Ноты для хроматической губной гармошки

Табы для губной гармошки

Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.

Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.

Как читать табы для губной гармошки

Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.

В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.

Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:

«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;

«-» — обозначение вдоха, т. е. -4 будет читаться как «вдох на четвертом отверстии». Помимо этого, встречаются следующие обозначения вдоха: (4), 4 ↓, ➃;

«+» — обозначение выдоха, т. е. +4 будет читаться как «выдох на четвертом отверстии» Помимо этого, встречаются следующие обозначения выдоха: «4», то есть без символа, «4b», 4 ↑;

«34» (а также с обозначением вдоха: +34, -34, 34b и тд) – аккорд на губной гармонике, состоящий из третьего и четвертого отверстия;

«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;

«Bb» или «»» – бенд на два полутона;

«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;

«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);

«[345]» – аккорд на выдох;

» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;

«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.

«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки

Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)

Зимой и летом стройная,

Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:

6 8 8 -8 8 7 6 6

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

9 -6 -6 -9 -9 8 -8 7

Зимой и летом стройная,

В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.

Простые табы для губной гармошки

Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.

«Августин» на губной гармошке табы

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 5 4 4

O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,

Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 4

O, du lieber Augustin, alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!

-4 a a 5 b b -4 a a 5 b b

Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.

Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 a a 4

O, du lieber Augustin, Alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!

Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»

В траве сидел кузнечик

Совсем как огуречик

В траве сидел кузнечик

Зелененький он был

Совсем как огуречик

Зелененький он был.

«Гимн России» — табы для губной гармошки

+6 +7 +6 -6 -7 +5 +5 -6 +6 -5 +6 +4 +4

Россия — священная наша держава!

-4 -4 +5 -5 -5 +6 -6 -7 +7 -8

Россия — любимая наша страна!

+6 +8 -8 +7 -8 +6 +6 +7 -7 -6 -7 +5 +5

Могучая воля, великая слава —

-6 +6 -5 +5 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Твое достоянье на все времена.

+8 -8 +7 -7 +7 -8 +6 +6

+7 -7 -6 +6 -6 -7 +5 +5

+7 -6 -7 +7 -6 -7 +7 -6 +7 -9 -9

Братских народов союз вековой.

-9 +8 -8 +7 -8 +8 +7 +7

-8 +7 -7 -6 -7 +7 -6 -6

+7 -7 -6 +6 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

«Титаник» на губной гармошке табы

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 -5b’ 5 4w 3

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 5 6 -6b 6 5 -4b

4 4 4 4 -3 4 4 -3 4 -4 5 -4

Every night in my dreams I see you I feel you.

4 4 4 4 -3 4 4 -2 4 4 4 4

That is how I know you go on. Far across the

-3 4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 4

distance and spaces be tween us you have come to

-3 4 4 -2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5

show you go on. Near, far, were ever you are I

-5 5 -4 4 -3 4 -3 3 4 -4 -2

believe that the heart does go on. Once more you

6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

open the door and youre here in my heart and my

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 4 -3

heart will go on and on. Love can touch us one

4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 -3 4

time and last for a lifetime and never let go

4 4 -2 4 4 4 4 -3 4 4

till we’re gone. Love was when I loved you one

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 -3 4 4

true time I hold to. In my life we ll always go

-2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4

on. Near, far, where ever you are I believe that

5 -3 4 -3 3 4 -4 -2 6 -5 5 -4

the heart does go on. Once more you open the door

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and you’re here in my heart and my heart will go

5 -4 4 4 -4 2 6 -5 5 -4

on and on. You’re here, there’s nothing I fear,

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and I know that my heart will go on. We ll stay

3 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

forever this way. You are safe in my heart and my

Источник

Хроматическая гармоника — Chromatic harmonica

Хроматическая гармоника представляет собой тип гармоники , который использует кнопку активированного ползунок , чтобы перенаправить воздух из отверстия в мундштуке к выбранному тростниковой пластине желаемой. Когда кнопка не нажата, доступна измененная диатоническая мажорная гамма тональности гармоники, в то время как нажатие кнопки открывает доступ к той же шкале на полтона выше в каждой лунке. Таким образом, инструмент способен воспроизводить 12 нот западной хроматической гаммы . Таким образом, хроматическая гармоника может быть противопоставлена ​​стандартной гармонике, которая может воспроизводить только ноты в данной музыкальной тональности .

Среди известных исполнителей на хроматической гармонике — классические музыканты Ларри Адлер , Томми Рейли , Антонио Серрано , Зигмунд Гровен и Вилли Бургер , джазовые игроки Тутс Тилеманс , Грегуар Марет , Ивонник Прен , Хендрик Меркенс и Уильям Галисон , а также популярные музыканты Нортон Баффало и Стиви Вондер. .

Хроматические гармоники обычно имеют длину 12, 14 или 16 отверстий. Хроматика с 12 отверстиями доступна в 12 тональностях, но, поскольку вся хроматическая гамма доступна по определению, большинство профессионалов придерживаются тональности C — что, возможно, легче запомнить, так как в слайде автоматически отображаются диезы соответствующей ноты. .

Хроматические гармоники традиционно настраиваются на настройку соло , которая имеет аналогичную схему настройки диатонической настройки Рихтера, за исключением того, что она устраняет G на дро и удваивает C, которых нет на концах инструмента. В стандартной 12-луночной хроматике в C самая низкая нота — это средняя C, тогда как варианты с 16-ю лунками начинаются на октаву ниже. Для варианта с 16 отверстиями компоновка обычно следующая. Обратите внимание на то, что «D» в последней ноте при нажатии клавиши является обычным явлением, но никоим образом не присутствует во всех хроматических гармониках.

дуть C E грамм C C E грамм C C E грамм C C E грамм C выключить
рисовать D F А B D F А B D F А B D F А B
1
1 ′
2
2 ′
3
3 ′
4
4 ′
5
1
6
2
7
3
8
4
9
5
10
6
11
7
12
8
13
9
14
10
15
11
16
12
дуть C ♯ F G ♯ C ♯ C ♯ F G ♯ C ♯ C ♯ F G ♯ C ♯ C ♯ F G ♯ C ♯ ключ в
рисовать D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ D

СОДЕРЖАНИЕ

Преимущества

Поскольку это полностью хроматический инструмент, хроматическая гармоника является предпочтительным инструментом в джазовой и классической музыке . Схема «сольной настройки» повторяется в каждой октаве, что упрощает игру в разных октавах и тональностях в отличие от системы настройки Рихтера. Кроме того, из-за функции windsavers на отверстиях низкого и среднего диапазона, он может сгибать ноты как на ударе, так и на нотах рисования, придавая дополнительную тональность, если это необходимо. В традиционных полосах гармоники хроматическая гармоника играет ведущую роль.

Стандартная хроматика хорошо подходит для игроков, играющих на третьей позиции традиционного Чикагского блюза, и извлекает выгоду из выбора тональности.

Недостатки

Хотя хроматическая губная гармошка способна играть во всех тональностях, у нее есть ограничения. Например, в то время как хроматические гармоники могут «сгибать» ноты вниз по высоте, как одинарный язычковый изгиб, он звучит совершенно иначе, чем типичный двойной язычковый изгиб блюзовой арфы, и может наклоняться вниз только на полутон. Кроме того, если виндсейверы не убраны, хроматические гармоники не могут « переливаться » за исключением четырех верхних отверстий. Однако двойные язычковые изгибы и овербулы возможны на хроматических гармониках без скольжения, как в Tombo S-50 .

Возможно, что еще более важно, количество доступных аккордов , дабл-стопов и фраз легато ограничено, если только гармоника не перенастроена из стандартной настройки; Отсутствие G на розыгрыше делает невозможным воспроизведение аккордов G, доступных на устройстве, настроенном по Рихтеру. Таким образом, в то время как хроматическая гармоника хорошо подходит для игры соло или мелодии, диатонические гармоники имеют большее преимущество при игре на гармонии или аккомпанементе.

Поскольку хроматическая гармоника предназначена для воспроизведения мелодий в любой тональности, многие 16-луночные и специальные хроматические версии сделаны только в тональности C. Из-за этого существует множество подходов, позволяющих выйти за пределы хроматической гармоники: первый и наиболее распространенный подход, поощряемый в основном исполнителями классической музыки (такими как Франц Чмель), заключается в том, что хороший игрок на гармонике должен стараться изо всех сил использовать хроматику в тональности C; некоторые даже не рекомендуют переключаться на другие клавиши. Альтернативный подход состоит в том, чтобы иметь несколько клавиш и играть на них, как если бы вы играли клавишу F на тональности C. Хотя для этого по-прежнему требуется возможность проигрывать сложные изменения, модуляцию и т. Д., Он позволяет игроку больше сосредоточиться на музыке. . Другой подход заключается в использовании измененных настроек, таких как Diminished, для чего требуется научиться играть три (или четыре) паттерна, а затем уметь играть во всех тональностях.

Хроматические гармоники, как правило, значительно дороже своих диатонических аналогов — типичная хроматическая гармоника продается по цене до десяти раз выше, чем простая диатоническая гармоника. Хроматические гармоники, производимые известными компаниями (такими как Hohner , Seydel и Suzuki), могут стоить сотни долларов США.

Дизайн слайдера

Хроматические гармоники часто описываются как «прямо настроенные» или «перекрестные». Это относится к форме ползунка, чтобы изолировать набор язычков, играемых в заданной позиции (кнопка «внутрь» или кнопка «вне»). Традиционно хроматика была «настроена прямо», и ползунок выбирал либо верхнюю язычковую пластину (кнопка отсутствует), либо нижняя язычковая пластина (кнопка внутри). Во второй половине 20-го века вошла в употребление новая система, в которой ползунок одновременно играл на верхней и нижней пластинах язычков, в зависимости от того, какое отверстие (таким образом, при выключенной кнопке игрок мог играть на верхней пластине язычков). в отверстии 1, нижняя язычковая пластина в отверстии 2, затем верхняя снова в отверстии 3 и так далее; нажатие кнопки изменило это положение). Это позволяет увеличить отверстие в слайдере, и, следовательно, предположительно, через него проходит больше воздуха, что обеспечивает более громкую громкость. Эти два метода сосуществуют с некоторыми компаниями и игроками, предпочитающими один стиль, а другие — другим.

Есть как минимум два других типа дизайна слайдера. Первый имеет отверстия рядом друг с другом в слайдере, таким образом открывая только левую сторону камеры или правую сторону в зависимости от положения кнопки. Renaissance Chromatic использует эту конструкцию, которая, как утверждается, объединяет большее отверстие в конструкции с перекрестной настройкой и даже более короткое движение, чем в ползунках с прямой настройкой. Самый простой способ сделать это — создать гармонику, больше похожую на традиционную диатонику Рихтера, тогда как стандартный хроматический дизайн имеет больше общего с октавными гармониками Книтлингера. Обратите внимание, однако, что Renaissance использует сложную гребенчатую конструкцию для достижения своей конструкции слайдера. Второй тип альтернативного дизайна встречается в основном в Восточной Азии и больше основан на традиционной конструкции тремоло Вайнера. Здесь каждая трость изолирована в своей собственной ячейке внутри гребня, и ползунок выбирает по одной трости за раз, а не ячейку, содержащую как ударные, так и вытяжные трости. Tombo Ultimo является примером этого типа хроматики.

Наконец, существует также несколько типов хроматических инструментов без скольжения, особенно в Азии, таких как рупорная гармоника , а также Tombo S-50, Tombo’s Chromatic Violin Range и другие. Томбо Хроматическая скрипки Диапазон (три с половиной октавы), а также S-50 (три октавы) использует шкалу настройки системы тремоло (но только с одной тростью): в сущности , это C ♯ тремоло гармоники сидит на вершине Гармошка с тремоло C с тростниками для дутья и вытягивания, каждая из которых находится в одной ячейке. Плеер переключается между верхним рядом, настроенным на C ♯, и нижним, настроенным на C, изменяя угол наклона губной гармошки.

Альтернативные настройки

Подобно диатоническим гармоникам, хроматика доступна во многих настройках. Однако есть еще три популярные версии: одна — ирландская настройка , в которой ноты сглаживаются (а не заостряются), когда слайд находится внутри. Это облегчает воспроизведение ирландской музыки и, в определенной степени, блюза, поскольку ирландская музыка обычно играется либо в тональности D, либо в тональности G. Использование C без диезов и бемолей и B со всеми бемолями позволяет играть в обычных ирландских режимах, в то время как ползун с понижающей настройкой позволяет орнаментировать в соответствии с ирландскими традиция. Ирландский строй можно легко добиться, перевернув слайд (перевернув слайд вверх дном) хроматики в тональности си мажор; в качестве альтернативы можно использовать си-мажор как есть, но со сдвигом в качестве исходного положения.

дуть C E грамм C C E грамм C C E грамм C C E грамм C выключить
рисовать D F А B D F А B D F А B D F А B
1 ′ 2 ′ 3 ′ 4 ′ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
дуть B E ♭ G ♭ B B E ♭ G ♭ B B E ♭ G ♭ B B E ♭ G ♭ B ключ в
рисовать D ♭ E А ♭ B ♭ D ♭ E А ♭ B ♭ D ♭ E А ♭ B ♭ D ♭ E А ♭ B ♭

Другой вариант — настройка бибоп , которая выполняется путем настройки избыточного C / C ♯ в отверстиях 4 ‘, 4, 8 и 12 в пару B ♭ / B. Это позволяет играть аккорды в тональности F, а также играть аккорд C 7 .

дуть C E грамм B ♭ C E грамм B ♭ C E грамм B ♭ C E грамм B ♭ выключить
рисовать D F А B D F А B D F А B D F А B
1 ′ 2 ′ 3 ′ 4 ′ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
дуть C ♯ F G ♯ B C ♯ F G ♯ B C ♯ F G ♯ B C ♯ F G ♯ B ключ в
рисовать D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ C D ♯ F ♯ А ♯ C

Другой популярный вариант альтернативной настройки — классический строй , который выполняется переключением между ударом и вытяжкой четвертой дыры каждой октавы:

дуть C E грамм B C E грамм B C E грамм B C E грамм B выключить
рисовать D F А C D F А C D F А C D F А C
1 ′ 2 ′ 3 ′ 4 ′ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
дуть C ♯ F G ♯ C C ♯ F G ♯ C C ♯ F G ♯ C C ♯ F G ♯ C ключ в
рисовать D ♯ F ♯ А ♯ C ♯ D ♯ F ♯ А ♯ C ♯ D ♯ F ♯ А ♯ C ♯ D ♯ F ♯ А ♯ C ♯

Это легко позволяет играть аккорды Imaj 7 и IIm 7 , а также многие другие, что является преимуществом для различных музыкальных стилей.

Другая настройка — это второстепенная настройка для естественного и гармонического минорного Im 7 и IIdim 7 нормального положения.

Источник

Оцените статью