Ноты для фортепиано токката гастон роллан

Токкаты для фортепиано — Ноты

Токкаты советских композиторов

Токката (от итал. «токкаре») — буквально: трогать, касаться. Виртуозная пьеса для фортепиано или органа в быстром, непрерывном движении, чаще всего основанная на ударной фортепианной технике. В XVII—XVIII веках часто писалась в свободной форме, предшествуя строго организованной фуге.

Токкаты для фортепиано
IV
cоставление и вступительная статья В.Клина
«Музична Україна», 1979г.

B. Клин. Токката в творчестве советских композиторов и некоторые черты ее эволюции
C. Прокофьев. Токката, соч. 11
А. Хачатурян. Токката
Г. Галынин. Токката из «Сюиты для фортепиано»
А. Эшпай. Токката
Р. Щедрин. Рондо-токката из «Сонаты для фортепиано»
О. Тактакишвили. Походная (Токката)
А. Меликов. Токката
Я. Ряэтс. Токката
С. Кортес. Токката
И. Шамо. Токката-прелюдия
А. Красотов. Токката
М. Скорик. Токката

Скачать ноты


Старинные токкаты
для фортепиано
Выпуск 1
редакторы-составители О.Брыкова, А.Парсаданова, Л.Россик
«Музыка», 1976г.
номер 9140

В сборник вошли произведения шести итальянских композиторов XVII—XIX веков.: Д. Диполи, П. Парадизи, М. Роеси, Ф. Дуранте, Д. Скарлатти и Ф. Поллини.
Пьесы сгруппированы по авторам и расположены в порядке возрастания трудности.
При подборе материала попользованы итальянские издания: Меро— «Клавесинисты» (том II) и антология Г. д’Аннунцио— «Классическая музыка Италии». Нотный текст сборника в основном соответствует этим изданиям. Составители ограничились указанием аппликатуры и педали.
Издание преследует цель расширить педагогический репертуар детских музыкальных школ и училищ, а также познакомить учащихся с произведениями старинных итальянских композиторов.
Все пьесы в СССР публикуются впервые.
Ниже даются краткие биографические сведения о композиторах, представленных в настоящем сборнике.

Доменико ЦИПОЛИ (1688—1726) —один из интереснейших композиторов начала XVIII века. Родился в Ноле, получил музыкальное образование в консерваториях Неаполя, Флоренции и Болоньи. Работал в Риме, затем переехал в Испанию, а в конце жизни — в Аргентину. За свою непродолжительную жизнь он создал много произведений для клавесина (токкаты, сюиты, партиты, канцоны, вереи и др.).

Пьетро Доменико ПАРАДИЗИ (1707—1791) — один из выдающихся композиторов XVIII века, родился в Неаполе, учился у Никола Порпора. Им создано несколько опер, 12 сонат для чембало на народные темы, а также ряд духовных произведений. В 1747 году поселился в Лондоне, где преподавал игру на фортепиано и пение. Позже переехал в Вену, последние гады жизни провел в Венеции.
Микельанджело РОССИ (1600—1674) —достойный ученик Дж. Фрескобальди. Хорошо владел скрипкой, органом и чембало, дирижировал капеллой. Среди его сочинений — оперы, духовная и светская музыка. При жизни композитора были опубликованы токкаты и куранты для органа и чембало.

Франческо ДУРАНТЕ (1684—1755)—родился в Фратта-Маджоре (близ Неаполя). Ученик Г. Гре-ко, А. Скарлатти и Б. Паскунни. С 1718 года возглавлял консерваторию в Неаполе. Из его учеников известны А. Саккини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези. Дуранте —один из виднейших представителей неаполитанской музыкальной школы. Его произведения отличаются певучестью, лиричностью. Среди них — 3 оратории, 13 месс, 16 псалмов, 50 мотетов, 12 мадригалов, 11 сольфеджио, 18 дуэтов для сопрано и контральто, 6 сонат для клавесина и другие произведения. Его вокальные дуэты с инструментальным сопровождением впервые в СССР были опубликованы в 1931 году в расшифровке М. Иванова-Борецкого.

Доменико СКАРЛАТТИ (1685—1757)—выдающийся итальянский композитор и клгвесинист, родился в Неаполе, сын и ученик Алессандро Скарлатти. С 16-ти лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1705 году в Венеции обучался у Ф. Гаспарини. В 1709 году в Риме подружился с Ф. Генделем, у которого совершенствовался в игре на органе. С 1714 года Д. Скарлатти — регент Капеллы св. Петра в Риме. С 1729 года служил придворным музыкантом в Севилье, затем в Мадриде. Сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки: многие виднейшие испанские композиторы были его учениками. Прославился как автор клавесинных сонат, полных виртуозного блеска. Скарлатти по праву считается основоположником современной фортепианной техники. Оказал большое влияние на фортепианный стиль Ф. Э. Баха и Й. Гайдна. Им создано 13 опер, 555 сонат для клавесина, серенады, токкаты, 2 мессы и другие произведения. Умер Скарлатти в Мадриде.

Франческо ПОЛЛИНИ (1763—1846)—талантливый итальянский композитор и пианист, ученик Л. Моцарта. Автор школы для фортепиано, обязательной в программах учебных заведений Италии. В числе других его сочинений: «Stabat Mater>, ряд вокальных произведений, несколько опер, токкаты и другие.
О. Брыкова А, Парсаданова Л. Россик

ЦИПОЛИ Д. Токката. ПАРАДИЗИ П. Токката
РОССИ М. Четыре токкаты
ДУРАНТЕ Ф. Четыре токкаты
СКАРЛАТТИ Д. Две токкаты
ПОЛЛИВИ Ф. Токката.

Скачать ноты

Источник

ЗНАМЕНИТАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ «ТОККАТА» ГАСТОНА РОЛЛАНА / FAMOUS AND UNKNOWN “TOCCATA” BY GASTON ROLLAND

Во уже почти полвека «Токката» композитора Гастона Роллана вызывает восхищение слушателей всего мира. При этом вряд ли кто задавался вопросом об истории этой композиции. Замечательный повод рассказать о ней появился в год ее 70-летия!

For almost half a century «Toccata» by composer Gaston Rolland made delighting listeners around the world. At the same time, hardly anyone wondered about the history of this composition. Excellent reason to talk about it has appeared in the year of its 70th anniversary!

Удивительно, но факт: в некоторых случаях Мориа-аранжировщика путали с Мориа-композитором. Впервые это случилось после успеха его версии «Love is blue». И если для «Love is blue» А.Поппа Мориа сделал прекрасную аранжировку, то музыка «Токкаты» Г.Роллана подверглась его пересмотру.

Surprisingly, it was: in some cases, arranger Mauriat was confused with composer Mauriat. This happened for the first time after the success of his version of «Love is blue». And if for «Love is blue» by A. Popp Mauriat made beautiful arrangement, then music of «Toccata» by G. Rolland have been reviewed by him.

Надо отметить, Поль Мориа не раз вел себя как драматург, работая с чужими произведениями. Он мог без колебаний преобразовать произведение, которому прочил судьбу хита собственного оркестра. «Токката» была первой в этом ряду. При этом так же как и для «Pulstar» Вангелиса и «Piano ballade» на тему Баллады № 1, соль минор Шопена, вклад Мориа как аранжировщика никогда не уточнялся.* (по данным из реестра SACEM).

It must be noted that Paul Mauriat repeatedly acted as a playwright dealing with someone else’s works. He could transform without hesitation music, which he predicted the fate of hit of his own orchestra. «Toccata» was the first in this row. However, as well as for «Pulstar» by Vangelis and «Piano ballade» on the theme of Ballade no.1 in G minor, op.23, Mauriat’s contribution as arranger was never specified.* (*according to the registry of SACEM).

В биографической книге «Un vie en bleu» Поль Мориа рассказал ее автору Сержу Элаику, что он играл «Токкату» в 1951 году, работая в оркестре Франка Пурселя, когда впервые оказался в Париже. В 1973 году уже как знаменитый дирижер он решил включить ее в альбом «Forever and ever» и связался с композитором Гастоном Ролланом. Композитор попросил Поля Мориа исполнить это произведение в точность как в его нотах. После выпуска диска, 70-летний композитор не оценил фантазию Мориа и был раздражен отсутствием части музыки, которая Полю Мориа показалась «бесполезной». В итоге Роллана успокоил один из друзей, предвещая грандиозные авторские отчисления композитору. И он был прав — в Японии «Токката» стала хитом и ежедневно транслировалась по радио и телевидению, многие исполнители играли его вечную мелодию.

In biographical book «Un vie en bleu», Paul Mauriat told its author Serge Elhaik that he played «Toccata» in 1951 working in the Franck Pourcel orchestra when he first came to Paris. In 1973 already as famous conductor decided to include it in album «Forever and ever» and contacted the composer Gaston Rolland. Composer asked Paul Mauriat to record this work exactly as in his score. After LP’s release the 70-year-old composer did not appreciate Mauriat’s fantasy of and he was irritated by the lack of part of the music, which seemed «useless» for Paul Mauriat. In the end Rolland was calmed by one of personal friends, foreshadowing large royalties for composer. And he was right — in Japan «Toccata» became a big hit and was broadcasted daily on radio and television, many performers played his timeless tune.

В 2020 году, наконец-то, у нас появилась возможность услышать раннюю классическую запись «Токкаты» начала 1950-х годов. Ее записал эстрадный оркестр «Мелодия Рима» итальянского радио под управлением Эрнесто Ниселли. Эта находка была предъявлена публике, при это мнения слушателей разделились, показывая, что обе версии хороши и каждая по-своему.

In 2020, finally, we had opportunity to listen to early classical recording of «Toccata» from early 1950s. It has been recorded light orchestra music «Melody of Rome» of Italian radio conducted by Ernesto Nicelli. This finding was presented to people, while the opinions of the audience were divided, showing that both versions are good and each in its own way.

Голоса «Зa» версию «Токкаты» под редакцией Поля Мориа:
Votes for version of «Toccata» edited by Paul Mauriat:

Татьяна Киселева, учитель музыки: «На мой взгляд, стиль Мориа — это неоклассика. Его «Токката» — единообразие без однообразия! Разделы повторяются, но сами-то разделы разные по музыке и по инструментовке. «Токката» как и должно быть — это монолит и Поль сократил совершенно правильно.»

Tatyana Kiseleva, music teacher: «On my opinion, Mauriat’s style is neoclassical. His «Toccata» is uniformity without monotony! Sections are repeated, but the sections themselves are different musically and its orchestration. «Toccata» as it should be is a monolith and Paul was right to cut it».

Татьяна Панфилова, учитель музыки: «Первая запись Роллана звучит танцевально, но пусто. Какой-то фокстрот ушедших лет, извините. Вариант Мориа по-настоящему музыкален и эмоционален!»

Tatyana Panfilova, music teacher: «The first recording of Rolland sounds like a dance, but it’s empty. Looks like on foxtrot of bygone years, sorry. Mauriat’s version is truly musical and emotional!»

Алла и Виталий Покровские, учителя музыки: «В каждом варианте заложена разная идея и законченная музыкальная мысль. У Роллана — быстрый танец, у П. Мориа — лирическая композиция. Для исполнения надо выбирать какой то один вариант».

Alla and Vitaly Pokrovsky, music teachers: «Both versions have different ideas and complete musical thought. Original Rolland’s «Toccata» is quick dance, «Toccata» edited by Mauriat is lyrical composition. For performance necessary to choose one of two versions».

Голоса «Зa» классическую версию Гастона Роллана:
Votes for classical version of «Toccata» by Gaston Rolland:

Нэля Назаралиева, учитель музыки: «Голосую за энергичную раннюю запись, хоть и не безупречную по качеству. У Мориа звучит возвышенно, но аморфно».

Nelya Nazaralieva, music teacher: «I vote for energetic early recording, albeit not impeccable in sound quality. Mauriat’s version sounds sublime but amorphous».

Валентина Екимова, любитель музыки: «Я и не знала, что вначале все было так здорово. Раньше я любила запись Мориа, даже играть хотела, пока не научилась слушать в музыке фразы. Мориа замедлил и улучшил этим, но по самой мелодии — я за старый вариант.»

Valentina Ekimova, music lover: «I did not know that at first everything was so cool. I used to love Mauriat’s recording, I even wanted to play it, until I learned to listen to phrases in music. Mauriat slowed down and improved it, but according to melody I vote for the old version.»

Александр Гольдштейн, композитор: «Ааа… оказывается это не Поля музыка! В нотах версии 1973 года всё очень упрощено, а сила Мориа в том, что у него гениальные подголоски, которые и делают богатство музыки. По сравнению с версией 1950 года эта, 1973-го, значительно скромнее. К тому же, в версии 1950 года есть очень симпатичная середина, которую Поль не использовал».

Alexander Goldstein, composer: «Ahh! it turns out this is not Paul’s music! In piano scores of version of the 1973 everything is very simplified, and Mauriat’s strength lies in the fact that his brilliant second parts that make rich music. If compared version of 1950 and other one of 1973, later version is much more modest. In addition, there is a very nice middle in version of 1950 that Paul did not use».

Вывод:
Summary:

Известность «Токкаты» под редакцией Поля Мориа, разумеется, как и известность самого Поля Мориа, практически гарантируют приоритет его варианта. Но, все же, находятся и те, кому нравится также оригинальная музыка 1950-х. Их аргумент понятен: жизнелюбивая и быстрая оригинальная пьеса в стиле самбы – противоположность другой лирической и романтической музыке, которая на 100% отражает собственный стиль Поля Мориа.

The fame of «Toccata» edited by Paul Mauriat, of course, as well as personal fame of Paul Mauriat, practically guarantee priority of his version. But, nevertheless, there are persons whom like as well original music of 1950s. Their argument is understandable: lively and fast original samba-style sound as opposite of another lyrical and romantic music which 100% reflect Paul Mauriat’s own style.

Секреты авторского права
Copyright secrets

Вклад Поля Мориа как аранжировщика во многих случаях не мог быть формально закреплен по одной простой причине. Ведущий российский специалист по авторскому праву и смежным правам Ирина Тулубьева разъяснила действующие правила:

— Аранжировка, оркестровка, как и любая переделка, представляющие собой результат творческой деятельности, охраняются авторским правом. Однако для их правовой охраны необходимо, чтобы на создание этой переделки было получено согласие автора оригинала (или иного правообладателя на оригинал, или иного лица, у которого есть исключительная лицензия на произведение на указанный способ использования). Согласие = разрешение = договор. Разумеется, согласие необходимо только в случае, если оригинальное произведение не является общественным достоянием. В случае, если переделка создана без согласия автора оригинала, ее создание не влечет никаких правовых последствий, в том числе у ее автора нет никаких прав на производное произведение.

In many cases Paul Mauriat’s contribution as arranger could not be formally enshrined for one simple reason. Leading Russian specialist in copyright and related rights Irina Tulubieva explained current rules:

— Arrangement, orchestration like any transformation, representing the result of creative activity, are protected by copyright. However, for their legal protection it is necessary that the author of the original (or another copyright holder of the original or another person who has exclusive license for the work for specified way of use) provide the permission to create this transformation. Consent = permission = contract. Of course, consent is only necessary if the original work is not in the public domain. If transformation was created without the consent of the original author, its creation does not entail any legal consequences, including its author does not have any rights to the derivative work.

Источник

Оцените статью