Ноты для фортепиано русских плясок

Барыня, русская пляска, аранжировка В. Нейф

Москва, Н. Куликов с сыновьями, 1889—1896

Старинные ноты для фортепиано

Барыня, русская пляска, концертная аранжировка В. К. Нейф

[Barynya (russian dance) arranged by V. Neif]

Москва, издатель Н. Куликов с сыновьями (№ 166), улица Маросейка, дом Еремеева, из серии Собрание новейших танцев, выпуск 1889—1896 гг.

Старинный русский танец «Барыня» развенчивает устаревший ложный западноевропейский миф о том, что Россия когда-то была «крепостническим» государством с «деспотичным» правлением. На самом же деле в той сказочной стране с добрым царём-батюшкой каждая уважающая себя русская барыня («дворянка-помещица») могла запросто (прогуливаясь по своему имению) затеять со встретившимся ей мужиком («крепостным крестьянином») эдакую танцевальную пляску-диалог с «выкрутасами». Весёлый и юмористический танец подразумевал приветствие участников (вступление), поочерёдные выходы (па) в одиночку, и заканчивался дуэтом, иногда (даже) с поцелуями.

Московский аранжировщик В. К. Нейф представляет «Барыню» в форме концертного фортепианного сочинения. Ноты изданы в конце XIX века, во время «танцевального» бума, охватившего тогда Россию; здесь традиционная «Барыня» — уже модный салонный танец, исполняемый дамой и кавалером.

М отив «Барыни» часто исполнялся (и исполняется поныне) балалаечниками и аккордеонистами в качестве сольного инструментального «наигрыша». У Льва Николаевича Толстого в романе «Война и мир» читаем:

« — Ещё, пожалуйста, ещё, — сказала Наташа . как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами » .

Источник

Танцы

Вальсам посвящен отдельный раздел. Русские народные танцы размещены на странице Русский салон. Американские — Рэгтайм, кекуок. Украинский казачок, гопак — здесь. Восточные танцы, лезгинка — в разделах Восток и Кавказ.

Болеро — в отделе Испания.

Модные салонные танцы

Альбом танцев: Па-д’эспань Испанские глазки (Штейнберг), Па-де-катр (Зубов), Гавот Принцесса (Цибулька), Миньон (Морлей), Чардаш (Клинов), Помпадур (Эйфус), Аркадиен (Кромптон и Морлей), Полька Бабочка (Яковлев), Почта Вашингтона (Суза), Па-де-патинер (Жув), Кросс-полька (Гросс), Шотландский танец, Казачок, Краковяк, Па-зефир (Розанов)

Источник

Русская пляска

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.

Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.

Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.

Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.

Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.

Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».

Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!

Источник

Русская музыка для детей. Хрестоматия из 122 пьес для фортепиано 22 выдающихся русских композиторов в редакции В. Ландштейна

Musique russe pour les enfants. Oeuvres choisies de 22 éminents compositeurs russes. Transcriptions faciles pour piano par W. Landstein (Les morceaux sont classés dans un ordre progressif de difficulté, 4 volumes)

Москва, П. Юргенсон, 1897—1911

Русская музыка для детей. Избранные пьесы (хрестоматия) для фортепиано 22 выдающихся русских композиторов. Лёгкие транскрипции (переложения) и редакция В. Ландштейна. Пьесы распределены в порядке усложнения в 4 сборниках «Русским детям» (122 произведения)

Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№№ 34420, 34421, 34422 и 34682), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, Неглинный проезд, 14, четыре выпуска 1897—1911 гг.

Содержание

Сборник (хрестоматия) № 1

1. Глинка, М. Жаворонок

2. Ребиков, В. Танец ландышей

3. Чайковский, П. Русская песня [из Детского альбома]

4. Гречанинов, А. «Со вьюном хожу»

5. Мусоргский, М. Слёзы

6. Чайковский, П. Дуэт из оперы «Пиковая дама»

7. Рубинштейн, А. Мелодия

8. Кюи, Ц. Душечка, малютка

9. Ипполитов-Иванов, М. Хор студентов из оперы «Ася»

10. Аренский, А. Вальс

11. ,, Круговая порука

12. Ребиков, В. Вальс из балета «Белоснежка»

13. Глинка, М. Не щебечи, соловейко

14. Рубинштейн, А. Поляк и полька. Костюмированный бал

15. Глиэр, Р. Вальс

16. Глинка, М. Северная звезда

17. Даргомыжский, А. Романс. Безумно жаждать твоей встречи

18. Чайковский, П. Старинная французская песенка [из Детского альбома]

19. ,, Вальс из балета «Спящая красавица»

20. ,, Песенка без слов (опус 40)

21. ,, Осень. Из детских песен (опус 54)

22. ,, Вальс из балета «Лебединое озеро»

23. Гречанинов, А. У ворот, у ворот (уличная)

24. Чайковский, П. Мужик на гармонике играет [из Детского альбома]

25. ,, Утренняя молитва [из Детского альбома]

26. Даргомыжский, А. Романс. Чаруй меня, чаруй!

27. Копылов, А. Урок музыки

28. Чайковский, П. Отче наш [Литургия святого Иоанна Златоуста], опус 41

29. Аренский, А. Тебе поём

30. Ладухин, Н. Лёгкая пьеса

Сборник (хрестоматия) № 2

1. Аренский, А. Журавель

2. ,, Спи дитя моё, усни

3. Глинка, М. Гуде витер. Малороссийская песня

4. Кюи, Ц. У Катеньки резвушки

5. ,, Весенняя песня

6. Глинка, М. Сомнение

7. Даргомыжский, А. Романс «Камень тяжёлый на сердце лежит»

8. Чайковский, П. Декабрь. Святки [вальс, Времена года]

9. Аренский, А. Расскажи, мотылёк

10. Глиэр, Р. Русская песня

11. Амани, Н. Песенка

12. Чайковский, П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

13. ,, Весна. Из детских песен (опус 54)

14. ,, Тебе поём [Литургия Святого Иоанна Златоуста]

15. ,, Вальс из балета «Лебединое озеро»

16. Рубинштейн, А. Трепак

17. Амани, Н. Экспромт

18. Чайковский, П. Польский [Полонез] из оперы «Евгений Онегин»

19. Ладухин, Н. Лёгкая пьеса

20. Копылов, А. Прыганье на одной ножке

21. Направник, Э. Ария Маши из оперы «Дубровский»

22. Чайковский, П. Шарманщик поёт [из Детского альбома]

23. Рубинштейн, А. Тореадор и испанка. Костюмированный бал

24. Мусоргский, М. В деревне

25. Ребиков, В. Вальс из Балетной сюиты

26. Направник, Э. Романс из оперы «Дубровский»

27. Ребиков, В. Девочка куклу качает

28. Чайковский, П. Грустная песенка [из опуса № 40]

29. Ипполитов-Иванов, М. Шествие сардара. Кавказские эскизы

30. Чайковский, П. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Сборник (хрестоматия) № 3

1. Аренский, А. Христос воскресе

2. Ребиков, В. Беззаботность

3. Глиэр, Р. Колыбельная

4. Даргомыжский, А. Болеро «Оделась туманами Сьерра-Невада»

5. Чайковский, П. Танец баронесс из балета «Спящая красавица»

6. » Pas de quatre из балета «Спящая красавица»

7. » Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева»

8. Кюи, Ц. Мать и дитя

9. Аренский, А. Отче наш

10. Глинка, М. Каватина «Любви роскошная звезда» из оперы «Руслан и Людмила»

11. » Сон Рахили к трагедии «Князь Холмский»

12. Ребиков, В. Вальс из сказки «Ёлка»

14. Чайковский, П. Легенда [из детских песен опус 54]

15. » Баркарола [из «Времён года» опус 37bis №6]

16. Рубинштейн, А. Танцы кашмирских невест из оперы «Фераморс»

17. » Танцы баядерок из оперы «Фераморс»

18. Чайковский, П. Панорама из балета «Спящая красавица»

19. » Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама»

20. » Трепак [Русская пляска] из балета «Щелкунчик»

21. Глиэр, Р. Молитва

22. Майкапар, С. Колыбельная

23. Панченко, С. Элегия

24. Направник, Э. Дуэт из оперы «Дубровский»

25. Аренский, А. Серенада

26. Арендс, Г. Танец жриц из балета «Саламбо»

27. Направник, Э. Вокализ Маши из оперы «Дубровский»

28. Калинников, В. Грустная песенка

29. Ипполитов-Иванов, М. Кавказские эскизы. «В ауле»

30. Мусоргский, М. Раздумье

31. Скрябин, А. Impromptu à la Mazur (опус 2 № 3)

Источник

«Для маленьких ручек и ножек»

Альбом 12 детских лёгких танцевальных пьес для фортепиано в аранжировках Бориса Фёдоровича Кейль

Санкт-Петербург, Юлий Генрих Циммерман, 1901

Старинные детские ноты для фортепиано

Для маленьких ручек и ножек. Новый альбом самых любимых современных танцев в лёгком переложении для фортепиано в 2 руки для юности в аранжировке Б. Ф. Кейль

Санкт-Петербург, собственность издателя Юлий Генрих Циммерман (№ 6209), дозволено цензурой в Санкт-Петербурге 16 июня 1901 года.

Содержание:

1. Да здравствует Европа! (Heil Europa!). Марш. Ф. фон Блон, опус 75

2. Полевые цветочки (Bleuets et coquelicots). Вальс. Э. Вальдтейфель, опус 259

3. Улыбка апреля [Монте-Карло] (Sourire d’avril). Вальс, М. Депре

4. Ту-са. Кадриль из цыганских песен. Б. Кейль, опус 140

5. Новая Венгерка (Nouvelle Hongroise). Н. Артемьев, опус 249

6. Чудо-полька (Tschudo-Polka). Дж. де Ботари, опус 31

7. Новый Па-де-катр (Nouveau Pas de quatre). П. Гросс

8. Па-де-патинер (Pas des patineurs). Э. Жюв, опус 21

9. Péché mignon. Шакон. Н. Зубов, опус 70

10. Изящество (L’Elégance). Миньон. Ж. Финокки, опус 46

11. Помпадур (Pompadour). Б. Кейль, опус 139

12. Пахита. Па-д’эспань (Pachita. Pas d’Espagne). Б. Кейль, опус 137

Источник

Оцените статью