Гитара для левшей
Гитара для левшей: сколько сломано копий на эту тему! Cтоит ли левше играть на обычной гитаре или лучше на перевернутой – леворукой? Думаете вопрос как держать гитару встал только перед вами? Все эти вопросы не уникальны! Их задает себе каждый левша, когда встает вопрос о том, как научиться играть на гитаре. И рашают их разные люди по-разному. Вот несколько историй из жизни с нашими комментариями.
Его игру я услышала, идя по коридору. Играл великолепный гитарист! Играл музыкально и виртуозно. Я раньше такого не слышала, и даже, признаться, заслушалась. А когда вошла в офис – получила легкий шок: гость держал в руках нашу дежурную «рабочую» гитару «вверх ногами».
Александр, так его звали, приехал познакомиться с нами и получить консультацию профессионалов. Хоровой дирижер по образованию, бывший помощник капитана океанского сейнера, соло-гитарист, создатель нескольких групп, неплохой композитор и необыкновенно влюбленный в гитару человек. Играет он еще с институтских времен – наверное, уже лет тридцать. Все свободное время посвящает своей любимой гитаре. Его пальцы выделывают немыслимые пируэты! А гитару держит при этом действительно «шиворот-навыворот».
Оказалось, что Александр – левша.
Когда в студенческие годы захотелось освоить гитару, он рассудил так: левши делают левой рукой то, что обычные люди делают правой. Значит ему – человеку с ведущей левой рукой – должно быть удобнее перебирать струны левой рукой, а на грифе играть правой.
Обычно поступают так: натягивают струны в обратном порядке, чтобы на месте первой струны оказалась шестая, а на месте шестой, соответственно, первая. И переворачивают гитару слева направо. Получается, что руки меняются ролями: левая рука – извлекает звуки, а правая – прижимает струны.
Собрался было Александр сделать так, да подумал: что же это получается, ведь уже ни он на чужой гитаре сыграть ничего не сможет, ни кто-то другой на его гитаре играть будет не в состоянии? А как же в поход? Тоже со своей собственной гитарой.
А еще Александр мечтал играть на гитаре в ансамбле. Время было такое. Каждый дворовый мальчишка мечтал выйти на сцену и играть как «Битлы». А в ансамбле, как минимум, три гитары. Поиграть хотелось на каждой. Тем более что у него был великолепный мелодический, гармонический и тембровый слух. Он легко, просто играючи, делал любые аранжировки, расписывал сложнейшие произведения на партии. Казалось, что впереди потрясающее будущее. Вот только как найти взаимопонимание с гитарой, решить все эти противоречия?
И Александр нашел, как ему тогда казалось, великолепный выход: надо, не переставляя струны, просто перевернуть гитару. Так никто не играет? Ерунда! Он же профессиональный музыкант, приспособится, научится.
Знал бы он тогда, сколько сил это потребует, никогда бы так делать не стал. Практически для каждого гитарного аккорда приходилось создавать свою аппликатуру, обычное арпеджио становилось целой проблемой. Пришлось даже разработать собственную систему обучения гитаре – специально для себя.
Играть на гитаре он, конечно, научился! В создаваемых им ансамблях был одновременно и руководителем, и аранжировщиком, и соло-гитаристом. Вот только многоголосная музыка оказалась «камнем преткновения». Чуть посложнее – и сыграть невозможно просто потому, что левую руку так не вывернуть, становится проблемой голосоведение и выделение басовой партии.
В общем, избежав одних проблем, Александр получил другие. И неизвестно, какие из них лучше.
Чем мы могли помочь ему? Конечно, мы дали свои рекомендации по звукоизвлечению. А вот с техникой помочь ему, к сожалению, уже невозможно. Весь строй гитары, все написанные композиторами произведения созданы так, чтобы играть было максимально удобно при обычном положении инструмента. Вся музыка для гитары рассчитана на игру большим пальцем правой руки на басовых струнах и т.д. и т.п.
Когда Александр ушел, разразилось бурное обсуждение. Сошлись на том, что, несмотря на наше восхищение, никто из нас не хотел бы оказаться на его месте.
А что же тогда делать левше? Перетягивать струны и мириться со всеми неудобствами, следующими за этим?
И тут мы вспомнили про другого гитариста-левшу из Новосибирска, ныне живущего в Израиле – Дениса Соболева. Денису повезло больше Александра. Он получил академическое гитарное образование у одного из лучших преподавателей гитары в России – Юрия Кузина (г. Новосибирск). Инструмент Денис держит так же как любой из нас. Его так научили. Сейчас он известный джазовый гитарист, очень много выступает. Сам Денис не без оснований считает, что великолепным джазистом ему помогла стать именно леворукость.
Так что же такое леворукость для гитариста? Наказание. А может наоборот, божественный дар? Как левше играть на гитаре и можно ли ему этому научиться по-настоящему хорошо?
Если рассмотреть работу рук современного гитариста, особенно эстрадного или электрогитариста, то окажется, что наиболее сложную и точную работу выполняет именно левая рука. Особенно, если правая играет медиатором. Обычно, проблемы правой руки связаны с неправильным звукоизвлечением, а в остальном, она успевает выполнять все, что от нее требуется. В исполнении сложных произведений проблемы с техникой создает именно левая рука. Это от нее требуется огромная скорость и точность выполнения движений, это от нее требуется растяжка, сила и виртуозность.
Получается, что гитара – для левшей просто находка! Этот инструмент как будто создан специально для них! Им от природы дано то, что всем нам приходится нарабатывать многолетним трудом – развитая, сильная, гибкая, подвижная и точная левая рука!
Мы привыкли, что наш мир праворукий. Для праворуких сделаны все рабочие инструменты, двери и всевозможные приспособления. И, по аналогии, считаем, что музыкальные инструменты тоже наиболее удобны для праворуких. Но давайте немного порассуждаем, вернемся к истокам музыки и истории музыкальных инструментов.
Как вы думаете, кто был самым далеким предком гитары, да и всех остальных струнных инструментов?
Им был обыкновенный охотничий лук. Именно звук, издаваемый натянутой тетивой, дал жизнь всем инструментам от арфы до скрипки. А как можно было играть на луке? Просто дергать струну-тетиву. Какой рукой это удобнее делать? Естественно, правой! И пошло-поехало!
Прародители гитары ненамного отличались от лука: резонатор из половинки тыквы, прямой гриф и одна струна. И техника игры была соответствующей. Держали инструмент левой рукой, а струну, по привычке, дергали правой. От этого прародителя произошли все струнные инструменты, в том числе и гитара.
Великая вещь – привычка! За прошедшие века струнные инструменты очень изменились. Техника игры на них, в том числе, и на гитаре, шагнула далеко вперед. Именно техника левой руки становится у гитаристов все более важной. Современный гитарист вынужден массу времени посвящать развитию своей левой руки. Эта работа порой отнимает так много сил и времени, что у многих на совершенствование звука и музыкальности не остается ни того, ни другого!
А теперь просто курьезный момент, который гитаристам-левшам почему-то не приходит в голову.
Видели ли вы когда-нибудь скрипача или виолончелиста, играющего смычком левой рукой? Вряд ли. Может быть, среди этих музыкантов нет леворуких? Конечно, есть! Будет ли пианист-левша заказывать для себя специальный рояль с перевернутой слева направо клавиатурой? Было бы интересно посмотреть на такой феномен! Представляете, как бы на это отреагировали мастера-изготовители?! А как бы он везде возил за собой этот свой рояль?!
Так зачем же гитаристы «изобретают велосипед»? Для особого сценического имиджа? Что ж, это аргумент. Тут, может быть, и есть над чем подумать: строить ли свой личный «бренд» на безупречной, филигранной технике игры, задушевной глубине и завораживающей музыкальности исполнения или на демонстрации всем и каждому своей физиологической особенности?
Как знать, сколько уникальных, самобытных гитаристов не состоялись из-за того, что они, по незнанию или следуя сложившемуся стереотипу, значительно усложнили свою творческую карьеру. Ведь люди с ведущей левой рукой отличаются тонкой чувствительностью, особой проницательностью и ярко выраженными художественными наклонностями. Это очень оригинальные личности, их творческому потенциалу можно позавидовать. Если Вы принадлежите к их числу, Вы смело можете считать себя везунчиком, только сумейте использовать то, чем наделила Вас природа правильно «на все 100»!
При этом полезно помнить, что любой музыкальный инструмент требует одинаково хорошего развития ОБЕИХ рук. Судите сами, на какую из рук приходится большая нагрузка?
У абсолютного большинства людей одна из рук (у кого-то правая, а у кого-то левая) развита гораздо хуже другой. Поэтому с одной рукой всегда приходится работать намного больше. Если правшам приходится больше работать с левой рукой, то левшам приходится больше работать над развитием правой руки. Это нормально и не надо этого бояться. Лучше развить правую руку и научиться играть на нормальном инструменте, чем потом мучиться со всякими неудобствами и плохими гитарами.
Почему с плохими гитарами? Да потому, что перетянуть струны в обратном порядке, чтобы перевернуть гитару, можно только на дешевых инструментах. На более дорогих это не проходит по двум причинам:
- Нижний порожек на них наклонный и фигурный и просто перевернуть его нельзя. Надо выпиливать новый — зеркальный старому. Но это не самая главная проблема.
- Нижний попрожек еще и расположен не строго перпендикулярно струнам, а немного повернут: под басовыми струнами мензура чуть длинее, а под дискантами — чуть короче. Это сделано для того, чтобы гитара точнее строила. А значит, при перемене струн местами, нарушатся правильные расстояния мензуры и гитара строить не будет. Чтобы она начала строить правильно, придется отрывать и делать новую подставку, а эту, совсем не дешевую работу, может сделать только лютье — гитарный мастер.
А еще скажите честно: вы много в магазинах видели леворуких гитар? Их привозят одну-две для ассортимента. Когда есть спрос, будет и предложение. Но при этом покупателю придется брать что дают! Выбора-то нет! А ведь гитара — вещь привередливая. Брака у производителей много и поэтому выбирать гитару надо очень тщательно! Бывает, что во всем магазине ни одной нормальной не найдешь — все с серьезными недостатками. Много ли шансов, что единственная леворукая гитара будет идеальной?
В общем, как бы ни спорили сторонники перевернутой гитары для левшей, в этом перевороте отрицательных моментов гораздо больше, чем положительных. А спорить они, конечно, будут. Кому же понравится признать, что ты не прав и серьезно осложнил себе жизнь?
Стоит ли вам переворачивать гитару? Думайте сами, решайте сами — но на основе фактов, а не эмоций. Мы думаем, что лучше научиться играть на гитаре по-настоящему , а на старые предрассудки обращать внимания не стоит!
Источник
Схемы аккордов для левшей
Авторство этих схем принадлежит украинскому музыканту Денису Бережному, который разработал их для своих леворуких учеников. Данные пособия были взяты из написанной им одноименной статьи.
Обратите внимание на нумерацию ладов и струн — на последующих изображениях их уже не будет, поэтому лучше все запоминать сразу. Лады обозначаются римскими цифрами, а струны арабскими. Отсчет ладов начинается с права на лево, а отсчёт струн — сверху вниз.
На следующей картинке показаны схемы аккордов, сопровождающиеся латинской аббревиатурой, — например Аm, и ее русским переводом — ля минор. Аббревиатуру принято использовать исключительно для сокращения записи, а перевод — для произношения вслух. Цифры, обозначают пальцы правой руки, которыми необходимо прижать аккорд. Такого рода комбинации пальцев называются аппликатурой.
Аппликату́ра — от немецкого Applikatur, и от латинского applico — прикладываю, прижимаю. Порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатурой также называется указание пальцев в нотах с помощью цифр или букв. Аппликатура особенно важна для клавишных и струнных инструментов. Умение разрабатывать аппликатуру — важная составляющая мастерства исполнителя.
Здесь показаны классические ее варианты, общепринятые во всем мире. Светлый кружочек указывает на то, с каким басом должен исполняться данный аккорд, а Х- образный крестик указывает струну или струны, которые не входят в состав аккорда, и следовательно не используются.
Давайте подробнее рассмотрим рисунок 2 :
- Ля минор — 1 палец, I лад, 2 струна — нота До. 2 палец, II лад, 4 струна — нота Ми. 3 палец, II лад, 3 струна — нота Ля. Бас 5 струна — нота Ля.
- Ми мажор — 1 палец, I лад, 3 струна — нота Соль #. 2 палец, II лад, 5 струна — нота Си. 3 палец, II лад, 4 струна — нота Ми. Бас 6 струна — нота Ми.
- Ре минор — 1 палец, I лад, 1 струна — нота Фа. 2 палец, II лад, 3 струна — нота Ля. 3 палец, III лад, 2 струна — нота Ре. Бас 4 струна — нота Ре. 6 струна не применяется.
- Ми минор — аккорд, идентичный Ми мажору, только вместо Соль # — чистая(открытая) Соль.
Рисунок 3 :
- До мажор (упрощенная, или стандартная версия) — 1, 2, 3 пальцы расположены на I, II, III ладах, и прижимают струны, соответственно 2-ю, 4-ю и 5-ю — До, Ми, До. Бас — 5 струна — нота До.
- До мажор (полный) — позиции 1 и 2 пальцев остаются неизменными, вместо 3 пальца на 5 струне ставится 4, а 3 палец, в свою очередь, прижимает 6 струну на III ладу. Основной бас —До на 5 струне, дополнительный — шестая Соль.
- Соль мажор септаккорд и обычный Соль мажор — в обоих случаях 2 палец прижимает нотуСи на 5 струне II лада, а 3 палец — ноту Соль на 6 струне III лада. В случае с септаккордом — 1 палец берет ноту Фа на 1 струне I лада, а в обычном Соль мажоре — 4 палец ставится на 1 струну III лада, прижимая ноту Соль. Бас — 6 струна. Дополнительный бас — Си на 5 струне.
Рисунок 4 :
- Ля мажор септаккорд — 3 палец прижимает До # на 2 струне, а 2 палец — Ми на 4 струне. Хотя здесь возможны и другие варианты аппликатуры — например, 4 струну можно взять 1 пальцем. Бас — открытая Ля, дополнительный — открытая Ми.
- Ля мажор — на II ладу прижимаются три струны подряд : 2 струна — 4 пальцем, 3 струна — 3 пальцем и 4 струна — 2 пальцем. Бас — открытая Ля, дополнительный — открытая Ми.
- Ре мажор. Рассмотрим последнюю версию, так как она наиболее употребительна. 1 палец прижимает ноту Ля на 3 струне II лада, 2 палец ноту Фа# на 1струне того же лада, и 3 палец — ноту Ре на 2 струне III лада. Бас — открытая Ре, дополнительный бас — открытая Ля. Шестая не используется. Визуально, форма Ре мажора легко запоминается, так как имеет форму треугольника, чей острый угол направлен в сторону деки инструмента.
Рисунок 5 :
- Ре мажор септаккорд. Если сравнивать его с простым Ре мажором, то он будет похож на его зеркальное отражение — острый конец его «треугольника» теперь направлен в сторону головки грифа. Здесь так же зажимаются ноты Фа# на 1 струне и Ля на третьей — обе на II ладу : 1 струна — 3 пальцем, а 3 струна — 2 пальцем. При этом 1 палец ставится на ноту До — I лад, 2 струна. Бас — открытая Ре, дополнительный бас — открытая Ля. Шестая струна не используется.
- Си мажор септаккорд — 1 палец прижимает Ре # на 4 струне I лада, остальные же ноты находятся на II ладу — 2 палец берет Си на 5 струне, 3 палец — Ля на 3 струне и 4 палец — Фа# на первой. Бас — Си на пятой, шестая не используется.
Последние два аккорда: Фа мажор и Си минор, ставятся с использованием приема, называемого Баррэ.
Баррэ́ — приём игры на гитаре и других струнных инструментах. Суть приема состоит в том, что указательный палец играющей на грифе руки (в нашем случае правой), зажимает одновременно все или несколько струн на каком-либо ладу.
В терминах гитары баррэ бывает большим и малым. Большое баррэ — приём, при котором указательным пальцем зажимаются все, или все, кроме одной струны (шестой). На нотном стане баррэ обозначается горизонтальной пунктирной линией над тактом, и римской цифрой, указывающей номер лада. В отличие от большого, малое баррэ может исполняться любым пальцем и включать в себя 4, 3 или 2 прижатые струны.
Источник