Ноты для гитары открытые струны

Открытые аккорды на гитаре. Примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Что такое открытые аккорды

Открытые аккорды – это аккорды, которые включают в себя одну или несколько открытых струн, которые не зажимаются пальцами. Чаще всего используются позиции на первых трёх-четырёх ладах. Благодаря свойствам звука, не зажатые струны вибрируют с большим резонансом, чем зажатые пальцами. Это создаёт свободу и полноту звучания.

Применяются в широком спектре различных музыкальных стилей, в том числе и в популярной музыке. Многие известные песни можно выучить, используя 3-4 таких аккорда.

Схема обозначения открытых аккордов

На схемах используются два обозначения – крестик, нолик и закрашенная точка. Эти символы легко запомнить. Закрашенная точка – те струны, которые необходимо зажимать. Ноликом обозначаются открытые струны – они как раз и звучат. Крестиком обозначаются струны, которые не следует играть.

Что такое закрытые аккорды

Закрытыми аккордами называются те, у которых нет открытых струн. Чаще всего это полное баррэ, когда зажаты шесть струн. Но бывают и варианты с малым баррэ.

Схема обозначения закрытых аккордов

Для схем также используют крестик и закрашенные точки. Баррэ обозначается дугой между закрашенными точками или жирной линией, перекрывающей все струны.

Открытые аккорды – начало пути любого гитариста

Человек, который впервые берёт в руки инструмент, практически всегда использует открытые аккорды для гитары. Для разучивания самых простых песен следует выучить несколько гармоний. Самые элементарные из них: Am, A, Dm, D, Em, E, C, G. Буква без обозначения означает мажорный «весёлый» аккорды. Добавочная «m» указывает на минорную («грустную») окраску. При заучивании этих восьми аппликатур, вы уже сможете исполнить уйму песен. Аппликатуры покажут вам, как правильно ставить аккорды .

Открытые аккорды или баррэ – что лучше

Разумеется, для новичка лучше всего аккорды без баррэ . Но в музыке просто нельзя обойтись без сложных гармоний. Даже в обычных дворовых песнях рано или поздно придётся использовать закрытый вариант. Поэтому начинающим можно посоветовать постепенно знакомиться с миром баррэ.

Совет: Нужно выбрать песню, где коварный закрытый аккорд встречается 1-2 раза на короткий промежуток времени. После взятия баррэ можно сделать перерыв в несколько секунд. Тогда тренироваться будет намного легче.

Примеры песен с открытыми аккордами

Мы предлагаем для вас несколько несложных песен, где и используются открытые струны. В каждой из них присутствуют только аккорды для начинающих , что значительно упрощает разучивание.

Сложные варианты открытых аккордов

У каждого открытого аккорда есть масса вариаций. Они используются как «продвинутыми» новичками, так и композиторами. Каждая из этих гармоний имеет интересное звучание, которое значительно украшает исполняемую композицию. После разучивания несложных гармоний, можно постепенно расширять свою «базу знаний».

Что нужно знать об открытых аккордах

Игра басовых струн. Чтобы сформировать правильное извлечение звуков аккорда, необходимо играть верные басовые струны данной гармонии. Например, у Am или A басовой тоникой является открытая 5 струна (ля).

Использование каподастра упрощает игру песен в тональностях, требующих постоянных закрытых аккордов. Поставив этот нехитрый предмет на гриф, вы будете играть открытые позиции.

Глушение ненужных струн (обозначается крестиком) необходимо, чтобы не делать гармонию «грязной» и не добавлять посторонние звуки.

Подвижные формы аккордов. Можно экспериментировать со звучанием простым способом. Нужно взять аппликатуру сложного варианта открытого аккорда (см. пункт выше) и просто передвигать руку на грифе по разным позициям. У вас получится интересное звучание. Главное здесь обратить внимание на информацию из предыдущего пункта, т.к. чаще всего передвигая позицию по грифу нужно глушить или не играть лишние ноты.

Заключение

Стоит отметить, что набор простых аккордов – это основной багаж гитариста. Благодаря этим знаниям, можно постепенно нарабатывать свои исполнительские и композиторские умения и удивлять слушателей необычными гармониями.

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Ноты для гитары открытые струны

Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.

Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.

Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.

Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно . Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой ), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).

На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль» , «ля» , «си». Знакомо?

Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:

Основная разница между ними — в направлении движения.

Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C) . Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.

Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными . Выбор знака обуславливается тональностью произведения.

Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.

Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.

В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E . Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.

Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.

Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E) . Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F) . Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F . И так далее: 2-й лад — F# , 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C , потом C# и так далее.

Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.

Источник

Читайте также:  Пока ты спишь гитара
Оцените статью