Ноты для гитары для начинающих с нуля
На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.
Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.
Таблица
Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.
Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.
- C — До;
- D — Ре;
- E — Ми;
- F — Фа;
- G — Соль;
- A — Ля;
- B — Си.
Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.
При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.
Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.
Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.
Классический строй
По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.
По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:
Дополнительные знаки
Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.
Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Уроки музыки
Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!
Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.
Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.
Материалы по теме
Как играть аккорд B
Как играть аккорд B на гитаре. 4 варианта схемы Си мажор бемоль.
Как играть аккорд C
Как играть аккорд C на гитаре. 4 варианта схемы постановки пальцев.
Как играть на электрогитаре
Наверняка у многих из нас замирало сердце и застывало дыхание от мелодичного звучания этого невероятного инструмента. Электрогитара — достойный музыкальный инструмент, чтобы научиться на нем музицировать. Давайте узнаем как!
Источник
Теория 8 : Ноты на гитарном грифе
Приветствую вас в теоретической рубрике. Посмотрим сегодня как расположены ноты на гитарном грифе! Мы уже знаем, что минимальное расстояние между двумя нотами — это полутон.
И на грифе гитары — это расстояние между соседними ладами на одной струне или между открытой струной и первым ладом. Следовательно, между двумя ладами — тон, между тремя ладами — 1.5 тона и так далее. Для примера давайте посмотрим расположение основных нот звукоряда на 1-ой струне:
После 12 лада, или по-другому через 12 полутонов, звуки повторяются октавой выше! Между основными ступенями звукоряда у нас находятся дизезы/бемоли! Мы их всегда сможем найти, зная расположение основных нот!
Так как 2 струна на 5-ом ладу звучит в унисон с 1-ой открытой струной (мы об этом говорили в посте: настройка гитары), то ноты на ней с 5-ого лада повторяют звучание 1-ой струны. Давайте посмотрим:
Этот принцип, справедлив для всех струн, кроме третьей! Третья струна повторяет звучание 2-ой струны, начиная с 4 лада. Посмотрим расположение основных нот звукоряда на грифе гитары!
Чтобы быстрее запомнить все ноты на гитарном грифе есть несколько рекомендаций.
1. Сначала выучите ноты на открытых струнах, если вы этого еще не знаете!
2. Затем последовательно, струна за струной выучите ноты на каждой струне до 5 лада. Ноты на 1-ой и 6-ой струнах имеют одинаковые названия и отличаются на 2 октавы (что такое октава читать здесь).
3. Мы помним, что после 12 лада ноты повторяются, поэтому, зная их расположение на открытых струнах и первых пяти ладах, мы их автоматически знаем на ладах с 12 по 17 (нажмите, чтобы увеличить):
4. Затем выучите ноты на 5-ой и 6-ой струнах до 12 лада!
5. А теперь для поиска остальных нот используем принцип переноса на октаву! И помним, что названия на 1-ой и 6-ой струнах совпадают!
Понятно, что процесс этот долгий. Не торопитесь — лучше учить ноты регулярно и понемногу. Выделяйте на это какое-то время при занятиях на гитаре. Первое время, вы, скорее всего, будете пользоваться табулатурой, но при разборе, того или иного произведения, смотрите и на нотный стан. Ноты и соответствующие им лады постепенно будут откладываться у вас в голове.
Если вы выучили ноты на нотоносце, вот схема, которая поможет найти любую ноту на грифе (нажмите, чтобы увеличить):
Когда освоите данную схему — сможете разбирать на гитаре любую музыку, без табулатуры! На сегодня все, изучайте ноты на гитарном грифе, чтобы в дальнейшем проще ориентироваться в нотах и табулатурах! Подпишитесь на обновления блога по почте и получайте свежие посты на почту.
Всего хорошего!
запомнить ноты на грифе оказалось не сложно, но вот на последней картинке с глаза разбежались
Ну это все лишь картинка, мы же знаем, что все на самом деле проще! В следующий раз думаю в теоретической рубрике про твои, Ром, тетрахорды рассказать . такие дела)
Более сложного объяснения я в своей жизни, если честно, не видел и не слышал.
Зачем производить столько действий по заучиванию нот грифа? По идее, достаточно сказать, что ноты идут так: до ре ми фа соль ля си (мало ли кто не в курсе), что между нотами в европейской музыке минимальный звуковой интервал — полутон, что между всеми нотами 2 полутона, т.е. тон, только между си и до, и ми и фа полутон.
И добавить к этому, что каждый лад на гитаре — полутон. И всё. Зная ноты открытых струн, человек сам всё построит всегда, и так даже гораздо лучше запоминается — когда своей головой доходишь, а не зубрёжкой (ведь вся зубрёжка всегда забывается — все это проходили, и если человек по заученному через полгода будет пытаться вспомнить, сыграет он что-то несуразное)
А то что там повторяется- не повторяется и то, что одну и ту же ноту можно сыграть на разных струнах — до этого сам дойдёт, на грифе ноты отсчитывая.
Небольшое углубление можно сделать, если человек уже знает интервалы — сказать про квинтовый строй струнных инструментов. Тогда человек, зная одну открытую струну — ми, всегда сам все остальные назовёт. И если в песне пониженный строй услышит, достаточно будет услышать одну открытую ноту на струне, чтобы понять, что это за строй.
Лучше бы вместо заучивания грифа ещё давалось понимание о том, что соль на третьей открытой струне и соль на четвёртой 5-м ладу — это разные ноты. По тембру. И что, играя одно и то же произведение на разных струнах, можно получить совсем разные оттенки — вот это интересно и полезно.
Ещё, кстати, не нашёл на сайте сколько-нибудь ритмических разборов. А это, мне кажется, в начале самое главное. Давно ещё, помню, как начинал, всё самый простой бой не мог освоить — не знал, что разные удары нужно с разной силой играть. Ритмика помогла. Я не против, чтобы человек играл только боем песни для компании (хотя сам занимаюсь в основном классикой), но сделано это тоже должно быть хорошо, а не бум-бум-бум всё на одной громкости.
Спасибо за замечания, очень полезные моменты привел! В теоретической рубрике у меня статьи идут в определенном порядке, и некоторых вещей, которые ты упомянул, я касался в предыдущих постах.
Тот кто серьезно решил углубится в изучение теории до всего дойдет сам. Но в интернете человеку всегда нужно все разжевывать, а лучше дать инструкцию по обучению. Возможно не самый удачный вариант, но и пользоваться им не обязательно) Тем более, что человек на эту страницу попадает по поисковому запросу «ноты на грифе» и это он находит — на нескольких картинках. А задерживаться и тем более читать статью будут единицы.
Ритмические разборы я даю в тех песнях, где гитарный бой действительно стоит внимания. правда акцентированию ударов я не уделял особого внимания! Приму на заметку, думаю новичкам будет полезно!
Спасибо еще раз за такой подробный отзыв!
Этот способ: позволяет наглядно запомнить, легко представляя ноты мысленно. Легкий способ.
Всего на грифе 19 ладов. А те лады где полностью находится: самые низкие октавы, вся малая и вся первая, то есть те которые в основном и используются для мелодий и гармонии, это первые 8 ладов.
Как их легко запомнить:
делишь их на 2 части. По 4. И начиная от самой низкой ноты на 6 открытой струне, идешь змейкой слева направо: фа фа диез соль соль диез Большой октавы на самой тяжелой струне. И тут же переходишь на 5 открытую струну — ЛЯ большой. И дальше опять 4 лада на пятой струне слева направо: ля диез, и до До диез. А затем снова переходим к ноте Ре на открытой 4 струне. То есть мы имеем в распоряжении четыре лада на всех струнах+ открыт. И таким образом идя от последней к самой первой включая открытую, мы получаем всю большую, малую и большую часть первой октавы. Все по порядку, и ни одна нота не выпадает.
По существу так мы выучили первую позицию. И весь участок из 4 ладов запомнился наглядно.
Теперь переходим к следующему участку: 5 лад — 8 лад. 5 лад удобен тем что там находятся только основные ноты: на 6: ля, на 5: ре, и тд. Смотрим, как там идут по порядку ноты: на этом участке все ноты малой и первой. Открытые струны уже нЕ включаем, в основном. Минус только в том что некоторые диезы и нота си малой не попадают в этот участок: до диез малой, фа диез малой, соль диез первой.
Но все равно удобно идет вся первая октава и почти вся малая.
Играя мелодии на этих участках, вполне легко выучить ноты на восьми ладах. Без всяких расчетов они будут наглядно видеться и запомнятся.
Источник