Ноты для морин хуура

Морин хуур

Моринхур (монг. морин хуур, бур. морин хуур), распространён в Монголии, регионально на севере Китая (Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.
Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади (монг. морин — ‘лошадиный’), на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.
На шейку натягиваются две струны из конского волоса[2]: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.
На моринхуре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.
Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый моринхур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение моринхура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.
В Европу моринхур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.
В повседневной жизни монгольских скотоводов моринхур имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют моринхур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох, которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.
Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 годa «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм».

Источник

Требует гибкости и плавности

Что нужно знать тем, кто хочет обучаться игре на морин хууре.

Давно хотите научиться играть на морин хууре? Или мечтаете о том, чтобы ребенок освоил популярный этноинструмент, и не знаете, с чего начать? Тогда этот материал для вас. Об особенностях обучения на аутентичном музыкальном инструменте рассказывает музыкант Эрдэм Дымбрылов.

Эрдэм Дымбрылов – участник различных фестивалей и конкурсов международного и межрегионального масштабов, более 20 лет играет на морин хууре. Окончил Сотниковскую школу в 2002 году. После поступил в колледж искусств им П. И. Чайковского по классу «морин хуур» к преподавателю Светлане Гомбоевой, также он учился у опытных наставников – Галсана Ошорова и Булата Цыбикова. В 2007 году наш собеседник приступил к работе в театре «Байкал». Спустя два года начал преподавать в Детской школе искусств №4 в Улан-Удэ.

В 2012-м поступил в Монгольский государственный университет культуры и искусств по программе целевого обучения от Минкульта Бурятии. Затем стал обучать учеников колледжа искусств им. П. И. Чайковского, а с 2018 года возглавил ансамбль моринхуристов этого образовательного учреждения.

Мама плохого не посоветует

Как у всех молодых людей, у Эрдэма после окончания средней общеобразовательной школы возник вопрос, где получить образование. Не последнюю роль в выборе сыграла мама, которая проработала более 20 лет ведущей на радио.

Во время учебы Эрдэм буквально втянулся в процесс и начал смотреть на инструмент по-новому. Начинающий музыкант стал больше заниматься и уделять много времени самоподготовке. С тех пор, по его словам, у него ни разу не возникало желания заняться чем-то другим.

Что, где, когда?

— Многие задаются вопросом, какой же возраст благоприятен для обучения игре на морин хууре?

— Возраст для начала обучения желателен от 9 до 11 лет. К этому возрасту ребенок более или менее сформирован физически и умственно. Но бывают исключения, и дети в более раннем возрасте имеют все данные для начала обучения.

— За какой период ребенок может научиться игре на моринхуре?

— Этот вопрос всегда вызывает интерес у родителей. Все зависит от системной самоподготовки. В самом начале нужно уделять больше времени тому, чтобы аппарат правильно был расположен, если же этому не научиться, в дальнейшем возникает мышечное напряжение, что крайне негативно может сказаться на дальнейшем обучении. Моринхур, как и другие музыкальные инструменты, имеет свои особенности. Все зависит от самого человека, его подход к обучению крайне важен.

— А что касается взрослых?

— Да, многие взрослые хотят обучаться игре на моринхуре. Это возможно, многие моринхуристы берут взрослых учеников. Взрослым, конечно, сложнее. Ведь пальцы у взрослых людей, так скажем, развились. И стали менее гибкими. Моринхур требует гибкости и плавности, этим качествам трудно научиться, это должно быть взращено. Сами понимаете, в любом мастерстве это непреложные истины. Так и здесь.

— Нужен ли свой музыкальный инструмент при обучении?

— Наличие собственного моринхура всегда приветствуется. Если есть свой инструмент, значит, человек имеет системную самоподготовку. Ведь самостоятельная работа – это 90 % успеха в обучении. Если ребёнок хочет начать учиться на этом прекрасном инструменте, родители могут проконсультироваться в близлежащем ДШИ, учат ли в учреждении игре на моринхуре. И, пройдя все необходимые прослушивания, начинать свой долгий путь к вершинам успеха, — рассказал Эрдэм Дымбрылов.

Цена моринхура варьируется от 10 до 60-80 тыс. рублей. Все зависит от материала инструмента.

Обучится игре на моринхуре можно в Детской школе искусств при колледже искусств им. П.И. Чайковского, а также в ДШИ №1, №4, №5, №7, №8.

Один раз в два года в Улан-Удэ проходит фестиваль «Хуурайм наадан». Мероприятие направлено не только на популяризацию игры на моринхуре, но и на развитие народного промысла — изготовление национальных музыкальных инструментов.

Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

Источник

Морин хур — музыкальный инструмент Монголии

Здравствуйте, любознательные читатели.

В этой статье мы расскажем вам о монгольской народной музыке и об одном из уникальных смычковых музыкальных инструментов, при помощи которого она исполняется. Морин хур – музыкальный инструмент, который впервые упоминается в письменных источниках монгольской империи XIII – XIV веков.

Варианты названия

В Российской Федерации тувинцы, буряты и калмыки тоже играют на похожих инструментах, но они имеют несколько другие названия:

  • Игил (чоор) в Туве.
  • Моринхур в Бурятии.
  • Икэл в Калмыкии.

«Мори́н» в переводе с монгольского значит «конь», «ху́ур» — «музыкальный инструмент».

Особенности создания инструмента

Вначале в стране были древние инструменты, из которых мелодия извлекалась при помощи рта: бамбуковые флейты. Затем люди стали замечать, что звук возникает, если две тетивы луков потереть друг о друга.

Морин хуур является представителем следующего поколения за вышеперечисленными и предком современных струнных смычковых инструментов с нейлоновыми и стальными струнами. Точно неизвестно, когда его создали — по некоторым оценкам это было две – три тысячи лет назад; а в своём классическом дизайне, с головкой грифа в виде вырезанной из дерева головы лошади, он появился около тысячи лет назад.

Одним из свидетельств того, что монгольская скрипка, как называют морин хуур за рубежом, пришла из древности, является то, что две её струны были первоначально сделаны из волоса конского хвоста.

Это было связано с обычным образом жизни кочевников, так как иметь такой инструмент мог позволить себе только тот, у кого была лошадь.

Конструкция

Струны символизировали мужское и женское начало и были изготовлены, соответственно, из ста сорока — ста шестидесяти хвостовых волосков скакуна и ста — ста двадцати кобыльих.

Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.

Скакун должен был быть непременно резвым, чтобы придать хорошее звучание инструменту. Мастера, изготавливающие струнные инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.

Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего недюжинного умения и точности.

Несмотря на конструкцию, гармонизирующую «инь» и «янь» начала, считалось, что играть на моринхуре должен мужчина. Однако среди исполнителей нередко встречаются и женщины.

Первоначально корпус инструмента был обтянут сверху и снизу кожей верблюда, лошади, козы или овцы, а резонаторные отверстия находились по бокам. Считается, что этот вид обработки резонаторного ящика лучше сочетается по звучанию с горловым пением, исполнением протяжных песен, биэлгээ – алтайского танца, в котором задействованы кисти рук, плечи и ноги, а также эпических поэм и традиционной татлаги – сольного звучания инструмента.

В тридцатых годах прошлого века монгольские скрипачи начали путешествовать в другие страны. Но кожаный корпус ссыхался под воздействием высоких температур и растягивался под влиянием большой влажности.

Так корпус стал деревянным, а отверстия теперь располагаются в верхней деке и имеют f-образную форму, как у европейских собратьев.

Смычок выполняется из дерева в виде дуги. С него свободно ниспадает пучок конских волос. Их можно зажимать пальцами и регулировать силу натяжения, что влияет на тембр звучания. Весь инструмент чуть больше метра в длину.

Из чего бы ни был сделан морин хуур, есть ряд музыкальных произведений, которые исполняются только в его сопровождении. Прежде всего, это мелодии, где передаётся лошадиный аллюр, символически изображаются животные и звуки, которые они издают, их привычки и поступь.

Легенды о происхождении

Так как лошадь считается священным животным в Монголии, то морин хуур создавался, чтобы воздать хвалу отношениям человека и лошади и подчеркнуть единство их духа. Поэтому звук инструмента сравнивается с лошадиным ржанием (в некоторых музыкальных произведениях оно специально имитируется), а также со степным ветром — он полон тоски и вольнолюбия.

Одно из сказаний о происхождении этого инструмента гласит, что некий пастух по имени Намджил, живший в восточной Монголии, перебрался в западную ее часть в связи с призывом на военную службу. Его голос был таким звонким и так проникал в душу, что местные жители любили слушать его пение и прозвали его Намджил-кукушка.

Он влюбился в красавицу-принцессу и по окончании службы получил от неё в подарок летающего коня, дабы встречаться с ней ночами. Вернувшись к родителям, он три года летал к принцессе, чтобы повидаться с возлюбленной.

В то время по соседству жила одна ревнивая женщина, которая могла разлучать пары и легко заставить людей поссориться. Она заметила необычные свойства коня Намджила и захотела причинить вред юноше.

Ревнивица обрезала скакуну крылья, и он умер. Горюющий пастух смастерил себе скрипку из останков мёртвого друга, чтобы играть трогающие душу и полные боли утраты песни о своём коне.

Другая легенда приписывает изобретение морин хуура мальчику по имени Сухэ. Его господин подло лишил жизни коня, доставшегося мальчику в качестве приза.

После этого дух лошади навестил хозяина во сне и подробно рассказал, как сделать из тела лошади инструмент. С тех пор эти двое больше никогда не разлучались и не были одиноки.

По преданию, даже у Чингис-хана был собственный золотой хуур, к которому он относился с трепетной любовью и готов был подвергнуть казни всякого, кто посмел бы прервать их совместное пребывание. В эру его правления знаменитый уличный скрипач Аргасан играл на этом инструменте, которому выказывали своё почтение как «Государственной золотой скрипке».

Чтя древнюю традицию, монголы поместили «ханскую скрипку» в 1992 году в правительственный дворец.

Области использования

Применение этого инструмента варьируется в зависимости от цели. Морин хуур нужен:

  • Для декоративной цели
  • Чтобы аккомпанировать
  • При сольном исполнении мелодии
  • В ритуалах
  • Для взаимодействия с животными

Если кто-то, навещая семью, играет на их морин хууре, он тем самым выражает уважение к хозяевам. Поэтому овладеть игрой на этом инструменте считается одной из важнейших целей, которую должен ставить себе человек.

С морин хууром нужно обращаться вдумчиво, так как он обладает великой силой. Если играть на нём ночью вне дома, можно вызвать духов. А класть на кровать его вообще не рекомендуется, так как ребёнок будет плакать по ночам.

В древности на нём играли, прямо скача на лошади перед началом битвы. Считалось, что это мотивировало воинов на победу.

В пустыне Гоби принято читать молитвы под звучание морин хуура.

Применение в сельском хозяйстве

Одним из интересных фактов о хууре является то, что он применяется, когда верблюдица-мать отказывается в силу пережитого стресса или иных причин от своего новорожденного малыша. Ей проигрывается мелодия в низких тонах — хоослох — чтобы привязать их друг к другу. Даже если верблюдица умирает в родах, верблюжонка возможно пристроить к другой матери, используя эту технику.

Про это удивительное явление был снят документальный фильм, под названием «Мелодия верблюдицы», который удостоился первого приза на Московском международном кинофестивале в конце XX столетия. Позже к нему был снят римейк «Слёзы верблюдицы», который выдвинули на Оскара уже в начале нашего века как «лучший полнометражный документальный фильм».

Заключение

Этот инструмент является частью наиболее ценного культурного наследия Монголии.

Под аккомпанемент морин хура исполняются монгольские протяжные песни, которые в две тысячи пятом году были включены в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Монголы настолько любят этот инструмент, что хранят его дома в месте, которое находится напротив наиболее священного уголка помещения. Считается, что иметь его очень желательно, что семьи, обладающие им – «полные», а утратившие его – «овдовевшие».

На этом мы прощаемся с вами.

Друзья, мы будем благодарны, если вы поделитесь статьей в социальных сетях!

Источник

Оцените статью