Ноты для гитары ударом

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Читайте также:  Ноты нот для сестры

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Песни под гитару Табулатуры. Как их читать?

Аккорды песен под гитару, видео

Табулатуры. Как их читать?

Любой гитарист слышал слово – табулатура . Но многие до сих пор, к сожалению толком не знают, что же это за «зверь». 🙂 После прочтения этой статьи вы окажетесь в числе знатоков по данному вопросу!

Табулатуры придуманы раньше, чем всем известные ноты. Содержат в себе меньше информации чем ноты, но зато проще читаются. Собственно для этого и придумана. Представлю вам несколько картинок табулатуры:

Объяснять буду поэтапно:

1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).

2. Вертикальная полоса через все шесть линий — обозначает разделение тактов.
3 . Цифры на линиях – показывают номер лада , на котором должна зажиматься струна. Например, если стоит цифра 2 на 3-ей сверху линии, то нужно зажать 3-ю струну на 2-ом ладу.

Следующий вид записи:

4 .У самого левого края расположены цифры 3/4 — размер такта. ( Размер воспроизведения точно как в нотах).

5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.

Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:

Е (ми) – первая струна
H или В (си) – 2-я струна
G (соль) – 3-я
D (ре) – 4-я
A (ля) -5-я
E (ми) – 6-я

Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.

Другие обозначения приемов игры в табулатуре:

Скольжение (глисандо) — обозначается следующими знаками \ и / , которые ставятся между двух цифр (соответственно нисходящее и восходящее глиссандо ), что говорит о скольжении по струне от лада, на который указывает 1-я цифра до лада, на который указывает 2-я, например:

Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.

h и p обозначают легато : восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой. Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):

обозначает эффект вибрато . Как правило ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

^ — подтяжка струны (бэнд) . Пишется между двух нот, где звук повышается с первой до второй ноты. Гораздо чаще, данный метод используется при игре на электрогитаре.

А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:

Пример графической табулатуры

Пример текстовой табулатуры

В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:

8b9 -также как и знак ^ говорит о подтяжке струны . А буква b — значит без возврата (full bend). Латинская буква (сверху) — S (в графическом варианте) показывает границу подтяжки. В нашем случае на полтона. Могут встретиться другие буквы: J — четверть тона, F — один тон.

8b9r8 — обозначает подтяжку с возвратом . (На рисунках здесь не указана).

(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)

/7 — подъезд к определенной ноте методом глисандо , снизу-вверх. \7 — сверху-вниз.
7/ — и наоборот, такой вариант говорит о скольжении от ноты «в никуда» , снизу-вверх. 7/ — сверху-вниз.

Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:

P.M. — palm mute — приглушение пр. рукой.
N.H. — натуральный флажолет. A.H. — искусственный.
T — tapping тэппинг . Показывает партии двуручного тэппинга.
S и P — слеп (slap) и поп (pop). Используются в табах для бас-гитар.
p , i , m , a — известные 4 буквы, которые обозначают пальцы левой руки, а именно, каким брать ту или иную ноту.

Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!

Источник

Оцените статью