когда звук этого мира связан с духовным миром, он достигает Кришны. Все звуки нашего мира исходят из флейты Кришны, но имеют природу тени. Когда тень обретает форму, она становится реальностью. Тень отбрасывает реальная форма. Если одна лишь тень способна доставить нам огромное наслаждение, какое наслаждение тогда может дать нам настоящая песня? Вот почему нам необходимо искать реальность.

В Ведах также говорится, что звук – источник Вед, и они сами являются трансцендентным, а не материальным звуком. Веды называются сат-гуна или веда-гуна. Источником всего в этом мире служат трансцендентные звуки – все сущее приходит в движение благодаря звуку флейты Кришны.

Звук флейты Кришны – изначальная песнь и жизнь всего творения. Если здесь у нас существуют прекрасные песни, то там, в духовном мире, песня должна быть еще прекрасней. Песня флейты Кришны – высочайшая, самая узумительная песня.

Шрила Рупа Госвами написал много шлок, прославляющих звук флейты Кришны.

«Звук флейты Кришны распространяется по всем трансцендентным и материальным мирам. Он наполняет все сущее радостью, экстазом, красотой и очарованием. Все принимает определенную форму благодаря этому чудесному звуку. Услышав звук флейты Кришны, Господь Брахма в изумлении недоумевает, откуда он исходит. Все потрясены звуком флейты Кришны. Анантадев поворачивает головы, на которых покоятся вселенные, в ту сторону, откуда доносится звук флейты Кришны».

Гаятри, песня флейты

Когда Господь Брахма родился в цветке лотоса, выросшем из пупка Господа Вишну, он увидел, что вокруг царит тьма. Он попытался вспомнить, кто он и откуда явился, но не смог этого сделать. Тогда он услышал звук: тапа. Благодаря этому звуку Брахма начал искать его источник, объект для своей медитации. И он услышал звук флейты Кришны – это была Гаятри-мантра.

Гуру Махарадж сказал: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи. Гаятри-мантра – это песня флейты Кришны. Мы должны постараться обрести с ней связь. Даже песни этого мира иногда завораживают нас, но привязанность к ним только глубже погрузит нас в иллюзию. Мы видим, что даже песни этого мира так прекрасны и чарующи, поэтому мы должны попытаться обрести связь с безгранично сладостной песней флейты Кришны.

Флейта Кришны воспевает
славу Шри Радхи

Истолкование природы флейты Кришны дал Ом Вишнупада Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Он сказал: «Все исходит из флейты Кришны. Все мантры, включая Гаятри-мантру, появляются из нее. Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи. Что является средоточием звука флейты Кришны? Флейта Кришны поет о славе Радхарани, потому что Кришна всегда думает только о Ней».

Кришна всегда наслаждается играми с Радхарани и думает только о Ней. Он не может думать более ни о чем. Он думает только о Ней. Поэтому Шрила Гуру Махарадж сказал: «Если вы хотите медитировать на Гаятри-мантру, примите прибежище лотосоподобных стоп Радхарани. Вам необходимо медитировать на Гаятри-мантру ради осуществления ваших духовных желаний. Вы обретете высшее благо, если постараетесь постичь смысл Гаятри-мантры».

Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇. Мурали означает «флейта», а ишта – «то, что хочется выразить»; это слава Радхарани, Ее красота, все, что связано с Ней, и изошло из песни флейты Кришны. Гаятри-мантра также рождается из звука флейты Кришны. Сама Гаятри-мантра дала нам это откровение.

Прачодайат означает: «объектом твоей медитации должны быть лотосоподобные стопы Радхарани». Иди в том направлении. Иди туда, где ты обретешь золото и алмазы. Иди к золотому руднику, иди к алмазным копям. Не ищите золота в угольной шахте. Если ты хочешь золота, иди к золотому руднику. Сокровище не купишь на рынке. Оно находится в особой сфере, хранимой Шрилой Дживой Госвами и другими.

Гуру Махарадж сказал:

Если ты хочешь обрести сокровище служения Господу Кришне, служения твоему возлюбленному, Кришне, предайся Радхарани и иди к Ней.

Флейта как символ
Шри Чайтанья Сарасват Матха

Сегодня утром, когда я спустился на арати , я обратил внимание на эмблему нашего Матха, изображенную на храме. Я заметил, как прекрасно она украшает храм. В центре находится цветок лотоса (ученик), который принимает прибежище у воды (Шри Гурудев), защищающей его от палящего солнца (Ом, Кришна). Ниже находится флейта Кришны, которая издает божественный звук, песню освобождения, нисходящую в этот мир. Венчает рисунок одна строка из объяснения Шрилы Гуру Махараджем Гаятри-мантры: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи .

Пение, танец, освобождение

Гаятри означает ганат траяте ите гаятри – разновидность песни, с помощью которой ты обретешь освобождение. Это столь удивительно! Просто благодаря пению и танцу ты получишь освобождение! Такова Гаятри-мантра, изначальный звук, звук флейты Кришны: ганат траяте.

В этом мире никто и никогда не представил столь замечательного объяснения трансцендентной мелодии, возникающей из флейты Кришны. Ни одна религия не может заявить подобного: просто пой и танцуй, и ты обретешь свободу!

Какова суть Гаятри-мантры? Гуру Махарадж сказал: муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇. Мурали означает «флейта Кришны» и она существует для пения. Она не может быть предназначена для разрушения или насилия. Она приносит сердцу умиротворение и издает очень сладостный звук.

О чем поет флейта Кришны? У песни должны быть стихотворный размер, намерение, цель, и эта цель – прославить имя Радхарани. Никакой другой звук не появляется из флейты Кришны, кроме «Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, Радхе», и это имя переливается в своем звучании.

Можно что-то понять о флейте Кришны, если взглянуть на жизнь Рагхунатха Даса Госвами. Во Вриндаване он каждый день пел:

Вр̣нда̄вана-вила̄сини ра̄дхе ра̄дхе ра̄дхе ка̄ну-мано-мохини ра̄дхе ра̄дхе. Последние слова – радхе, радхе. Ежедневно эту песню поют в храме Радха-Дамодара во Вриндаване. Каждый день, что бы он ни делал, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж пел эту песню. Этот единственный звук, что исходит из флейты Кришны и распротсраняется по всем трансцендентным и материальным мирам. Мы узнаем это из описания раса-лилы «Шримад-Бхагаватам».

Флейта Кришны зовет каждого

Когда Кришна желает начать танец раса, Он созывает гопи, играя на флейте. Только один зов исходит из флейты Кришны, и это «трубный зов».

Один вайшнав однажды сказал так: «трубный зов». Что означает это выражение?

Преданный: Это сигнал о начале битвы, который был принят в армии в эпоху Средневековья. Теперь это выражение означает «громкий и ясный призыв». Любой громкий и отчетливый призыв зовется «трубный зов».

Шрила Говинда Махарадж: Замечательно! Откуда возникло это выражение?

Преданный: Оно было принято в христианской традиции.

Шрила Говинда Махарадж: Это очень хорошо, но этот зов не является собственностью христианства. Это собственность всех душ. Она не принадлежит индусам, или христианам, или кому-либо. Это достояние всех. «Трубный зов» флейты Кришны обращен к каждому.

Как мы можем понять эту истину? Благодаря Бхактивиноду Тхакуру.

В одной из песен он написал: джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Не трубный ли это зов? Кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле. Мы спим, и доносится трубный зов: «Проснись, восстань ото сна, спящая душа! Ты спишь на коленях иллюзии».

Упанишады также говорят: уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата – «Пробудись, восстань ото сна и ищи Шри Кришну. Ищи ту Прекрасную Реальность, где ты обретешь любовь к Нему!»

Упанишады, Бхактивинод Тхакур и флейта Кришны, мурали дхана, несут одно послание, и его сущность – муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇: «Проснись и ищи Шри Кришну, Прекрасную Реальность!»

Звук флейты Кришны обращен не только к мадхура-расе, группу которой возглавляет Радхарани, но и ко всем остальным расам. Мадхура-раса служит основой всех других рас и сберегает их, поэтому звук флейты Кришны хранит, питает и поддерживает все остальные расы.

Киртана-дханам –
подлинное богатство нашей жизни

Обычно мы называем пение Харе Кришна маха-мантры или какой-либо песни вайшнавов киртан или санкиртана. Мы используем оба термина, но между ними существует некоторое различие. Киртан – это прославление Господа одним человеком, а санкиртана означает «бахубхир милитва̄ йат кӣртанам̇ тад эва сан̇кӣртанам». Тад эва сан̇кӣртанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртана. Санкиртана – это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.

Наш Гуру Махарадж использует особое выражение: кӣртана-дханам̇. Киртан не просто подходит для каждого. Кӣртана-дханам̇ означает, что он «богатство нашей жизни». Благодаря киртану мы обретем все и получим свободный доступ в раса-лилу, где Кришна играет, поет и танцует с враджа-гопи. Это истинное богатство нашей жизни, а также богатство всех освобожденных душ. Вот почему Гуру Махарадж сказал не просто киртан, но кӣртана-дханам̇ в своем объяснении Гаятри-мантры: киртан – это богатство нашей жизни.

Флейта Кришны обладает свободой

Затем Гуру Махарадж сказал: га̄йатрӣ муралӣ. Флейта Кришны – не просто бамбуковая или металлическая палочка. Она четан – обладает сознанием. Она – сознающее живое существо, которое живет своей собственной жизнью.

Флейта Кришны свободна в своем желании служить Кришне. Все свободны. Кришна дал свободу выбора каждому, поэтому мурали (флейта) Кришны имеет иш̣т̣а кӣртана-дханам̇. Иш̣т̣а кӣртан означает «любимый киртан». Флейта Кришны свободна петь собственный киртан, и в нем заключен источник ее счастья.

Эта шлока Шрилы Рупы Госвами прославляет мурали (флейту) Кришны, потому что она живет своей собственной жизнью. Она совершает свой иш̣т̣а кӣртан . Иш̣т̣а кӣртан означает «желанная и приносящая радость песня», и эту песню я слышу повсюду. Я вижу ее в глазах каждого.

1 ↑ «Рамананда Рай сказал: “Господь Кришна – дхира-лалита, поскольку Его подруги всегда зависят от Него. Таким образом, Его единственное занятие – получение удовольствий”».

2 ↑ «По воле Шри Гаурачандры Шри Сварупа Дамодар познал сокровенный смысл того, перед чем преклоняется Шри Санатана Госвами; того, что несут миру Шри Рупа Госвами и другие великие наставники, познавшие сладость духовной любви; того, что вкушают и переживают Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи; что бережно хранят Шри Джива Прабху и все великие святые; того, перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава небожителей Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма. И – о чудо из чудес! – этот сладостный восторг, счастье служения Шри Радхике, теперь ты даруешь нам» («Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9).

3 ↑ «О Радха! О искусная наслаждающаяся Вриндавана! О Радха, Радха! О Радха, пленившая ум Кану (Кришны)! О Радха, Радха! О Радха, прелестнейшая драгоценность среди восьми Своих главных подружек! О Радха, Радха!»

4 ↑ «Моя дорогая подруга флейта, в тебе полно несовершенств. Ты легкая, твердая, сухая и негладкая. Но благодаря чему ты обрела такое служение, что Господь обнимает и целует тебя?» (стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Антья-лила, 1.163).

Основатель-ачарья: Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. С. Говинда Махарадж
Преемник Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж

Источник

Оцените статью