Ноты для гармоники губной для начинающих

Табы для губной гармошки

Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.

Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.

Как читать табы для губной гармошки

Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.

Читайте также:  Ноты цифрами для гитары легкие

В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.

Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:

«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;

«-» — обозначение вдоха, т. е. -4 будет читаться как «вдох на четвертом отверстии». Помимо этого, встречаются следующие обозначения вдоха: (4), 4 ↓, ➃;

«+» — обозначение выдоха, т. е. +4 будет читаться как «выдох на четвертом отверстии» Помимо этого, встречаются следующие обозначения выдоха: «4», то есть без символа, «4b», 4 ↑;

«34» (а также с обозначением вдоха: +34, -34, 34b и тд) – аккорд на губной гармонике, состоящий из третьего и четвертого отверстия;

«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;

«Bb» или «»» – бенд на два полутона;

«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;

«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);

«[345]» – аккорд на выдох;

» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;

«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.

«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки

Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)

Зимой и летом стройная,

Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:

6 8 8 -8 8 7 6 6

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

9 -6 -6 -9 -9 8 -8 7

Зимой и летом стройная,

В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.

Простые табы для губной гармошки

Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.

«Августин» на губной гармошке табы

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 5 4 4

O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,

Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 4

O, du lieber Augustin, alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!

-4 a a 5 b b -4 a a 5 b b

Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.

Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 a a 4

O, du lieber Augustin, Alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!

Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»

В траве сидел кузнечик

Совсем как огуречик

В траве сидел кузнечик

Зелененький он был

Совсем как огуречик

Зелененький он был.

«Гимн России» — табы для губной гармошки

+6 +7 +6 -6 -7 +5 +5 -6 +6 -5 +6 +4 +4

Россия — священная наша держава!

-4 -4 +5 -5 -5 +6 -6 -7 +7 -8

Россия — любимая наша страна!

+6 +8 -8 +7 -8 +6 +6 +7 -7 -6 -7 +5 +5

Могучая воля, великая слава —

-6 +6 -5 +5 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Твое достоянье на все времена.

+8 -8 +7 -7 +7 -8 +6 +6

+7 -7 -6 +6 -6 -7 +5 +5

+7 -6 -7 +7 -6 -7 +7 -6 +7 -9 -9

Братских народов союз вековой.

-9 +8 -8 +7 -8 +8 +7 +7

-8 +7 -7 -6 -7 +7 -6 -6

+7 -7 -6 +6 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

«Титаник» на губной гармошке табы

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 -5b’ 5 4w 3

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 5 6 -6b 6 5 -4b

4 4 4 4 -3 4 4 -3 4 -4 5 -4

Every night in my dreams I see you I feel you.

4 4 4 4 -3 4 4 -2 4 4 4 4

That is how I know you go on. Far across the

-3 4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 4

distance and spaces be tween us you have come to

-3 4 4 -2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5

show you go on. Near, far, were ever you are I

-5 5 -4 4 -3 4 -3 3 4 -4 -2

believe that the heart does go on. Once more you

6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

open the door and youre here in my heart and my

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 4 -3

heart will go on and on. Love can touch us one

4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 -3 4

time and last for a lifetime and never let go

4 4 -2 4 4 4 4 -3 4 4

till we’re gone. Love was when I loved you one

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 -3 4 4

true time I hold to. In my life we ll always go

-2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4

on. Near, far, where ever you are I believe that

5 -3 4 -3 3 4 -4 -2 6 -5 5 -4

the heart does go on. Once more you open the door

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and you’re here in my heart and my heart will go

5 -4 4 4 -4 2 6 -5 5 -4

on and on. You’re here, there’s nothing I fear,

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and I know that my heart will go on. We ll stay

3 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

forever this way. You are safe in my heart and my

Источник

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков

Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!

Выбор инструмента

Существует большое количество разновидностей губных гармошек: хроматические, блюзовые, тремоло, басовые, октавные, а также их комбинации. Самым простым вариантом для начинающего будет диатоническая гармошка с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.

  • Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
  • Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
  • Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
  • По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.

При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.

К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.

Правильное положение губной гармоники

Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.

Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.

Дыхание

Губная гармошка – единственный духовой инструмент, который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.

Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды

Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь аккорд на гармонике проще, чем ноту.

В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.

Базовые техники

Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:

  • Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
  • Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
  • Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
  • Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.

Заключительные рекомендации

Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная нотной грамоты. Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.

Не пугайтесь буквенных обозначений музыкальных звуков – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)

Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.

Вот вам напоследок позитивное видео.

Блюз на губной гармошке

Автор: Екатерина Науменко
Иллюстрации: М. Белецкая, «Самоучитель игры на губной гармошке».

Источник

Ноты для гармоники губной для начинающих

Одиночные ноты на губной гармошке

В этой статье (ниже) вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы научиться играть на губной гармошке: с детальными аудио примерами, заданиями и упражнениями.


Как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
  • Правильное звукоизвлечение (три правила хорошего звука: мышцы, камера, дыхание)
  • Округлое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной (как при выдувании и всасывании воздуха)

Критические ошибки при обучении игре одиночными нотами:
  • Отверстие губ не округлое а продолговатое.
  • Мышцы лица и, в особенности, губы чересчур напряжены.
  • Выдувание и всасывание воздуха вместо правильного дыхания.
Совет!

Если у Вас до сих пор не выходит играть одиночными нотами, попробуйте немного наклонить губную гармонику вверх. Каким-то чудесным образом многим студентам этот совет помогает.

Упражнения

Упражнение 1.

Научиться играть одиночными нотами так, чтобы не задевать соседние отверстия, а также плавно передвигаться с одного отверстия к другому, не отводя губную гармошку от губ.

Задание:

Играть одиночными нотами на указанных отверстиях:

Гамма «до мажор»: +4-4+5-5+6-6-7+7

Упражнение 2.

Научиться применять 3 фундаментальных правила красивого звука в контексте игры именно одиночными нотами и играть максимально красиво и нежно каждую ноту «от тихого к среднему» звуку.

Задание:

Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 , используя 3 правила качественного звука и выводя каждую ноту «от тихого к среднему».

Упражнение 3.

Сфокусироваться на мелодии, но при этом стараться каждую ноту сыграть идеально «чисто», без задевания соседних отверстий.

Задание:

Сыграть одну или несколько мелодий из списка (ниже), играя очень медленно (в 2, а то и в 3 раза медленнее, чем аудио пример).

Упражнение 4.

начать применять 3 базовых правила красивого звука в контексте игры выученной Вами мелодии.

Задание:

Играть выученную вами мелодию очень медленно длинными нотами, каждую ноту выводя от тихого к громкому, фокусируя внимание на правильном выполнении трёх базовых правил.

Мелодии

Маленькой ёлочке холодно зимой

+6 +5 +5 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
-6 +7 -6 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4

Жили у бабуси (Гуси)

-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5
-4 -5 +5 -4 +4 +4

Ода к Радости (9 симфония Бетховена)

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 +5 -4 -4

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 -4 +4 +4

Горіла сосна, палала

+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
+5 +5 -5 +6 +5 +6 -5 +5
-4 -4 +5 -5 -4- 5 +5 -4
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4

Миленький ты мой

+6 +5 -5 +5 -4 +4
-6 -6 -5 +4 -6 -6 +6
-6 -5 +4 -6 -6 +6
+5 -4 +5 -5 -3 +4

Подробное описание

Начать играть одиночными нотами на губной гармошке, не задевая соседние отверстия – это первый серьезный вызов для любого начинающего гармониста. Поверьте – любой среднестатистический человек без подготовки может овладеть игрой одиночными нотами, в среднем, за неделю. Причем, скорее всего, начнет получаться сразу, а за неделю можно этот навык довести до стабильности. Критерием хорошего результата будет сыгранная вами простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот.

У кого обычно не получается? У тех, кто не занимается. А у тех, кто занимается – получается всегда! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые исполнители!

В будущем вы будете достаточно глубоко держать губную гармонику во рту и играть одиночными нотами. Вы научитесь управлять потоком воздуха так, что во рту будет несколько отверстий (2 или даже 3), а звучать будет только то, которое вы задумали. Не верите? Проверьте на себе – овладейте этим инструментом! Но убедиться вы сможете в этом немного позже, а начинать надо с малого. И мы вам в этом поможем.

Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах, что есть несколько способов игры одиночными нотами на губной гармошке:

1) Свисток (блокировка губами)
2) Блокировка языком
3) U-блок

Ни в коем случае вам не нужно учиться играть на губной гармонике с помощью «техники» (если ее можно так вообще назвать) U-блок – это когда язык нужно сворачивать в трубочку. Сразу забудьте об этом способе, хоть некоторым он может показаться действительно очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно занят, а он вам понадобится для приобретения всех последующих необходимых навыков игры на губной гармошке, в том числе для того, чтобы научиться играть бенды на губной гармонике.

Метод блокировки языком – очень хорошая техника игры на гармонике, но она вам будет нужна немного позже.

Сейчас вам необходимо научиться самому обычному, базовому способу игры на губной гармошке – блокировке губами, или как его еще называют «свисток».

Свистеть умеете? Не громко, и без двух пальцев во рту, а обычным свистом, когда губы «трубочкой»? Так еще свистит вокалист группы Scorpions в своей известной композиции Wind of change (Ветер перемен). Кстати, наверняка вы и сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интересней».

Заметьте, что когда вы свистите именно таким свистом, губы формируют небольшое круглое отверстие, хоть сами губы не напряжены и мягкие, более того все мимические мышцы тоже расслаблены. Именно эти 3 основные фактора нам надо перенести в контекст игры одиночными нотами на губной гармонике.

Итак, три правила, как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:

  • Правильное звукоизвлечение (3 фундаментальных правила красивого звучания)
  • Оруглое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной, как при выдувании и всасывании воздуха («всасывать» – это не о нас и, надеемся, не о вас)

Начните с четвертого отверстия. Прежде всего, следует запомнить правильное звучание чистой одиночной ноты, которую вы собираетесь извлечь на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, то получили детальные аудио примеры для каждого отверстия и задания для развития одиночных нот на губной гармошке) Для этого вы можете закрыть указательными пальцами обеих рук все лишние отверстия, кроме того, над которым будете работать. Затем мягко подышите на вдох и на выдох через оставшуюся дырку, привыкая к необходимому звуку. Только после этого переходите к попыткам извлечь одиночную ноту на губной гармошке уже без помощи пальцев. Старайтесь найти чистый звук при игре, как на вдох, так и на выдох. Не переходите к другим отверстиям до тех пор пока не найдете чистый звук одиночной ноты на четвертом отверстии губной гармошки.

Будьте терпеливы. Если у вас всё же не получается, подойдите к зеркалу, проверьте не опущена ли гармошка во время игры и попробуйте опять извлечь одиночную ноту, скажем, на выдох. После этого заберите губную гармошку от губ, сохраняя положение самих губ и убедитесь, что губы формируют круглое отверстие. Скорее всего, именно тут вы делали ошибку, а ваши губы формируют продолговатое отверстие. Перед зеркалом сделайте еще раз форму губ как при свисте (с небольшой круглой дырочкой) и пробуйте опять найти одиночную ноту на четвертом отверстии губной гармошки. Должно получиться. Если все же не получается – попробуйте немного приподнять губную гармошку и слегка направить ее вверх. Это не запрещено. Только следите, чтобы нижняя губа не перекрывала само отверстие.

Когда у вас все получится с четвертым отверстием — переходите на пятое отверстие губной гармошки. После отработки одиночных нот на пятой дырке, мы рекомендуем сразу же отработать сам переход с четвертого отверстия на пятое. Для этого используйте схему обычной гаммы «до мажор» (если у вас губная гармошка в тональности «до мажор»).

Название всех нот этой гаммы вы наверняка знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке она играется так: +4-4+5-5+6-6-7+7, где «+» означает выдох, а «-» — вдох. Ниже мы представим пример возможного порядка отработки одиночных нот на губной гармошке.

Начинайте отрабатывать одиночные ноты с четвертого отверстия, добавляя по одной дополнительной дырке. Не спешите, этот навык следует отрабатывать очень медленно (кто спешит – соседей насмешит). Ноты должны быть протяжными, а не короткими, чтобы вы могли во время игры каждой отдельной ноты исправиться, даже если услышите, что зацепили соседнее отверстие.

Ваш порядок отработки одиночных нот на гамме может выглядеть так:

1) +4-4 и в обратном порядке (-4+4). Если отработали и всё хорошо звучит — переходите к следующему пункту.
2) +4-4+5-5, -5+5-4+4
3) +4-4+5-5+6-6, -6+6-5+5-4+4
4) +4-4+5-5+6-6-7+7, +7-7-6+6-5+5-4+4.

Вот вы и сыграли гамму «до мажор» на губной гармонике.

В районе шестого и седьмого отверстия, скорее всего вы начнете опять немного цеплять соседние ноты, но будьте внимательны и напористы — старайтесь добиться более точного чистого звучания и не забывайте о правильном дыхании. Все время напоминайте себе о нем. Дыхание – это наше всё!

Теперь вам важно закрепить навык игры на губной гармошке одиночными нотами. Постарайтесь играть каждый день, хотя бы по 25-30 минут и через неделю у вас будет очень хороший результат. После этого вы сможете переходить к дальнейшему овладению приемов игры на губной гармонике при помощи нашего самоучителя по губной гармошке.

Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных вам мелодиях. Т.е. на тех мелодиях, которые вы без труда можете напеть или насвистеть или воспроизвести у себя в голове. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь начать разучивать сразу что-то масштабное. Помните, путь от простого к сложному наиболее продуктивный.

Источник

Оцените статью