Ноты для фортепиано для начинающих одним пальцем

Ноты цифрами на пианино. Как играть?

Вы с легкостью сможете сыграть большое количество произведений, даже не зная нотной грамоты. Все, что вам нужно – это распечатать разноцветные наклейки с изображением нот и наклеить на нужные клавиши согласно схеме.

Запомните! Между нотами СИ и ДО, МИ и ФА нет черной клавиши. Поэтому при расклейке клавиш помните об этом, а также смотрите на нашу схему:

Скачайте и распечатайте наклейки на клавиши

Поскольку клавиши «настоящего пианино» по размеру отличаются от детского игрушечного пианино, то мы предлагаем Вам несколько вариантов наклеек (основные ноты — 2 см в ширину, черные клавиши 1,5 см, основные и черные клавиши — 1 см):

Распечатать их можно в любом фотосалоне. Цветная печать на страницах А4.

Как нужно играть?

Выберите интересную песню в разделе «Музыкального развития» и распечатайте схему игры. Для удобства вам предлагаются несколько схем.

Пример схемы с цифрами, где изображены клавиши пианино и используемые ноты

Пример подробной схемы с пошаговым нажатием клавиш

Для того чтобы мелодия в вашем исполнении максимально была приближена к оригиналу необходимо соблюдать все паузы, ритм и темп. Для этого прослушайте аудио файл в статье.

У каждой песни есть видео инструкция. Она поможет понять, как нужно играть …

Если песни, которую вы хотели бы сыграть нет в нашем каталоге, то напишите нам письмо и, возможно, мы добавим разбор песни в самое ближайшее время.

Источник

Урок 1

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Ноты для фортепиано для начинающих одним пальцем

Азбука игры на фортепьяно.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И ПЕРВОГО КЛАССОВ ДМШ

Азбука игры на фортепиано является учебным пособием для детей 5-7 лет, начинающих обучение в подготовительных и первых классах детских музыкальных школ и студий.

Главная задача этого пособия — представить новый пианистический материал. Автор не ставит цель детально объяснить методику обучения, предполагая разно плановость существующих методик и предлагая творческий подход преподавателей к пособию. Материал пособия построен по принципу постепенного усложнения, в строгой последовательности от простого к сложному.

Предлагаемое количество материала дает возможность педагогу импровизировать в выборе объема программы в зависимости от возможностей ученика.

Ноты басового ключа рекомендуется изучать одновременно с нотами скрипичного, используя ноту До первой октавы как переходное звено.

Представленный нотный материал большей частью основан на музыке разных народов. Он дополнен ранее не издававшимися произведениями в джазовом стиле и обработками современной эстрадной музыки, что поможет развить разносторонние вкусы у детей.

Нотный материал II и III разделов изложен в ансамблевом варианте, т. е. партия ученика плюс партия учителя. Партия учителя доступна для исполнения учениками различных классов.

Музыкальный материал сопровождается текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух.

В книге изложены основные разделы музыкальной грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.

Предлагаемые игры-упражнения будут способствовать лучшему усвоению музыкальной грамоты. В них могут участвовать и дети и взрослые. «Немую клавиатуру» рекомендуется наклеить на картон. Ее можно использовать для репетиционных упражнений на занятиях как дома, так и в классе. Иллюстрации выполнены так, что их можно раскрашивать.

Дорогой дружочек! Первое, что ты должен узнать — это то, что музыкальный инструмент, на котором ты собираешься играть, появился в начале XVIII века (1710 г.). Его создатель — итальянец Кристофори. На этом инструменте можно извлекать звуки громкие и тихие. Название инструмента «фортепиано» в переводе с итальянского означает «громко-тихо».

Нажимая на клавиши этого инструмента, ты слышишь звуки. Но они исходят не от клавиш, а от струн, которые натянуты внутри инструмента. Если они натянуты вертикально, то это пианино, оно не очень большое и предназначено для игры в небольших помещениях. Если струны натянуты горизонтально, то это рояль. Звук у него более громкий, на этих инструментах играют в больших концертных залах.

Открыв крышку пианино или рояля и заглянув внутрь, ты увидишь много интересного. Твой преподаватель подробно расскажет тебе, как рождаются музыкальные звуки на твоем инструменте.

Три точки опоры:

1. Ноги — это первая точка опоры.

Ноги слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.

2. Сиденье стула — это вторая точка опоры.

Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.

3. Пальцы — это третья точка опоры.

Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны.

Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию.

Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.

Рассмотри внимательно картинки и выбери ту, где ученик сидит правильно:

Дорогой дружочек! В музыке существует 7 основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимая на клавишу, ты слышишь один из этих звуков. Клавиша имеет такое же название, как и звук, который она издает. Клавиш на фортепиано много, сразу их запомнить непросто. Тебе в этом поможет «немая клавиатура», которую следует вырезать по пунктирным линиям и склеить (стр. 7-17).

Страницу № 17 раскрасить, разрезать по пунктирным линиям и учиться раскладывать получившиеся цветные клавиши на «немой клавиатуре».

Все правила, которые обозначены на «немой клавиатуре», тебе поможет прочитать твой учитель.

Для записи звуков используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Если известные тебе ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си расположить по порядку на нотном стане, ты увидишь, что ноты на линейках и ноты между линейками чередуются друг с другом. Точно также они чередуются на клавишах.

Название каждой ноты открывает знак — ключ, который всегда ставится в начале нотного стана.

Этот знак называется басовый ключ, или ключ «Фа», он начинается от четвертой линии, нота на этой линии будет называться фа.

Дорогой дружочек ! Внимательно посмотрев на этот рисунок, ты поймешь, что басовый ключ — это перевернутый скрипичный. И очень важно, что нота До на дополнительной линейке соединяет ноты басового и скрипичного ключей.

Следующее важное правило: твои пальцы помогут тебе выучить ноты на линиях и между линиями. Заодно ты выучишь цифровые обозначения пальцев, что будет очень нужно для позиционной игры на фортепиано.

В этом такте два слога.

На этот длинный звук можно проговорить и прослушать четыре слога:

Если музыкальный звук тянется НА ПОЛОВИНУ такта, он записывается ПОЛОВИННОЙ нотой — В одном такте таких нот две:

На этот менее длинный звук можно проговорить и прослушать два слога:

А если на один слог звучит два звука, они записываются восьмыми нотами: или так , или так . В такте таких нот восемь:

(форте) — громко (меццо-форте)- не очень громко

(пиано) — тихо (меццо-пиано) — не очень тихо

diminuendo (диминуэндо) — постепенно затихая

crescendo (крещендо)- постепенно усиливая звук

ritenuto (ритенуто) — замедлить

a tempo (а темпо) — в темпе

(диез) — знак, который повышает ноту на 1/2 тона

(бемоль) — знак, который понижает ноту на 1/2 тона

(бекар) — знак, который отменяет повышение или понижение

Знаки, которые стоят после ключа, называются ключевыми, или натуральными.

Знаки, поставленные в других местах, называются случайными.

(фермата) — знак, который показывает, что ноту надо выдержать несколько дольше, чем она написана.

Если лига связывает две ноты одинаковой высоты, это значит, что вторая нота не играется, а звучит как продолжение первой.

Если справа от ноты стоит точка — это значит, что к ноте надо добавить половину ее длительности:

Если музыкальная фраза, предложение начинаются с затакта (неполный такт), то заканчиваются они тоже неполным тактом, который вместе с затактом составляет полный такт.

Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую.

▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

▪«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Музыкальное образование помогает развивать слух , обыкновенную слуховую и музыкальную память . Люди профессионально занимающиеся музыкой , звуки слышат под другим понимание мышления , они острей улавливают все тонкости мелодий и могут их записать или нарисовать на бумаге . Обыкновенная музыкальная школа , может оказаться храмом искусств . В музыкальной школе обучают не только игре на инструменте , но и быть воспитанным , дисциплинированным , грамотным , культурным человеком . В процессе обучения формируется характер человека , а музыкальное образование остаётся на всю жизнь .

При обучении в многоквартирном доме всегда возникают проблемы с правилами общежития . В каждом регионе могут оказаться свои правила общежития . Особенно раздражает соседей , вовремя тренировок игры на громком инструменте , “ корявая ” громкая музыка . Необходимо много раз играть с ошибками , чтобы , в конце концов , появилась прекрасная мелодия . В основном эти правила мало меняются , с утра , примерно с 8.00 и до вечера , примерно до 22.00 часов можно играть на музыкальном инструменте . Обязательно перерыв с 13 до 15 часов , в это время отдыхают маленькие дети . Так — как , все музыканты очень воспитанные и культурные люди , они договариваются с соседями , когда можно громко играть на инструменте не мешая отдыхать соседям . Или вкладывают средства , покрывая стены , звуконепроницаемыми материалами . Звук не должен превышать более 30 Децибе ́ л ( д БЛ ) «dB».

Источник

Читайте также:  По страницам оперетт ноты
Оцените статью