Ноты для фортепиано эльгар

Элгар Эдуард Уильям

Сэр Эдуард Уильям Элгар (иногда Эльгар), 1-й баронет Бродхит

2 июня 1857, Нижний Бродхит, Молверн-Хиллз, Вустершир, Англия — 23 февраля 1934
(англ. Sir Edward William Elgar, 1st Baronet of Broadheath)

Английский композитор романтического направления, член Ордена заслуг, Рыцарь Великого Креста.

Некоторые из его крупных оркестровых работ, в том числе «Энигма-вариации» (англ. «Enigma» Variations) и «Торжественные и церемониальные марши» (англ. Pomp and Circumstance Marches), получили широкое признание. Он также является автором ораторий, симфоний, камерной музыки, инструментальных концертов и песен. В 1924 году он был назначен Мастером королевской музыки.

Детство и юность

Эдуард Элгар родился в семье Уильяма Элгара, настройщика фортепиано и продавца музыкальных товаров, и его жены Энн (урожд. Грининг (англ. Greening)). Элгар был четвёртым из семерых детей. Незадолго до рождения Эдуарда его мать приняла католическую веру, поэтому Эдуард был крещен и воспитывался как католик.

Элгар вставал рано и нередко садился за чтение Вольтера, исторической классики Дрейтона, Лонгфелло и других произведений, которые рекомендовала ему мать. Элгар часто слушал, как отец играл на органе в церкви Св. Георга (англ. St. George’s church), и вскоре пошёл по стопам отца. В восемь лет он начал брать уроки игры на фортепиано и скрипке. Основной интерес для него представляла скрипка, и свою первую музыку он написал именно для этого инструмента.

Показать полностью Свернуть

Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется».

В 15 лет Элгар надеялся уехать в Германию, в Лейпциг, чтобы заняться изучением музыки, но, не имея средств, бросил школу и стал работать на местного солиситора. Примерно к этому времени относится его первое появление на публике в качестве скрипача и органиста. Через несколько месяцев, он ушёл от солиситора и занялся карьерой музыканта, давая уроки игры на фортепиано и скрипке, а также время от времени работая в магазинчике отца. Элгар и его отец были активными членами Вустерского мужского хора Гли-клаб. Он аккомпанировал певцам, играл на скрипке, сочинял музыку, делал аранжировки и даже впервые выступил в качестве дирижера. В возрасте 22 лет он принял должность капельмейстера в Вустерской психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Здесь он тоже сочинял музыку; в 1996 году некоторые из произведений, написанные для оркестра лечебницы (главным образом танцы), были обнаружены и исполнены там же.

Во многом, годы, проведенные в качестве скрипача в Вустершире, были для него самыми счастливыми. Он играл первую скрипку на Вустерском и Бирмингемском фестивалях, бесценным опытом стало исполнение 6-й симфонии, а также «Stabat Mater» под управлением их автора, Антонина Дворжака. Как участник квинтета духовых инструментов, а также по заказу своих друзей-музыкантов, он сделал множество аранжировок произведений Моцарта, Бетховена, Гайдна, других мастеров. Это помогло ему отточить навыки композиции и аранжировки, которые он применил в своих ранних сочинениях. Несмотря на свою замкнутую натуру, в музыкальных кругах Вустера Элгар по-настоящему преуспевал.

В своих первых поездках за границу, в 1880-1882 годах, Элгар побывал в Париже и Лейпциге, присутствовал на концертах первоклассных оркестров, впервые услышал музыку Рихарда Вагнера. Возвращение в провинциальную обстановку обострило его желание получить более широкое признание. Он часто ездил в Лондон, пытаясь опубликовать свои работы, но в этот период жизни он нередко был подавлен и сильно нуждался в деньгах. В апреле 1884, в письме другу он писал, «Мои перспективы безнадежны как никогда … думаю, дело не в недостатке энергии, поэтому иногда я прихожу к заключению, что мне не хватает способностей…У меня нет денег-ни цента».

В возрасте 29 лет, благодаря своей преподавательской деятельности, он познакомился с Эллис (Кэролайн) Робертс, дочерью покойного генерал-майора Сэра Генри Робертса и публикующейся писательницей. Она была старше Элгара на восемь лет. Через три года Эллис Робертс стала его женой, вопреки желанию её семьи. Они поженились 8 мая 1889 года в Бромтонской часовне. Вера Эллис в него, а также то, что у неё хватило смелости выйти замуж за «представителя низшего класса», очень поддержали Элгара в его карьере. Она спокойно управлялась с его перепадами настроения и была доброжелательным критиком. Она также взяла на себя управление его делами и стала его личным секретарем.

Эллис изо всех сил старалась привлечь к нему внимание влиятельных персон, правда, без особого успеха. Ради карьеры мужа она отказалась от некоторых собственных устремлений. Впоследствии в своем дневнике она призналась: «Забота о гении — это уже сама по себе работа целой жизни для любой женщины». В качестве обручального подарка Элгар подарил ей короткое произведение для скрипки с фортепиано «Salut d’Amour». С подачи Эллис, Элгары переехали в Лондон, чтобы находиться ближе к центру музыкальной жизни Великобритании; и Элгар всерьёз занялся композицией. Тем не менее, пребывание в столице успеха не прибавило, и они вынуждены были вернуться в городок Грейт Молверн, где Элгар мог зарабатывать на жизнь преподавательской деятельностью и дирижированием в местных музыкальных коллективах. Несмотря на разочарование от лондонского периода, возвращение в провинцию, поближе к природе и друзьям, хорошо сказалось на здоровье Элгара и послужило источником вдохновения.

В начале 20 века Элгар плодотворно сотрудничал с певицей-контральто Кларой Батт, которая исполнила несколько его произведений.

Именем Элгара названы многие улицы в городах Англии: Например, есть одиннадцать Элгар-авеню, в том числе одна — в Молверне, графство Вустершир, а ещё одна вблизи дома, где жил Элгар, «Plas Gwyn» в Херефорде.

В честь композитора установлено несколько памятников. Один из них — в конце Вустерской Хай-стрит — стоит напротив собора, в нескольких метрах от того места, где некогда размещался магазинчик его отца. Ещё один памятник композитору находится в самом начале Чёрч-стрит в Молверне. В сентябре 2005 года вблизи Херефордского собора, в ознаменование многочисленных музыкальных и прочих связей Элгара с этим городом, был открыт памятник скульптора Джемы Пирсон.

В доме в Нижнем Бродхите, где родился композитор, ныне находится музей, посвященный его жизни и работе.

В период с 1999 по 2007 год на новых двадцатифунтовых банкнотах Банка Англии изображался портрет Элгара: позднее, на банкнотах новой серии, стали изображать портрет Адама Смита. Смена портретов стала причиной недовольства, в особенности потому, что 2007 год был годом 150-летия со дня рождения композитора.

Элгару посвящено несколько телефильмов. На телевидении роль Элгара исполняли Джордж МакГрат (в художественно-документальном фильме Кена Рассела «Элгар») и Грэм Лимен (в фильме Болото Пенды).

Наброски Элгара к его третьей симфонии были «развиты и дополнены» в 1990-х годах композитором Энтони Пэйном, впоследствии создавшим пригодную к исполнению версию «6-го Торжественного и церемониального марша», премьера которого состоялась на Би-Би-Си промс в августе 2006 года. В 2007 году «Элгаровское Общество» (англ. Elgar Society ) поручило Пэйну завершить оркестровку музыки к Сюите «Корона Индии», Op. 66.

Наброски Элгара к фортепианному концерту, датируемые 1913 годом, были развиты и дополнены композитором Робертом Уокером и впервые были исполнены в августе 1997 года пианистом Дэйвидом Оуэном Норрисом. Впоследствии это произведение было сильно переработано.

Музыка Элгара также напрямую связана с двумя значимыми ежегодными мероприятиями в календаре Великобритании: «1-й Торжественный и церемониальный марш» исполняется на заключительном концерте Би-Би-Си промс, а на церемонии в День памяти погибших в I-й и II-й мировых войнах у Лондонского Кенотафа, сводными оркестрами исполняется «Нимрод» из его «Вариаций «Энигма».

Отрывок из «1-го Торжественного и церемониального марша» повсеместно используется в США на церемониях вручения дипломов в школах и университетах, и известен там под названием «Выпускной марш» (англ. «The Graduation Song»).

Знаменитая композиция Clubbed To Death из саундтрека к фильму Матрица является реминисценцией на 1 и 12 темы «Вариаций «Энигма» Элгара[1].

Музыкант Venetian Snares использовал семпл из «Концерта для Виолончели, Op. 85» на треке Szamár Madár своего альбома Rossz Csillag Alatt Született.

Сочинения для оркестра

• Три симфонии
o «Симфония № 1 Ля-бемоль мажор», Op. 55 (1907-08гг.)
o «Симфония № 2 Ми-бемоль мажор», Op. 63 (1909-11гг.)
o «Симфония № 3», Op. 88 (наброски, 1932-34гг., развиты и дополнены Энтони Пэйном в 1972-97гг.)
• «Севилланья» (англ. Sevillaña), Op. 7 (1884 г.)
• Фруассар, концертная увертюра, Op. 19 (1890 г.)
• Серенада, для струнных, Op. 20 (доработанная версия «Трех пьес для струнного оркестра», 1888-92гг.)
o 1. Allegro piacevole; 2. Larghetto; 3. Allegretto
• Sursum corda, для струнных, медных духовых и органа, Op. 11 (1894 г.)
• «Три баварских танца», Op. 27 (1897 г.)
o 1. «Танец (Sonnenbichl)»; 2. «Колыбельная (In Hammersbach)»; 3. «Меткие стрелки (Bei Murnau)»
• «Имперский Марш», Op. 32 (1897 г.)
• «Вариации на Оригинальную Тему (Энигма)», (иногда — «Вариации на собственную тему «Загадка»)», Op. 36 (1899)
o Тема, «(Enigma)» (andante); Вариации: 1. «C.A.E.» (andante); 2. «H.D.S.-P.» (allegro); 3. «R.B.T.» (allegretto); 4. «W.M.B.» (allegro di molto); 5. «R.P.A.» (moderato); 6. «Ysobel» (andantino); 7. «Troyte» (presto); 8. «W.N.» (allegretto); 9. «Nimrod» (adagio); 10. Intermezzo, «Dorabella» (allegretto); 11. «G.R.S.» (allegro di molto); 12. «B.G.N.» (andante); 13. Romanza, «***» (moderato); Finale, «E.D.U.» (allegro)
• «Chanson de Nuit» для небольшого оркестра, Op. 15 № 1 (1899 г.) (аранжировка «салонной» пьесы для скрипки с фортепиано)
• «Chanson de Matin» для небольшого оркестра, Op. 15 № 2 (1899 г.) (аранжировка «салонной» пьесы для скрипки с фортепиано)
• «Три Характерные Пьесы», Op. 10 (1899 г.)
o 1. «Мазурка»; 2. «Sérénade Mauresque»; 3. «Контрасты: Гавоты 1700 и 1900 гг. н. э.»
• «Sérénade Lyrique» (1900 г.)
• «Шлараффенланд (В городе Лондоне)», Концертная увертюра, Op. 40 (1900-01гг.)
• «Торжественные и церемониальные марши», пять маршей, все Op. 39 (1901-1930 гг.)
o Марш № 1 Ре мажор (1901 г.) (С известной мелодией Страна надежды и славы в составе трио)
o Марш № 2 Ля минор (1901 г.)
o Марш № 3 До минор (1904 г.)
o Марш № 4 Соль мажор (1907 г.) (В 1940 году на музыку марша А. П. Герберт положил слова «Песни свободы»)
o Марш № 5 До мажор (1930 г.)
o также Марш № 6 Соль минор (наброски, развитые и дополненные Энтони Пэйном в 2005-06гг.)
• Дети из снов (Enfants d’un Rêve), пьесы для небольшого оркестра, Op. 43 (1902 г.)
o 1. Andante; 2. Allegretto
• «На Юге (Алассио)», Концертная увертюра, Op.50 (1903-04гг.)
• «Интродукция и аллегро» для струнных (струнного квартета и оркестра), Op. 47 (1904-05гг.)
• «Юный дирижер», Сюита № 1, Op. 1a (1867-71гг., ред. 1907 г.)
o 1. «Увертюра»; 2. «Серенада»; 3. «Менуэт»; 4. «Солнечный танец»; 5. «Сказочные дудочники»; 6. «Сцена сна»; 7. «Феи и гиганты»
• «Юный дирижер», Сюита № 2, Op. 1b (1867-71гг., ред. 1908 г.)
o 1. «Марш»; 2. «Колокольчики»; 3. «Мотыльки и бабочки»; 4. «Танец у фонтана»; 5. «Ручной медведь». 6. «Лесные медведи»
• «Элегия», для струнного оркестра, Op. 58 (1909 г.)
• «Марш «Коронация», Op. 65 (1911 г.)
• «Корона Индии», сюита для оркестра, Op. 66 (1911-12гг.)
• «Carissima» для оркестра (1913 г.)
• «Фальстаф», симфонический этюд, Op. 68 (1913 г.)
• «Sospiri» для струнного оркестра, арфы и органа (или фисгармонии), Op. 70 (1914 г.)
• «Полония», симфоническая прелюдия, Op. 76 (1915 г.)
• «Марш «Империя» для оркестра (1924 г.)
• Сюита из «Артура» для камерного оркестра (из музыки к трагедии Лоренса Биньена «Артур», 1924 г.)
• «Гражданская фанфара» для оркестра без скрипок (1927 г.)
• «Майская песня» для небольшого оркестра (оркестровка работы, первоначально написанной для фортепиано) (1928 г.)
• Менуэт из «Щеголя Браммелла» (1928-29гг.)
• «В детской» для оркестра (1931 г.) «Посвящена с Их Высочайшего Позволения Королевским Высочествам герцогине Йоркской и принцессам Елизавете и Маргарет Роз»
o 1. «Утренняя серенада (Пробуждение)»; 2. «Серьёзная кукла»; 3. «Занятия»; 4. «Грустная кукла»; 5. «Коляска (Фокусы)»; 6. «Веселая кукла»; 7. «Сон — Заключение (кода)»
• «Сюита «Северн», для оркестра, Op. 87 (1932 г.) (первоначально написана в 1930 г. для медного духового оркестра)
o 1. «Интродукция (Вустерский замок)»; 2. «Токката (Турнир)»; 3, «Фуга (Собор)»; 4. «Менуэт (Комтурство)»; 5. «Кода»
• «Мина» для небольшого оркестра (1933 г.)

• «Скрипичный концерт Си минор», Op. 61 (1909-10гг.)
• «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909 г.)
• «Концерт для виолончели Ми минор», Op. 85 (1918-19гг.)
• «Фортепианный концерт», Op. 90 (наброски, 1909-25 гг., развитые и дополненные Робертом Уокером)

Сочинения для театра

• «Диармайд и Грайне», музыка к пьесе Джорджа Мура и У. Б. Йейтса, для солиста-контральто и оркестра, Op. 42 (1901 г.)
o 1. «Музыка и похоронный марш»; 2. песня, «Семеро тянули нить»
• «Корона Индии», императорский маскарад для контральто, баса, хора и оркестра, Op. 66 (1911-12гг.)
• «Une voix dans le désert», декламация для солиста-сопрано с оркестром, Op. 77 (1915 г.)
o с песней «Quand nos bourgeons se rouvriront» («Когда возвращается весна»)
• «Звездный экспресс», для баритона, солистов-сопрано и оркестра — музыка к пьесе Вайолет Пирн (англ. Violet Pearn) по мотивам рассказа «Пленник страны фей» Алджернона Блэквуда, Op. 78 (1915-1916 гг.)
• «Багровый веер», балет (о веере, созданном Чарльзом Кондером), Op. 81 (1917 г.)
• «Артур», музыка к пьесе Лоренса Биньена, для оркестра (1923 г.)
• «Щеголь Браммелл», драматическая музыка к пьесе Бертрама П. Меттьюза (англ. Bertram P. Matthews), для оркестра (1928 г.)

Кантаты и оратории

• «Черный рыцарь», Симфония/Кантата для хора с оркестром, Op. 25 (1889-92гг.)
• «Свет жизни (Lux Christi)», оратория для сопрано, альта, тенора, баса с хором и оркестром, Op. 29 (1896 г.)
• «Сцены из Саги о Короле Олафе», кантата для сопрано, тенора и баса, хора и оркестра, Op. 30 (1896 г.)
• «Знамя Святого Георга», баллада для хора с оркестром, Op. 33 (1897 г.)
• «Каратак», кантата для сопрано, тенора, баритона и баса с хором и оркестром, Op. 35 (1897-98гг.)
• «Морские этюды» (англ. Sea Pictures), цикл песен для контральто или меццо-сопрано с оркестром, Op.37 (1897-99гг.)
o 1. «Морская колыбельная»; 2. «В гавани (Капри)»; 3. «Утро дня отдохновения на море»; 4. «Где растут кораллы»; 5. «Пловец»
• Сон Геронтия, оратория для меццо-сопрано, тенора, и баса, а также хора с оркестром, Op. 38 (1899-1900 гг.)
• «Коронационная ода» для сопрано, контральто, тенора и баса, а также хора с оркестром, Op. 44 (1902 г.)
o I — «Коронуйте короля», для солистов с хором
o II — (a) «Королева», для хора; (b) «Дочь Древних Королей», для хора
o III — «Британия, проси о себе», для солиста-баса и мужского хора
o IV — (a) «Внемли святому небу», для солистов сопрано и тенора; (b) «Только сердце чистым оставь», для солистов сопрано, контральто, тенора и баса
o V — «Мир и покой», для солистов сопрано, контральто, тенора и баса с хором без аккомпанемента
o VI — Финал «Страна надежды и славы», для солиста-контральто с хором
• «Апостолы», оратория для сопрано, контральто, тенора и трёх басов, а также хора с оркестром, Op. 49 (1902-03гг.)
• «Царство Божье», оратория для сопрано, контральто, тенора и баса, а также хора с оркестром, Op. 51 (1901-06гг.)
• «О, внемли!», приношение для хора с оркестром «(Intende vocis orationis meae)», Op. 64 (1911 г.). Для Коронации Короля Георга V
• «Сочинители музыки», ода для солиста контральто или меццо-сопрано и хора с оркестром, Op. 69 (1912 г.)
• «Карильон», декламация с оркестром, Op. 75 (1914 г.)
• «Дух Англии», для сопрано и контральто либо тенора и хора с оркестром, Op. 80 (1915-17гг.)
o 1. «Четвертое августа» (1917 г.)
o 2. «Женщинам» (1915 г.)
o 3. «Павшим» (1915 г.)
• «Le drapeau belge» (Бельгийский флаг), декламация с оркестром, Op. 79 (1917 г.)
• «Курительная кантата», для солиста-баритона с оркестром. Написанное в 1919 году, это сочинение, вероятно, не предназначалось для исполнения и получило абсурдный номер опуса 1001. Его продолжительность меньше минуты.
• «Ода Памяти Королевы Александры» (Так много настоящих Принцесс, что ушли), для хора (сопрано, альт, тенор, бас) с оркестром (1932 г.)

• Струнный квартет, Op.83 (1918)
• Фортепианный квинтет, Op.84 (1918-19)

• «Романс», для скрипки с фортепиано, Op. 1 (1878 г.) Посвящен Освину Грейнджеру
• «Idylle («Esquisse Facile»), для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 1 (1883 г.) Посвящена E. E., г. Инвернесс
• «Pastourelle», для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 2 (1883 г.) Посвящена Мисс Хилде Фиттон, г. Молверн
• «Virelai», для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 3 (1883 г.) Посвящено Френку Уэббу
• «Гавот», для скрипки с фортепиано (1885 г.) Посвящен доктору. К. У. Бакку
• «Allegretto на G.E.D.G.E.», для скрипки с фортепиано (1888 г.). Посвящено Юным госпожам Гедж, г. Молверн
• «Salut d’Amour» («Liebesgruss»), для скрипки с фортепиано, Op.12 (1888) Посвящен «à Carice»
• «Mot d’Amour», для скрипки с фортепиано, Op. 13 №. 1 (1889 г.)
• «Bizarrerie», для скрипки с фортепиано, Op. 13 № 2 (1890 г.)
• «La Capricieuse», для скрипки с фортепиано, Op. 17 (1891 г.) Посвящена Фреду Уорду
• «Очень Мелодичные Экзерсисы в Первой Позиции», для скрипки с фортепиано, Op. 22 (1892 г.). Посвящены Мэй Грэфтон, племяннице Элгара.
• «Etudes Caractéristiques», для скрипки, Op. 24 (1892 г.)
• «Offertoire» («Andante Religioso»), для скрипки с фортепиано (1903 г.) Посвящен Сергее Дервалю, Антверпен
• Скрипичная соната Ми минор, Op. 82 (1918 г.) Посвящена Мари Джошуа
• «Монолог» для гобоя (1930 г.)

Сочинения для клавишных инструментов

• «Griffinesque», для фортепиано (1884 г.)
• «Presto», для фортепиано (1889 г.)
• «Майская песня», для фортепиано (1901 г.)
• «Концерт аллегро», для фортепиано (1901 г.)
• «Skizze», для фортепиано (1903 г.)
• «В Смирне», для фортепиано (1905 г.)
• «Sonatina», для фортепиано (опубл. В 1932 г.)
• «Adieu», для фортепиано (опубл. в 1932 г.)
• «Serenade», для фортепиано (опубл. в 1932 г.)
• Органная соната соль мажор, Op. 28
• «Мемориальная мелодия для Карильона» (1923 г.) написана для открытия карильона на Военном мемориале в Лафборо.

Сочинения для медного духового оркестра

• «Сюита «Северн», Op. 87 (1930 г.) (аранжирована для оркестра в 1932 г.)
o 1. «Интродукция (Вустерский замок)»; 2. «Токката (Турнир)»; 3, «Фуга (Собор)»; 4. «Менуэт (Комтурство)»; 5. «Кода»

Переложения и аранжировки

• И. С. Бах, «Фантазия и фуга до минор», переложение для оркестра, Op.86 (1921-1922 гг.)
• Г. Ф. Гендель, «Увертюра ре-минор» (Чандос-антем «На Господа уповаю» HWV247), переложение для оркестра (1923 г.)
• Фредерик Шопен, «Похоронный марш» из Фортепианной сонаты № 2 си-бемоль минор, переложение для оркестра (1933 г.)

Источник

Читайте также:  Дорогие мои старики ноты для синтезатора
Оцените статью