Ноты для гармони для начинающих с нуля

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони — Играй гармонь народная

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони

Тональность
Герметичность меха и корпуса

Проверка клавишного механизма
Условия эксплуатации
Состав инструмента
Правила игры на гармони
Аппликатура
Работа со звуком

Урок №2
Левая клавиатура
Игра на левой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Басы
Аккорды
Вспомогательный ряд
Минор
Мажор
способы извлечения звука

Урок №3
Правая клавиатура
Игра на правой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Упражнения
«Тонкая рябина»
«Цыганочка»
Изучение основных аккордов

Урок №4
Нотоносец
Расположение звуков
Длительность звуков
Игра двумя руками
Основы музыкальной грамоты
Нотный стан
Ключ соль
Ключ фа

Урок №5
Игра в мажоре
Основы аккомпанемента
Цифровое обозначение клавиш

урок №6
Высота звука
Октава
Звукоряд правой клавиатуры
Такты
Знаки изменения длительности нот
Нота с точкой
Лига
Фермата
Пауза

Источник

Ноты для гармони для начинающих с нуля

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук

Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»

В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.

Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.

Начать предлагаю с затасканной уже, наверное, всеми начинающими «Частушки»…

Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки

Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.

В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.

Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)

Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).

Добавляем аккорд в конце

Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.

Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19

Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони

К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.

Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…

Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.

А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.

Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.

Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17

Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.

Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.

Левая клавиатура-ведущая!

Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).

На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.

Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):

На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!

Источник

Как научиться играть на гармошке?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Без хорошего гармониста на селе ещё полвека назад не обходилось ни одно праздничное мероприятие: свадьбы, именины, крестины, новогодние праздники, «Масленица» и другие большие и малые торжества. В некоторых местах и поныне живёт традиция звать гармониста на значимый для семьи праздник. Разные мотивы на гармошке — песни, плясовые мелодии, хороводные — передаются в основном «на слух» из поколения в поколение, от опытного умельца к новоявленному музыканту. Однако на этом народном музыкальном инструменте можно научиться и самостоятельно — без наставника-самоучки или образованного педагога.

Как держать гармонь?

Само собой, обучение игре на любом музыкальном инструменте начинается с правил посадки с ним, его удержания, расположения рук и пальцев. С этого и начнём учиться играть на гармошке.

В основном гармонь — инструмент довольно компактный, вес его невелик, поэтому играть на нём удобно как в сидячем положении, так и стоя.

Далее в статье рассматриваются вопросы обучения на обычной гармошке, имеющей две клавиатуры:

  1. правую — мелодическую, предназначенную для пальцев правой руки;
  2. левую — басовую, на которой играют пальцы левой руки.

Разновидностей этого инструмента не счесть: в одних местах играют на больших инструментах, у которых в левой клавиатуре три ряда кнопок, в других — на маленьких, однорядных, в третьих предпочитают иметь двухрядную гармонь. Кроме этого, среди тех же однорядных либо двухрядных встречается немало отличий. Некоторые модели и вовсе имеют в левой или правой клавиатуре не кнопки, а клавиши. И у всех найдутся свои особенности как в посадке и расположении рук, так и в технике игры.

Поэтому будем учиться играть на самой популярной, наверное, из всех моделей инструмента – «двухрядке». Она обладает в правой клавиатуре 25 кнопками, расположенными в 2 ряда, а в левой — тремя рядами с таким же количеством кнопок.

Современные гармошки имеют два наплечных ремня, прикреплённых к инструменту со стороны правой клавиатуры, и один торцевой ремень для фиксации левой руки со стороны басовых кнопок.

Наплечные ремни надеваются в любом случае, то есть не имеет значения, сидит или стоит гармонист.

Ремни нужно отрегулировать по своей фигуре: инструмент должен удобно расположиться на груди. Нижняя его часть при сидячем положении музыканта опирается на бедро правой ноги правой стороной корпуса, а внутренняя часть своим верхом касается груди. Размещаться удобнее всего на табуретке либо жёстком стуле, но не очень глубоко – ближе к краю. С левой стороны от гармониста должно быть свободное пространство – туда он будет растягивать меха при игре. Сидеть нужно прямо (ни сутулиться, ни наклоняться вперёд не следует). Откидываться назад, например, на спинку стула также не рекомендуется. Левая рука продевается в торцевой ремень, который должен плотно удерживать её, но не ограничивать любое её перемещение вверх, вниз, вперёд (в глубину клавиатуры) и назад.

В правой руке в основном уделяют внимание размещению большого пальца. Он может иметь несколько положений, что зависит от того, какую функцию на него возлагает музыкант.

  1. Большой палец не участвует в игре на клавиатуре, а служит лишь для дополнительной фиксации музыкального инструмента и компенсации усилий играющих пальцев. В этом случае он находится с обратной стороны грифа.
  2. Он не играет, но и не поддерживает инструмент, а лишь слегка разряжает напряжение других пальцев и служит, скорее, в качестве опоры и направляющего средства для кисти и предплечья правой руки. При этом он находится на ребре грифа, касаясь его второй фалангой и скользя по нему вслед за пальцами. Пальцы в таком случае собраны все вместе.
  3. Большой палец участвует в игре, как и все остальные. Такое решение повышает технические возможности гармониста.

Нужно отметить, что некоторые модели «двухрядок» имеют в басах не три, а два ряда кнопок. Однако это обстоятельство не должно смущать настоящего гармониста: он всегда найдёт нужный бас или аккорд.

Движение меха

Звуки на гармошке получаются за счёт нажатия на кнопки и одновременного движения меха. Если кнопки не нажимать, то и меха не получится ни раздвинуть, ни сдвинуть, так как войти или выйти воздуху некуда. Кнопки — это своего рода воздушные клапаны, которые при нажатии на них открывают звуковые отверстия, а при отпускании — закрывают их.

И наоборот, если меха неподвижны, то нажимать на кнопки инструмента смысла нет — воздушного потока нет, звуковые язычки остаются «глухими».

Важно научиться раздвигать и сдвигать меха гармони таким образом, чтобы всегда оставался запас в ту или иную сторону.

Движением мехов управляет левая рука музыканта, так как правая сторона инструмента остаётся неподвижной.

Длинные ноты нужно стараться воспроизводить непрерывно — при движении меха в какую-то одну сторону (любую). А также нужно понимать, какие изменения звука происходят при тех или иных движениях меха. Перечислим основные, которые полезно узнать начинающим:

  • при медленном движении меха звук тише;
  • при увеличении скорости движения звук усиливается;
  • особенно громкий звук возникает при резком движении меха;
  • равномерно и плавно ускоряя или замедляя движение меха, можно получить не только звуки с меняющейся динамикой, но и с различным тембром.

С опытом, конечно, придёт умение правильно рассчитывать длительности нот и фраз, своевременно менять направление движения меха, чтобы не прерывать раньше времени звуки, грамотно управлять динамикой и тембром музыкального инструмента.

Как выбрать обучающий курс?

На гармошке можно научиться играть практически в любом сознательном возрасте. Дети могут начинать постигать азы искусства игры уже с дошкольного возраста. Правда, и инструмент им нужно подобрать соответствующий, возможно, пока неполную модель двухрядной гармони типа «Чайки». Но им нужен наставник из числа самодеятельных музыкантов либо образованный преподаватель игры на гармошке. Подойдут музыканты, преподающие баян или аккордеон, знакомые с основами игры на гармони. Этими специалистами обеспечена практически любая музыкальная школа в нашей стране, а также Дома детского творчества и досуговые центры.

Для взрослых же новичков имеются несколько вариантов обучения игре на гармони.

  1. Можно перенять технику игры, как часто говорят, «с рук», причём ни о какой нотной грамоте в большинстве случаев речь не идёт. Такая учёба возможна при условии живущего поблизости человека или родственника, умеющего играть на этом инструменте и согласившегося помочь с практическими уроками игры. Но здесь есть один нюанс: если у начинающего обучение нет музыкального слуха и таланта, а только желание, то потенциальному «учителю» это станет понятно с первого раза. Уроки вряд ли продолжатся дальше, так как вариант передачи умений «из рук в руки» успешен только там, где есть одинаковые понятия у людей относительно одного и того же дела. А в музыке этим равноценным «понятием» является как раз хороший музыкальный слух.
  2. Обратиться к профессиональным педагогам, как и в случае с совсем юными любителями гармошки. Профессионалы отсутствие слуха не считают критерием для отказа от занятий с желающими, так как понимают, что музыкальный слух на самом деле имеется у всех людей, но у одних он от природы хороший или даже уникальный (абсолютный), а у других с ним нужно поработать, развить.
  3. Обучение в домашних условиях без посторонней помощи или с помощью средств современности (интернет, видеоуроки, онлайн-курсы). Взрослые вполне успешно могут освоить гармошку самостоятельно, изучая уроки с нуля по самоучителям, школам, а также просматривая уроки и игру состоявшихся музыкантов по видеороликам. Виртуозная игра, скорее всего, для них станет недостижимой мечтой, но получить удовольствие и порадовать своей игрой родных и близких знакомых они сумеют наверняка, если будут усидчивыми и внимательными. Нетрудные старые и современные мелодии научиться правильно сыграть можно довольно быстро при большом желании.

Правильней всего учиться играть по нотам, но для этого нужно освоить музыкальную грамоту, почему-то необоснованно являющуюся для многих новичков «камнем преткновения».

Имеются самоучители, в которых обучение производится не по нотам, а по цифрам. Каждая кнопка как в правой, так и левой клавиатуре наделяется своей «персональной» цифрой (1, 2, 3 и так далее), а в учебном пособии приводится порядок нажатия клавиатуры при исполнении того или иного упражнения, мелодии или песни.

Вот два примера цифрового метода, который взят со страниц разных учебных пособий по игре на «хромке»:

В примере песни «Старый клён» использован комбинированный способ записи партии гармошки – и нотный, и цифровой.

Какой курс обучения подойдёт новичку, будет решать он сам.

Техника игры

Программа занятий по технике игры на гармошке в домашних условиях должна придерживаться определённого плана, цель которого — непрерывное развитие начинающего гармониста. Рекомендуется следующая схема занятий.

Изучение упражнений на правой клавиатуре

Нужно научиться правильно двигаться по кнопкам пальцами правой руки, при этом нажатие кнопок производится до конца мягкими движениями кончиков пальцев. Не следует по ним стучать, так как от энергии нажатия на кнопку звук не становится ярче и громче. На силу звука влияет только движение мехов.

Количество играющих пальцев — минимум четыре (если есть возможность, лучше использовать все 5 пальцев).

Начинать следует с изучения гаммы До мажор — сначала в одну октаву, а затем задействовать все три.

При выполнении упражнений необходимо постоянно контролировать:

  • посадку и положение как тела, так и инструмента;
  • локоть правой руки не должен быть прижатым к телу музыканта;
  • пальцы не прогибаются в суставах, а имеют полусогнутое положение;
  • нельзя поднимать пальцы над клавиатурой слишком высоко;
  • ступни ног всей площадью опираются на пол, а стоят друг от друга примерно на расстоянии ширины плеч.

Все свои упражнения нужно обязательно сопровождать подходящим счётом: если песня в вальсовом тактовом размере 3/4, то нужно считать «раз-два-три» на каждую четвертную долю, в размере 4/4 счёт ведётся до четырёх.

Левая рука

Поначалу левая рука осваивается только в действиях с управлением мехов, а играют пока что только пальцы правой руки. Левое запястье располагается под коротким ремнём, большой палец и ладонь опираются в районе ребра между крышкой правого полукорпуса инструмента и басовой клавиатурой.

После успешного освоения правой клавиатуры можно приступать к изучению клавиатуры и упражнениям на басовой стороне гармошки.

Что касается пальцев, то в игре участвуют четыре пальца.

Будет серьёзной ошибкой играть тремя или двумя пальцами левой руки: звук баса может воспроизводиться и не очень чисто, и, возможно, с опозданиями из-за ограничений в возможных средствах звукоизвлечения.

Всё остальное — аналогично правилам действия пальцев правой руки на кнопках.

Игра двумя руками

Выполнив рекомендуемые в учебном пособии упражнения для развития пальцев левой руки, следует соединить руки в единый ансамбль, разучив, например, простенький мотив из самоучителя, в котором присутствуют и мелодический, и аккомпанирующий голоса. Вот пример небольшой композиции для начинающих:

Полезные советы

При обучении нужно следовать следующим советам от опытных гармонистов:

  • заниматься музыкой следует в хорошем настроении;
  • следует стараться не пропускать ежедневных уроков: пусть это будет всего 15 минут, но — каждый день;
  • не отработав предыдущее упражнение на «пять», не стоит приступать к следующему;
  • каждое практическое упражнение или песню нужно учить наизусть, а также играть «слепым» способом (не глядя на клавиатуру);
  • полезно играть при зрителях — нужно уметь не обращать внимания на аудиторию, углубившись при игре только в музыку.

Гармошка — удивительный музыкальный инструмент, обладающий большими возможностями и сильным звуком. И хотя она не так популярна, как, например, гитара, но её звучание всегда волнует сердца слушателей.

Источник

Оцените статью