- Табы для губной гармошки
- Как читать табы для губной гармошки
- Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:
- «В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки
- Простые табы для губной гармошки
- «Августин» на губной гармошке табы
- Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»
- «Гимн России» — табы для губной гармошки
- «Титаник» на губной гармошке табы
- Хроматическая гармоника — Chromatic harmonica
- СОДЕРЖАНИЕ
- Преимущества
- Недостатки
- Дизайн слайдера
- Альтернативные настройки
Табы для губной гармошки
Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.
Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.
Как читать табы для губной гармошки
Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.
В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.
Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:
«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;
«-» — обозначение вдоха, т. е. -4 будет читаться как «вдох на четвертом отверстии». Помимо этого, встречаются следующие обозначения вдоха: (4), 4 ↓, ➃;
«+» — обозначение выдоха, т. е. +4 будет читаться как «выдох на четвертом отверстии» Помимо этого, встречаются следующие обозначения выдоха: «4», то есть без символа, «4b», 4 ↑;
«34» (а также с обозначением вдоха: +34, -34, 34b и тд) – аккорд на губной гармонике, состоящий из третьего и четвертого отверстия;
«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;
«Bb» или «»» – бенд на два полутона;
«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;
«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);
«[345]» – аккорд на выдох;
» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;
«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.
«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки
Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)
Зимой и летом стройная,
Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:
6 8 8 -8 8 7 6 6
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
9 -6 -6 -9 -9 8 -8 7
Зимой и летом стройная,
В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.
Простые табы для губной гармошки
Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.
«Августин» на губной гармошке табы
6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 5 4 4
O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,
Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,
6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 4
O, du lieber Augustin, alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!
-4 a a 5 b b -4 a a 5 b b
Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.
Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!
6 -6 6 -5 5 4 4 -4 a a 4
O, du lieber Augustin, Alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!
Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»
В траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик
В траве сидел кузнечик
Зелененький он был
Совсем как огуречик
Зелененький он был.
«Гимн России» — табы для губной гармошки
+6 +7 +6 -6 -7 +5 +5 -6 +6 -5 +6 +4 +4
Россия — священная наша держава!
-4 -4 +5 -5 -5 +6 -6 -7 +7 -8
Россия — любимая наша страна!
+6 +8 -8 +7 -8 +6 +6 +7 -7 -6 -7 +5 +5
Могучая воля, великая слава —
-6 +6 -5 +5 +4 +4 +7 -7 -6 +6
Твое достоянье на все времена.
+8 -8 +7 -7 +7 -8 +6 +6
+7 -7 -6 +6 -6 -7 +5 +5
+7 -6 -7 +7 -6 -7 +7 -6 +7 -9 -9
Братских народов союз вековой.
-9 +8 -8 +7 -8 +8 +7 +7
-8 +7 -7 -6 -7 +7 -6 -6
+7 -7 -6 +6 +4 +4 +7 -7 -6 +6
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
«Титаник» на губной гармошке табы
4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 -5b’ 5 4w 3
4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 5 6 -6b 6 5 -4b
4 4 4 4 -3 4 4 -3 4 -4 5 -4
Every night in my dreams I see you I feel you.
4 4 4 4 -3 4 4 -2 4 4 4 4
That is how I know you go on. Far across the
-3 4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 4
distance and spaces be tween us you have come to
-3 4 4 -2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5
show you go on. Near, far, were ever you are I
-5 5 -4 4 -3 4 -3 3 4 -4 -2
believe that the heart does go on. Once more you
6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3
open the door and youre here in my heart and my
-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 4 -3
heart will go on and on. Love can touch us one
4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 -3 4
time and last for a lifetime and never let go
4 4 -2 4 4 4 4 -3 4 4
till we’re gone. Love was when I loved you one
-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 -3 4 4
true time I hold to. In my life we ll always go
-2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4
on. Near, far, where ever you are I believe that
5 -3 4 -3 3 4 -4 -2 6 -5 5 -4
the heart does go on. Once more you open the door
5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4
and you’re here in my heart and my heart will go
5 -4 4 4 -4 2 6 -5 5 -4
on and on. You’re here, there’s nothing I fear,
5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4
and I know that my heart will go on. We ll stay
3 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3
forever this way. You are safe in my heart and my
Источник
Хроматическая гармоника — Chromatic harmonica
Хроматическая гармоника представляет собой тип гармоники , который использует кнопку активированного ползунок , чтобы перенаправить воздух из отверстия в мундштуке к выбранному тростниковой пластине желаемой. Когда кнопка не нажата, доступна измененная диатоническая мажорная гамма тональности гармоники, в то время как нажатие кнопки открывает доступ к той же шкале на полтона выше в каждой лунке. Таким образом, инструмент способен воспроизводить 12 нот западной хроматической гаммы . Таким образом, хроматическая гармоника может быть противопоставлена стандартной гармонике, которая может воспроизводить только ноты в данной музыкальной тональности .
Среди известных исполнителей на хроматической гармонике — классические музыканты Ларри Адлер , Томми Рейли , Антонио Серрано , Зигмунд Гровен и Вилли Бургер , джазовые игроки Тутс Тилеманс , Грегуар Марет , Ивонник Прен , Хендрик Меркенс и Уильям Галисон , а также популярные музыканты Нортон Баффало и Стиви Вондер. .
Хроматические гармоники обычно имеют длину 12, 14 или 16 отверстий. Хроматика с 12 отверстиями доступна в 12 тональностях, но, поскольку вся хроматическая гамма доступна по определению, большинство профессионалов придерживаются тональности C — что, возможно, легче запомнить, так как в слайде автоматически отображаются диезы соответствующей ноты. .
Хроматические гармоники традиционно настраиваются на настройку соло , которая имеет аналогичную схему настройки диатонической настройки Рихтера, за исключением того, что она устраняет G на дро и удваивает C, которых нет на концах инструмента. В стандартной 12-луночной хроматике в C самая низкая нота — это средняя C, тогда как варианты с 16-ю лунками начинаются на октаву ниже. Для варианта с 16 отверстиями компоновка обычно следующая. Обратите внимание на то, что «D» в последней ноте при нажатии клавиши является обычным явлением, но никоим образом не присутствует во всех хроматических гармониках.
дуть | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | выключить |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
рисовать | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | |
1 1 ′ | 2 2 ′ | 3 3 ′ | 4 4 ′ | 5 1 | 6 2 | 7 3 | 8 4 | 9 5 | 10 6 | 11 7 | 12 8 | 13 9 | 14 10 | 15 11 | 16 12 | ||
дуть | C ♯ | F | G ♯ | C ♯ | C ♯ | F | G ♯ | C ♯ | C ♯ | F | G ♯ | C ♯ | C ♯ | F | G ♯ | C ♯ | ключ в |
рисовать | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | D |
СОДЕРЖАНИЕ
Преимущества
Поскольку это полностью хроматический инструмент, хроматическая гармоника является предпочтительным инструментом в джазовой и классической музыке . Схема «сольной настройки» повторяется в каждой октаве, что упрощает игру в разных октавах и тональностях в отличие от системы настройки Рихтера. Кроме того, из-за функции windsavers на отверстиях низкого и среднего диапазона, он может сгибать ноты как на ударе, так и на нотах рисования, придавая дополнительную тональность, если это необходимо. В традиционных полосах гармоники хроматическая гармоника играет ведущую роль.
Стандартная хроматика хорошо подходит для игроков, играющих на третьей позиции традиционного Чикагского блюза, и извлекает выгоду из выбора тональности.
Недостатки
Хотя хроматическая губная гармошка способна играть во всех тональностях, у нее есть ограничения. Например, в то время как хроматические гармоники могут «сгибать» ноты вниз по высоте, как одинарный язычковый изгиб, он звучит совершенно иначе, чем типичный двойной язычковый изгиб блюзовой арфы, и может наклоняться вниз только на полутон. Кроме того, если виндсейверы не убраны, хроматические гармоники не могут « переливаться » за исключением четырех верхних отверстий. Однако двойные язычковые изгибы и овербулы возможны на хроматических гармониках без скольжения, как в Tombo S-50 .
Возможно, что еще более важно, количество доступных аккордов , дабл-стопов и фраз легато ограничено, если только гармоника не перенастроена из стандартной настройки; Отсутствие G на розыгрыше делает невозможным воспроизведение аккордов G, доступных на устройстве, настроенном по Рихтеру. Таким образом, в то время как хроматическая гармоника хорошо подходит для игры соло или мелодии, диатонические гармоники имеют большее преимущество при игре на гармонии или аккомпанементе.
Поскольку хроматическая гармоника предназначена для воспроизведения мелодий в любой тональности, многие 16-луночные и специальные хроматические версии сделаны только в тональности C. Из-за этого существует множество подходов, позволяющих выйти за пределы хроматической гармоники: первый и наиболее распространенный подход, поощряемый в основном исполнителями классической музыки (такими как Франц Чмель), заключается в том, что хороший игрок на гармонике должен стараться изо всех сил использовать хроматику в тональности C; некоторые даже не рекомендуют переключаться на другие клавиши. Альтернативный подход состоит в том, чтобы иметь несколько клавиш и играть на них, как если бы вы играли клавишу F на тональности C. Хотя для этого по-прежнему требуется возможность проигрывать сложные изменения, модуляцию и т. Д., Он позволяет игроку больше сосредоточиться на музыке. . Другой подход заключается в использовании измененных настроек, таких как Diminished, для чего требуется научиться играть три (или четыре) паттерна, а затем уметь играть во всех тональностях.
Хроматические гармоники, как правило, значительно дороже своих диатонических аналогов — типичная хроматическая гармоника продается по цене до десяти раз выше, чем простая диатоническая гармоника. Хроматические гармоники, производимые известными компаниями (такими как Hohner , Seydel и Suzuki), могут стоить сотни долларов США.
Дизайн слайдера
Хроматические гармоники часто описываются как «прямо настроенные» или «перекрестные». Это относится к форме ползунка, чтобы изолировать набор язычков, играемых в заданной позиции (кнопка «внутрь» или кнопка «вне»). Традиционно хроматика была «настроена прямо», и ползунок выбирал либо верхнюю язычковую пластину (кнопка отсутствует), либо нижняя язычковая пластина (кнопка внутри). Во второй половине 20-го века вошла в употребление новая система, в которой ползунок одновременно играл на верхней и нижней пластинах язычков, в зависимости от того, какое отверстие (таким образом, при выключенной кнопке игрок мог играть на верхней пластине язычков). в отверстии 1, нижняя язычковая пластина в отверстии 2, затем верхняя снова в отверстии 3 и так далее; нажатие кнопки изменило это положение). Это позволяет увеличить отверстие в слайдере, и, следовательно, предположительно, через него проходит больше воздуха, что обеспечивает более громкую громкость. Эти два метода сосуществуют с некоторыми компаниями и игроками, предпочитающими один стиль, а другие — другим.
Есть как минимум два других типа дизайна слайдера. Первый имеет отверстия рядом друг с другом в слайдере, таким образом открывая только левую сторону камеры или правую сторону в зависимости от положения кнопки. Renaissance Chromatic использует эту конструкцию, которая, как утверждается, объединяет большее отверстие в конструкции с перекрестной настройкой и даже более короткое движение, чем в ползунках с прямой настройкой. Самый простой способ сделать это — создать гармонику, больше похожую на традиционную диатонику Рихтера, тогда как стандартный хроматический дизайн имеет больше общего с октавными гармониками Книтлингера. Обратите внимание, однако, что Renaissance использует сложную гребенчатую конструкцию для достижения своей конструкции слайдера. Второй тип альтернативного дизайна встречается в основном в Восточной Азии и больше основан на традиционной конструкции тремоло Вайнера. Здесь каждая трость изолирована в своей собственной ячейке внутри гребня, и ползунок выбирает по одной трости за раз, а не ячейку, содержащую как ударные, так и вытяжные трости. Tombo Ultimo является примером этого типа хроматики.
Наконец, существует также несколько типов хроматических инструментов без скольжения, особенно в Азии, таких как рупорная гармоника , а также Tombo S-50, Tombo’s Chromatic Violin Range и другие. Томбо Хроматическая скрипки Диапазон (три с половиной октавы), а также S-50 (три октавы) использует шкалу настройки системы тремоло (но только с одной тростью): в сущности , это C ♯ тремоло гармоники сидит на вершине Гармошка с тремоло C с тростниками для дутья и вытягивания, каждая из которых находится в одной ячейке. Плеер переключается между верхним рядом, настроенным на C ♯, и нижним, настроенным на C, изменяя угол наклона губной гармошки.
Альтернативные настройки
Подобно диатоническим гармоникам, хроматика доступна во многих настройках. Однако есть еще три популярные версии: одна — ирландская настройка , в которой ноты сглаживаются (а не заостряются), когда слайд находится внутри. Это облегчает воспроизведение ирландской музыки и, в определенной степени, блюза, поскольку ирландская музыка обычно играется либо в тональности D, либо в тональности G. Использование C без диезов и бемолей и B со всеми бемолями позволяет играть в обычных ирландских режимах, в то время как ползун с понижающей настройкой позволяет орнаментировать в соответствии с ирландскими традиция. Ирландский строй можно легко добиться, перевернув слайд (перевернув слайд вверх дном) хроматики в тональности си мажор; в качестве альтернативы можно использовать си-мажор как есть, но со сдвигом в качестве исходного положения.
дуть | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | C | E | грамм | C | выключить |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
рисовать | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | |
1 ′ | 2 ′ | 3 ′ | 4 ′ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
дуть | B | E ♭ | G ♭ | B | B | E ♭ | G ♭ | B | B | E ♭ | G ♭ | B | B | E ♭ | G ♭ | B | ключ в |
рисовать | D ♭ | E | А ♭ | B ♭ | D ♭ | E | А ♭ | B ♭ | D ♭ | E | А ♭ | B ♭ | D ♭ | E | А ♭ | B ♭ |
Другой вариант — настройка бибоп , которая выполняется путем настройки избыточного C / C ♯ в отверстиях 4 ‘, 4, 8 и 12 в пару B ♭ / B. Это позволяет играть аккорды в тональности F, а также играть аккорд C 7 .
дуть | C | E | грамм | B ♭ | C | E | грамм | B ♭ | C | E | грамм | B ♭ | C | E | грамм | B ♭ | выключить |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
рисовать | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | D | F | А | B | |
1 ′ | 2 ′ | 3 ′ | 4 ′ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
дуть | C ♯ | F | G ♯ | B | C ♯ | F | G ♯ | B | C ♯ | F | G ♯ | B | C ♯ | F | G ♯ | B | ключ в |
рисовать | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C |
Другой популярный вариант альтернативной настройки — классический строй , который выполняется переключением между ударом и вытяжкой четвертой дыры каждой октавы:
дуть | C | E | грамм | B | C | E | грамм | B | C | E | грамм | B | C | E | грамм | B | выключить |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
рисовать | D | F | А | C | D | F | А | C | D | F | А | C | D | F | А | C | |
1 ′ | 2 ′ | 3 ′ | 4 ′ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
дуть | C ♯ | F | G ♯ | C | C ♯ | F | G ♯ | C | C ♯ | F | G ♯ | C | C ♯ | F | G ♯ | C | ключ в |
рисовать | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ | D ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ |
Это легко позволяет играть аккорды Imaj 7 и IIm 7 , а также многие другие, что является преимуществом для различных музыкальных стилей.
Другая настройка — это второстепенная настройка для естественного и гармонического минорного Im 7 и IIdim 7 нормального положения.
Источник