Ноты для лиры 16 струн

Обучение игре на лире

СЕМИНАР «ЛИРА В ПРАЗДНИКАХ РОЖДЕСТВА».

Я, Жарова Наталья Борисовна, профессиональный музыкант и педагог, последние годы часто провожу семинары по обучению ИГРЕ НА ПЕНТАТОНИЧЕСКОЙ ЛИРЕ.

Пентатоническая лира — струнный инструмент, имеющий только 7 струн.

Он прост в освоении, развивает слух и потребность в пении.

Пентатоническая лира имеет особый строй (набор струн), который отвечает потребностям детей дошкольного возраста, а также хорош для будущих мам, а также бабушек. Он упорядочивает жизнь многодетных семей и вносит в дом умиротворение и гармонию.

Все задания, упражнения и песни будут связаны с темой РОЖДЕСТВА.

  • Вы научитесь правильному звукоизвлечению;
  • прочувствуете мироощущение ребенка через пентатонический строй;
  • соприкоснетесь с основами вальдорфской педагогики;
  • приготовите себя и свою семью к Рождеству;
  • обогатите свой песенный запас рождественскими песнопениями;
  • овладеете простейшими лирными пьесами;
  • начнете рассказывать сказки своему малышу в сопровождении вашей лиры,
  • почувствуете в себе смелость и уверенность в сочинении песенок для своего малыша.

Запись по почте или телефону.

Телефон: 8-916-589-72-96 Жарова Наталья Борисовна

Электронная почта: zilanat@mail.ru

Источник

Ноты для лиры 16 струн

1. (A1 A3 B3)
(A1 A3 A6)
B1. B2. B3.
(A1 A3 A6)
B1. B2.
(A2 A5 A7)
A3. A5. A6. A7. x 3

2. (A2 A5 B2)
(A2 A5)
B1. A7. B2.
(A2 A5)
B1. A7.
(A1 A3 A6)
A3. A4. A5. A6. x 3

3. (A1 A3 B3)
(A1 A3 A6)
B1. B2. B3.
(A1 A3 A6)
B1. B2.
(A2 A5 A7)
A3. A5. A6. A7. x 3

4. (A2 A5 B2)
(A2 A5)
B1. A7. B2.
(A2 A5)
B1. A7.
(A1 A3 A6)
A3. A4. A5. A6. x3

5. (A4 B1 B6)
(A1 A4 B1)
B5. B6.
(A3 A7 B5)
(A1 A3 A6)
(A2 A6 B4)
(A1 A3 A6)
B3. B4.
(A1 A3 B3)
(A1 A3 A6)
(A1 A4 B1)
(A1 A4)
(A1 A4 B1) x 2
(A2 A5 A7)
A6. A3. A4. A5. A6. x 2
A3. A4. A5.

Источник

Ноты для лиры 16 струн

Есть популярные слова, которыми пользуются, не задумываясь об их происхождении. Лирическими бывают стихи, комедии, песни, беседы – но что на самом деле означает этот эпитет? И откуда взялось в разных языках всем понятное слово «лирика»?

Что такое лира

Появлению душевного эпитета и термина человечество обязано древним грекам. Лира – это музыкальный инструмент, игра на котором входила в базовую программу обучения граждан Древней Греции. Количество струн на классической лире равнялось семи, в соответствии с числом планет и символизировало мировую гармонию.

Под аккомпанемент лиры зачитывали хором и сольно эпические сочинения на публике и произведения малых поэтических форм в избранном кругу, отсюда произошло название жанра поэзии – лирики. Впервые слово lyra встречается у поэта Архилоха – находка датируется серединой VII века до нашей эры. Греки обозначали этим термином все инструменты семейства лир, самые известные из них – форминга, которая упоминается в «Илиаде», барбит, кифара и хелис (что значит черепаха на греческом языке).

Старинный струнный щипковый инструмент, по популярности в древней литературе сравнимый с арфой, в современное время известен как эмблема музыкального искусства, международный символ поэтов и военных оркестров.

Устройство инструмента

Округлую форму струнная лира унаследовала от первых изделий, изготовленных из панциря черепахи. Плоский корпус обтягивали мембраной из воловьей кожи, снабжали двумя рогами антилопы или изогнутыми деревянными стойками по бокам. К верхней части рогов крепили штангу-перекладину.

На готовую конструкцию, по виду напоминающую хомут, натягивали одинаковые по длине струны из овечьих кишок или конопли, льна, числом от 3 до 11. Они крепились к штанге и корпусу. Для выступлений греки предпочитали 7-струнные инструменты. Встречались также 11-12-струнные и отдельные 18-струнные экспериментальные экземпляры.

В отличие от греков и римлян в других древнейших средиземноморских и ближневосточных культурах часто использовали резонатор четырехугольной формы.

У более поздних северных европейских аналогов тоже были свои отличия. Самая древняя найденная германская лира относится к V веку, а скандинавская ротта к 1300 году. Средневековая немецкая ротта сделана по тем же принципам, что и эллинские образцы, но корпус, стойки и перекладина выточены из цельного дерева.

История

На картинах и античных скульптурах изображается с лирой Аполлон, музы, Парис, Эрос, Орфей, и, конечно, бог Гермес. Этому обитателю Олимпа греки приписали изобретение первого инструмента. По легенде античный бог-младенец скинул пеленки и отправился красть священных коров у другого бога – Аполлона. По пути вундеркинд сделал из черепахи и палок лиру. Когда кража открылась, Гермес игрой на своей поделке настолько поразил Аполлона, что тот оставил ему коров и забрал себе музыкальную игрушку. Поэтому греки культовый инструмент называют аполлоническим в отличие от дионисийского духового авлоса.

Музыкальный инструмент в виде хомута изображен на артефактах народов Ближнего Востока, Шумера, Рима, Греции, Египта, появляется под названием «киннор» в Торе. В шумерском государстве Уре в гробницах сохранились древнейшие лиры, одна из них со следами 11 колков. В Шотландии найден элемент 2300-летнего подобного инструмента, который выглядит как струнодержатель. Лира считается общей прародительницей целого ряда современных струнных инструментов.

Использование

Благодаря поэмам Гомера, сохранились детали, как музыкальные инструменты участвовали в жизни микенского общества конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Струнную музыку использовали при совместном выполнении работ, в чествованиях богов, общегреческих праздниках, симпосиях и религиозных процессиях.

Поэты и хоры исполняли под аккомпанемент лиры произведения на парадах в честь военных побед, спортивных состязаниях, Пифийских играх. Без сопровождения поэтов не обходились свадебные торжества, пиры, уборка винограда, погребальные церемонии, бытовые ритуалы и театральное действие. Музыканты участвовали в важнейшей части духовной жизни древних народов – праздниках в честь богов. Под перебор струн зачитывались дифирамбы и другие хвалебные гимны.

Обучение игре на лире использовали в воспитании гармоничного нового поколения. На необходимости музыки в формировании личности настаивали Аристотель и Платон. Игра на музыкальном инструменте входила, как обязательный элемент, в образование греков.

Как играть на лире

Держать инструмент было принято вертикально, или с наклоном от себя, примерно под углом 45°. Декламаторы выступали стоя или сидя. Играли большим костяным плектром, свободной рукой приглушая другие, ненужные струны. К плектру присоединяли шнурок.

Настройка античного инструмента проводилась по 5-ступенчатому звукоряду. Техника игры на разновидностях лир универсальна – овладев одним струнным щипковым инструментом, музыкант мог играть на всех подобных. Тем более, что поддерживался эталон из 7 струн во всем семействе лир.

Многоструние осуждалось, как излишество, приводящее к многозвучию. От музыканта в античности требовали сдержанности в исполнении и строгого благородства. Игра на лире была доступна мужчинам и женщинам. Единственный гендерный запрет касался кифары с массивным деревянным корпусом – к обучению допускались только мальчики. Певцы с кифарами (кифароды) распевали стихи Гомера и другие гекзаметрические стихи на специально разработанные мелодические композиции – номы.

Источник

Галльская лира. Руководство пользователя.

Лира — один из древнейших музыкальных инструментов. По непроверенной информации, её изобретателем был сам Аполлон. Лирообразные инструменты широко распространены по всему миру. Галльская лира — старинный кельтский инструмент, сохранивший классический облик своего античного предшественника.

Лира состоит из небольшого полого резонатора и планки с колками, соединённые двумя тонкими стойками.

Вращение настроечных колков по часовой стрелке вызывает повышение тона. За исключением случаев, когда инструментом долго не пользовались, для подстройки достаточно поворота ключа в 5-10 градусов.

На лире используются синтетические струны. В качестве трёх первых струн (начиная от самой толстой) используется 4я струна для классической гитары. Для самой низкой ноты можно также использовать 5ю гитарную струну. Далее стоят 3я, 2я, 4я и 1я струны для укулеле сопрано.

Настройка инструмента.

Лира может быть настроена несколькими различными способами. Заглавными буквами обозначены ноты малой октавы, строчными — первой.

Мажорная пентатоника в ключе соль: G A H d e g a.

Имеет ярко выраженное восточное звучание. Подходит для импровизаций в стиле традиционной китайской музыки.

Мажорная пентатоника в ключе до: G A c d e g a.

Даёт более европейское звучание.

Минорная пентатоника: G A B d d g a.

Позволяет играть красивые печальные мелодии.

Диатонический строй ля минор:

A H c d e f g,

A H c d e f g (мелодический),

A H c d e f g (гармонический).

Содержит все семь нот.

Особенности эксплуатации.

Из за малого размера резонатора и коротких синтетических струн, инструмент, при игре пальцами, звучит тихо. Поэтому, на лирах, с античных времён, играют преимущественно медиатором.

Также лира имеет пару особенностей, с которыми люди, не играющие на традиционных гуслях и смычковых инструментах, скорее всего не сталкивались.

Первое, это отсутствие верхнего порожка. Звучащая часть струны начинается непосредственно на колке. При этом возможен дребезг струны в точке схода о соседний виток, намотанный на колке. В связи с этим намотка на колке должна быть строго в один слой. Последний виток желательно слегка отодвинуть от остальных.

Второе — свободно стоящая подставка.

В отличие от гитары, где подставка (нижний порожек) жестко прикреплён к струнодержателю, в лире она свободно стоит на деке и держится только за счет прижима натянутыми струнами. При значительном натяжении, или ослаблении большого количества струн, подставка наклоняется, как показано на рисунке. Это также может привести к появлению дребезга. Поэтому рекомендуется периодически визуально проверять прилегание подставки к деке. Для лиры, в отличие от гитары, или скрипки, изменение положения подставки даже на сантиметр не критично, поэтому её можно подправлять достаточно смело.

Источник

Ноты для лиры 16 струн

Вы можете приобрести лиру у нас.

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке — Википедии.

Лира — струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Вы что, думали, что я правда нашла информацию только в Вики? Нет, у одного из ЖЖ юзеров я наткнулась на более интереснуюю информацию по данному инструменту, и стремлюсь поделиться ей с вами.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева — реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа — юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры — в современных понятиях это ноты «ми, си, ля, ми», взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева — смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре — Орфей среди фракийцев.
Справа — Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой — плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс — более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих — как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент — форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

Источник

Читайте также:  Ноты для гитары агата кристи
Оцените статью