- Ноты, Аккорды — А гармошка не печалит
- Ноты, Аккорды — Частушки и переборы
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
- Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
- Добавляем аккорд в конце
- Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
- Левая клавиатура-ведущая!
Ноты, Аккорды — А гармошка не печалит
Гармонь(ноты)
сборник, песенник частушек, наигрышей, песен
А гармошка не печалит
Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники
выпуск 1
составитель Заволокин Г.
«Композитор», 1994
номер 10063
(pdf, 12 Мб)
От составителя
Выпуск этого сборника — ответ на многочисленные письма и просьбы телезрителей в адрес программы «Играй, гармонь!».
«Где можно достать ноты того, что играют ваши гармонисты?». «Почему наигрыши и песни, которые звучат в передаче, нигде не напечатаны?».
«Может быть, редакции телевидения и Издательскому объединению «Композитор» стоит, наконец, объединиться и выпустить совместными усилиями сборник пьес для гармони, частушек и песен под гармонь? Ведь их полюбили и ждут многие-многие поклонники народного творчества».
Так и произошло. Перед вами сборник оригинальных (авторских) пьес и наигрышей гармонистов, выступления которых особенно запомнились телезрителям. Это и руководитель ансамбля песни и танца из Нижегородской области Николай Павлович Фагин, и шофер Афанасий Иванович Матюхин из Ельца, и ветеран войны и труда из Томска Михаил Иванович Савин, и многие другие.
Надо признаться, что запись виртуозной игры гармонистов-самородков — дело довольно сложное. Есть мнение на сей счет, что всякая нотная запись игры настоящего гармониста — всего лишь жалкая копия, отдаленно напоминающая оригинал.
Что ж, и как гармонист, и как автор данных переложений для двухрядной хроматической гармоники, вынужден с этим мнением согласиться. Почему? Потому, что игра хорошего исполнителя на самом деле чаще всего строится на импровизации, на свободном варьировании темы. Причем немалое значение здесь имеет инструмент.
У Н. П. Фагина, например, добротная концертная «хромка», и на ней он, грамотный, технически подвинутый музыкант, блестяще использует весь звукоряд (в буквальном смысле до единой нотки). Вот и бурлят, искрятся, переливаются, словно солнечные блики на волжской воде, «Нижегородские напевы» под его руками. А попробуй повторить на более чем скромном «магазинном» инструменте — то ли выйдет, то ли нет, еще вопрос.
А. И. Матюхин показал свою игру на елецкой рояльной гармонике. Инструмент тоже с особенностями: необычное устройство левой клавиатуры с сочным рокочущим басом, клавишная однорядная правая клавиатура, удобная для мелкой техники. Прибавьте сюда неповторимое умение исполнителя владеть мехом (смена в очень быстром темпе на каждую шестнадцатую ноту) и другие индивидуальные приемы. Слушаешь игру в его исполнении — ну просто чудо, а вот повторить на двухрядке — от комментариев воздержусь.
Примерно также обстоит дело и с уникальным творчеством на редкой ныне однорядной сибирской тальянке томича М. И. Савина.
Однако скольжение по грифу, резкие удары («корты», как он их называет) сверху вниз и наоборот, своеобразные акценты, активный характер игры в до-мажорном переложении для хроматической двухрядки уже не так убедительны.
Напрашивается закономерный вопрос: «Как же быть? И какая польза от этого сборника, если ноты — «жалкая» копия, переложения бессильны передать всей полноты звучания оригинала?».
Думается, что польза от издания все-таки будет. Сегодня, когда мы так безудержно теряем те последние корни, связывающие нас с нашей богатейшей культурой, с древней традицией, полезна всякая фиксация талантливого самовыражения личности. Потому даже при вышеперечисленных издержках предлагаемый музыкальный материал, на мой взгляд, все-таки ценность.
Известно, что человек красив в момент творчества. А красота и творчество обязательно вызывают встречное действие. Тем, кто будет пользоваться нашим сборником, посоветовал бы следующее: не обязательно точно повторять нотный текст. Лучше — поиск в пределах разумного и с учетом возможностей своего инструмента. Наметилось свое, зазвенело — не держи в упряжке, долой законы и догмы, дай волю фантазии. В этом — назначение и суть гармони.
Если же сам придумывать еще не научился, не вредно и копированием позаниматься. Нравится вещь, легла на душу, справляешься технически — играй по нотам. С добротного ведь считываешь, так сказать, с натурального.
Включены в сборник несколько песен и частушек, прозвучавших в передачах и тоже отмеченных слушателями.
Ну вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать, предваряя первый выпуск. Остается поблагодарить тех, кто прислал свои пьесы, и тех, кто принимал участие в расшифровках магнитофонных записей — это артисты ансамбля народной музыки «Частушка» Виктор Протоковило и Олег Иванченко. Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке материала для следующих выпусков.
А пока — играйте и пойте на здоровье. С уважением и пожеланием творческих успехов
Заслуженный артист, лауреат Государственной премии России Геннадий Заволокин.
- 1. Нижегородские напевы. Музыка Н. Фагина (г. Нижний Новгород)
- 2. Лирические наигрыши. Музыка А. Устьянцева (г. Каменск — Уральский)
- 3. Кавалерийский марш. Музыка М. Савина (г. Томск)
- 4. Подгорная. Русская пляска. Наигрыш М. Савина (г. Томск)
- 5. Махонька. Сибирская частушка. Наигрыш М. Савина (г. Томск)
- 6. Иркутяночка. Сибирская пляска. Наигрыш И. Казакова (г. Иркутск)
- 7. Плясовая. Наигрыш И. Балагурова (Вологодская область)
- 8. Под драку. Вологодская пляска. Наигрыш Л. Попова (г. Череповец)
- 9. Короткие страдания. Наигрыш А. Матюхина (г. Елец)
- 10. К ней и от ней. Наигрыш А. Матюхина (г. Елец):
- I. К ней
- II. От ней
- 11. Барыня. Русская пляска. Наигрыш А. Матюхина (г. Елец)
- 12. Коробейники. Русская народная песня. Обработка В. Королева (Ярославская область)
- 13. Лучше б ты не играла, гармонь. Слова и музыка Г. Заволокина (г. Новосибирск)
- 14. Частушки по-никольски. Напев Е. Вязниковой (г. Вологда).
- Наигрыш Н. Филина (г. Вологда):
- I. Ты сначала, ягодиночка.
- II. А я плясать-то не умею. (Частушки с пляской)
- 15. Зимняя песня. Музыка Г. Заволокина. Слова Н. Рубцова
- 16. Крапива. Музыка Г. Заволокина. Слова народные и Г. Заволокина
- 17. Ох да, сормовска больша дорога. Рекрутские страдания.
Запись и обработка Г. Заволокина. Записано у гармониста Н. Фагина (г. Нижний Новгород)
Скачать ноты
Источник
Ноты, Аккорды — Частушки и переборы
Баян(ноты)
сборник русских частушек в pdf
скачать
голос с баяном
Частушки и переборы
тексты ноты для баяна
составитель А. Аверкин
«Музыка» , 1977г.
качество хорошее
номер 9778
(pdf, 3,77 Мб)
1. Что ты, миленький, гордишься. Вологодские припевки
2. А у меня платочек алый. Псковские частушки
3. Частушки «под барыню»
4. Калиновские частушки. Обработка А. Аверкина
5. С женихами повезло. Московские страдания. Слова B. Ломанова. Обработка А. Аверкина
6. Девичья печаль. Архангельские припевки. Слова C. Красикова. Обработка В. Буробина
7. По проторенной дорожке. Ярыгинские частушки. Слова и обработка А. Аверкина
8. Я страдаю за рекою. Лирические страдания. Слова В. Ломанова. Обработка А. Аверкина
9. Эх, страданье. Волжские страдания. Обработка Н. Кутузова
10. На березке листок вянет. Псковские страдания. Обработка А. Аверкина
11. Голосочком не хвалюсь. Уваронские припевки. Обработка А. Аверкина
12. На мне милый женится. Волжские страдания. Запись и обработка А. Аверкина
13. Солнце село. Орловские страдания. Обработка Б. Киселева
14. Брось ты, море, волноваться. Обработка В. Клюева
15. Пойдем, дролечка, домой. Вятские частушки. Обработка В. Клюева
16. Завлекли, так и любите. Псковские частушки. Обработка А. Аверкина
17. Частушки под гармошку. Владимирская матаня. Запись и обработка Б. Молдавского
18. Ох, сирень-сиренюшка. Рязанские частушки. Запись и обработка Е. Попова
19. Рязанская барыня. Запись и обработка Е. Попова
20. Ох! Вы, ребята. Салтыковские припевки Рязанской области. Запись и обработка Е. Попова
21. Скопинские страдания. Рязанские. Запись и обработка Е. Попова
22. Сиротинка, сиротинка. Псковские частушки. Обработка Ю. Шишакова
23. Девичьи страдания. Запись и обработка Б. Молдавского
24. Занялася заря в зорю. Страдания. Обработка А. Сударикова
26. Не расскажу своей я маме. Ягрышские частушки. Слова А.Аверкина. Запись, обработка А.Абрамского
26. Ефремовские страдания. Запись и обработка А. Федякина
27. Страдания. Смоленские
28. По деревне. Калининская
29. Семеновна
30. Страдания. Бежецкие
31. Сормовская пляска. Рыбинская матаня
32. Круг. Кадрильный наигрыш
33. Весьегонские переборы
34. Саратовские переборы
35. Под танец. Рязанский. Запись и обработка А. Аверкина
36. Плясовой наигрыш. Рязанский. Запись и обработка А. Аверкина
37. Брянская матаня. Обработка О. Забелина
38. Наигрыш к пензенским частушкам. Музыка А. Аверкина
39. Наигрыш к припевкам. Музыка А. Аверкина
40. Плясовые припевки. Музыка А. Аверкина
41. Плясовой наигрыш. Музыка П. Лондонова
42. Вологодские страдания. Музыка А. Аверкина
43. Вологодские частушки. Музыка А. Аверкина
44. Эх, Волга-речка. Музыка Г. Пономаренко
45. Плясовой наигрыш. Музыка А. Аверкина
46. Наигрыш к частушкам. Музыка А. Аверкина
47. Наигрыш. Проходка. Музыка А. Абрамского
48. Плясовой наигрыш. Музыка А. Абрамского
49. Пойду-выйду. Лирические припевки. Музыка Н. Поликарпова.
50. Частушечные переборы. Музыка А. Абрамского
51. Наигрыш. Страдания. Музыка А. Абрамского
52. Переборы. Музыка П. Лондонова
53. Волжские переборы. Музыка А. Аверкина
№№ 2 и 30 запись Н. Котиковой, №№ 3, 27, 28, 29, 31, 32„ 33 и 34 — Б. Смирнова, № 7 — С. Пушкиной, №№ 10 и 16 —Н. Котиковой и А. Кудышкиной, .№ И—Н. Боголюбова, №№ 35 и 36 —В. Буробина, № 22 — литературная обработка В. Лазарева
Скачать ноты
Частушки и переборы
выпуск 2
для голоса в сопровождении баяна
составитель А. Аверкин
«Музыка» , 1980г.
номер 10884
1. Пишет милый письмецо. Орловские припевки. Обработка Г. Гранкина
2. Шел я лесом. Яренские припевки. Обработка Ю. Соловьева
3. Ох, пурга-вьюга. Страдания. Обработка А. Аверкина
4. У рябины лист узорный. Частушки. Обработка Г. Гранкина
5. Матаня. Рязанские припевки. Запись и обработка Е. Попова
6. Боля мой. Уральские частушки. Обработка М. Пресса
7. Раз-два, люблю тебя. Северные игровые попевки. Запись и обработка Ю. Зацарного
8. Воронежские страдания. Обработка М. Пресса
9. У моей у Клавы милой. Воронежские страдания. Обработка Ю. Соловьева
10. Не ревную я нисколько. Лирические припевки. Обработка Г. Гранкина
11. Старожиловские страдания. Обработка Е. Попова
12. Частушки под дождем. Слова А. Цирульникова. Обработка А. Аверкина
13. Яренские частушки. Слова А. Аверкина. Запись и обработка А. Абрамского
14. Долго, не забудется. Вятские перегудки. Слова А. Цирульникова. Обработка А. Аверкина
15. Все профессии в почете на селе у нас. Припевки. Слова и музыка Г. Гранкина
16. Завлекал меня ты сам. Страдания. Слова и музыка А. Аверкина
17. Ох, Сережа. Припевки. Слова В. Бурыгина. Музыка М. Чумакова
18. Ох, и трудно разобраться. Мужские частушки. Слова П. Черняева. Музыка А. Аверкина
19. Стынет веточка в саду. Страдания. Слова В. Туркина. Музыка А. Аверкина
20. Где ты, мой любимый. Страдания. Слова С. Красикова. Музыка Н. Поликарпова
21. Я страдаю. Слова и музыка В. Назимова
22. Говорят, что я красива. Слова и музыка А. Аверкина
23. Саратовские переборы. Переложение С. Павина
24. Барыня-сударыня. Обработка Ю. Соловьева
25. Хороводный наигрыш. Музыка А. Аверкина
26. Страдания. Музыка А. Аверкина.
27. Частушечные переборы с припевом. Музыка А. Аверкина
28. Наигрыш. Музыка А. Ушкарева
29. Мокшанские переборы. Музыка А. Аверкина
30. Наигрыш к тамбовским частушкам. Музыка А. Аверкина
31. Веселей играй, гармошка. Наигрыш. Музыка В. Назимова
32. Калужские наигрыши. Музыка Е. Кузнецова
33. Плясовая Урожайная. Музыка А. Абрамского
34. Двинская. Музыка А. Абрамского
35. Уралочка. Музыка Е. Кузнецова
36. Русская пляска. Музыка Л. Присса
37. Плясовая. Музыка А. Абрамского
38. Северный наигрыш. Музыка А. Абрамского
39. Колхозный перепляс. Музыка О. Дымова
40. Волжский наигрыш. Музыка Е. Жарковского
Скачать ноты
Частушки и переборы
выпуск 3
для голоса в сопровождении баяна
составитель А. Аверкин
«Музыка» , 1981г.
номер 11342
(pdf, 3.45 Мб)
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»
В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.
Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.
Начать предлагаю с затасканной уже, наверное, всеми начинающими «Частушки»…
Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.
В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.
Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)
Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).
Добавляем аккорд в конце
Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.
Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19
Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.
Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…
Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.
А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.
Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.
Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17
Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.
Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.
Левая клавиатура-ведущая!
Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).
На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.
Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):
На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!
Источник