- Урок № 4. Курс «Нотная грамота»
- Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
- Волшебные клавиши
- Диез, бемоль, бекар.
- Бемоль
- Бекар
- Знаки альтерации в музыке
- Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков
- Знаки альтерации — Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
- Ключевые знаки
- Таблица знаков альтерации и тональностей
- Бекар
- Двойное повышение или понижение звуков
Урок № 4. Курс «Нотная грамота»
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса «Нотная грамота», а именно стоение октавы:
Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:
На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез.
Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:
Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой «до» и одновременно левее клавиши с нотой «ре». Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота «до-диез», либо нота «ре-бемоль» — всё зависит от того, какую ноту берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.
Простой пример: до-дубль-диез — это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.
Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.
Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.
Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона ).
Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.
Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.
Пример использования диезов при ключе:
Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука «до«) и на пятой линейке (звук «фа«). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар).
Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.
Источник
Волшебные клавиши
Диез, бемоль, бекар.
Диез, бемоль, бекар. Странные и неизвестные слова. Но только тогда, когда вы слышите их впервые. Сегодня познакомимся с ними, увидим их в нотах. Узнаем, зачем они нужны и что обозначают.
Если вы выучили первую и вторую и третью октавы — отлично! Если нет — учим. Если не все ноты получается запомнить не расстраивайтесь. На практике со временем они очень хорошо запомнятся.
Вы заметили, что изучая октавы мы учили только ноты, которые относятся к белым клавишам? Но ведь есть еще и черные клавиши. Чтобы не вводить еще отдельное название для черных нот, как у белых — До Ре Ми Фа Соль Ля Си, придумали специальные знаки, которые эти черные ноты обозначают.
Сейчас разберемся с этим подробнее и наглядно. В музыкальном письме существуют знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Рассмотрим каждый знак подробнее.
Бемоль
Бекар
Как видите, в определении есть слова ТОН и ПОЛУТОН. Подробнее о них вы сможете прочитать ЗДЕСЬ.
Теперь учимся определять ноты с такими знаками.
Существует семь нот (основных ступеней) — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Если мы посмотрим на клавиши, то между ЛЯ и СИ есть черная нота. Как же она называется?
Представляете, у нее два имени! Он называется ЛЯ ДИЕЗ или СИ БЕМОЛЬ.
Пример. Нота Си первой октавы: Си диез, Си бемоль, Си бекар.
Посмотрите, как называются черные клавиши:
Черная клавиша, которая располагается между нотами ДО и РЕ — это До диез ( если мы повысили До на полутон) или Ре бемоль ( если мы ноту Ре понизили на полутон).
Источник
Знаки альтерации в музыке
Знаками альтерации в музыке называют условные знаки. Их ставят в нотной записи перед нотой (или после ключа). Они указывают на повышение или понижение любого из основных звуков октавы. Знаков альтерации пять:
Обозначение знаков музыкальной альтерации:
С помощью знаков альтерации записывают звуки октавы, которые не имеют самостоятельных названий и соответствуют черным клавишам фортепиано
или черным кнопкам баяна. При альтерации звук сохраняет свое основное название, к которому добавляется название знака альтерации: до-диез, ми-бемоль, фа-дубль-бемоль, ре-дубль-диез и т. д.
Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков
Диез показывает повышение основного звука на полтона. Его пишут перед нотой, на том самом месте (на линиях или между ними), где расположена и соответствующая нота:
Бемоль -снижает основной звук на полтона. Его также пишут перед нотой, на том самом месте, где стоит соответствующая нота:
Черных клавиш или кнопок в пределах октавы пять, и каждая из них соответствует повышенному или пониженному основному звуку, между которыми она
расположена. Звуки, соответствующие этим клавишам (кнопкам), имеют два разных названия и записываются двумя способами. Например, звук между до
и ре может быть записан как до — диез (потому что он выше на полтона), а также как ре-бемоль (потому что он ниже ре на полтона). То именно касается и других измененных звуков. Итак, звуки записываются по-разному, а практически по высоте — одинаковые.
Знаки альтерации — Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Такое равенство двух звуков по высоте при различной записи их называется энгармонизмом (от гр. энгармониоз — слаженный, сходящийся), а звуки -энгармоничными. Это явление позволяет изменять любой звук основного звукоряда, не обращая внимание на то, есть ли рядом с основным звуком черная клавиша (кнопка) или нет. Итак, Ми-dies энгармонически равный звуку фа, фа-бемоль — звуку ми, си-диез — звуку до, до-бемоль — звуку си
Знак альтерации пишут на нотном стане перед нотой, которую надо изменить, и он действует на нее в пределах всего такта и одной октавы. По тактовой черте действие знака альтерации прекращается. Когда же изменен звук повторяется во втором или других тактах еще раз, его пишут снова со знаком альтерации.
Ключевые знаки
Чтобы упростить нотное письмо, диезы и бемоли, которые многократно повторяются на протяжении всего произведения, пишут один раз — в начале музыкального произведения на нотном, стане после ключа перед размером соответственно к нотам, которые надо повысить или снизить. Их называют ключевыми знаками, и они всегда однородны. Количество их может быть разным, но больше семи диезов или бемолей при ключе практически не бывает.
Порядок диезов: фа — диез, до — диез, соль-дівз, ре — диез, ля — диез, ми — диез, си — диез.
Порядок бемолей: cи-бемоль, ми — бемоль, ля-бемоль, ре — бемоль, соль — бемоль, до — бемоль, фа — бемоль:
Таблица знаков альтерации и тональностей
Рассмотрим несколько примеров
Из примера 1 видно, что когда при ключе стоят два Диеза, то вместо основных фа и до следует выполнять фа-диез и до-диез на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой октаве эти фа и до написаны. То же касается и бемолей, как это видно из примера 2.
Если в нотной записи возникает потребность повысить или снизить какой-то звук на короткий отрезок времени, этот знак к ключу не выносят,
а ставят его перед соответствующей нотой. Он называется дополнительным, или случайным, и действует лишь на ту ноту, перед которой стоит,
или на несколько одинаковых нот в пределах одного такта.
Бекар
Бекар отменяет действие любого из знаков альтерации независимо от того, ключевой это знак или дополнительный. Пишется он перед нотой и действует
также лишь на ту ноту (или несколько одинаковых нот), перед которой стоит, в пределах одного такта.
Двойное повышение или понижение звуков
При двойном повышении или понижении звуков, то есть на целый тон, применяют дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез показывает повышение звука на два полутона, то есть на целый тон. Отдельных клавиш, кнопок или ладов для воспроизведения этих звуков музыкальные инструменты не имеют. Поэтому,
чтобы получить, например, ре-дубль-диез, равный по высоте звуку ми, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку ми.
Дубль-бемоль показывает снижение звука на два полутона, то есть на целый тон. Чтобы получить, например, ре-дубль-бемоль, что по высоте соответствует звуку до, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку до.
Бекар отменяет действие дубль-диеза или дубль-бемоля целиком или частично. При полной отмене действия этих знаков звук понижается (или повышается) на два полутона, и нота, перед которой стоит бекар, приобретает свое первоначальное значение. Если надо отменить двойное повышение или снижение лишь на полтона, перед нотой оставляют только один диез или бемоль (см. пример ниже, такт 3).
Бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли к ключу не выносят и применяют как дополнительные знаки.
Источник