Ноты для китайской флейты дизи

Особености флейты ди (дицзы)

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Китайская культура интересна для многих любознательных людей мира, особенно своей самобытностью и связью со многим древними традициями. При этом меньше всего обычные люди знают о музыкальной культуре Поднебесной, распространённых там музыкальных инструментах, происхождение которых исчисляется не только веками, но и десятками веков. Об одном из таких инструментов — флейте ди — и говорится в этой статье.

Этому музыкальному инструменту не менее 8 тыс. лет, что подтверждено недавними археологическими раскопками в районе провинции Чжэцзян. Эти раскопки отвергли гипотезу о среднеазиатском происхождении флейты ди, которую якобы завезли в Китай незадолго до начала современного летоисчисления (примерно за 100 лет до н. э.).

Особенности

Древняя китайская ди (дицзы) относится к поперечным флейтам, так как рабочее отверстие («свисток») для вдувания воздуха изо рта музыканта у неё находится сбоку трубочки. Игровые отверстия так же размещены в один ряд после свистка по длине инструмента (ближе к краю). Кроме этих мелодических отверстий, имеется ещё одно, которое называется «димо». Оно во время игры перекрывается тончайшей плёнкой и выполняет функцию мембраны, влияющей на звучание флейты. Димо находится отдельно — между свистком и игровыми отверстиями.

Дицзы изготовляется из цельного отрезка бамбука или тростника, бывают модели из кости, металла и даже камня. Тростниковая и бамбуковая флейты обычно в нескольких местах перетягиваются рядами прочной нити для защиты стволов (корпусов) от пересыхания, а затем покрываются лаком.

Есть и другие названия китайской поперечной флейты (дизи, хенгди). Кроме того, инструмент имеет 2 разновидности — цюйди и банди. Вторая из этих разновидностей настроена на более высокий звук.

Звучание

По своему устройству и принципу действия дицзы мало чем отличается от европейской флейты, а вот звук её напоминает, конечно, китайские национальные мотивы. Бамбук славится хорошими резонаторными особенностями, поэтому флейта из этого материала звучит звонче, нежели из металла, кости или камня. Но это только в том случае, если установлена мембрана. Заклеив мембранное отверстие изолентой, можно получить лишь обычный звук флейты, без «китайского» зудящего колорита.

Ди настраивается на звуки мажорной диатоники. Инструмент имеет довольно сочное звучание, которое обеспечивается встроенной внутри тростью и поддерживается традиционным китайским зудом мембраны. В общем, звучание необычное, а диапазон флейты довольно широкий — более двух октав. Это позволяет использовать дицзы в самых разнообразных оркестровых композициях.

Как играть?

Игра на флейте подразумевает зажимание пальцами обеих рук определённые комбинации отверстий (клапанов), за счёт чего изменяется звучание инструмента. Естественно, на каждый издаваемый флейтой звук существует своя аппликатура (пальцовка).

Для начинающих флейтистов в первую очередь необходимо изучить пальцовку.

В помощь этому процессу разработаны разные схемы аппликатуры, а также варианты извлечения даже одной и той же ноты. Имеются еще различные технические нюансы с дыханием, прямым и угловым выдыханием потока воздуха через рабочий клапан (свисток), слайдовая и трельная техники пальцев, языковая техника. Но последнее всё для новичка пока что недоступно.

Начинающему музыканту нужно научиться выдувать ноты: сначала каждую по отдельности, изучая аппликатуру, а затем извлекать их по очереди, двигаясь по основному звукоряду от самой низкой ноты до верхней в пределах диапазона.

В современной исполнительской практике существуют флейты дицзы разных строев.

Эти строи обычно обозначают с помощью латинских буквенных наименований соответствующих нот.

Наиболее распространены следующие строи ди:

На флейте строя «До» (C) нужно закрыть пальцами левой рукой 3 из 6 отверстий, чтобы по высоте получить звук, соответствующий ноте «До» первой октавы. Последовательно закрывая пальцами правой руки остальные 3 отверстия, мы спустимся от «До» первой октавы к «Соль» малой октавы, и это будет самая нижняя нота в данном инструменте.

Все остальные ноты в этом и любом другом строе инструмента можно изучить по графическому типовому изображению ниже, в котором нужно понять, что номера ступеней (конкретных звуков берутся от ноты строя инструмента).

В строе «До» 1-я ступень — это и есть нота «До», 2-я — «Ре», 3-я — «Ми», 4-я — «Фа» и так далее.

Источник

Как научиться играть на бамбуковой флейте?

Вы можете записаться на мастер-класс где получите навыки интуитивной игры на бамбуковых флейтах — дыхание, звукоизвлечение, постановка рук.

Игра на бамбуковой флейте — обучение с нуля: звукоизвлечение (артикуляция, вдув, сигнал, аппликатура). Основные ошибки при игре на флейте.

В этой статье — рекомендации, которые помогут начать играть на бамбуковой флейте с нуля. Обучение — процесс творческий. Поэтому информацию ниже стоит воспринимать как дружескую и энергетическую поддержку, толчок к увлекательному путешествию. Но не как догму. Пробуйте, эксперементируйте, наслаждайтесь!

Дыхание играет ключевую роль в звукоизвлечение. Оно влияет и на качество звука, и на состояние, которое дает флейта. Важно, чтобы вдох был глубоким, а выдох — ровным. Чтобы работала диафрагма.

Упражнение на открытие дыхания (стоя или сидя, спина прямая) — это упражнение открывает грудную клетку, опускает дыхвние в живот и «включает» диафрагму.

1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку.
(Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)

В рисунке допущена неточность: базовое положение головы — прямо. Наклон головы вперед используется для игры дополнительных нот (полутонов).

Вдув (направление потока)
Верхний край флейты выполняет функцию рассекателя воздуха — часть воздуха идет внутрь флейты, часть — наружу. Соотношение внутрь-наружу где-то 50 на 50. Найти нужный угол (при котором флейта звучит) можно найти чуть приподнимая или опуская флейту.

Положение флейты относительно тела
Флейта находится под углом 45 градусов по отношению к телу. (опять-таки — это скорее ощущение, которое приходит во время игры, чем строгая геометрия)

Извлечение сигнала

Чтобы добиться чистого и ровного сигнала, потребуется некоторое время. Но в общем — это не так сложно, как кажется. Все что нужно — внимание и практика.

Общие рекомендации
Возьмите флейту в левую рукуГубы и нижняя челюсть — в положение «улыбка флейтиста»Плотно приложите флейту к губам, оставив открытым отверстие для вдува (флейта примерно под 45 градусов к телу)
Дуньте, направляя воздух на верхний край флейты (рассекатель).

Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть).

Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.

Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению.

Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.

Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание!

Все, наверное, хоть раз дули в бутылку, в какой-то момент бутылка начинала вибрировать — появлялся звук. Звукоизвлечение на бансури — очень похоже: губы образуют щель, через которую равномерно поступает воздух. Воздух поступает на вдув, закручивается внутри флейты — возникает вибрация. То есть — звук. Если дунуть сильнее (передув) — флейта переходит на вторую октаву (т.е. звук становится выше и звонче)

Есть обучающий фильм, который очень рекомедую скачать: Learn to play flute (Indian Bansuri).

При игре на бансури важную роль выполняют большие пальцы — они, как опоры моста, держат флейту (остальные пальцы только слегка ее придерживают). Важно найти удобное и устойчивое положение, это даст остальным пальцам больше свободы и расслабленности в игре.

Постановка примерно как на китайской сяо, только более основательная, янская. Что неудивительно, если вспомнить, что первыми игроками были самураи, вложившие мечи в ножны и взявшие в руки флейту.
Первое отверстие от сигнала (свисток) находится на обратной стороне флейты и зажимается большим пальцем левой руки. Указательный и безымянный пальцы левой руки закрывают верхние 2 отверстия от свистка, а пальцы правой руки —указательный и безымянный закрывают 2 нижних отверстия.

Объединяющее упражнение: сигнал + основные ноты.

Как только вы освоили сигнал (по крайней мере — флейта издает звук при всех открытых отверстиях) и пальцы уверенно закрывают отверстия (желательно — без подглядывания), попробуйте объединить сигнал и основные ноты. Принцип упражнения — издавая звук закрывать отверстия сверху-вниз (начиная с ближнего к вдуву), без пропусков (как показано на аппликатуре ниже).

Упражнение 1
Заключается оно в том, чтобы играть Са-Ре-Га-Ма-Па-Дха-Ни-Са. Т.е. все ноты по порядку.

Что дает это упражнение?
Во-первых — пальцы привыкают к расположению отверстий (что важно — поскольку отверстия находятся вне поля зрения).

Во-вторых — отрабатывается переход на вторую октаву (она начинается с Ма). Переход на вторую октаву получается в результате передува (на сколько сильнее дуть — зависит от флейты и определяется опытным путем)

Упражнение 2
(Усложненный вариант упражнения 1)

Играется так: каждая нота берется три раза Са-Ре-Са, Ре-Га-Ре и т.п.. Важно: начинайте играть медленно, постепенно увеличивая темп. Такой подход даст качественный скачок технике игры.
И в обратном порядке. Это не сложно — главное, понять принцип.

lПереход в верзний регистр при игре на любой флейте — момент важный и деликатный.

Если переход — плавный, то мелодическая линия сохраняет целостность и единство. Он может достигаться как положением пальцев (когда ближнее к свистку отверстие приоткрывается полностью, нополовину, и иногда и на четверть — работа для большого пальца:-), так и передувом. Возможна и их комбинация (чаще всего — именно так).

Будьте творческими в этом процессе. Пробуйте различные варианты. Аппликатура — лишь руководство к дейтсвию, подсказка.

Губы трубочкой
Довольно частая ошибка — губы трубочкой (особенно если человек до этого играл на кларнете или саксофоне). Механика такова: складывая губы трубочкой, мы делаем поток воздуха «круглым» и более рассеянным — теряется концентрация воздуха и, соответственно, плотность звука. (Конечно, потренировавшись, можно зазвучать и так, но КПД при этом сильно падает).

Задув
Задув — это неверное направление воздушного потока (а именно — весь или почти весь воздух задувается внутрь флейты). В результате — вместо звука появляется шипение. Как это избежать — см. пункт «вдув»

Напряжение в теле и как это влияет на звучание

  • Напряжение в шее сужает поток выходящего воздуха, звук становится сухим, необъемным, сдавленным.
  • Напряжение в руках (пальцы, предплечья, плечи) вносит в звучание неровность, мелодия перестает течь. К тому же играющий быстро устает.
  • Напряженние в дыхании — сразу слышно в звучании, звук теряет ровность, становится немного «блеющим»

Источник

Китайская музыкальная грамота, или очередное моё «как глубоко ведёт эта кроличья нора?»

В музыкальной школе я не учился, но дома есть блок-флейта, уже больше 5 лет. Это такая дудочка со свистком. И хоть я играть сложнее «Жили у бабуси два весёлых гуся» не умею, но недавно вот прямо захотелось какую-нибудь поперечную. Приглянулись бамбуковые китайские, что продаются на алиэкспресс. Буквально, это кусок бамбука, с отверстиями, одно из которых заклеивается плёнкой для дребезжащего звука. Если кому захочется попроще — индийский вариант подобной штуки называется бансури. Дизи выглядит примерно так:

Предположу, что многие видели мультфильм «Заколдованный мальчик» 1955 г. по сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Так вот, мелодия, которую играет Нильс, спасая город от крыс, называется «Forest rhapsody» в обработке В. Юровского, она же 森林狂想曲 (да, я умею копировать иероглифы). Как её научиться играть? Ответ очевиден — нужны ноты, которые потом следует перевести в табы («распальцовку»), которую уже и заучивать. Это потом, с опытом, процесс происходит на лету, а пока — так. Поиск по «Нильсу крысолову»дал только нарезку на ютубе, а вот с «лесной рапсодией» всё сложнее. Поиск по иероглифам ноты выдаёт вообще без проблем, но выглядят они примерно так:

Что? И это — ноты?! Оказывается, у них — да. Кто не верит — сами поищите по 森林狂想曲 直笛

На деле всё не так уж сложно: просто сопоставляется do-re-mi-fa-sol-la-si с цифрами 1-2-3-4-5-6-7 примерно как и C-D-E-F-G-A-B. Есть одна очень существенная тонкость: если в привычной нам записи «кружочек на добавочной линии снизу» соответствует ноте «до«, то здесь «1» соответствует той ноте, которая указана возле размера такта, в примере это 1=G. Поэтому транспонирование на уровне нот заключается только в смене этой буквы! А вот большинство других обозначений, такие как украшательства, трели, и подобное — используются из привычной большинству системы записи. Переход на октаву(изменение частоты в два раза) вверх или вниз обозначается необходимым количеством точек сверху или снизу. Все ноты записываются по умолчанию как четвертные, а деление их на части осуществляется необходимым количеством подчёркиваний снизу. То есть 3 подчёркнутаяэто не что иное как ми 1/16. Паузы обозначаются нулями. А как же обозначать целые? Видите конец первой строки, 4-го такт? Это как раз оно и есть: ми (если считать от «до) ниже на октаву длительностью в 4/4. Для лиги лени подробно на английской вики.

Дубликаты не найдены

Лига музыкантов

1.4K постов 3.8K подписчиков

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном — ограничений и правил не будет.

. пленка каноничная антивампирская или пищевой стретч? Звук в студию! А то мож на этой Ди нестрояк по отверстиям..

Каноничная, антивампирская: продавец плёнки немного и кусочек клея в комплекте выслал. Но клей при высыхании трескается, поэтому приклеена на сок чеснока. Возможно, это из-за сухого воздуха. Звук на сотовый, какой получился https://yadi.sk/d/MoyuNcGYCHuD2Q

мдя. звук узасен) Канал промаслен, полирован?

Нет. звук ужасен из-за записи или из-за инструмента? Или со звукоизвлечением всё ужасно? Могу я попросить запилить руководство, хотя бы минимальное?

Ну и звук вашего инструмента тоже хотелось бы услышать.

. звук именно МОЕГО инструмента?))) Так нет у меня инструмента. Те, что были — раздарил, а новых пока не делал. Могу звук сякухати, хотику, кены, кеначо, бансури записать, есть даже хай- и лоу-вистлы. Есть бёмка. А вот дизи нет. Советы — льняное масло в канал ствола, три дня сушки, полировка. Убрать мелкой шкуркой весь ворс и лохмотья с отверстий и амбушюра. Проверить муфту, чтобы не травила. Пленку на «жужжалке» слегка проминаем, чтобы не была сильно натянута. Со звуком работаем, пока он не утратит «песок», станет «круглым» и «гладким». Как бы. все.

Эм.. столько всего! Дорабатывать не рискнул, потому как боюсь сделать хуже(испортить вообще). На что обратить внимание? Насколько мелкой должна быть шкурка? Масло по мере впитывания? Не лопнет(там укрепляющие нитки есть)? Полировать чем и как?

Да, вашего инструмента. Если ди нет — бансури вроде близок, только без удлиняющей части и плёнки? Тогда его. Как вас в других местах найти? VK, blf ?

. по порядку: дорабатывая, Вы ни разу не рискуете, ибо сферический господин в вакууме по фамилии Ли всегда понимает, что дудка пойдет на экспорт за копейки, играть на ней, в большинстве случаев, будут от только первую пару-тройку дней, а потом повесят украшения хипстерского жилища ради, поэтому особо не старается в смысле музыкальности. Главное — красивый нитро- или алкидный лак поверху, херова туча непонятных варвару иероглифов и яркий кутасик. Шучу. но доля правды в моих словах есть.

Шкурка — самая мелкая. Сворачиваем из нее трубочки и правим аккуратно (очень аккуратно) отверстия и амбушюр. Для выглаживания канала ствола можно использовать мелкий скотч-брайт, закрепленный нитью на деревянном прутике (три четыре десятка неторопливых проходов по всей длине ствола) или проосто грубую ткань, посыпанную толченым мелом (аутентично, но пыльно, долго и демотивируще). После шлифовки ствола заклеиваем отверстия скотчем и заливаем в ствол льняное масло (предварительно нагретое почти до кипения и охлажленное перед использованием). ВМИНАНИЕ! ЛЬНЯНОЕ МАСЛО ПРИ НАГРЕВАНИИ ПАХНЕТ КАК РЫБИЙ ЖИР! Возможно ворчание совместно проживающих.

Залили масло, подождали пять минуток, масло слили, удалили излишки масла снаружи и изнутри дудки, оставляем изделие в покое на три-четыре дня для полимеризации масла. Потом берем тряпочку на палочке и полируем аккуратно ствол до блеска. КАК БЫ ВСЁ.

Бансури здорово отличается от дизи: материалом, звуком, философией и даже строем и устройством.

Источник

Оцените статью