Ноты для инструмента тенор

Ноты для тенора

Композиторы

Исполнители

ЛЮБИМЦЫ ПУБЛИКИ

Тенор, тенор. Пожалуй, никто из певцов не может сравниться с тенорами по той популярности, которой пользуются эти подлинные любимцы публики уже около трех с половиной столетий — с тех пор как родился и утвердился жанр оперы. Как бы ни менялась музыка, ее стиль и характер, теноры всегда остаются в центре внимания зрительного зала. Откуда же происходят эти чародеи, в чем секрет их популярности? На первую половину вопроса ответить легко, на вторую — почти невозможно.

Предшественниками теноров можно считать средневековых трубадуров выходцев из южной Франции, завоевавших известность по всей Европе. Трубадур был одновременно и композитором, и поэтом, и певцом. Оперный театр открыл путь «чистому искусству пения». Однако и позже встречались известные певцы и среди композиторов; одним из них был неаполитанец Алессандро Страделла, сам ставший полтора столетия спустя героем оперы, которую написал немецкий композитор Фридрих Флотов.
Золотым временем, теноров был XIX век, когда достигло своего расцвета искусство «бель канто». Но и в дальнейшем, вплоть до наших дней, тенора остаются любимцами публики; и сегодня они порой овеяны ореолом романтики. Говорят, что это объясняется особой, непередаваемой словами прелестью высокого мужского голоса.

По характеру, диапазону и тембру современные тенора условно подразделяются на четыре группы. В первую входят драматические тенора, обладающие голосом с баритональным оттенком, большой силой звука. Более светлую окраску носит тембр голоса, так называемых, «итальянских теноров», специализирующихся в первую очередь на исполнении опер Верди и веристов. Еще одна группа — лирические тенора —отличается от первых двух более скромным диапазоном и более мягкими тонами тембра. Наконец, тенора-буффо, которые при том же объеме голоса особенно хорошо владеют речитативом. Однако это деление, конечно, очень условно; настоящие артисты, как правило, владеют широким репертуаром, исполняя партии различных амплуа.

Источник

Тенор

Репертуар для тенора

Кустодиев. Артист Мариинского театра И.В. Ершов в роли Зигфрида

Тенор — высокий мужской голос. Чаще делят на два подтипа: драматический тенор (более сильный голос, широкий), лирический тенор (легкий, подвижный, мягкий тембр). Пример первого — голос Энрико Карузо или Марио Дель Монако, второго — Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский. Более полный список теноров. Лирический тенор (его еще называют tenor di grazia) — это голос теплый, изящный с ярким полным тембром, который достаточно сильный, чтобы лететь над оркестром, но не тяжёлый. Драматический тенор (или tenore di forza) обладает эмоциональным мощным голосом, как еще говорят, героическим. Нижняя часть диапазона такого голоса распространяется на баритоновую тесситуру. Тембр может быть как очень темным, так и ярким стальным. Если брать более широкую классификацию, то выделяют еще лёгкого тенора и спинто. Легкий тенор по сути является эквивалентом колоратурного женского голоса. Это подвижный, легкий голос, способный петь фиоритуры. Обычно имеет наверху ми-бемоль третьей октавы. Такие голоса часто встречаются в операх Россини, Беллини и Доницетти, а так же в музыке барокко. Спинто имеет яркость и верха лирического тенора, но в драматических кульминациях способен подтолкнуть голос без напряжения к сильному звуку драматического тенора. Тембр темнее, чем у лирического, но светлее драматического. В немецкой школе есть термин Heldentenor, который охватывает партии и драматического тенора, и некоторые роли из Вагнера. Есть певцы, которые начинают карьеру, как лирические тенора, а заканчивают драматическими. И, как в случае с сопрано, драматические часто поют партии спинто.

В целом диапазон тенора обычно простирается от «до» первой октавы (в некоторых партиях ниже) до «до» третьей (для драматических теноров может быть «си» второй). Помните, что теноровая партия записывается на октаву выше, то есть в скрипичном ключе. «Верхнее До» для теноров является знаком качества и представляет из себя впечатляющую ноту, если спета правильно. Часто в ариях верхние ноты являются вставными, то есть композитор их не прописал в партитуре, но исполнительская традиция требует ее спеть (например, в Арии Родольфо из «Богемы» Пуччини). Самая высокая нота у лёгкого тенора в репертуаре — Фа третьей октавы в арии Артуро «Credeasi, misera» из «Пуритан» Беллини. Часто эту ноту упускают.

Скачать репертуар для тенора

2 Комментарии

Диапазон от до малой до до второй, а не третьей.

Фактически да, от До малой до До второй октавы, конечно, но в нотах партия тенора записывается на октаву выше, в скрипичном ключе, это и имелось в виду.

Источник

Тенор

Flicorno tenore — итал., Bugletenore — франц., Tenor-horn — нем., Tenorhorn — англ.
На иллюстрации представлен инструмент компании AMATI — Denak, Ltd

Этот инструмент, занимающий центральное положение среди представителей среднего строя основной группы, выделяется ровностью тона — полного, мягкого — на протяжении большей части диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным и технически гибким является средний регистр, нередко пополняемый близлежащими звуками высокого регистра.

Некоторое увеличение напряженности звучания в верхнем регистре сочетается у тенора с сохранением тембровой мягкости и динамической свободы, связанной с относительной непринужденностью исполнения.

Нижний регистр тенора также почти на всем протяжении сохраняет мягкость и полноту тона, и только на самых крайних звуках (приблизительно от ля, ля-бемоль малой октавы — по нотации) затемняется и становится более насыщенным. В оркестре этот регистр тенора часто поддерживается унисоном других инструментов.

В партитурах для духового оркестра тенору пишутся две или три партии — в зависимости от состава оркестра. Партия первого тенора, самая ответственная, рассчитана на исполнителей, владеющих техникой игры на своем диапазоне инструмента. К исполнителя остальных партий эти требования не предъявляются. Степень сложности таких партий весьма умеренная и не выходит обычно за пределы среднего регистра.

  • Инструменты духового оркестра
Марши • Вальсы • Танго • Фокстроты • Народные • Разные • Концерты • Джаз • Ансамбли • Соло • Литература • Форум

Партита.РФ
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.RuSheetmusic.RuWindorchestra.RuBrassband.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play

Наш сайт использует файлы cookie. Отключить cookies вы можете в настройках браузера.
Our website uses cookies. You can block or delete cookies by changing your browser settings.

Источник

Тенор Баритон си-бемоль

Тенор си-бемоль

(ит.— flicorno tenore, фр.— bugletenore, нем.— Tenorhorn, англ.— Tenorhorn)

Баритон си-бемоль

(ит.— eufonio, фр.— euphonium, нем.— Euphonium, англ.— euphonium)

Это инструменты среднего регистра духового оркестра. Оба они обладают полным, мягким звуком на протяжении почти всего диапазона. Причем баритон, благодаря более широкой мензуре, имеет более густой, сочный звук в нижнем и первой половине среднего регистра. Тенор в нижнем регистре звучит более приглушенно. В отличие от корнетов и альтов эти инструменты используются и в верхнем регистре. Во второй половине среднего и в верхнем регистре они звучат мягко и свободно, несколько напряженно — лишь самые высокие звуки.

В техническом отношении тенор и баритон достаточно подвижны, но слишком быстрые пассажи звучат недостаточно отчетливо, причем на баритоне еще менее отчетливо, чем на теноре. Необходимо отметить необычайную слитность тенора с баритоном в двухголосии. В основном оба инструмента являются мелодическими. Их певучие, полнозвучные соло — украшение духового оркестра.

В старых изданиях встречается запись партий баритона в басовом ключе. В этом случае инструмент становится нетранспонирующим.

Источник

Строй саксофона

Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.

Урок 1.7 Строй саксофона.

Поэтому соберитесь и читайте!

Строй саксофона.

Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.

Строй духового музыкального инструмента.

Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:

  1. Музыкант — его губы, язык, лицевые мышцы (то, что мы называем амбушюром) и выдыхаемая струя воздуха. Все это на срой инструмента не влияет и рассматриваться на уроке не будет.
  2. Инструмент
    • — свисток, дульце, язычок, трость, мундштук — элемент образующий звук. В каждом духовом инструменте он свой. Предназначен он для того, чтобы заставить воздушную струю начать колебания;
    • — воздух, который находится в корпусе инструмента — именно его колебания мы слышим. Корпус духовых инструментов представляет собой трубу и воздух в нем похож на столб. Этот воздух будем так и называть — «воздушный столб».

Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.

Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.

Принцип конструкции духовых инструментов
Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше.
Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками.
На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты.

Строй духовых инструментов.

По этому принципу устроена, например, блокфлейта.

Блокфлейта сопрано имеет длину примерно 33 сантиметра. Если на ней закрыть все нотные отверстия и подудеть, зазвучит нота «до» второй октавы.

Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.

Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:

Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.

Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:

Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.

Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.

Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.

Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.

Как записываются ноты?

Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.

Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:

Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:

Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.

При такой записи во время игры будет трудно высчитывать номера дополнительных линеек. Легко можно ошибиться и сыграть не ту ноту. Конечно, можно громко сказать: «Ой! Простите, я сейчас переиграю правильно!» Но кто после этого будет вас слушать?

Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!

Убираем дополнительные линейки.

Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.

Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.

Но, если подойти формально, на бумаге в нотах записана «до первой октавы», а звучать у блокфлейты сопрано будет «до второй октавы».

Ноты будто переносятся из одной октавы в другую. Этот эффект в музыке называют переносом или транспонированием нот. Иногда говорят «транспорт нот» или «транспорт инструмента».

Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.

У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.

А как быть с саксофоном?

Строй саксофонов.

Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.

Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.

Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.

Мнение профессионала:
«Изначально транспонирование было придумано для облегчения чтения и записи нот. Транспонирование делалось так, чтобы середина звучащего диапазона инструмента попадало на середину нотной строчки, на ноту си. В результате при записи нот приходилось писать минимум добавочных линеек.
Например, почти все народные флейты записываются на октаву ниже, чем звучат, иначе пришлось бы не играть, а только считать добавочные линейки над нотным станом. А саксофон-тенор напротив — звучит значительно ниже, чем записывается. И считать бы пришлось добавочные линейки под нотным станом — а так, благодаря транспонированию, все удобно, большинство нот пишется на пяти основных линейках, музыкант легко читает с листа и думает о музыке, а не ругает неудобную запись.» Павел Сопилкарь

Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).

Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.

Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.

Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.

Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.

Урок «Строй саксофона» почти завершен. Желающие могут посмотреть ещё два видео ролика о строе саксофонов от саксофониста-профессионала.

Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:

Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.

Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.

Допустим, мы называем ноту «ля», нажимаем на альт саксофоне » ля», а звучит нота «до». Если вы в первый раз встретились с транспонирующими инструментами, то у вас возможен легкий шок.

Потерпите 🙂
Да, именно так, мы называем и играем ноту «ре», а звучит нота «фа».
И все слышат «фа», а вовсе не «ре», которую мы нажимали на саксофоне.

Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):

  • мизинец правой руки — до;
  • безымянный — ре;
  • средний — ми;
  • указательный — фа;
  • безымянный левой руки — соль;
  • средний — ля;
  • указательный — си.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.

Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.

Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.

Отсюда и название таких музыкальных инструментов — транспонирующие. Тенор саксофон тоже транспонирует ноты. У него строй уже другой: вместо играемой ноты «до», на тенор саксофоне звучит нота «си-бемоль».

К транспонирующим инструментам относятся:

  • кларнет;
  • труба;
  • английский рожок и другие гобои;
  • валторна;
  • все виды саксофонов.

Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.

Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.

Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?

Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.

Например, если в мелодии должна прозвучать нота «до», то для альт саксофона записывают и играют ноту «ля» и оркестр звучит в соответствии с композиторским замыслом.

Саксофонисту, во время игры не надо думать, какие ноты звучат, он видит (знает) ноты своей партии и играет в соответствии с ними: написано «до», он и играет «до». Но для этого ноты должны быть предварительно подготовлены для саксофона.

Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.

Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.

Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.

Урок 2.1 Аппликатура саксофона.

В связи со сложностью для начинающих темы «Строй саксофона» Николай Годына сделал ещё одну запись на эту тему:

Саксофон, как и большинство духовых инструментов, относится к транспонирующим инструментам. Это означает, что их реальное звучание, отличается от нотируемого. Всех любопытствующих отсылаю к статье Википедии «Транспонирующие инструменты». Там подробно, с историческими ссылками, дается разъяснение транспонирования музыкальных инструментов.

Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.

Транспорт альт саксофона это ми-бемольный транспорт.
Это означает, что записывая для альта ноту «до» в реальности будет звучать нота «ми-бемоль«.
И когда записана нота «ля«, будет звучать нота «до«.

Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.

Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.

Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!

Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.

Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.

При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.

Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).

Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.

Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.

Урок «Строй саксофона» получился объемный.

Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.

Источник

Оцените статью