Расположение нот на нотоносцах
Упражнение. Попробуйте называть ноты в тех упражнениях, которые мы с Вам пытались подобрать на слух на прошлых занятиях. Лучше, если Вы будете петь названиями нот. В музыкальных школах такой предмет (пение по нотам) называется сольфеджио.
Фрагмент фортепианной клавиатуры. Напоминаю, что нота до первой октавы на находится посередине клавиатуры.
Примеры для исполнения мелодии в обоих ключах разными пальцами (не связно).
Немного теории. Более подробно это будет рассматриваться в одноименном разделе наших занятий.
Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками: правой рукой — ноты, помещенные на верхнем нотоносце, а левой рукой — на нижнем. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.
Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполняется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.
Например:
В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.
Попробуйте разобрать два упражнения, играя двумя руками. Не торопитесь, играйте ровно.
Поверьте, ничего зазорного не будет, если Вы иногда будете заглядывать на предыдущие занятия, для того, например, чтобы вспомнить, что такое аппликатура, как надо сидеть за инструментом и других мелочей, необходимых для более-менее успешного обучения.
Для того, чтобы музыка ЗАЗВУЧАЛА, мало оттарабанить по клавишам нотный текст. Так и я сам могу, а Вам надо оживить музыкальное произведение. Неважно, какой степени трудности оно. Можно красиво сыграть и детскую пьеску, а можно изуродовать прекрасную музыку. Для этого мы сегодня познакомимся с динамическими оттенками.
Послушаем Прошу учесть, что динамические оттенки в этом упражнении я немного «утрировал», чтобы Вам было более понятно. Этюдом называется пьеса технического характера, а иногда и просто упражнение, представляющее собой законченное музыкальное построение. Очень полезно прохлопать (я имею в виду ладошками) ритм пьесы, считая вслух.
С первых же номеров игры необходимо точно соблюдать указанной аппликатуры (не от делать же нечего я с такой любовью проставляю циферки над нотами). Поймите, это является первостепенным условием воспитания рациональной техники исполнения. Постепенно Ваши пальчики сами будут находить нужную ноту правильно.
Добивайтесь осмысленной фразировки и объединения отдельных звуков в маленькие фразы. Особое внимание нужно обращать на нюансировку, соответствующую строению мелодии и ударным слогам в словах. Параллельно с изучением пьес и этюдов полезно играть различные упражнения, помогающие овладеть теми или иными пианистическими приемами. Играя их, Вы сможете сосредоточить свое внимание на технически правильном выполнении задания, используя полученные при этом навыки для исполнения пьес и этюдов. Постарайтесь сами придумывать различные варианты упражнений в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе занятий. Это могут быть упражнения
на поступательное движение:
на переносы руки:
на скачки:
на правильную постановку первого пальца:
на укрепление слабых пальцев — четвертого и пятого:
Напомню, что Вы должны подбирать упражнения от разных звуков, приучаясь играть не только на белых, но и на черных клавишах. Целесообразно играть упражнения, применяя различную аппликатуру. Левой рукой упражнения следует исполнять окавой ниже. Другой принцип составления упражнений состоит в вычленении трудных мест из пьес и этюдов и их транспонирование. Этот принцип очень эффективен и должен применяться не только на ранних, но и на последующих этапах обучения, особенно пря работе над виртуозными пьесами и этюдами. Помните что при всей важности игры упражнений ими не следует переружаться. Упражнениями занимайтесь в умеренных дозах, но и не забывая об их огромной пользе. Прежде чем перейти к следующей теме, хочу дать Вам небольшой совет для развития пальчиков. При поездке в общественном транспорте, или еще где, когда у Вас появляется свободное время, представьте себе, что Вы играете на клавиатуре. Вот и нажимайте пальчиками. Кроме развития пальцев еще появляется навык сольфеджио, то есть звучание нот в голове, при условии, что Вы будете «импровизировать» игру на инструменте осознанно, представляя мысленно каждую нотку.
Источник
Развитие техники игры левой рукой
Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.
Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор
Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре
Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.
Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.
Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.
При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:
- Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
- Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
- Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).
Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.
Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).
Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.
Рис. 3. Упражнение 1
Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.
Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.
Рис. 4. Упражнение 2
Упражнение 3. Волнообразное движение.
Рис. 5. Упражнение 3
Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.
Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.
Рис. 6. Упражнение 4
Старайтесь играть это упражнения ровно.
Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.
Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..
Попеременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.
Одновременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.
Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.
Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.
Рис. 7. Упражнение 8
Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.
После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.
Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий
Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.
Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.
Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.
Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов
Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.
Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.
Рис. 10. Трезвучие и его обращения
Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.
Рис. 11. Упражнение 9
Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.
Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:
- подключите синтезатор к компьютеру
- откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
- выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
- сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.
Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.
Рис. 12. Волновые формы
Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.
Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:
- Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
- Правильно распределить аккорды по долям ритма
- Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
- Играть последовательность аккордов циклически, без остановки
Источник