Г.Михайлов — Самоучитель игры на мандолине и четырехструнной домре
Пособие для учащихся
Г.Михайлов
Самоучитель игры на мандолине и четырехструнной домре
«Государственное музыкальное издательство», 1957г.
номер м26579г
УСТРОЙСТВО ЧЕТЫРЁХСТРУННОЙ ДОМРЫ
Домра — старинный русский народный инструмент, известный в России с XII XIII веков и особенно распространённый в XVI-XVII веках. В 1551 году начались церковные гонения на народные музыкальные инструменты, что привело к временному упадку игры на домре.
В конце XIX века петербургский музыкант В. В. Андреев восстановил и усовершенствовал старинные русские народные инструменты — балалайку и домру, установив для них определённый, квартовый строй, а в начале XX века московский музыкант Г. П. Любимов реконструировал домру, добавив 4-ю струну и изменив ее строй на квинтовый, что значительно расширило ее диапазон.
В настоящее время существуют и используются как в музыкальной самодеятельности, так и в профессиональных оркестрах оба вида домр: четырехструнные (квинтовые) и трёхструнные (квартовые).
Основные части домры имеют те же названая, что и у мандолины, но внешний вид домры несколько иной.
Устройство мандолины
Устройство четырехструнной домры
Хранение инструмента
Настройка инструмента
Посадка, положение инструмента, постановка правой и левой рук
Медиатор.
Извлечение звука
Штрихи.
Запись высоты звуков
Запись длительности звуков, счет
Такты и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Песни для мандолины с аккомпанементом гитары
1. Родина наша Музыка Б. Терентьева
2. Звенит гитара над рекой (баркарола). Музыка Л. Новикова.
3. Лодочка из кинокартины «Верные друзья». Музыка Т Хренникова
4. Песенка о хорошем настроении. Из кинокартины «Карнавальная ночь» Музыка А.Лепина
5. Если любишь меня. Музыка Ю. Милютина
6. Под луной золотой. Из кинокартины. «Новый дом» Музыка И. Дунаевского
7. Прощальный вальс. Из кинокартины «Дочь степей». Музыка Е. Брусиловского
8. Эстонский народный танец
9. Юла. Молдавский народный танец
10. Я калинушку ломала. Обработка С. Туликова
11. Полосынька. Вариации Г Михайлова
12. Марш китайских народных добровольцев. Музыка Чжоу Вей-чи.
13 Любимый Ханой. Вьетнамская народная песня. Запись Хоанг Кома. Обработка В.Мурадели
14. Эхо. Болгарская молодежная. Музыка П. Хаджиева
15. Коло Югославский народный танец.
16. Маленькая Мари. Французская песенка
Скачать ноты
Источник
Ноты для мандолины для начинающих
Автор: Е. Баев
Год: 2007
Издательство: Тверь: —
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Е. Баев. 24 этюда для начинающих музыкантов. Домра, гитара». Редакция партии домры В. Силантьева, Л. Колупаева.
Автор: Г. Зайцев
Год: 2009
Издательство: —
Страниц: 11
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Г. Зайцев. Liber Israfel (Книга Исрафила). Для малой домры и фортепиано».
Автор: Г. Сазонова, В. Сиваков
Год: 2014
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский
Настоящее учебное пособие предназначено обучающимся игре на трехструнной домре. Подбор нотного материала, переложение и исполнительская редакция Г. Сазоновой, В. Сивакова.
Автор: Д. Бранцоли
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Дж. Бранцоли. Этюды-упражнения для мандолины». Исполнительская редакция Н. Розова.
Автор: М. Маслакова
Год: 2016
Издательство: Казань: МБУДО ДШИ №6
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский
В нотный сборник «Ансамбль в музыкальной школе» вошли популярные произведения в переложении для ансамбля домр и фортепиано преподавателя МБУДО ДШИ №6 города Казани Марины Анатольевны Маслаковой.
Автор: М. Маслакова
Год: 2015
Издательство: Казань: МБУДО ДШИ №6
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский
В узком смысле Техника – это скорость и точность пальцев, беглость и ловкость их, то есть всё то, что характеризуется словами: ловко. Чётко, без видимого напряжения.
Техника в широком смысле – это умение исполнителя выразить то, что он хочет выразить (материализовать задуманное в звуках).
Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достичь каких-либо практических результатов. Способность к быстрой игре, конечно, во многом является врождённой. Речь в данном случае может идти об определённых психофизиологических особенностях организма, обеспечивающих необходимую быстроту двигательно-моторных реакций при игре на инструменте.
Другая сторона связана с обучением. Быстро играет тот, кто быстро думает во время игры.
Проблема «техники» непосредственно связана с двигательной стороной, движением рук. Часто трудное место не получается, когда учащийся оказывается неподготовленным в игровом процессе совершить требуемое движение: взять ту или иную ноту, аккорд, последовательность.
На начальном этапе ведущая роль принадлежит выработке основных технических умений и навыков при помощи специальных упражнений.
Данная работа служит целью помочь педагогам в выборе тех или иных технических средств, которые необходимы учащемуся на начальном этапе обучения в музыкальных школах.
Первая часть – это гаммы и упражнения, позволяющие освоить и развить у учащихся навыки владения основными приёмами игры и штрихами. Также, ознакомить с основами позиционной техники, включающей в себя и овладение уплотнённой аппликатурой.
Вторая часть «Этюды» — рассчитана на закрепление технических приёмов, наиболее часто используемых в исполнительстве игры на домре. Изучение этюда следует доводить до возможного на данном этапе исполнительского уровня, то есть играть в указанном темпе, с разнообразной динамикой и осмысленной фразировкой.
Исходя из природных данных, ученик будет с большей или меньшей скоростью овладевать тем необходимым арсеналом средств, технической базой, которая в дальнейшем позволит ему с определённой лёгкостью изучать богатейший нотный репертуар не только своего инструмента, но и скрипичного, флейтового и др.
Автор: А. Белов
Год: 2005
Издательство: М.: самиздат
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается сборник произведений для домры «Дебют» композитора Артема Белова. Рекомендован в качестве педагогического и концертного репертуара для учащихся музыкальных школ и студентов средне-специальных учебных заведений.
Автор: Е. Дербенко
Год: 2011
Издательство: Орел: самиздат
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Евгений Петрович Дербенко — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, один из популярных российских композиторов. В сборник вошли написанные композитором пьесы для домры в сопровождении фортепиано. Предназначен для преподавателей и учеников детских музыкальных школ и школ искусств.
Автор: Е. Халтурина
Год: 2015
Издательство: Яранск: ДШИ
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 6,7 МВ
Язык: русский
В репертуарном сборнике представлено девять разнообразных произведений народной и современной музыки для двух домр с фортепиано. Переложения составлены на основе педагогического репертуара для фортепиано, баяна, домры, балалайки, вокала и приспособлены для исполнения ансамблем домр. Репертуарный сборник выстроен по степени возрастания трудности и интересен для работы в классе, а также для концертного исполнения. В процессе работы над этими произведениями решаются задачи развития исполнительской техники и чувства ритма, расширения музыкального кругозора. Пьесы, представленные в сборнике, можно играть не только в классе домры, но и использовать на уроках аккомпанемента, так как партия фортепиано в переложениях вполне доступна для исполнения учащимися 5-7 классов.
Автор: М. Сафина
Год: 2006
Издательство: Уфа: РУМЦ
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Сборник пьес для дуэта домр и фортепиано. Выпуск 1». Составитель М.П. Сафина.
Автор: И. Дьяконова
Год: 2004
Издательство: Классика-XXI
Страниц: 54 + 98
Формат: PDF
Размер: 5,7 МВ
Язык: русский
«Азбука» восполняет пробел в одной из самых «дефицитных» сфер — репертуаре домриста начальных классов ДМШ и ДШИ. Пособие отражает современную точку зрения на преподавание домры для начинающих, содержит новые подходы к аппликатуре, штрихам, тембровым возможностям инструмента, к сочетанию технических задач с элементами развития слуха.
Музыкальный материал (в большинстве своем ранее не публиковавшийся) выстроен от простого к сложному. Тетради пособия — это путь от первоначальных слуховых и метроритмических представлений до первого концертного выступления, от песенок-попевок, игры соло — к разнохарактерным миниатюрам, ансамблю. Осваивая репертуар «Азбуки», дети знакомятся с различными жанрами и стилистическими элементами.
Автор: В. Ковба, Т. Бурнатова
Год: 2016
Издательство: Челябинск: ЧГИК
Страниц: 38
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Основная цель издания данного сборника – пополнить репертуар в классе ансамбля для студентов средних и высших учебных заведений.
За годы становления и развития исполнительства на народных инструментах большую популярность и общественную значимость приобрела ансамблевая игра. Обучение совместному музицированию заняло достойное место в учебных планах. Интерес к ансамблевой игре заметно возрастает, о чем свидетельствуют результаты различных конкурсов.
Мастерство игры в ансамбле – это не только хорошее владение инструментом, но и умение слышать партнеров.
Хотелось бы надеяться, что данный сборник привлечет к себе внимание с целью расширения учебно-педагогического репертуара в классе ансамбля для средних и высших учебных заведений и обогатит сценический репертуар, создавая предпосылки для повышения качества учебной деятельности педагогов.
Автор: В. Барыкин
Год: 2013
Издательство: Екатеринбург: СКСО
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский
Многолетние творческие контакты связывают уральских композиторов с исполнителями на народных инструментах, дружеские узы стали стимулом к созданию многих сочинений, на которых воспитывалось не одно поколение юных музыкантов Екатеринбурга и Свердловской области.
Цель настоящего сборника — не только переиздание наиболее востребованных в педагогическом репертуаре произведений современных авторов, но и его расширение за счет сочинений патриархов уральской композиторской школы, ставших библиографической редкостью. Перед вами — своего рода маленькая антология уральской музыки для домры и фортепиано.
Большим авторитетом у домристов всегда пользовался Валентин Александрович ЛАПТЕВ (1921 — 1994), который сам неплохо владел инструментом и отлично понимал его специфику. Четыре пьесы, выбранные из разных рукописных источников, в которых широкая распевность сочетается с упругой танцевальной ритмикой, – прекрасное тому подтверждение. Те же фольклорные истоки лежат в основе музыки Любови Борисовны НИКОЛЬСКОЙ (1909 — 1984), две лирические пьесы которой открывают сборник, и Владимира Ивановича ГОРЯЧИХ (р. 1929), но его Каватина потребует еще и романтической полноты звучания.
Иная сфера музыкальной образности предстает в Двух вальсах Леонида Иосифовича ГУРЕВИЧА (р. 1936). О том, что у домры есть западный сородич — мандолина — напомнят виртуозные пьесы Сергея Ивановича СИРОТИНА (р. 1941). Вокальная природа интонирования, имеющая прообразом старинную оперу, лежит в основе Арии Михаила Ивановича СОРОКИНА (р. 1948).
Более свежий взгляд на домру как традиционно русский народный инструмент демонстрируют екатеринбургские композиторы Андрей Борисович БЫЗОВ (р. 1953) и Елена Николаевна САМАРИНА (р. 1955).
По сложности пьесы сборника адресованы в первую очередь учащимся музыкальных школ. Надеемся, что издание будет интересно не только юным исполнителям и их педагогам, но и всем, кто интересуется уральской музыкой.
Автор: З. Рассохина, Н. Чернига
Год: 2015
Издательство: Яранск: МБОУ ДО ДШИ
Страниц: 68
Формат: PDF
Размер: 4,9 МВ
Язык: русский
Сборник по аккомпанементу предназначен для учащихся фортепианных отделений средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. В сборник вошли произведения для домры в сопровождении фортепиано. Разучивание и исполнение несложных пьес, представленных в сборнике, поможет ученикам-пианистам приобрести умения и навыки аккомпанирования, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской, зарубежной и современной музыки, а главное — развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с солистом.
Нотный материал в сборнике выстроен по принципу постепенного усложнения.
Представленные произведения разнообразны по стилям, отличаются яркими музыкальными образами. Ряд пьес имеет выраженный концертный характер. Работа в классе аккомпанемента будет интересна и увлекательна.
Автор: Г. Портнов
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Страниц: 22
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский
Творчество ленинградского композитора Георгия Портнова — это мир светлых и ясных чувств, словно прорвавшихся сквозь преграду юношеской застенчивости. Здесь нет открытых страстей, громких слов. Все озарено теплой и ласковой улыбкой, немножко грустной, немножко наивной. Конечно, есть в его творчестве — в его песнях, опереттах, музыке к многочисленным театральным постановкам и кинофильмам — и другие образы, другие настроения. Но о чем бы он ни писал, на всем лежит отблеск мягкой, задушевной лирики — главной черты его дарования.
Музыка Георгия Портнова завоевала широкую популярность. Его песни поют известные советские исполнители: Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Алиса Фрейндлих, Ирина Понаровская, Виктор Кривонос, детские хоровые коллективы, военные ансамбли. Его музыка звучит в спектаклях Аркадия Райкина. Его оперетты ставятся во многих театрах страны. Где бы ни выступал композитор — в самом большом концертном зале Ленинграда «Октябрьский» или в клубе, у студентов Саратова, у моряков Тихоокеанского флота или у школьников Еревана и Вильнюса,— везде, как старых знакомых, встречают песню «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь. », проникновенно воспевающую красоту родного города, или шуточную арию беззубого старенького серого волка «Я когда-то страшным был. », танго «Волны» или песенку хлопотливой прачки Ухти-Тухти, песню «Старинные вальсы» или героическую балладу «Ты лети, лошадка».
В настоящее издание вошли пять пьес композитора для домры и гитары. Для широкого круга любителей музыки.
Автор: А. Цыганков
Год: 2014
Издательство: —
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание «А. Цыганков. Пять каприсов в романтическом стиле для домры-соло».
Автор: В. Городовская
Год: 2012-2013
Издательство: Фонд им. М.А. Матренина
Страниц: 80 + 68 + 96
Формат: PDF
Размер: 7,8 МВ
Язык: русский
Вера Городовская — народная артистка России, композитор, солистка Национального академического оркестра народных инструментов России им Н. Осипова. Сочинения Городовской для домры и балалайки и сегодня звучат в России и за рубежом. Они вошли в золотой фонд русской музыки как ее неотъемлемая часть, как важный элемент национальной культуры.
Автор: Е. Подгайц
Год: 2005
Издательство: Музыка
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 4,3 МВ
Язык: русский
Концерт известного российского композитора Е. Подгайца издается в трех авторских версиях партии солиста — для мандолины, балалайки и скрипки. Предназначается для студентов музыкальных училищ, вузов, концертирующих исполнителей.
Источник