Ноты для калимбы 21 язычок

Ноты для калимбы 21 язычок

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Источник

Ноты для калимбы 21 язычок

Табулатуры для требла в строе До Мажор (и производных от «до») вынесены в отдельную тему:
https://vk.com/topic-50568834_39524165

В этой теме все остальное.

На иностранных сайтах табулатуры для калимбы расположены так, что они читаются снизу вверх. Я подбирала мелодии к песням и, для того чтобы можно было согласовать табулатуру с текстом расположила ноты так, что они читаются сверху вниз.

Вот табулатуры для достаточно известной мелодии Greensleeves и примеры исполнения этой мелодии.
Ниже приведено видео для требл-калимбы, исполняет — Евгений Шаля.

Очень красивая композиция. Автор и исполнитель — Никита Афанасьев. Особенность ее состоит в том, что она состоит из двух частей — игра аккордами и мелодия, от чего создается ощущение, что играют сразу два инструмента. В табулатурах красным выделены те ноты, которые создают мелодию, те что обозначены черным, это аккорды. Для тех, кому тяжело играть эту мелодию, можно сначала проиграть по красным нотам. Услышав и почувствовав мелодию можно добавить в нее аккорды.

Эти табулатуры написаны по видео, поэтому цифры слева означают время на видео, когда играется та или иная часть мелодии.

Эта мелодия ирландской баллады Cruel Sister. Здесь представлены несколько вариантов исполнения этой мелодии. Я ее подбирала под голос Meldis, так что, во время игры можно даже себе подпевать. Табулатуры написаны для стандартного строя Требл-калимбы.
Cruel sister.

There lived a lady by the North Sea shore
(Lay the bent to the bonnie broom)
Two daughters were the babes she bore
(Fa la la la la la la la la la)

As one grew bright as is the sun,
So coal black grew the elder one.

A knight came riding to the lady’s door,
He’d travelled far to be their wooer.

He courted one with gloves and rings,
But he loved the other above all things.

Oh sister will you go with me
To watch the ships sail on the sea?

She took her sister by the hand
And led her down to the North Sea strand.

And as they stood on the windy shore
The dark girl threw her sister o’er.

Sometimes she sank, sometimes she swam,
Crying, «Sister, reach to me your hand!»
«Oh Sister, Sister, let me live,
And all that’s mine I’ll surely give.»

«(It’s) your own true love that I’ll have and more,
But thou shalt never come ashore.»

And there she floated like a swan,
The salt sea bore her body on.

Источник

Ноты для калимбы 21 язычок

4. Для совместной игры на различных калимбах.

Для начала разберем принципы самых популярных моделей Альта и Требла. Самый популярный строй этих моделей Соль мажор, в котором есть определенный порядок нот — G, A, B, C, D, E, F#. Каждая нота — это определенная ступень гаммы, например, нота G — это первая ступень гаммы, A — вторая, B — третья, и т.д. всего ступеней гаммы 7 (на фото они подписаны цифрами на язычках над каждой нотой). Если внимательно посмотреть на калимбы Альт и Требл, то можно заметить, что расположение раскрашенных язычков у них разное, а вот ноты с раскрашенными язычками одинаковые, это F#, G, A, B.

Если у вас есть Альт в Соль Мажор 15 язычков с G (соль) на нижнем язычке, а у вашего друга Требл в Соль Мажор 17 язычков с B (Си) на нижнем язычке, вы можете смотреть как каждый из вас играет и вам будет понятно что играет ваш друг, потому что раскрашенные язычки совпадают.

Смотрим на схему. если на Альте сыграть крайний слева раскрашенный язычок (F# — 7 ступень звукоряда), то найти ту же ноты на Требле очень легко т.к. она тоже окрашена и тоже находится вверху слева (Это тоже F# — 7 ступень звукоряда). Или играя на Альте ноту ниже раскрашенного крайнего язычка (D — 5 ступень), можно так же играть и на Требл (ниже раскрашенного язычка), ноты будут одинаковые (D — 5 ступень ).

Давайте сравним различные калимбы и способы раскраски язычков на них.

Если взять Требл калимбу, то раскрашенные язычки начинаются от самого длинного язычка, на Альто калибе так не получится т.к. нижний язычок это 1 ступень гаммы, а не 3 как в требл. Поэтому для удобства в Альто калимбе раскрасили язычки находящиеся рядом с самым длинным, а дальше как и в Требл калимбе, каждый третий язычок.

Если сравнить три калимбы на фото, у них раскрашенные язычки так же совпадают. В этих калимбах раскрашены язычки, которые настроены на одни и те же ступени гамм.

Если смотреть от самого длинного язычка к самому короткому и перечислить ступени гамм, то получается —
Bb — 2, 3, 1, 2, 7, 1.
D — 2, 3, 1, 2, 7, 1.
Требл — 3, 1, 2, 7, 1.

Т.е. можно заметить что и у этих калимб язычки раскрашены относительно друг друга одинаково (кроме Требл калимбы, где нет раскрашенной 2 ступени т.к. раскрашенных язычков у Требл всего 5), но так как в разных строях разные ступени гаммы попадают на разные язычки, то получается немного разная раскраска нижних язычков.

ВОПРОС №16: Могут ли язычки на калимбе заржаветь со временем?

ОТВЕТ: Конечно, могут, если не соблюдать правила ухода и хранения. И даже очень быстро могут заржаветь, а не со временем, если калимба будет находиться в условиях высокой влажности.
Если язычки хромированные, часть покрытия может отслоиться. это и будут самые первые очаги коррозии.
Если язычки без покрытия, то тем более могут заржаветь, так как именно покрытие их от ржавчины защищает. Некоторые частные мастера специальным лаком покрывают защитным по металлу.

ВОПРОС №17 Приобрёл калимбу с 17 язычками, со стандартным строем D B G E C A F D C E G B D F A C E
Этот строй непопулярен в табах и уроках, могу ли я его поменять на более используемый? И какой строй наиболее распространён.

ОТВЕТ: Калимбу перенастраивать вам совсем не обязательно. Это требл в строе «до мажор». Он активно набирает популярность. В настоящее время для него выкладывается всё больше материалов. гораздо больше, чем для других вариантов строя для требла и всех остальных калимб вместе взятых.

В нашей группе есть тема, где собраны табулатуры для требла «До Мажор» и производных от него https://vk.com/topic-50568834_39524165.

Есть также видеоальбом с табулатурами, где также есть материалы для требла с таким строем. https://vk.com/videos-50568834?section=album_53731054

Для требла «До мажор» подходят табулатуры Альто калимбы https://vk.com/topic-50568834_27736601

Закрашенные язычки помогают при игре по табулатурам. Самые часто встречающиеся калимбы Альто (соль мажор) и Требл (Соль мажор), так же сейчас набирает популярность требл в строе До мажор. Часто при покупке такой калимбы производитель предлагает раскрасить 5 язычков, но это будет неудобно, если вы попробуете сыграть по табулатурам. Вам надо раскрасить язычки как на фото ниже. Для того, чтобы раскрасить язычки, вы можете использовать наклейки, как предлагает производитель, или простой перманентный маркер.

Способ игры по табулатурам очень прост, если табулатура предлагает сыграть, например ноту D (см.фото) справа от нижнего раскрашенного язычка, то играется тоже язычок расположенный справа от раскрашенного нижнего язычка, но на требле До Мажор это будет нота G. Если надо сыграть средний раскрашенный язычок с левой стороны калимбы, то так и играем. На Альто калимбе это будет нота G, а на требле До Мажор это будет нота С т.е. в табулатурах отмечена первая ступень звукоряда (цифра 1), то в строе До Мажор мы тоже играем первую ступень звукоряда, это нота ДО.

Источник

Полезная информация

🎶 Калимба и игра разных мелодий

КАК СЫГРАТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ НА КАЛИМБЕ — ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Научиться играть на калимбе может каждый человек, даже не имеющий представления о музыкальной грамоте. Правда ли это Действительно, научиться извлекать звуки, нажимая и отпуская пластинки-язычки, не так уж сложно. Кроме того, в сети можно найти табулатуры — специальные схемы с обозначениями, когда и какие язычки следует нажимать, чтобы сыграть определенную мелодию на калимбе.

Казалось бы, что может быть проще. Приобрел понравившийся инструмент, потренировался извлекать звуки пальцами, открыл табы и разучивай любимые мелодии.

Хочешь, играй «Калинку-малинку»

А хочешь — саундтрек из «Пиратов Карибского моря»

Однако уже на этом этапе у человека, совершенно не имеющего представления о нотной грамоте, могут возникать сложности. Попробуем разобраться, а для этого совсем чуть-чуть углубимся в теорию музыки.

Почти все знакомые нам инструменты настроены по законам единой системы под названием диатоника, и могут издавать одинаковые по высоте звуки. Благодаря этому их можно объединять в ансамбли и оркестры.

рис. 1 — фортепиано, флейта
и другие инструменты с непрерывным звукорядом

рис. 3 — шестиструнная гитара

Как видим, у привычных нам инструментов звуки, издаваемые с помощью клавиш или струн, выстраиваются в ряд, где самый низкий звук находится на самой крайней ступеньке слева, а самый высокий — на крайней правой ступеньке.

Любая калимба также имеет настройку. Один язычок — одна нота, то есть собственная высота звука. В отличие от аутентичных инструментов, именуемых у себя на родине мбирами, современные «европейские» калимбы также настроены в диатонической системе.

рис. 4 — восьмиязычковая калимба до-мажор

Принципиальное отличие в том, что звуки (язычки) африканского инструмента располагаются от центра в стороны, но не последовательно, а через один.

Схематически это выглядит так:

рис. 5 — калимба до-мажор на 8 язычков

Что ж, скажете вы, просто в древнем инструменте несколько иной принцип расположения звуков. Но ведь зная этот принцип, несложно будет воспроизвести любую мелодию. Совершенно верно! Но только в том случае, если выбранные табулатуры и ваш инструмент совпадут по тональности. Не зря ранее мы уточнили, что на рисунке 4 представлен звукоряд калимбы именно в до-мажоре.

Почему вот такая последовательность звуков называется гамма до-мажор, а не как-то иначе, и какие существуют гаммы, речь пойдет чуть позже.

рис. 6 гамма до-мажор

А пока мы подошли вплотную к ключевой проблеме многих любителей: если калимба изначально настроена в другой тональности, у вас может не получаться воспроизвести музыку «как на видео в YouTube» или по найденным в интернете табам.

И, скорее всего, из всего вышесказанного вам понятно только одно — чтобы сыграть мелодию на калимбе с любой настройкой, неплохо бы хотя бы минимально разобраться в тональностях, ступенях, музыкальных интервалах и ладах.

Чтобы было проще понять суть, приведем пример с человеческим голосом. Допустим, вы решили исполнить песенку, но у вас никак не выходит взять самую высокую ноту. В таких случаях говорят, что для данного голоса тональность произведения слишком высокая. Чтобы исполнить песню, «вытянув» голосом все звуки, вам придется понизить тональность. То же самое и наоборот: если какая-то нота для вас слишком низкая, вам потребуется повысить тональность песни.

Перенос мелодии из одной тональности в другую принято называть транспонированием. Существует несколько способов транспонирования. После освоения данной темы для вас не составит большого труда изменить тональность на соответствующую настройкам вашего инструментам. Например, если у вас калимба до-мажор, а на видео в интернете человек исполняет мелодию на калимбе соль-мажор, потребуется применить навык транспонирования и все получится!

Существует альтернативный способ — настройка калимбы посредством изменения положения язычков. Для этого потребуется специальный инвентарь. Но данный способ может быть целесообразен лишь в том случае, если вы хотите раз и навсегда перестроить свой инструмент в более популярную тональность. Специалисты не рекомендуют прибегать к этому способу, так как всякий серьезный (не сувенирный) инструмент изготавливается с учетом идеального звучания в конкретной тональности. Впрочем, навык вам обязательно пригодится — для чистого и стройного звучания калимба периодически нуждается в настройке.

Послушайте «неправильные» с точки зрения европейца, но такие чарующие звуки аутентичной калимбы

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано paradis
Оцените статью