Ноты для гитары metal

Гитарные рифы. Табы 20 лучших риффов на гитаре

Гитарные рифы — что это такое

Гитарные рифы – это одна из основ современной музыки. Этим термином называется музыкальный фрагмент, который задает тональность и общую гармонию всей композиции. Очень часто именно на основе структуры рифа и развивается песня – от басовой партии до сольных отрезков. Умение сочинять гитарные риффы необходимо каждому гитаристу – просто для того, чтобы придумывать текстуру и общую канву композиции. В этой статье мы подробно расскажем, как научиться их играть, а также предоставим примеры самых популярных рифов, как в рок-музыке, так и акустических композициях.

Немного истории

История риффов начинается с момента эволюции блюза в ритм-энд-блюз, и далее – в рок-энд-ролл. Пионерами этого приема игры можно назвать Чака Берри, Линка Врея и Дейва Девиса. Это были ранние 50-е годы, и тогда исполнители только прощупывали почву для сочетания боксов пентатоники с более плотным, грувовым и быстрым звучанием.

Рифы на гитаре окончательно закрепились в музыке после того, как произошел рассвет тяжелого рока и метала. Вместе с такими группами как Deep Purple, Led Zeppelin, AC/DC, игра рифами вошла в обиход музыкантов. Гитаристы этих команд буквально заново изобрели музыку, переосмыслив все стандарты и дав толчок к новым горизонтам развития искусства.

Читайте также:  Аккорд с уменьшенной септимой

Сейчас рифы задают ритмы на гитаре, а также являются одной из основных текстур, которая используется в музыке. Однако, развитие не стоит на месте, и идет дальше. Теперь многие музыканты уже отказываются от рифов в пользу мелодических текстур, которые строятся по совершенно другим принципам. Это можно увидеть в творчестве таких команд как Godspeed You! Black Emperor, где риффы отсутствуют полностью, Mogwai, Mono, и многих других групп, которые играют в направлении «пост-рок».

Для чего нужно учить риффы и разные музыкальные фрагменты

Точно для того же, зачем надо учить блюзовый квадрат, и другие мелодические стандарты. Это – основы, созданные музыкантами, которые были законодателями жанра в свое время. Все музыкальные фрагменты, приведенные ниже, являются классикой, которую обязательно надо знать.

Разучивание классических рифов даст вам нужный базис для сочинения собственных мелодий, а также значительно расширит ваш кругозор и музыкальный словарь. Многие из представленных ниже примеров крайне просты для понимания и обучения, поэтому подойдут как опытным гитаристам, так и совсем новичкам.

Как играть риффы на гитаре

Чаще всего в задачи гитарного риффа входит, во-первых, задача основной гармонии и мелодии, обозначение тоник и используемых в песне ступеней. Во-вторых, рифф должен подчеркивать и дополнять ритмический рисунок, вместе с басом и ударными. Поэтому тренироваться играть риффы нужно под метроном или заранее прописанные ровные барабаны. Очень важно выставлять акценты и выделять доли ударами по струнам, потому что именно так бочка и рабочий будут усилены дополнительными частотами от вашего инструмента.

Как сочинять риффы для мелодии

Для этого вам понадобится, как минимум узнать основы гармонии и ступеней. Эти статьи вы сможете найти на нашем сайте. Вам нужно будет понять, как выстраивать мелодические последовательности, и от каких ступеней гаммы можно отталкиваться.

После этого вам потребуется чуть больше узнать об интервалах и способе их построения. Основной, на котором играется огромное число рифов – это квинта, однако почти все музыканты вносят в свои композиции разнообразие, используя кварты, септимы и даже диссонирующие интервалы.

Самое главное здесь – фантазия и тяга к экспериментам. Не бойтесь нарушать правила и использовать нестандартные гармонии и интервалы. Самое главное – помните про ритм и акценты, а все остальное – гармония и мышление, придет уже в дальнейшем, особенно если вы будете учить классические мелодии и теорию.

Метал рифы

Сейчас метал рифы имеют широкое многообразие и свои характерные черты почти в каждом жанре. Если мы говорим про классический метал, то там имеется обилие палм-мьюта, а также очень высокий темп игры. Кроме того, все рифы играются в нижних регистрах на последних струнах, создавая плотное и мощное звучание.

Если мы говорим о еще одном важном направлении – Doom Metal, то тут характерной чертой является очень медленная и размеренная игра. Зачастую музыканты просто вешают ноты, и благодаря большому количеству фитбека от эффекта «Дисторшн», а также гитар с хорошим сустейном, этот аккорд звучит очень долго.

Крайне популярный Black Metal сейчас имеет широкое многообразие приемов. Например, французский блэк отличается большим количеством диссонансов, японский – неровным размерами, странными гармониями и общей непонятностью, а американский – блюзовыми гармониями, обилием минорных аккордов и необычным звуком в целом. Однако общие черты в том, что все играется исключительно либо приемом тремоло, либо боем в очень высоком темпе. Почти не используется палм-мьют, а акценты гораздо более смазаны.

Блюз рифы

Главная отличительная черта – это характерный ритмический рисунок «шаффл», о котором было написано в статье о том, как играть блюз. Кроме того, в рифах этого жанра используется пентатоника и блюзовый квадрат, который в комбинации с шаффлом создает тот самый характерный ритм и грув всей композиции.

Рифы рока

В целом, рифы классического рока очень похожи на риффы блюза по своей структуре. Однако одни более прямые и понятные для слушателя. Они чаще играются «в бочку», в них очень часто используется палм-мьют. В отличие от метал-рифов, в хард-роке гитара не звучит постоянно, она прерывается и освобождает место для других инструментов.

В менее популярных жанрах, как например, в Stoner Rock, рифы рока часто играются только на одной струне, с большим количеством приемов хаммер-он и пул-оф. Это придает им ту самую характерную раскачку и ритм, который свойственен большому количеству песен этого жанра. Поэтому чтобы научиться играть подобную музыку, вам для начала требуется понять, как играть легато.

15 простых и самых узнаваемых рифов на гитаре

Ниже представлены табулатуры и музыкальные фрагменты самых известных рифов на электрогитаре. Мы рекомендуем ознакомиться со всеми, поскольку в каждом из них есть интересные особенности и приемы, характерные как для оригинальных жанров музыки, так и для их современных наследников.

Источник

Изучаем мрачные, страшные аккорды на гитаре

Мрачные, страшные аккорды – «строительный материал» для всякого рода тёмной музыки. Ну например, саундтреки к фильмам ужасов, играм в жанре хоррор; инструментальные композиции и песни про нечто пугающее, угрожающее, ужасающее (колдовство, магия, существа с потусторонних миров и т.д.) и пр.

Что касается таких разновидностей метала, как «готик», «дум», «блэк», так наполненная мраком гармоническая палитра и вовсе обязательный, неотъемлемый атрибут. В общем, определённо является частью стиля.

А иногда и в лирических, эпических и даже романтических песнях можно услышать парочку смурных аккордов. В таком сочетании они, конечно же, как дополнительный компонент: добавляют таинственность, психоделику, мистицизм и др.

Далее рассмотрим, какие можно сыграть страшные аккорды на гитаре: отдельные аппликатуры и мрачные прогрессии (последовательности).

Экспедиция по стилям: в поисках тёмных аккордов

Итак, сначала разберём пару-тройку примеров, как используются мрачные аккорды в композициях известных групп. Табы и ноты, аудиозаписи прилагаются.

Candlemass – Prologue

Пролог к альбому «King Of The Grey Islands» прародителей дум-метала, группы Candlemass.

  • Dm add9 – в 5-ой позиции к форме Am ещё добавляется и открытая 1-ая струна. Она то и создаёт нужный зловещий диссонанс.
  • Bbm(#11) – повторяется предыдущая аппликатура, но в 1-ой позиции. Однако 1-ая открытая придаёт уже другую окраску (не менее мрачную).
  • На 6-ой ступени (Bb) звучит не мажорный аккорд, а минорный (Dm — Bbm). И это ещё больше усиливает тёмное мистическое настроение темы.
  • От Csus2 на тритон вниз – Gb. Создаётся характерное атональное звучание. Кстати, а вот в стандартной последовательности в ре миноре (сравнительно благозвучной, доброй), по идее после С скорей всего звучал бы аккорд Gm/G или F.
  • И от Bbsus2 на тритон – Em. И завершается интро ми минором.

Maleficium – Hydrogen

Медленное мрачное вступление перед шквалом рифов. В лучших традициях Melodic Death/Doom Metal середины 90-х прошлого столетия.

Фактически одна и та же аппликатура перемещается по грифу (квинтаккорд + большая септима). Но открытые 1-ая и 2-ая струна окрашивают аккорды от ми и ре по-разному.

Дополнительная фишка к таинственной, колдовской гармонии – смешанные размеры. В 3-ем такте размер на 5/4: на первую долю арпеджио начинается от F; но после второго звука, снова переход к Emaj7(no3). В 5-ом такте размер меняется на 6/8.

Dream Theater — The Ministry of Lost Souls

В отличие от предыдущих примеров в этой медленной части композиции The Ministry of Lost Souls нет сплошной тёмной музыкальной ткани. Диссонирующие тёмные аккорды (Am(#11) – Fm, Am add9, Gaug) изыскано сочетаются с благозвучными красивыми аккордами. В повествовании рок-баллады и лирика, и мистическая таинственность.

Ну и ещё в качестве примеров, страшные песни на гитаре из русского рока:

Агата Кристи — Новый Год

Особое психоделическое новогоднее настроение песни создаёт довольно страшная в некоторых частях аккордовая последовательность.

Самая «праздничная погода» получается на переходах от тонического аккорда. Сначала от Gm к Gbaug. И потом по куплету: Gm/F#m/A….

Вячеслав Бутусов – Антарктида

Песня эта сама по себе нестрашная, скорей всего, даже весёлая.

Но в ля мажоре аккорд F добавляет холодный, атональный оттенок. И вся последовательность по стилю гармонично подчёркивает пейзажи, движения описываемые в тексте песни.

Как придумать страшные аккорды

Если вы решились на создание страшной музыки, конечно, можно и нужно вдохновляться соответствующими композициями (саундтреки, песни, инструментальные темы и т.д.). И не только слушать их, но и играть на гитаре.

А чтобы достичь апогея в тёмном, мрачном творчестве, нужно не только заимствовать какие-то аккордовые ходы, аппликатуры из любимых тем, но и придумывать свой материал.

Вот несколько простых советов для проведения самостоятельных экспериментов со страшной музыкальной материей. Они помогут вам написать мрачные песни, мелодии.

1. Возьмите какую-нибудь стандартную последовательность и замените в ней некоторые мажорные аккорды на минорные и наоборот.

Например:
Am/F/E/ → Am/Fm/E (фа мажор заменяем фа минором)

Сыграйте оба варианта и почувствуйте контраст. С Fm – это уже совсем другая тема.

Ход аккордов Am – Fm есть в песне «Два корабля» группы Агата Кристи (подробный разбор здесь).

Или вот такой вариант:
Am/C/Dm → Am/Cm/Dm

Таким же образом можно заменять и тонический аккорд:

Так можно и добавить контрастирующую часть в песне на мотив или соло. Например, сделать переход из минора в мажор (в т.ч. и заменяя другие аккорды). Например, как в песне Янки Дягилевой – «От большого ума» (во второй части куплета).

2. Добавляйте в последовательность аккорд на полтона вниз или вверх от предыдущего аккорда.

3. «Смещайте» аккорды последовательности на полтона вверх/вниз.

  • Am/Dm → Am/Dbm (после Am вместо Dm играем Dbm)
  • Am/Dm → Am/Db (можно заменить минор/мажор)
  • Am/E → Am/Eb

4. Используйте не только простые мажорные, минорные аккорды, септаккорды, но и аккорды с надстройками. Добавляйте мрачные, страшные оттенки.

Для большей концентрации смури, ужаса выбирайте такие аппликатуры, чтобы между соседними звуками (на соседних струнах) образовывались диссонансы.

Например, в первом аккорде G7/E: 4-ая и 3-ая струна – тритон, 3-я и 2-ая – большая секунда

5. Добавляйте в аппликатуры диезных, бемольных аккордов открытые струны (пример №1 и №2). «Открывайте» по одной-две струны (верхние, нижние) и слушайте. Таким способом можно получить самый страшный аккорд. Пример №3: не бойтесь растягивать пальцы в разные стороны на ладах, добавлять/убирать открытые струны; можно отталкиваться от какой-то основной аппликатуры, либо ориентироваться на расположение звуков минорного, мажорного трезвучия, добавляя к нему близлежащие надстройки.

Акустика у вас или электрогитара – не важно. Если расположены к изучению, написанию страшных, мрачных композиций – смело принимайтесь за дело. Используйте изученные страшные аккорды для гитары, придумывайте свои. Проявляйте фантазию! Вдохновляйтесь хорошей музыкой! Удачи!

Источник

Оцените статью