Запись нот
Для записи музыкальных произведений существует нотная система. Ноты записываются на пяти основных линейках, называющихся нотоносцем.
НОТОНОСЕЦ
Нотные знаки обозначаются в виде овала или черной точки , со штрихами и без штрихов, в зависимости от их длительности, и пишутся на линейках, между ними, над и под линейками:
Название нот определяется ключом, который выставляется в начале нотоносца.
Для гитары употребляется скрипичный ключ, или ключ Соль: он показывает, что на второй линейке пишется нота соль, и от этой ноты можно определить нахождение всех остальных нот.
Все звуки на пяти линейках поместить невозможно, поэтому существуют добавочные линейки сверху и добавочные снизу.
На добавочных линейках нотные знаки пишутся так же, как и на главных: на линейках, между линейками, над и под ними.
Звукоряд из основных звуков в ключе Соль:
Музыкальные звуки бывают длинными и короткими. Основной единицей длительности считается целая нота. В целой ноте содержится: 2 половины, или 4 четверти, или 8 восьмых, 16 шестнадцатых, 32 тридцатьвторых.
Для того чтобы получить ясное представление о длительности, посмотрите схему:
Целая нота считать: раз, два, три, четыре.
Примечание, Каждая из этих нот имеет абсолютную длительность, которая зависят от исполнения более быстрого или более медленного.
Пока остановимся на этом простейшем делении, а с более сложным познакомимся позднее.
ПАУЗЫ
В музыкальных произведениях часто встречаются моменты молчания. Такие перерывы называются паузами.
Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям.
РАЗМЕР. ТАКТ
Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами, расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другого, называется тактовой чертой.
Если взять любое стихотворение, можно различить в нем сильные и слабые доли.
Так и в музыке — существует чередование сильных и слабых долей. Первая доля в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.
В зависимости от характера музыкального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два, раз, два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз, два, три.
Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться любая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами
Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя — сколько надо считать. Счет на иногда обозначается буквой “”, а перечеркнутая буква обозначает, что музыкальное произведение исполняется в два раза быстрее, чем при обозначении .
После того как вы внимательно проработали теоретическую часть и усвоили нотную запись, запомнив названия нот и местонахождение их, метрическое деление и ритм, — можно перейти к практическому освоению инструмента.
Источник
Октавы на грифе гитары
Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава
В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»
Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.
«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.
Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.
Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».
6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)
Диапазон гитары
В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.
Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц
Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.
Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.
По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.
Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.
Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.
Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.
Источник
Октавы на гитаре, расположение, как играть
Если вы занимаетесь гитарной музыкой, то слышали об октавах. В отличие от фортепиано ноты на гитаре расположены по-другому, что оказывает влияние и на местонахождение октав на грифе. Все дело в разном формировании звука на данных инструментах. Также разница заключается и в числе октав, которые может применять музыкант. Так, на пианино всего семь полных октав и две неполных, а на гитаре лишь четыре.
Гитарную музыку можно разнообразить игрой октавами
Что собой представляет октава
Октава – музыкальный интервал между парой нот, идентичных по звучанию, но различных по высоте. Более того, так записывают диапазон из семи нот, входящих в состав гамм и тональностей. Октава на гитаре, как правило, состоит из восьми ступеней и шести тонов, но есть разновидности в виде малой и большой октавы.
Какие октавы есть на гитаре
Гитарный гриф содержит следующие октавы:
Согласно теории музыки, кроме вышеперечисленных, есть еще и самая низкая (субконтроктава), контроктава, большая, четвертая и пятая. Если рассматривать клавиши фортепиано, то контроктава берет свое начало с самой низкой ноты «до».
Безусловно, данный перечень был сформирован с ориентированием на обычный гитарный строй. Если вы решите его опустить, то расположение нот, как и самих октав, будет другим.
Расположение нот и октав
Каждый гитарист должен знать расположение нот на грифе гитары
Изучив изображение, представленное выше, можно заметить, что все ноты дублируются по двенадцатого лада. Но они уже звучат выше на одну октаву. Диапазон всех звуков, которые слышит человеческое ухо, можно разделить на октавы. Получается, высота нот более низкой октавы в два раза ниже нот более высокой октавы.
А на изображении ниже вы можете увидеть, на каких участках грифа, какие октавы располагаются. Каждая из них выделена разным цветом, что очень удобно для запоминания
Расположение октав легко запомнить
Как играть
Чтобы научиться играть октавы, нужно выучить расположение нот на грифе гитары. Сделать это нужно основательно. На самом деле ничего сложного в этом нет. Если вы хотите сыграть в октаву, например, ноту «ля», извлеките звук из шестой струны, прижатой на пятом ладу указательным пальцем левой руки.
Далее издайте звук из четвертой струны, прижатой на седьмом ладу безымянным пальцем левой руки. С другими нотами все аналогично.
А если нужно сыграть в октаву, допустим, шестую открытую струну («ми»), извлекаем звук из этой струны, затем – из четвертой струны, прижатой указательным пальцем левой руки на втором ладу (это тоже нота «ми»).
Для наглядности приведу видео, как можно играть октавами в джазовой манере. Даже если у вас не такой уровень техники, как у гитариста в ролике, все равно вам будет проще понять, как играть октавами.
Октавы являются замечательным способом разнообразить музыкальную композицию и придать ей оригинальности. Мелодическая часть, сыгранная октавами, почти всегда будет актуальна, особенно если речь идет о пике произведения. Применяя их, у вас будет возможность красиво обыграть тональность в соло-партии. Используя игру октавами, вы получите широкое пространство для сочинения мелодий и арпеджио.
Источник
Октавы на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Человеку, начинающему обучение игре на любом инструменте, в первую очередь интересно узнать, каковы его особенности и возможности. При этом наиболее важны: строй, звуковой диапазон, тембр и уровень сложности техники игры. Для многих решающим фактором при выборе является диапазон музыкального инструмента, его способность охватить несколько октав. В этой статье пойдёт речь об октавах на гитаре: их количестве на грифе, расположение на струнах и ладах.
Что это такое?
В музыке октава имеет несколько значений.
- Интервал между двумя нотами, звучащими одинаково, но отличающимися по высоте (частота акустического колебания более низкого звука в 2 раза меньше высокого). Если эти ноты воспроизвести одновременно, то они сливаются практически в единый звук.
- Восемь ступеней любого диатонического звукового ряда, например, от ноты «ми» до следующей по высоте (вниз или вверх) ноты «ми», от звука «соль» до следующего «соль» и так далее.
- VIII ступень диатонического звукоряда.
- Темперированный музыкальный строй (звукоряд), состоящий из 12 полутонов от ноты «до» до ноты «си». Именно на такие математически равные интервалы (октавы) и делится весь звуковой диапазон звуков, используемых в музыке.
Весь звуковой музыкальный материал по правилу темперированного строя состоит из 7 полных октав и 2 неполных. Самой низкой по звучанию является субконтроктава. Она же – одна из неполных октав, в которой всего 3 звука: «ля», «си-бемоль» и «си». Далее следуют полные октавы: контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвёртая. Завершает музыкальный звуковой ряд нота «до» пятой октавы.
Весь перечисленный звуковой арсенал содержится на клавиатуре фортепиано. Что касается шестиструнной гитары с классическим строем, то она, конечно, столько звуков не способна воспроизвести. Впрочем, ей вполне хватает и собственного диапазона, о котором и говорится далее.
Сколько октав на гитаре?
Звуковой диапазон 6-струнной гитары стандартного испанского строя, имеющей на грифе XIX ладов, начинается с ноты «ми» малой октавы (открытая шестая струна), а заканчивается нотой «си» третьей октавы (XIX лад первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары содержит 4 октавы:
- неполная малая;
- полная первая;
- полная вторая;
- полная третья.
Малая октава представлена пятью нотами («ми», «фа», «соль», «ля», «си» с соответствующей альтерацией). Эти звуки можно сыграть либо только на 6-й струне, либо на ней сыграть первые 3 ноты («ми», «фа», «соль»), а ноты «ля» и «си» – на 5-й.
Нота «до» первой октавы расположена на грифе гитары в двух местах — на III ладу 5-й струны и VIII ладу 6-й. Больше нигде она не играется. Самый высокий звук первой октавы «си» находится в нескольких местах на разных струнах: открытая 2-я струна, III лад 3-й, IX лад 4-й, XIII лад 5-й и XIX лад 6-й. На грифе гитары с XIX ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве основного звукоряда. Нет ни одного её звука лишь на первой струне.
Вторая октава более многочисленная своими чистыми (без альтерации) звуками на грифе: их здесь 28. «До» второй октавы можно взять на четырёх струнах:
- на 2-й (I лад);
- на 3-й (V лад);
- на 4-й (X лад);
- на 5-й (XV лад).
Завершающий октаву звук «си» получится на первой, второй и третьей струнах, зажатых на VII, XII и XVI ладах соответственно. Струна №6 звуков второй октавы не содержит.
Высокие звуки третьей октавы расположены только на мелодических струнах (третьей, второй и первой). Да и те находятся выше VIII лада по грифу.
Как построить и играть?
Гитарный классический строй продуман настолько тонко, что построить и сыграть гамму в одну октаву от любого звука можно в одной позиции, не перемещаясь по грифу. Это очень удобно для начинающих гитаристов. Для игры мелодии посложней (с более широким диапазоном нот) тоже можно подыскать наиболее рациональное место на грифе, учитывая расположение одних и тех же звуков в разных местах и на разных струнах.
Если необходимо, например, сыграть первую октаву, то новичкам самым лёгким решением будет разучить гамму до мажор в первой позиции:
- «до» на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
- «ре» – открытая четвёртая;
- «ми» на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
- «фа» на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
- «соль» – открытая третья;
- «ля» на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
- «си» – открытая вторая;
- «до» второй октавы (гамма должна завершаться звуком «до» следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.
Любую гамму правильней играть в восходящем и сразу же – в нисходящем движении.
В случае двух- и трёхоктавных гамм лучше воспользоваться аппликатурой А. Сеговии, разработанной этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных построений. Практически все гитаристы начинали развивать своё техническое мастерство именно на данном материале.
Рассмотрим типовую двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:
Эта гамма позволяет сыграть целый ряд мажорных построений от различных звуков, не меняя аппликатуру. Другими словами, выучив всего одну гамму от звука «до», можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:
- от ноты «ре», сдвинув всю аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав её на V ладу с той же пятой струны);
- от ноты «ми», начав порядок пальцев и струн с VII лада;
- от ноты «фа», расположенной на VIII ладу пятой струны;
- от ноты «си», расположенной ниже на один лад от звука «до» на пятой струне (II лад).
Самый высокий звук ми мажорного построения, начинающегося от ноты «ми» на VII ладу пятой струны, получается на XII ладу первой струны.
Новичку, обучающемуся на классическом инструменте, дальше XII лада сдвигать правую руку за любым пальцем левой руки по грифу не стоит — там не очень удобно играть ещё неопытному гитаристу.
Однако на инструменте, имеющем вырез на корпусе в районе высоких порожков, можно продолжить сдвигать руку и играть гаммы от звуков «фа», «соль», «ля» и даже «си» первой октавы. Хорошо играть эту типовую гамму, сдвигаясь по полутонам, то есть проигрывая в том числе и альтерированные мажорные построения (до-диез мажор, ре-диез мажор и так далее). Один из вариантов игры — не останавливаясь, двигаться вверх по грифу, играя последовательно все поддающиеся данной аппликатуре мажорные тональности (как вверх, так и вниз).
Типовая соль мажорная гамма в три октавы:
Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и имеет в своём движении три перехода:
- со второй (II) в пятую (V);
- с пятой (V) в восьмую (VIII);
- с восьмой (VIII) в двенадцатую (XII).
При движении назад переходов всего два:
- с двенадцатой позиции (XII) в седьмую (VII);
- с седьмой (VII) в исходную вторую (II).
И если в типовой гамме до мажор возвращение назад происходило без изменений по тем же нотам и струнам, то в соль мажоре в нисходящем движении был выбран другой путь струн и ладов.
Соль мажорное построение, как и до мажор, тоже можно играть, сдвигаясь по грифу в другие тональности.
А чтобы всегда быть в курсе, какие тональности играются в данный момент, нужно знать тоновые интервалы между звуками основного звукоряда:
- между звуком «до» и «ре» 1 тон (2 лада на гитарном грифе: например, на пятой струне «до» находится на III ладу, а «ре» – на V);
- между «ре» и «ми» – 1 тон;
- между «ми» и «фа» – 1/2 тона (соседние лады);
- между «фа» и «соль» – 1 тон;
- между «соль» и «ля» – 1 тон;
- между «ля» и «си» – 1 тон;
- между «си» и «до» – 1/2 тона.
Указанные интервалы должны сохраняться в построении мажорной гаммы от любого звука.
Новичкам при игре гамм удобнее ориентироваться не на звуки, а на ступени гаммы.
В до мажоре звуки поделены на такие ступени:
- «до» – I ступень (тоника);
- «ре» – II ступень;
- «ми» – III ступень;
- «фа» – IV ступень;
- «соль» – V ступень;
- «ля» – VI ступень;
- «си» – VII ступень;
- «до» – VIII (I) ступень.
Практически безошибочно мажорную последовательность звуков можно выдерживать по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Здесь отражена как раз очерёдность интервалов по ступеням:
- между I и II ступенями — тон;
- между II и III – тон;
- между III и IV – полутон;
- между IV и V – тон;
- между V и VI – тон;
- между VI и VII – тон;
- между VII и VIII – полутон.
Среди минорных особой популярностью пользуются мелодические гаммы ля минор (типовая и с использованием открытой пятой струны) и ми-минор с использованием открытой шестой струны. Приводим их аппликатуры на рисунке ниже.
Все гаммы являются очень полезными упражнениями для овладения гитарным грифом, а также техникой плавных переходов из позиций в позицию. Кроме того, начинающим они помогут быстрее запомнить расположение нот и октав на грифе инструмента, растянуть пальцы и увеличить их силу.
Источник